Энергодвигательная установка для дирижабля

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств для воздухоплавания. Энергодвигательная установка содержит оболочку с несущим газом, пропеллерную группу с электроприводом, электролизную установку с системой терморегулирования, солнечную батарею, электрически связанную с электроприводом пропеллерной группы и электролизной установкой, электрохимический генератор с системой терморегулирования, электрически связанный с электроприводом пропеллерной группы, блок хранения кислорода и водорода, пневматически соединенный с электрохимическим генератором и электролизной установкой, резервуар с водой, гидравлически соединенный с электролизной установкой и электрохимическим генератором, электронасос. Введены газожидкостный теплообменник с вентилятором, размещенный в оболочке с несущим газом, и внешние теплообменники систем терморегулирования электрохимического генератора и электролизной установки, расположенные в резервуаре с водой, который выполнен с теплозащитным покрытием. Электронасос и вентилятор соединены с электрохимическим генератором. Газожидкостный теплообменник с электронасосом и резервуаром с водой образуют замкнутый гидравлический контур. Изобретение направлено на повышение эффективности. 1 ил.

 

Изобретение относится к технике воздухоплавания и может использоваться при разработке энергоустановок для дирижаблей, преимущественно для высотных дирижаблей (стратодирижаблей).

Разрабатываемые в настоящее время концепции высотных дирижаблей (ВД) предусматривают создание беспилотных крупногабаритных (с объемом ~2000 м3) дирижаблей, длительное время сохраняющих свое месторасположение в стратосфере, на высоте ~20 км. Это превышает потолок высоты для самолетов, а разреженный воздух на этой высоте имеет температуру минус 70°С.

Подобные системы служат для размещения наблюдательных пунктов, предназначенных для мониторинга Земли и атмосферы в хозяйственных и военных целях. Они занимают промежуточное положение между наземными радарными станциями и космическими спутниками.

Единственным восполняемым источником энергии в таких условиях служит лишь солнечное излучение, поэтому на внешней поверхности дирижабля размещается солнечная батарея (СБ). Электроэнергия, вырабатываемая СБ днем, идет как на текущее обеспечение нужд дирижабля (работа пропеллеров, аппаратуры и т.д.), так и на аккумулирование - для обеспечения нужд ВД ночью, когда СБ не работает. При этом в ночное время требуются дополнительные энергозатраты для компенсации потери подъемной силы ВД, поскольку ночью приходит охлаждение оболочки ВД и находящегося в ней несущего газа (Н2 или Не).

Аналогом предлагаемому техническому решению может служить энергодвигательная установка (ЭДУ) дирижабля по патенту США №5348254 от 20.04.1994 г., МПК6: B64B 1/06, B64B 1/58, которая включает в себя солнечную батарею, электролизер воды, вырабатывающий днем водород, и двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который ночью работает на этом водороде, вырабатывая электричество.

Днем энергоснабжение такого дирижабля осуществляется от солнечной батареи, а ночью работу пропеллеров обеспечивает водородный ДВС. Потери подъемной силы в ночное время компенсируются за счет горячих выхлопных газов ДВС (азота), которые направляются в несущую оболочку дирижабля.

К недостаткам такого технического решения можно отнести, в первую очередь, наличие на борту дирижабля водородного ДВС и связанные с этим факторы:

- небольшой ресурс работы ДВС без технического обслуживания;

- сложности, связанные с повторным пуском ДВС в автоматическом режиме (например, при нештатной ситуации);

- возможность детонации водородо-воздушной смеси в цилиндре двигателя;

- необходимость нагревания и компремирования воздуха перед его подачей в ДВС;

- низкий суммарный КПД ЭДУ, обусловленный низким КПД водородного ДВС.

Техническим решением, более близким к предлагаемому и выбранным за прототип, является ЭДУ для дирижабля, описанная в журнале NASA AIAA 2003, №6088, 1st International Energy Conversion Engineering Conference 17-21 August 2003, Portsmouth, Virginia, c.1-8 (копия прилагается). Энергодвигательная установка для дирижабля содержит оболочку с несущим газом, пропеллерную группу с электроприводом, электролизную установку с системой терморегулирования, солнечную батарею, электрически связанную с электроприводом пропеллерной группы и электролизной установкой, электрохимический генератор с системой терморегулирования, электрически связанный с электроприводом пропеллерной группы, блок хранения кислорода и водорода, пневматически соединенный с электрохимическим генератором и электролизной установкой, резервуар с водой, гидравлически соединенный с электролизной установкой и электрохимическим генератором, электронасос. В этом случае использована работающая днем электролизная установка (ЭЛУ), вырабатывающая кислород и водород, и электрохимический генератор (ЭХГ), вырабатывающий из этих газов электричество в ночное время. Тепло, выделяемое агрегатами данной ЭДУ, сбрасывается в окружающее пространство, а потери подъемной силы дирижабля ночью компенсируются за счет подключения дополнительных (вертолетных) пропеллеров.

В отличие от аналога данная ЭДУ имеет большой ресурс работы в автоматическом режиме, поскольку ЭХГ в отличие от ДВС не имеет подвижных частей. В ЭХГ невозможна детонация водорода, и ЭХГ легко меняет режимы работы при автоматическом управлении. Кроме того, КПД ЭХГ (~50÷60%) вдвое больше КПД ДВС.

Недостатком прототипа является невысокий суммарный КПД энергодвигательной установки в целом, особенно в процессе аккумулирования энергии. Если считать КПД ЭЛУ и ЭХГ равным ~50%, то в процессе передачи электроэнергии от СБ к двигательной установке, работающей ночью, по цепочке «ЭЛУ - баллоны с газами - ЭХГ» эффективность установки составляет ~0,5×0,5=25%.

Таким образом, 75% электроэнергии, направляемой днем на аккумулирование, ночью не доходит до ДУ, поскольку превращается в тепло при работе ЭХГ и ЭЛУ. В то же время именно ночью необходима дополнительная энергия для компенсации потери подъемной силы.

Задачей изобретения является рациональное использование тепловых потерь электрохимических агрегатов (ЭЛУ и ЭХГ).

Техническим результатом изобретения является повышение общей эффективности энергодвигательной установки для дирижабля.

Технический результат достигается тем, что в энергодвигательную установку для дирижабля, включающую:

- оболочку с несущим газом;

- пропеллерную группу с электроприводом;

- ЭЛУ с системой терморегулирования (СТР);

- солнечную батарею, электрически связанную с электроприводом пропеллерной группы и электролизной установкой;

- ЭХГ с системой терморегулирования, электрически связанный с приводом пропеллерной группы;

- блок хранения кислорода и водорода, пневматически соединенный с ЭХГ и электролизной установкой;

- резервуар с водой (РСВ), гидравлически соединенный с ЭЛУ и ЭХГ,

- электронасос, введены:

газожидкостный теплообменник (ГЖТ) с вентилятором, размещенные в оболочке с несущим газом, причем электронасос и вентилятор соединены с электрохимическим генератором, а газожидкостный теплообменник - с электронасосом и РСВ образуют замкнутый гидравлический контур, кроме того, в установку введены внешние теплообменники СТР ЭХГ и ЭЛУ, расположенные в резервуаре с водой, который выполнен с теплозащитным покрытием.

Суть предложения заключается в рациональном использовании тепла, выделяемого электрохимическими агрегатами (ЭХГ и электролизером). В отличие от прототипа, где это тепло сбрасывается в окружающую среду, здесь тепло используется для нагревания газа в оболочке дирижабля. При этом передача тепла несущему газу происходит при работающем ЭХГ, то есть в ночное время. Тем самым компенсируется ночное уменьшение подъемной силы дирижабля.

При большом объеме оболочки дирижабля конвективный теплообмен будет слишком медленным и неэффективным из-за теплоотдачи в холодный наружный воздух. Поэтому здесь несущий газ нагревается в процессе принудительной циркуляции (для чего служит вентилятор). Такая мера способствует также продольному уравновешиванию дирижабля.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена принципиальная схема предлагаемой энергодвигательной установки для дирижабля, где обозначено:

1 - оболочка с несущим газом;

2 -электропривод пропеллерной группы;

3 - электролизная установка (ЭЛУ);

4 - система терморегулирования (СТР) ЭЛУ;

5 - солнечная батарея (СБ);

6 - электрохимический генератор (ЭХГ);

7 - система терморегулирования ЭХГ;

8 - блок хранения кислорода и водорода;

9 - резервуар с водой (РСВ) с теплозащитным покрытием;

10 - газожидкостный теплообменник (ГЖТ);

11 - вентилятор;

12 - электронасос;

13 - внешний теплообменник СТР ЭХГ;

14 - внешний теплообменник СТР ЭЛУ.

Сплошными линиями на чертеже обозначены связи, работающие днем, пунктиром - связи, работающие ночью.

В оболочке с несущим газом 1 дирижабля размещен ГЖТ 10 с вентилятором 11, при этом ГЖТ 10 и РСВ 9 образуют замкнутый гидравлический контур, в который входит также электронасос 12. Питание электронасоса 12 и вентилятора 11 осуществляется от ЭХГ 6, в состав которого входит система терморегулирования 7.

Солнечная батарея 5 электрически соединена с электроприводом пропеллерной группы 2 и с ЭЛУ 3, в состав которой входит система терморегулирования 4.

Кроме этого, ЭДУ включает в себя блок хранения кислорода и водорода 8 и РСВ 9, в котором размещены внешний теплообменник СТР ЭХГ 13 и внешний теплообменник СТР ЭЛУ 14. ЭЛУ 3 и ЭХГ 6 соединены с блоком хранения кислорода и водорода 8, а также с РСВ 9 с теплозащитным покрытием.

Работает ЭДУ следующим образом.

В дневное время ЭХГ 6 не работает за исключением своей СТР 7. Электроэнергия, вырабатываемая СБ 5, обеспечивает питание электропривода пропеллерной группы 2 и одновременно направляется в ЭЛУ 3, где проводится разложение воды, поступающей из РСВ 9, а полученные газы направляются в блок хранения кислорода и водорода 8.

Тепло, вырабатываемое ЭЛУ 3, выносится СТР ЭЛУ 4 во внешний теплообменник 14, размещенный в РСВ 9, и вода там нагревается. Часть этого тепла выносится из РСВ 9 в СТР ЭХГ 7 теплообменником 13, чем поддерживает дежурный тепловой режим ЭХГ 6. Основная же часть тепловой энергии накапливается в теплоизолированном РСВ 9.

В ночное время СБ 5 не работает. ЭЛУ 3 не работает, но работает СТР 4, которая поддерживает ее дежурный тепловой режим. Питание электропривода пропеллерной группы 2 происходит от ЭХГ 6, в который подаются рабочие газы из блока хранения кислорода и водорода 8. Реакционная вода ЭХГ 6 собирается в теплоизолированный РСВ 9.

Кроме питания электропривода пропеллерной группы 2 электроэнергия, вырабатываемая ЭХГ 6, используется также для питания электронасоса 12, подающего горячую воду из РСВ 9 в ГЖТ 10, который размещен в оболочке с несущим газом 1. Вентилятор 11, также работающий от ЭХГ 6 и размещенный в оболочке с несущим газом 1, охлаждает ГЖТ 10 потоком этого газа.

В результате несущий газ в оболочке 1 нагревается, что компенсирует повышенный теплоотвод через оболочку в окружающую среду в ночное время.

Таким образом, рациональное использование тепла, выделяемого электрохимическими агрегатами (ЭХГ и ЭЛУ) энергодвигательной установки для дирижабля, позволяет повысить общую эффективность этой установки.

Энергодвигательная установка для дирижабля, включающая оболочку с несущим газом, пропеллерную группу с электроприводом, электролизную установку с системой терморегулирования, солнечную батарею, электрически связанную с электроприводом пропеллерной группы и электролизной установкой, электрохимический генератор с системой терморегулирования, электрически связанный с электроприводом пропеллерной группы, блок хранения кислорода и водорода, пневматически соединенный с электрохимическим генератором и электролизной установкой, резервуар с водой, гидравлически соединенный с электролизной установкой и электрохимическим генератором, электронасос, отличающаяся тем, что в нее введены газожидкостный теплообменник с вентилятором, размещенные в оболочке с несущим газом, причем электронасос и вентилятор соединены с электрохимическим генератором, а газожидкостный теплообменник с электронасосом и резервуаром с водой образуют замкнутый гидравлический контур, кроме того, в установку введены внешние теплообменники систем терморегулирования электрохимического генератора и электролизной установки, расположенные в резервуаре с водой, который выполнен с теплозащитным покрытием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе твердооксидного топливного элемента и, в частности, к системе подачи газа и воды для газов, подаваемых в блок газовой конверсии топливного элемента.

Изобретение относится к системе топливного элемента, имеющей резервуар с жидким водородом. .

Изобретение относится к способу изготовления твердого топливного элемента на основе оксида (SOFC) в течение одного термического цикла. .

Изобретение относится к батарее топливных элементов. .

Изобретение относится к перезаряжаемой энергетической системе (ПЭС) и способам управления перезаряжаемыми топливными элементами (ТЭ) в этой системе. .

Изобретение относится к электрохимическим элементам. .

Изобретение относится к батарее топливных элементов и подвижному устройству с этой батареей. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к энергоустановкам (ЭУ) с электрохимическим генератором (ЭХГ). .

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах (ТЭ) и может использоваться при проектировании автономных, резервных, транспортных энергоустановок, эксплуатируемых в полевых условиях.

Изобретение относится к электрохимическим топливным элементам с твердым полимерным электролитом. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к авиационной технике. .

Изобретение относится к области авиации. .

Изобретение относится к размещению силовых установок на летательном аппарате. .

Изобретение относится к автомобильной промышленности. .

Изобретение относится к системе автоматического управления для воздушного фильтра, используемого в аккумуляторной батарее, и способу автоматического управления для него.

Изобретение относится к транспортному средству с топливными элементами, которые установлены на нем в качестве источника энергии и вырабатывают электроэнергию с образованием воды как побочного продукта.

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к транспортному средству с топливными элементами, которые установлены на нем в качестве источника энергии, генерируют электроэнергию и производят воду в качестве побочного продукта.
Наверх