Способ коррекции психоэмоционального состояния

Изобретение относится к психологии, психотерапии и может быть использовано для коррекции психологического состояния человека. Проводят беседу для выявления проблем, доводят до сведения клиентов правила и условия проведения терапии. Осуществляют арттерапию рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка. При этом клиента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка. Далее с клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом. Проводят вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, и предлагают клиенту сформулировать выводы по решению проблемы, а для закрепления полученной коррекции осуществляют дополнительную консультацию. Способ позволяет создать эффект погружения, обусловленный отсутствием границ рисунка и внешней стимуляции, приводящий к эффекту «инсайта», внутреннего озарения, когда человек за счет погружения в собственные мысли и чувства, не боясь запретов и оценки, создает новые модели и решения для своих жизненных ситуаций. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к психологии, психотерапии и может быть использовано для коррекции психологического состояния человека.

Использование изобразительного творчества в коррекции состояния человека, имеющего жизненные проблемы, широко известно. К. Юнг полагал, что после выявления основных внутрипсихических конфликтов и выражения их через искусство, художественную деятельность человек сможет регулировать свою психическую деятельность, раскрывая скрытые возможности. В связи с этим суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит свое внешнее выражение, доводится до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние пациента (Е.А.Медведева и др. "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании". - М.: Academia. - 2001 - с.7-18).

Известен способ (Патент РФ №2180242 МПК А61М 21/00, А61К 35/78, опубл. 2002.03.10) коррекции психоэмоционального состояния с помощью музыкотерапии путем введения пациента в состояние релаксации и психотерапевтического воздействия, включающего музыкотерапию и ароматерапию, технический результат которого заключается в повышении эффективности воздействия на психоэмоциональное состояние, что достигается созданием аудиообонятельной синергии при прослушивании музыкальной композиции с одновременным воздействием на пациента ароматом, который специально подобран таким образом, что дополняет и усиливает эмоциональный характер музыкального произведения.

Известны способы проведения арттерапии путем рисования, представленные на сайтах http://maqazine.mospsv.ru/nomer12/s07.shtml Московский психологический журнал №12 «Основные подходы и методы психотерапии» и http://www.ref.by/refs/68/39084/1.htm I доклад на тему «Арттерапия».

Эти способы заключаются в проведении беседы с участниками арттерапевтического сеанса, далее в предложении выполнять рисунок на носителях рисунка в виде листов бумаги, индивидуально выделенных для каждого, иногда совместно на одном листе, иногда на одном листе по очереди. Лист бумаги располагается на столе, иногда на полу, также может быть расположен на стене.

После проведения рисования проводится беседа для разрешения внутреннего конфликта участника.

Наиболее близким является способ коррекции психоэмоционального состояния, представленный в материалах сайта http://www.kitezh.org/RUS/index.php?option=com content&task=view&id=41 «Арттерапия как коррекционный метод работы с детьми».

При реализации такого способа проводят разговор с ребенком в виде краткого рассказа о том, что такое арттерапия, объясняют, что занятие арттерапии это не урок рисования, а возможность выразить себя, узнать о себе что-то новое. Сессию арттерапии проводит один терапевт или терапевт вместе с наблюдателем. Когда ребенок приходит на первое занятие, его встречает терапевт и проговаривает ему три простых правила поведения во время занятия:

- не вредить себе;

- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей (в случае, если арттерапия групповая);

- не портить комнату и материалы.

Далее дается основное задание: терапевт говорит ребенку о том, что у него есть час для того, чтобы изобразить все, что он хочет, и тем самым выразить себя. Важной завершающей частью процесса является интерпретация или вербальная оценка ребенком своего рисунка. После того как ребенок сказал, что он закончил работу, ведущий терапевт просит его рассказать о рисунке (формы могут разные: просто рассказ о своих чувствах, описание, придумывание истории на тему рисунка, танец, стихотворение и т.д.). Задача арттерапевта - сфокусировать мысль ребенка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков, - для того чтобы способствовать развитию психологического мышления ребенка.

Для проведения арттерапевтических сессий необходимо иметь одно специально оборудованное место. Комната должна быть опрятна, все материалы должны содержаться в чистоте. Желательно комнату разделить на две части: «влажную» и «сухую», во влажной необходимо иметь раковину; в этой части ребенок может работать с пачкающимися материалами (глина, гуашь, акварель). Если планируется рисовать на полу, то пол должен быть покрыт линолеумом или другим моющимся материалом. Если в комнате находится ковер, можно его покрыть большим куском полиэтилена. Альтернативой рисованию на полу может быть рисование на большом столе или нескольких сдвинутых партах. Рекомендуется иметь следующие материалы: краски (масло, гуашь, акварель, темперу), цветные и простые карандаши, разнообразные фломастеры, пастель, краски для стекла, кисточки разной величины и губки (для раскрашивания больших объемов), стаканчики для воды, глину, пластилин, природные материалы, нитки, иголки, бисер, пуговицы, брошки, куски ткани и меха, наклейки, журналы, фотографии, открытки и пр.

Таким образом, способ терапии заключается в следующих действиях: организуют группу, проводят беседу для выявления проблем, затем проводят рисование, далее осуществляют терапевтическое воздействие и, наконец, обсуждение рисунка с выводами по решению проблемы.

Основным недостатком известных способов коррекции психоэмоционального состояния путем арттерапии рисованием является ограничение возможностей пациента при выполнении рисунка:

- использование рисования на плоскостном носителе, имеющем границы, а именно листе бумаги. Рисование на одной плоскости (лист бумаги или целая стена) является некоторой совокупностью стереотипов и правил, варьируются, как правило, масштаб картины, стиль и средства нанесения рисунка, более того, они обычно известны уже в начале процесса рисования;

- помещение (комната для рисования), в котором происходит психотерапия, оказывает на пациента нежелательную дополнительную стимуляцию (освещение, мебель, дизайн интерьера, предметы, не являющиеся средствами для рисования).

Задачей заявляемого способа является создание такого способа коррекции психоэмоционального состояния, который позволял бы достичь технический результат, заключающийся в создании при терапии эффекта погружения, обусловленного отсутствием границ рисунка и внешней стимуляции, приводящего к эффекту "инсайта", внутреннего озарения, когда человек, погружаясь в собственные мысли и чувства, не боясь запретов и оценки, создает новые модели и решения для своих жизненных ситуаций.

Способ осуществляют следующим образом.

Приглашают одного клиента или формируют группу клиентов; проводят беседу для выявления проблем клиента; доводят до сведения клиентов правила и условия проведения терапии; осуществляют психотерапевтическое воздействие, предлагая клиенту рисовать на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка, при этом клиента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка;

далее с каждым клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом, проводят вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, и предлагают клиенту сформулировать выводы по решению проблемы;

для закрепления полученной коррекции осуществляют дополнительную консультацию.

Объемный носитель рисунков представляет собой помещение, внутренние поверхности которого, а именно стены, потолок, пол, являются поверхностями для нанесения рисунков.

Помещение может иметь форму, например, параллелепипеда или любого многогранника или цилиндра или сферы или полусферы.

Поверхности для нанесения рисунков могут иметь фон любого цвета.

Фон может быть выполнен путем нанесения краски на поверхности.

Фон может быть выполнен путем покрытия стен, потолка и пола, например, бумагой или пленкой или клеенкой или фольгой.

Набор средств для нанесения рисунков может включать в себя, например, краски, кисти, валики, стремянку, костюм для рисования.

Особенностями заявляемого способа является следующее.

I) Отсутствие границ поверхности рисунка.

В отличие от рисования на отдельном листе или на целой стене в случае рисования на поверхностях помещения человек может продолжать свой рисунок со стены на пол, с потолка на стену и т.д. Поверхностью для рисунков является в том числе и защитная одежда самого клиента, которая выдается ему перед процессом рисования.

За счет этого достигаются следующие эффекты:

- вследствие отсутствия привычных ограничений у клиента ослабевают психологические защиты, снимаются барьеры. У него пропадает необходимость действовать согласно социальным стереотипам, ослабевает цензура.

С точки зрения психоанализа, ослабевает контроль со стороны супер-эго. Человек начинает вести себя сообразно своим внутренним желаниям, вопреки запретам;

- вследствие того что все, чего бы ни коснулся клиент, может служить ему поверхностью для рисования, у него исчезает риск что-либо запачкать или сделать что-либо неправильно. У него просто нет возможности выйти за пределы рисунка или испачкать что-то вопреки правилам.

Таким образом, клиент получает возможность спонтанно выражать себя, не задумываясь о том, правильно ли он поступает, и не бояться быть осужденным за что-либо. Это позволяет человеку прорабатывать свои мысли и переживания на предсознательном и бессознательном уровнях; проживать свои детские переживания, не опасаясь "родительских" запретов.

Если же у него возникают чувство вины или опасения за правильность своих действий, с этим можно работать как с его личной проекцией, поскольку внешние запреты отсутствовали.

Клиент находится внутри носителя предполагаемого рисунка, он имеет возможность сделать рисунок "объемным" (т.е. располагающимся в нескольких плоскостях) и, "побыв в нем", еще раз глубже пережить значимые для себя чувства и состояния.

Это позволяет:

- воссоздать в рисунках какую-либо ситуацию, обстановку из прошлого (например, свою детскую комнату) и вспомнить, прожить, проработать те переживания, которые были в тот момент;

- создать в рисунках образ ситуации из желаемого будущего, т.е. визуализировать свои желания и цели и побыть в созданном образе, в новом жизненном сценарии;

- выразить на стенах помещения какое-либо очень сильное эмоциональное переживание (например, страх, боль, гнев, печаль или маниакальную радость).

Спроецировав свое чувство, не дававшее покоя, клиент имеет возможность принять его (особенно, если оно было результатом вытеснения, сопротивления), побыть в нем, пережить и отпустить, покинув помещение для выполнения рисунков.

Именно возможность побыть "внутри" своих рисунков, а следовательно, и переживаний позволяет ослабить и освободиться от чувств, которые ранее захватывали большую часть ресурсов личности. Возможность воссоздать и "окружить" себя каким-либо образом дает эффект сильного погружения, а следовательно, возможность глубокой проработки.

За счет данного эффекта погружения у ведущего (психолога) есть возможность более эффективно работать:

- с переживаниями, воспоминаниями из прошлого;

- с мотивацией, целеполаганием и жизненными сценариями;

- с психологическими травмами, потерями, депрессивными переживаниями и с тяжелыми воспоминаниями.

II) Отсутствие внешних стимулов, принуждающих клиента к каким-либо конкретным элементам рисунков.

В ситуации, когда клиент имеет возможность рисовать лишь на одной из поверхностей комнаты (стол, одна стена, пол) - остальная часть комнаты оказывает на него дополнительную стимуляцию (освещение, мебель, дизайн интерьера, предметы, не являющиеся средствами для рисования).

В отличие от этого в процессе рисования, когда человек помещается в помещение, внутренние поверхности которого, к примеру, однотонно окрашены в белый цвет, ему остается наполнять помещение лишь собственными проекциями и плодами своего воображения.

Фактически данный процесс становится аналогом того, как если бы человек творил с закрытыми глазами (без внешней зрительной стимуляции), продуцируя лишь свои свободные ассоциации. Ссылаясь на теорию психоанализа, можно говорить о том, что процесс рисования в таких условиях аналогичен процессу сновидения. Но при этом в отличие от работы со сновидениями обсуждения рисунков после терапии в таком помещении не осложнены вторичным вытеснением и забыванием снов при пробуждении: все образы, рисунки остаются на поверхностях помещения, несмотря на то, что человек возвращается к их сознательной, словесной проработке.

За счет отсутствия непроизвольной внешней стимуляции в пространстве помещения есть возможность:

- работать с личными проекциями клиента, не искаженными влиянием обстановки в комнате для арттерапии;

- работать с вытесняемым в обычных условиях материалом.

III) Непривычные условия для самовыражения.

Рисование на одной плоскости, будь то лист бумаги или целая стена, является некоторой совокупностью стереотипов и правил. Варьируются, как правило, масштаб картины, стиль и средства нанесения рисунка. Более того, они обычно известны уже в начале процесса рисования. Когда же человек попадает в помещение, в котором ему предложено выразить себя, многие привычные отработанные модели поведения не срабатывают (например, нужно ли рисовать стоя, сидя или лежа на полу?), а, следовательно, он вынужден находить свои идеи, принимать новые решения и проживать происходящее "здесь и сейчас".

При этом клиент, не зная "правильных", общепринятых моделей поведения в данной ситуации, начинает сам создавать свой стиль, выбирая, что рисовать, где, в каком масштабе, чем, как долго и т.д. (Он может брызгать краской на стены или оставлять следы босыми ступнями и ладонями - такие способы рисования не являются "правильными, красивыми и общепринятыми").

За счет отсутствия заданных моделей:

- у клиента есть возможность расслабиться, снять стресс, переключившись на непривычную для него ситуацию;

- у психолога и клиента появляется возможность увидеть и проработать то, как клиент реагирует на новые обстоятельства, на ситуации, в которых необходимо принимать решение. И далее обратить внимание на те шаблоны, модели поведения, которые ему мешают в жизни, и соответственно выработать новые сценарии поведения.

В совокупности эффект погружения, отсутствие внешней стимуляции, отсутствие границ рисунка и непривычные условия часто приводят к эффекту "инсайта", внутреннего озарения, когда человек, погружаясь в собственные мысли и чувства, не боясь запретов и оценки, создает новые модели и решения для своих жизненных ситуаций.

Изобретение иллюстрируют две фотографии:

Фиг.1. - фрагмент рисунка после сеанса с одним клиентом.

Фиг.2. - создание рисунка при групповом сеансе.

Примеры реализации способа.

Рекомендуется проводить сеансы в полной тишине, чтобы никак не стимулировать и не направлять клиента в его рисовании. Но если психолог считает целесообразным включить музыку для достижения конфетного терапевтического эффекта, то это возможно.

Помещение для изобразительной деятельности площадью 12 м2 имеет форму параллелепипеда. Стены, потолок и пол оклеены бумагой белого цвета. В набор средств для рисования входят краски, колера, кисти, валики, контейнеры, стремянка, костюм для рисования (в данном случае костюм, не стесняющий движения: длинные брюки и футболка с длинными рукавами без отвлекающих рисунков).

Пример 1

Сеанс арттерапии проводился с одним клиентом А.

(I) Беседа до процесса рисования.

Психолог проводит с клиентом А. беседу в неформальной терапевтичной обстановке: в комнате тихо и спокойно, психолога и клиента ничто не отвлекает, беседу сопровождает чаепитие.

Психолог расспрашивает клиента о том, какое у него настроение, какие ожидания от сеанса терапии. Клиент рассказывает, что у него последнее время прекрасное настроение, но у него очень много дел, целей и сложностей. И соответственно он очень сильно устает, и, несмотря на сильную мотивацию и воодушевление не знает, где черпать силы, энергию, не знает, как все успевать.

Психолог расспрашивает клиента о подробностях его жизненной ситуации, о том, как давно он ощущает недостаток собственных ресурсов.

Вместе в ходе беседы они формулируют тему предстоящего рисования, вопрос, ответ на который клиент А. хотел бы найти. Он формулирует тему "Мои неизведанные ресурсы".

(II) После этого происходит подготовительный этап. Делается небольшой перерыв, в течение которого клиент переодевается в предложенный ему комплект одежды. Рекомендуется рисовать босиком и без перчаток (это зависит от пожеланий клиента).

Далее психолог, заходя с клиентом А. в комнату для рисования, рассказывает клиенту о том, как он может смешивать имеющиеся краски, колера, показывает кисти, валики, контейнеры, стремянку, которые он может использовать.

Психолог дает понять клиенту, что тот может не ограничивать себя в самовыражении ни в площади рисунка, ни в способе рисования, например, приводя примеры, что "кто-то предпочитает изрисовать всю комнату, кто-то рисует ладонями, ступнями или даже носом; если хотите, можете рисовать и на себе".

При этом оговаривается, что рисовать стоит спонтанно, не стоит намеренно пытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Также психолог вводит "правило об отсутствии правил": т.е. то, что не было оговорено ранее, скорее всего разрешено. Клиент должен соблюдать правила конфиденциальности и безопасности, но при этом он может, например, использовать в своей композиции все приспособления для рисования, расставляя их по комнате, или покрасить стремянку, если он почувствует такой порыв.

Клиенту рекомендуется рисовать в молчании, однако, если он захочет о чем-то спросить или напевать что-то, он может это делать.

(III) Процесс рисования.

Клиент А. осматривает комнату, выбирает первую краску и начинает рисовать. Психолог садится в комнате с краю (может быть в дверном проеме) и производит наблюдение за происходящим, тихо делая заметки и ничем не отвлекая клиента. Клиент А. меняет темпы рисования, иногда останавливается, садится на пол, смотрит на рисунки; довольно часто переходит от одной стены к другой или приходит в один конкретный угол и делает там маленькие рисунки. Образы в рисунках, способы рисования также меняются. В какой-то момент клиент совершает для себя новые открытия, обнаруживая, что краска стекает вниз по стене, вопреки его желаниям, или что можно брызгать краской на одну стену, стоя на стремянке у другой стены, т.е. рисовать на двух стенах одновременно и т.д. Так проходит примерно два часа. В какой-то момент, после того как клиент А. долго сидит и рисует серой краской, у него вдруг меняется поза, темп движений и он, как будто найдя какое-то решение, идет и начинает добавлять этот серый цвет во все предыдущие рисунки. Спустя минут десять он удовлетворенно сообщает, что закончил. Клиент А. улыбается, спокоен, но активен и говорит, что многое понял и хочет обо всем рассказать.

После пятиминутного перерыва, во время которого клиент моет руки и наливает себе чай, психолог и клиент А. в изрисованной комнате начинают обсуждение процесса рисования.

(IV) Беседа после рисования:

Клиент А. рассказывает о том, что он понял, нашел тот ресурс, который он не использовал: он сказал, что никогда не бывает слабым, не просит о помощи, пытаясь казаться сильным человеком и неиссякаемым источником энергии.

Психолог помогает клиенту структурировать его мысли и рассказать последовательно о пережитых ощущениях и о том, какое значение он вкладывал в свои рисунки.

Клиент А. делится тем, что на разных стенах комнаты пытался изобразить свои разные проявления и погрузиться в те чувства, которые он испытывает, играя разные роли. Он говорит о том, что стены комнаты со всех сторон помогли ему отразить разные грани его личности, которые не отразить было бы на одной картине. И при этом, как рассказывает клиент А., когда он попытался изобразить себя слабым, ему очень понравился спокойный серый цвет, и, водя кисточкой вправо и влево, он смог погрузиться в это ощущение и вдруг осознал, что никогда не бывает слабым, не просит о помощи, отчего и устает. Быть слабым - это и есть его неизведанный ресурс. Он говорит, что это был для него инсайт, открытие, что именно этот ресурс может помочь ему во многих ролях в его жизни. Именно поэтому, рисуя, он поспешил добавить этот серый цвет и в другие рисунки - в другие грани своей жизни.

Клиент А. выглядит отдохнувшим и полным сил, он много улыбается, размахивает руками и много, и много о чем рассказывает.

В конце беседы психолог помогает клиенту сформулировать конкретные выводы и действия, которые могли бы помочь клиенту в реальной жизни: чьих советов он хотел бы попросить, где взять на себя чуть меньше обязательств и позволить себе отдохнуть.

Клиент А. энергично перечисляет те сферы жизни и тех людей, с которыми он попробует быть более естественным, просить совета и помощи, удивляется тому, что ему понадобилось целых два часа, чтобы отойти от привычной модели поведения и погрузиться в новый для него образ мысли и ощущений.

По окончании беседы психолог спрашивает клиента, хочет ли тот что-то сделать, чтобы завершить для себя процесс рисования и спокойно уйти из комнаты. Клиент А. говорит, что хотел бы вырезать и забрать тот рисунок, где впервые появился серый цвет, а остальные хотел бы иметь в виде фотографий.

Клиенту также предлагается при желании прийти на дополнительную консультацию: либо чтобы продолжить работу, либо чтобы помочь завершить проделанную, обсудить еще раз выводы, перенесенные в реальную жизнь.

Клиент А. благодарит психолога и говорит, что ощущает, что получил именно то, зачем пришел, поэтому предполагает, что дополнительная встреча ему не понадобится, но говорит, что при необходимости обязательно придет еще раз.

После чего психолог помогает ему забрать один рисунок с собой, клиент А. переодевается и уходит.

Пример 2

Клиент Б. является участником группы из 4 человек.

Помещение для проведения имеет форму параллелепипеда. Стены, потолок и пол оклеены бумагой белого цвета. В набор средств для рисования входят краски, колера, кисти, валики, контейнеры, стремянка, костюм для рисования.

(I) Беседа до процесса рисования.

Клиент Б. заявляет, что хочет справиться со стрессом, что у него было очень много перемен в жизни и ему сейчас сложно адаптироваться. В его поведении на лицо проявления длительного состояния стресса: резкие короткие жесты, отрывистый смех.

(II) После этого происходит подготовительный этап, который проводится аналогично этому этапу в примере 1.

(III) Процесс рисования.

В процессе рисования он создает рисунок в углу комнаты (на двух стенах и полу) и все время находится в нем, совершенствуя это пространство. Он создает для себя свое личное пространство, в котором может спокойно пребывать, не боясь вторжений и наблюдая при этом за происходящим вне его.

(IV) Беседа после рисования.

По его словам, он пережил очень сильные ощущения, осознав, что создал свой уютный, приятный мир, в котором он может быть спокойным и счастливым творцом, не теряя контакта с другими людьми.

Внешне изменилось и его поведение: он стал медленнее и четче говорить, отрывистый громкий смех сменился постоянной улыбкой и широкими открытыми жестами. Движения стали более плавными, а речь стала более спокойной. Он стал больше рассказывать о себе. Как выяснилось позже, в реальной жизни он стал больше заботиться о себе, изменил приоритеты в своей работе, а также бросил курить.

Пример 3

Клиент Н. является участником группы из 4 человек.

(I) Беседа до процесса рисования.

Клиент Н. заявляет, что хотел бы найти свой комфортный для него стиль взаимодействия с противоположным полом.

(II) После этого происходит подготовительный этап, который проводится аналогично этому этапу в примере 1.

(III) Процесс рисования.

В процессе рисования его картины от одной к другой резко меняют оттенки, некоторые яркие образы дополнятся позже темными элементами рисунка.

(IV) Беседа после рисования.

Позже в беседе оказывается, что клиенту не очень нравится результат, не все нравилось в процессе, хотя есть части рисунка, которые ему симпатичны.

Оказывается также, что в процессе рисования Н. ощущал, что ему было важно, чтобы его рисунки понравились участникам. Это входило у Н. в некоторое противоречие с тем, что он хотел выражать спонтанно.

Получилось именно так, что, находясь в группе, имея полную свободу, отсутствие правильных решений и ограничений, но при этом не имея возможности скрыть свой рисунок от окружающих, - клиент Н. отыграл в точности ту модель поведения, которую он проявляет и в жизни: т.е. ожидание оценки, непостоянство своего образа и противоречивая самооценка спроецировались на стены комнаты.

Клиенту Н. удалось благодаря обратной связи других участников и беседы с психологом увидеть свою привычную модель поведения и ту границу, которая разделяет его спонтанное самовыражение и попытку соответствовать какому-либо образу.

Пример 4

Сеанс для группы, состоящей из 7 клиентов.

(I) Беседа до процесса рисования.

Коллектив компании П. заявляет, что хотел сделать коллектив более сплоченным и сделать работу в коллективе более целенаправленной и эффективной.

(II) После этого происходит подготовительный этап, который проводится аналогично этому этапу в примере 1.

(III) Процесс рисования.

В процессе рисования они выполняют задание создать в комнате некое общее пространство, в котором им всем было бы комфортно, и при этом, чтобы каждый ощущал там свой вклад и свою индивидуальность. Процесс рисования происходит в молчании, но при этом по ряду проявлений видно, что они работают в команде: они пользуются одними и теми же смешанными красками, на общей картине добавляют соединяющие элементы рисунков, уступают в процессе рисования пространство бумаги друг другу. Видно, что на общем пространстве участники ориентируются на рисунки, сделанные их руководителем.

(IV) Беседа после рисования.

В результате обсуждения после рисования они делают выводы о том, что им необходимо для ощущения себя комфортно в коллективе. Все высказывают положительные отзывы о конечной картине и сходятся на том, что им нужно делать регулярные собрания, на которых четко оговаривать общие цели для всего коллектива и делать так, чтобы данные цели были интересны всем участникам. Также они внесли несколько новых предложений о том, как им отдыхать вместе, и поняли ряд областей, в которых они работали неэффективно, просто оттого, что не создавали общей картины целей и совместной работы.

Таким образом, эмоционально травмирующая ситуация при помощи заявляемого способа, приводящего человека к эффекту "инсайта", внутреннего озарения, находит свое внешнее выражение, вследствие чего облегчается состояние пациента.

1. Способ коррекции психоэмоционального состояния арттерапией путем осуществления изобразительной деятельности, отличающийся тем, что арттерапию осуществляют рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка, при этом клиента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка, далее с клиентом проводят обсуждение ассоциаций и переживаний при создании рисунка, интерпретацию рисунка клиентом, проводят вербализацию опыта, приобретенного при создании рисунка, и предлагают клиенту сформулировать выводы по решению проблемы, а для закрепления полученной коррекции осуществляют дополнительную консультацию.

2. Способ коррекции психоэмоционального состояния по п.1, отличающийся тем, что объемный носитель рисунков представляет собой помещение, внутренние поверхности которого, а именно, стены, потолок, пол, являются поверхностями для нанесения рисунков.

3. Способ коррекции психоэмоционального состояния по п.2, отличающийся тем, что помещение имеет форму параллелепипеда, или многогранника, или цилиндра, или сферы, или полусферы.

4. Способ коррекции психоэмоционального состояния по п.1, отличающийся тем, что поверхности для нанесения рисунка имеют фон любого цвета.

5. Способ коррекции психоэмоционального состояния по п.4, отличающийся тем, что фон выполнен путем нанесения краски на поверхности.

6. Способ коррекции психоэмоционального состояния по п.4, отличающийся тем, что фон выполнен путем покрытия поверхностей бумагой.

7. Способ коррекции психоэмоционального состояния по п.1, отличающийся тем, что набор средств для нанесения рисунков включает в себя кисти, краски, стремянку, костюм для рисования.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении шизофрении. .

Изобретение относится к медицине, а именно к мануальной терапии, массажу и лечебной физкультуре. .

Изобретение относится к экспериментальной медицине. .
Изобретение относится к психологии, мануальной медицине и может быть использовано в психотерапевтической и неврологической практике, педиатрии, терапии, спортивной медицине, а также в социальной реабилитации.
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для избавления людей, страдающих тягой к курению, от никотиновой зависимости. .

Изобретение относится к психосоматической и психотерапевтической областям медицины, в частности способу психологического воздействия для изменения пищевого поведения лиц, страдающих от ожирения.

Изобретение относится к области личной гигиены человека, а именно к освобождению от табачного злоупотребления, и может быть использовано для ускоренного отвыкания от табакокурения.
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения больных, страдающих влечением к наркотикам, преимущественно опийсодержащих веществ.

Изобретение относится к психосоматической и психотерапевтической областям медицины, в частности способу психологического воздействия для изменения пищевого поведения у заинтересованных в своей фигуре лиц, страдающих от избытка массы тела.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении патологического влечения к азартной игре. .
Изобретение относится к способам воздействия на эмоционально-психологическое состояние спортсмена, преимущественно футболиста, и может быть использовано для активизации болельщиков, главным образом, находящихся вне стадиона, путем их участия в так называемых «кричалках» (коллективно скандируемых в унисон лозунгах) или в создании общего звукового фона на стадионе
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для предоперационной подготовки больных, а также во время воздействия на больного во время операции
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано в качестве анестезиологического пособия при хирургической коррекции сколиотических деформаций позвоночника
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере, может быть использовано при включении в семью еще одного члена семьи, в том числе при рождении ребенка или усыновлении
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с детьми школьного возраста в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами, а также при усыновлении ребенка
Изобретение относится к области медицины и психологии, в частности к методам психической коррекции личности с целью оптимизации веса, и может быть использовано при лечении ожирения, профилактики избыточного веса и обучении навыкам здорового питания и приемам саморегуляции пищевого поведения
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении шизофрении
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психологии, психотерапии
Наверх