Способ подъема затонувшего объекта

Способ подъема затонувшего объекта заключается в том, что сначала на траверсе с грузозахватным приспособлением закрепляют симметрично продольной оси траверсы блок из вертикально ориентированных ракетных движителей с регулируемой силой тяги. Затем траверсу опускают на дно водоема и размещают грузозахватное приспособление и блок из ракетных движителей по обе стороны от бортов затонувшего объекта. После этого включают ракетные движители с суммарной силой тяги, меньшей веса спускаемого устройства в воде, и размывают донный грунт по обе стороны от затонувшего объекта. Затем соединяют грузозахватное приспособление с затонувшим объектом, снова включают ракетные движители с силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта от дна водоема. После этого переводят ракетные движители в режим работы с суммарной силой тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта в воде одновременно с отрывом затонувшего объекта от дна. После подъема затонувшего объекта и фиксации поднятого затонувшего объекта на базовом судне работающие ракетные движители выключают. Снижается трудоемкость спасательной операции. 2 ил.

 

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов, например атомных подводных лобок.

Известен способ подъема затонувшего объекта (прототип), включающий в себя опускание с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма секционной, последовательно наращиваемой штанги нулевой плавучести, снабженной траверсой с грузозахватным приспособлением, с фиксацией штанги на базовом судне при монтаже очередной секции, соединение секционной штанги с затонувшим объектом посредством захвата, посекционный подъем штанги с фиксацией ее на базовом судне при демонтаже очередной верхней секции и фиксацию поднятого на поверхность водоема затонувшего объекта на базовом судне (SU №885101. Кл. В63С 7/02, 1977 г.).

Однако известный способ характеризуется значительными нагрузками на подъемный механизм, что ограничивает возможности его использования подъемом затонувших объектов небольшого веса, значительной продолжительностью операции подъема, что вызвано малой рабочей скоростью подъема, связанной с необходимостью проведения достаточно трудоемких многоэтапных монтажных работ по наращиванию штанги. Последнее обстоятельство исключает возможность использования способа для быстрого подъема затонувшего объекта со дна моря, например, при необходимости спасения экипажа затонувшей подводной лодки.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности быстрого подъема затонувшего объекта большого веса при значительной глубине водоема при минимальной трудоемкости и продолжительности спасательной операции.

Технический результат достигается тем, что в способе подъема затонувшего объекта, включающем опускание с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма со стальным проволочным канатом траверсы с грузозахватным приспособлением, соединение грузозахватного приспособления с затонувшим объектом, подъем затонувшего объекта и фиксацию поднятого на поверхность водоема затонувшего объекта на базовом судне, согласно изобретению сначала на траверсе с грузозахватным приспособлением закрепляют симметрично продольной оси траверсы блок из вертикально ориентированных ракетных движителей с регулируемой силой тяги с возможностью размещения ракетных движителей по обе стороны от бортов затонувшего объекта, после чего траверсу вместе с ними опускают на дно водоема и размещают грузозахватное приспособление и блок из ракетных движителей по обе стороны от затонувшего объекта, включают ракетные движители с суммарной силой тяги, меньшей веса спускаемого устройства в воде, и размывают донный грунт по обе стороны от затонувшего объекта, после чего ракетные движители выключают и соединяют грузозахватное приспособление с затонувшим объектом, затем снова включают ракетные движители с силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта от дна водоема, а после отрыва затонувшего объекта от дна водоема переводят ракетные движители в режим работы с суммарной силой тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта в воде одновременно с отрывом затонувшего объекта от дна водоема с реверсом, включают подъемный механизм, выбирая слабину стального проволочного каната и корректируя направление движения затонувшего объекта при его подъеме, а после подъема затонувшего объекта и фиксации поднятого затонувшего объекта на базовом судне работающие ракетные движители выключают.

Способ подъема затонувшего объекта поясняется на примере работы реализующего этот способ комплекса, представленного на чертежах, где на фиг.1 показан поперечный разрез по базовому судну, на фиг.2 - вид А-А по фиг.1.

Комплекс для подъема затонувшего объекта содержит базовое судно-катамаран, состоящее из двух корпусов 1 и 2, грузоподъемный механизм 3, выполненный, например, в виде мостового крана и кинематически связанный с помощью стальных проволочных канатов 4 с траверсой 5, которая снабжена грузозахватным приспособлением 6. На траверсе 5 закрепляется симметрично продольной оси 7 траверсы 5 блок из вертикально ориентированных ракетных движителей 8 с регулируемой силой тяги с возможностью размещения грузозахватного приспособления 6 и блока из ракетных движителей 8 по обе стороны от затонувшего объекта 9. При этом максимальное значение силы тяги, развиваемой всеми ракетными движителями 8, принято не меньше максимально возможного усилия отрыва затонувшего объекта 9 от дна 10 водоема 11. 12 - поверхность водоема 11. 13 и 14 - вымоины в донном грунте, образующиеся после предварительного включения ракетных движителей на неполную мощность.

Комплекс для подъема затонувшего объекта действует следующим образом. На траверсе 5 закрепляют блок из вертикально ориентированных ракетных движителей 8. После размещения базового судна 1, 2 над затонувшим объектом 9 с помощью грузоподъемного механизма 3 траверсу 5 с грузозахватным приспособлением 6 и блоком из ракетных движителей 8 опускают на дно 10 водоема 11 до затонувшего объекта 9 и размещают грузозахватное приспособление 6 и блок ракетных движителей 8 по обе стороны от бортов затонувшего объекта 9. Далее включают ракетные движители 8 с суммарной силой тяги, меньшей веса спускаемого устройства (5, 6, 8) в воде, и размывают донный грунт (13 и 14) по обе стороны от затонувшего объекта 9 за счет воздействия на грунт реактивных струй движителей 8. После этого ракетные движители 8 выключают и соединяют грузозахватное приспособление 6 с затонувшим объектом 9. Благодаря предварительному размыву донного грунта вокруг затонувшего объекта 9 облегчается и ускоряется захват затонувшего объекта 9, а также может быть упрощена и удешевлена конструкция грузозахватного приспособления 6. Кроме того, повышается надежность захвата и фиксации затонувшего объекта 9 за счет максимального приближения рабочих органов грузозахватного приспособления 6 к бортам и днищу затонувшего объекта 9. После соединения грузозахватного приспособления 6 с затонувшим объектом 9 снова одновременно включают все ракетные движители 8 в режиме их работы с максимальной силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта 9 от дна 10 водоема 11. Затонувший объект 9, соединенный с траверсой 5 посредством грузозахватного приспособления 6, за счет развиваемой ракетными движителями 8 максимальной силы тяги отрывается от дна 10. После отрыва затонувшего объекта 9 от дна 10 ракетные движители 8 переводят в режим работы с обеспечением ими суммарной силы тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта 9 в воде. При работе ракетных движителей 8 в этом режиме затонувший объект 9 поднимается вместе с траверсой 5, грузозахватным приспособлением 6 и блоком ракетных движителей 8 к поверхности 12 водоема 11. Одновременно с отрывом затонувшего объекта 9 от дна 10 водоема 11 включают с реверсом грузоподъемный механизм 3, обеспечивающий выбор слабины стального проволочного каната 4 и корректировку направления движения на подъем траверсы 5 с затонувшим объектом 9. После достижения затонувшим объектом 9 поверхности 12 водоема 11 и выхода верхней части корпуса затонувшего объекта 9 из воды при продолжающейся работе ракетных движителей 8 в том же режиме подъем затонувшего объекта 9 автоматически прекращается из-за уменьшения влияния архимедовой силы. Поднятый на поверхность 12 водоема 11 затонувший объект 9 фиксируют на базовом судне 1, 2. Во время выполнения этой операции продолжающие работать ракетные движители 8 вместе с подъемным механизмом 3 поддерживают на плаву затонувший объект 9. После того как затонувший объект 9 зафиксируют на базовом судне 1, 2, ракетные движители 8 выключают. На этом процесс подъема затонувшего объекта 9 завершается.

Отличительные признаки изобретения обеспечивают быстрый подъем затонувшего объекта значительного веса с большой глубины при минимальной трудоемкости и минимальной продолжительности спасательной операции.

Способ подъема затонувшего объекта, включающий опускание с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма со стальным проволочным канатом траверсы с грузозахватным приспособлением, соединение грузозахватного приспособления с затонувшим объектом, подъем затонувшего объекта и фиксацию поднятого на поверхность водоема затонувшего объекта на базовом судне, отличающийся тем, что сначала на траверсе с грузозахватным приспособлением закрепляют симметрично продольной оси траверсы блок из вертикально ориентированных ракетных движителей с регулируемой силой тяги с возможностью размещения грузозахватного приспособления и ракетных движителей по обе стороны от бортов затонувшего объекта, после чего траверсу вместе с ними опускают на дно водоема и размещают грузозахватное приспособление и блок из ракетных движителей по обе стороны от бортов затонувшего объекта, включают ракетные движители с суммарной силой тяги меньшей веса спускаемого устройства в воде и размывают донный грунт по обе стороны от затонувшего объекта, после чего ракетные движители выключают и соединяют грузозахватное приспособление с затонувшим объектом, затем снова включают ракетные движители с силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта от дна водоема, а после отрыва затонувшего объекта от дна водоема переводят ракетные движители в режим работы с суммарной силой тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта в воде, одновременно с отрывом затонувшего объекта от дна водоема с реверсом включают подъемный механизм, выбирая слабину стального проволочного каната и корректируя направление движения затонувшего объекта при его подъеме, а после подъема затонувшего объекта и фиксации поднятого затонувшего объекта на базовом судне работающие ракетные движители выключают.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к комплексам для подъема затонувших объектов, например атомных подводных лодок, с больших глубин. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов, например атомных подводных лодок. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к аварийно-спасательной технике, а именно к устройствам для остропки и подъема затонувших объектов, лежащих на грунте. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к средствам спасения судов, терпящих бедствие, и, кроме того, может применяться для подъема затонувших объектов. .

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. .

Изобретение относится к области водных перевозок тяжеловесных негабаритных грузов

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах

Изобретение относится к области средств для судоподъемных и аварийно-спасательных работ

Изобретение относится к системам автоматическою регулирования, а именно к электрогидравлическим системам, предназначенным для обеспечения функционирования спуско-подъемных устройств, обеспечивающих глубоководные работы, например работу водолазного колокола, опускаемого с корабля

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам по подъему затонувших объектов

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способу и устройству для подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне

Изобретение предназначено для подъема подводных лодок, затонувших на глубине, превышающей их длину. Система для подъема затонувших подводных лодок содержит установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи, взаимодействующие с ним средства крепления, содержащие корпус, палец со стопорным механизмом и обухи в верхней части корпуса, и судоподъемные понтоны. Система содержит траверсу, снабженную узлами крепления стропов обухов средств крепления, упорами с приводами, узлами крепления подъемных стропов, на которых один над другим остроплены судоподъемные понтоны. Установленные на прочном корпусе подводной лодки обухи выполнены в виде установленной на шпангоуте пластины с подкреплениями с обеих сторон пластины в ее середине и центральным отверстием. Внутреннее пространство корпуса средств крепления идентично наружному контуру установленных на прочном корпусе подводной лодки обухов. Достигается упрощение конструкции системы для подъема затонувших подводных лодок, улучшается удобство пользования системой. 7 ил.

Изобретение относится к средствам обеспечения подводно-технических работ (ПТР), а также подъема на борт затонувших объектов значительных масс и габаритов в условиях волнения и течения. Предложена волностойкая морская грузоподъемная платформа (ВМГП), которая благодаря понтонам овальной вытянутой вверх формы обладает волностойкостью в надводном положении против волн ограниченной интенсивности при частичном заполнении балластных цистерн и повышенной волностойкостью при полном затоплении всех балластных цистерн и погружении колонн на величину около 1,2 расчетной амплитуды волны. У ВМГП повышена волностойкость в этом положении за счет усовершенствования формы колонн. Для проведения грузоподъемных операций ВМГП снабжена грузоподъемным устройством с двухзвенной схемой спуска и подъема грузов, разработана методика управления им, позволяющая обеспечить необходимый запас плавучести и остойчивости при подъеме и транспортировке грузов. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей волностойкой морской платформы. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к понтонам, которые используются для поддержания на плаву аварийных или поднятых судов при их буксировке к местам базирования. Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов содержит прямостенный корпус, осушаемые отсеки, систему затопления и осушения отсеков, обухи для найтовки и буксировки, горловины для прохода в отсеки с крышками, устройства для остропки с коромыслами, желобы, направляющие для стропов, приспособления для обеспечения плотного прилегания. Приспособления для обеспечения плотного прилегания выполнены в виде упоров-проставок, каждый из которых снабжен сменными вставками и выступами. Форма наружной поверхности упоров-проставок соответствует форме корпуса подводной лодки в месте установки понтона. Г-образные направляющие установлены на корпусе понтона. Выступы упоров-проставок и направляющие снабжены отверстиями для пальцев, с помощью которых упор-проставка фиксируется в рабочем положении на понтоне. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик понтона. 2 ил.

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах. Для выполнения подводных подъемно-транспортных операций включают позиционирование под водой в вертикальной и горизонтальной плоскостях над поднимаемым объектом подъемно-транспортное устройство и опускают его на поднимаемый объект. Перед операцией подъема создают трехмерную модель находящегося на дне подлежащего подъему объекта с находящимся над ним и зафиксированным на дне подъемно-транспортным устройством. Моделируют выдвижение опорных консолей. Проектируют и изготавливают вкладыши в опорные элементы консолей с обеспечением равномерного распределения контактной нагрузки на локальные участки корпуса объекта. При подъеме производят сопоставление реального пространственного положения выдвигаемых опорных консолей с опорными элементами и их вкладышами относительно корпуса объекта с трехмерной моделью. Комплекс подъемно-транспортных средств содержит подъемно-транспортный модуль, группы понтонов с системой подачи в них и сброса из них воздуха, лебедки, устройство захвата поднимаемого объекта и центр управления с возможностью отслеживания и отображения в режиме реального времени пространственного положения поднимаемого объекта. Достигается сохранение целостности корпуса поднимаемого объекта. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх