Гироскопическая индикаторная платформа

Изобретение относится к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и может быть использовано в гиростабилизаторах. Гироскопическая индикаторная платформа содержит гироскоп 1, датчик 2 угла первого канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 2.1 и 2.2, суммирующее устройство 3 первого канала, усилительно-преобразующее устройство 4, датчик 5 момента первого канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 5.1 и 5.2, датчик 6 угла второго канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 6.1 и 6.2, вычитающее устройство 7 второго канала, датчик 8 момента второго канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 8.1 и 8.2. Техническим результатом является снижение времени готовности и повышение точности работы индикаторной гироскопической платформы с повернутыми относительно друг друга осями датчика угла и датчика момента. 1 ил.

 

Изобретение относится к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и может быть использовано в гиростабилизаторах.

Известна индикаторная гиростабилизированная платформа [1], содержащая гироскоп, датчики угла, датчики момента.

Недостатком данного устройства является то, что во время пуска чувствительный элемент гироскопа находится в произвольном состоянии в пространстве, а это увеличивает время готовности и приводит к снижению точности в начале разгона.

Наиболее близкой к заявленному устройству является гироскопическая индикаторная платформа [2], содержащая гироскоп и два канала, каждый из которых содержит датчик угла, датчик момента, усилительно-преобразующее устройство, в состав которого входят последовательно соединенные предварительный усилитель, фазочувствительный выпрямитель, усилитель напряжения, усилитель мощности.

Недостатком данного устройства является то, что в случае, если в каждом канале оси датчика угла и датчика момента повернуты относительно друг друга, снижается сила тяжения датчиков момента, а это приводит к снижению точности в начале разгона и увеличению времени готовности.

Задачами, на решение которых направлено настоящее изобретение, является снижение времени готовности и повышение точности работы индикаторной гироскопической платформы с повернутыми относительно друг друга осями датчика угла и датчика момента.

Поставленные задачи достигаются тем, что в гироскопической индикаторной платформе, содержащей гироскоп и два канала, каждый из которых содержит датчик угла, датчик момента, оси которых повернуты относительно друг друга, и усилительно-преобразующее устройство, включенное между датчиками угла и датчиками момента обоих каналов, согласно изобретению между усилительно-преобразующим устройством и датчиком угла первого канала включено суммирующее устройство, а между усилительно-преобразующим устройством и датчиком угла второго канала включено вычитающее устройство, причем датчики угла обоих каналов подключены ко входам суммирующего устройства первого канала и ко входам вычитающего устройства второго канала.

К существенным отличиям устройства относится введение между усилительно-преобразующим устройством и датчиком угла первого канала суммирующего устройства, а между усилительно-преобразующим устройством и датчиком угла второго канала - вычитающего устройства. При повернутых относительно друг друга осях датчика угла и датчика момента, благодаря предложенному включению, осуществляется векторное сложение сил датчиков момента, при этом результирующий вектор силы будет совпадать с осью возмущающей силы, действующей на чувствительный элемент гироскопа. Это обеспечивает наибольшее усилие удержания чувствительного элемента в нулевом положении, что сокращает время готовности и повышает точность работы.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, где представлена структурная схема устройства.

На чертеже представлены гироскоп 1, датчик 2 угла первого канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 2.1 и 2.2, суммирующее устройство 3 первого канала, усилительно-преобразующее устройство 4, датчик 5 момента первого канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 5.1 и 5.2, средняя точка которых подключена к общему проводу, датчик 6 угла второго канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 6.1 и 6.2, вычитающее устройство 7 второго канала, датчик 8 момента второго канала, состоящий из двух последовательно соединенных и диаметрально расположенных частей 8.1 и 8.2, средняя точка которых подключена к общему проводу.

Находящиеся в непосредственной близости от чувствительного элемента гироскопа 1 две соединенные последовательно диаметрально расположенные части 2.1 и 2.2 датчика 2 угла первого канала подключены к одному из входов суммирующего устройства 3 первого канала и вычитающего устройства 7 второго канала. Выход суммирующего устройства 3 первого канала подключен через усилительно-преобразующее устройство 4 к диаметрально расположенным частям 5.1 и 5.2 датчика 5 момента первого канала. Две соединенные последовательно и диаметрально расположенные части 6.1 и 6.2 датчика 6 угла второго канала подключены к другим входам вычитающего устройства 7 второго канала и суммирующего устройства 3 первого канала. Выход вычитающего устройства 7 второго канала через усилительно-преобразующее устройство 4 подключен к диаметрально расположенным частям 8.1 и 8.2 датчика 8 момента второго канала.

Оси датчиков 2, 6 угла и датчиков 5, 8 момента повернуты относительно друг друга из конструктивных соображений. В связи с тем, что датчики 5, 8 момента могут только притягивать чувствительный элемент гироскопа 1, то необходимо эти датчики разделить на две диаметрально расположенные части 5.1, 5.2, 8.1, 8.2. Датчики 2, 6 угла выполнены по дифференциальной схеме и также разделены на две диаметрально расположенные части 2.1, 2.2, 6.1, 6.2, Датчики 2, 6 угла и датчики 5, 8 момента индукционные, содержащие ферромагнитный сердечник и обмотку, а чувствительный элемент гироскопа 1 выполнен из ферромагнитного материала и не обладает намагниченностью.

В связи с тем, что гироскопическая индикаторная платформа двухосная, то необходимо разместить по окружности вблизи чувствительного элемента гироскопа 1 четыре части датчиков 2.1, 2.2, 6.1, 6.2 угла и четыре части датчиков 5.1, 5.2, 8.1, 8.2 момента. Конструктивно они размещены чередующимися, т.е. рядом с частью датчика угла расположена часть датчика момента.

При замкнутой обратной связи между датчиком угла и датчиком момента в каждом канале через усилительно-преобразующее устройство 4 при действии возмущающей силы по одной оси на чувствительный элемент гироскопа 1 в датчике угла по этой оси появляется полезный сигнал, который после обработки в усилительно-преобразующем устройстве 4 вызывает появление напряжения в соответствующей части датчика момента этого канала и происходит притяжение чувствительного элемента гироскопа 1 к этой части датчика момента. Но так как оси датчика угла и датчика момента канала повернуты относительно друг друга на некоторый угол φ, то сила тяжения этой части датчика момента по оси действия возмущающей силы будет в cos φ раз меньше, а следовательно, и сила тяжения, действующая на чувствительный элемент гироскопа 1, будет меньше. Для увеличения силы тяжения датчиков момента необходимо подавать напряжение одновременно на два датчика момента, при этом будет происходить векторное сложение сил тяжения обоих датчиков.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

На гиромотор гироскопа 1 подают питание, и он начинает вращаться. В связи с тем, что во время пуска чувствительный элемент гироскопа 1 находится в произвольном состоянии в пространстве, одновременно на выходах обоих датчиков 2 и 6 угла будут иметь место полезные сигналы, которые после сложения суммирующим устройством 3, вычитания вычитающим устройством 7 и преобразования усилительно-преобразующим устройством 4 поступают на соответствующие части датчиков 5 и 8 момента. В связи с тем, что оси датчиков 2 и 6 угла каждого канала повернуты относительно осей датчиков 5 и 8 момента, происходит векторное приведение осей путем сложения сигналов датчиков 2, 6 угла по одной оси датчиков 5, 8 момента и вычитания сигналов датчиков 2, 6 угла по другой оси датчиков 5, 8 момента. Преобразованные усилительно-преобразующим устройством 4 сигналы датчиков 2 и 6 угла поступают на соответствующие части датчиков 5 и 8 момента, которые одновременно отклоняют чувствительный элемент гироскопа 1 к нулевому положению. При этом сила тяжения соответствущих частей датчиков 5, 8 момента получается путем векторного сложения сил каждой из двух частей датчиков 5, 8 момента, которая больше, чем сила тяжения каждой части датчика. Например, при действии возмущающей силы по оси У датчики 2.2 и 6.2 угла выдают полезный сигнал, который после сложения в суммирующем устройстве 3, вычитания в вычитающем устройстве 7 и обработки в усилительно-преобразующем устройстве 4 управляет одновременно датчиками 5.2 и 8.2 момента, силы тяжения которых векторно складываются и результирующая сила тяжения действует на чувствительный элемент 1 гироскопа, парируя тем самым возмущающую силу. Аналогично происходит работа по оси Y в другую сторону и по оси X.

Совершив несколько колебаний чувствительный элемент гироскопа 1 занимает нулевое положение. Это сокращает время готовности и повышает точность работы.

Предложенное изобретение использовано в гиростабилизированной платформе и показало хорошие результаты.

Источники информации

1. Индикаторные гироскопические платформы. Под ред. А.Д.Александрова, М., Машиностроение, 1979 г., стр.7-12.

2. Патент РФ №2117915, МПК7 G01С 19/44, 1996 г. (прототип).

Гироскопическая индикаторная платформа, содержащая гироскоп и два канала, каждый из которых содержит датчик угла, датчик момента, оси которых повернуты относительно друг друга, и усилительно-преобразующее устройство, включенное между датчиками угла и датчиками момента обоих каналов, отличающееся тем, что между усилительно-преобразующим устройством и датчиком угла первого канала включено суммирующее устройство, а между усилительно-преобразующим устройством и датчиком угла второго канала включено вычитающее устройство, причем датчики угла обоих каналов подключены ко входам суммирующего устройства первого канала и ко входам вычитающего устройства второго канала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в гироскопических приборах для стабилизации вертикального направления. .

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к системам навигации с гиростабилизированными инерциальными платформами. .

Изобретение относится к определению параметров траекторий нефтяных, газовых, геотермальных, железорудных и др. .

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в гироскопических приборах для стабилизации вертикального направления. .

Изобретение относится к области построения датчиков угловых координат для систем автоматического управления движением, главным образом, в качестве авиагоризонта (вертикали) для летательных аппаратов любого типа.

Изобретение относится к устройствам для измерения углов ориентации летательных аппаратов, а также наземных транспортных средств и других подвижных объектов. .

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для систем стабилизации, наведения и управления, работающих на подвижных объектах. .

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано в измерительных системах и системах управления подвижных объектов. .

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов. Гироинерциальный модуль содержит одноосный силовой гироскопический стабилизатор, на платформе (3) которого размещены два акселерометра (9.1, 9.2) и гироузел, представляющий собой рамку (2) с не менее двумя жестко установленными в ней гиромоторами (1), оси вращения которых параллельны. По оси подвеса платформы (3) установлены системный датчик угла (8) и стабилизирующий мотор, состоящий из не менее двух последовательно соединенных двигателей (6.1, 6.2). Применение не менее двух гиромоторов и не менее двух двигателей позволяет перевести габариты скважинного прибора по диаметру в габариты по длине, а взаимное положение ротора (8.1) относительно статора (8.2) системного датчика угла и статора относительно корпуса выполнено с возможностью обеспечения внешней начальной азимутальной выставки платформы одноосного силового гироскопического стабилизатора гироскопического инклинометра. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к исследованию нефтяных и газовых скважин, в частности к определению углов наклона и траектории ствола скважины. Техническим результатом является повышение точности определения траектории протяженных наклонных и горизонтальных скважин. Предложен способ определения зенитного угла и азимута скважины посредством гироскопического инклинометра, заключающийся в том, что при начальной азимутальной ориентации гироинклинометра и при движении скважинного прибора в скважине непрерывно измеряют напряжение, пропорциональное углу ошибки стабилизации платформы. Полученное напряжение используют при определении угловой скорости по оси чувствительности датчика угловой скорости без погрешности от угла ошибки стабилизации. А указанную угловую скорость используют при расчете азимутального угла осей чувствительности акселерометров на момент окончания начальной азимутальной ориентации. Для реализации предложенного способа разработано устройство, в котором в электрическую схему усилителя канала стабилизации платформы введен дополнительный выход, соединенный с дополнительным каналом обработки информации, введенным в блок цифровой обработки. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для построения скважинных приборов (СП) непрерывных малогабаритных гироскопических инклинометров (ГИ) с автономной начальной выставкой (АНВ) в азимуте для определения координат оси симметрии скважин. Гироинерциальный модуль ГИ содержит одноосный гиростабилизатор (ГС), на платформе (9) которого размещены два измерителя ускорений (13, 14) и трехстепенной гироскоп (12), установленный в поворотной раме (ПР) (5), ось подвеса которой перпендикулярна оси стабилизации (ОС). В режиме измерения ПР (5) повернута в положение, при котором вектор кинетического момента гироскопа (12) перпендикулярен оси подвеса платформы (9), а гироскоп (12) используется в качестве чувствительного элемента ГС. В режиме АНВ ОС устанавливают в вертикальное положение по сигналам измерителей ускорений (13, 14), а ПР (5) разворачивают на 90°, превращая гироскоп (12) в двухкомпонентный измеритель угловой скорости. Платформу (9) вращают с постоянной скоростью, измеряют и записывают угол ее поворота и угловые скорости. По полученным данным вычисляется начальный азимут осей платформы (9). Использование ПР (5) позволяет реализовать в одном приборе алгоритмы измерения, основанные на использовании ГС, и алгоритмы АНВ, основанные на измерении горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли относительно двух осей, что способствует повышению точности определения начального азимута, а следовательно, и точности работы прибора. 4 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах определения пространственного положения летательного аппарата (ЛА) при полетах в сложных метеоусловиях и ночью, когда отсутствует естественный горизонт. Технический результат - повышение надежности. Для этого положение по тангажу и крену определяется с помощью двух раздельных силуэтов самолета. Авиагоризонт с разнесенными по высоте указателями тангажа и крена представляет два прибора в одном корпусе. Первый прибор 1 расположен в верней части корпуса, в котором с помощью силуэта самолета 3 с видом в профиль по шкале 2 сформирован указатель угола тангажа. Шкала прибора разбита на шкалы кабрирования от 0 град. до 180 град. и шкалы пикирования 5 от 0 град. до -180 град. Угол тангажа отсчитывается по указанной шкале против носа силуэта самолета. Второй прибор располагается ниже первого. Прибор с помощью силуэта самолета 6 указывает пилоту крен самолета по типу «Вид сзади». Крен отсчитывается по шкалам 7 с разметкой от 0 град. до 90 град. При этом представлена возможность установки индекса угла атаки 4 на фоне шкалы углов тангажа. 3 ил.

Изобретение относится к инерциальным навигационным системам и может использоваться для определения угловой ориентации подвижных объектов любого типа. Сущность изобретения состоит в совместной обработке измерений датчиков перегрузок и измерений скорости подвижного объекта спутниковой навигационной системой (СНС), при отсутствии датчиков угловых скоростей. Угловые скорости определяют методом параметрической идентификации, минимизируя функционал качества, который формируют из разностей ускорений, полученных путем дифференцирования земных скоростей, измеренных при помощи СНС и ускорений, полученных путем обработки сигналов перегрузки по трем связанным осям ЛА. Устройство, реализующее данный способ, содержит блок датчиков перегрузок, спутниковую навигационную систему, блок определения линейных ускорений, блок формирования матрицы направляющих косинусов, блок определения функционала, блок дифференцирования, блок минимизации функционала, блок определения угловых скоростей, блок определения начальных углов ориентации и интегратор, соединенные между собой определенным образом. Технический результат - упрощение способа, снижение стоимости и повышение точности определения угловой ориентации объекта при отсутствии бортовых измерителей угловых скоростей. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх