Плавучий вертолетный взлетно-посадочный и причальный компекс

Изобретение относится к области судостроения, в частности к плавучим причальным комплексам с возможностью постановки их в заданном районе акватории. Плавучий вертолетный взлетно-посадочный и причальный комплекс имеет понтонный корпус с верхней палубой и вертолетную площадку с леерными ограждениями и с трапом. На верхней палубе расположена надстройка, на крыше которой размещена вертолетная площадка. Средства постановки комплекса на якорь выполнены в виде, по меньшей мере, трех «мертвых» якорей, представляющих собой преимущественно стационарные швартовные тумбы, установленные на грунте акватории и размещенные вдоль причального комплекса. С тумбами шарнирно соединены тяги, которые оборудованы расположенными на их концах со стороны плавучего причального комплекса промежуточными узлами связи тяг с корпусом плавучего комплекса и соединены с узлами связи через шарниры, имеющие, по меньшей мере, две степени свободы. Тяги одной из крайних тумб и соседней с ней средней тумбы своими концами со стороны причального комплекса соединены друг с другом через плоский шарнир со степенью свободы в горизонтальной плоскости, образуя треугольную ферму, лежащую в горизонтальной плоскости, в основании которой концы тяг жестко соединены между собой штангой. Тяги треугольной фермы и третья автономная тяга связаны со швартовными тумбами с помощью шарниров, обеспечивающих тягам две степени свободы - в горизонтальной плоскости и в вертикальной плоскости вокруг оси, параллельной корпусу плавучего комплекса. На верхней палубе корпуса установлены устройства для швартовки к комплексу судов малого и среднего водоизмещения, например кнехты, средства для буксировки причального комплекса, например кнехты с клюзами, и пост управления взлетом-посадкой вертолетов и швартовкой судов. Повышается живучесть комплекса при аварийных ситуациях, сохраняется горизонтальность вертолетной площадки при изменении уровня воды. 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания плавучих причальных комплексов, имеющих взлетно-посадочную вертолетную площадку и возможность причаливания к ним судов, и найдет применение при создании таких комплексов с возможностью их постановки в автономном районе акватории.

Известно устройство в виде плавучей вертолетной площадки, расположенной на верхней палубе плавучего средства, корпус которого выполнен в виде системы жестко связанных друг с другом понтонов. Вертолетная площадка оборудована леерными ограждениями и трапом (см. WO/2004/053233 от 24.06.2004 г., B63B ) - прототип.

Однако устройство не имеет возможности его постановки в автономном районе акватории, оно выполнено необитаемым и соответственно не предусмотрена возможность приема на него пассажиров и швартовки к указанному плавучему комплексу судов и катеров.

Кроме того, в нем отсутствует возможность управления взлетом-посадкой вертолетов на его палубу.

Задачей предполагаемого изобретения является создание обитаемого плавучего вертолетного взлетно-посадочного комплекса, имеющего возможность его постановки в заданном районе акватории и обеспечивающего причаливание к нему пассажирских и транспортных судов малого и среднего водоизмещения, а также управление взлетом-посадкой на него вертолетов и швартовкой судов.

Для этого плавучий вертолетный взлетно-посадочный и причальный комплекс, имеющий понтонный корпус с верхней палубой и вертолетную площадку с леерными ограждениями и с трапом, по изобретению дополнен расположенной на верхней палубе надстройкой, на крыше которой размещена вертолетная площадка, и средствами постановки причального комплекса в выбранном районе акватории, выполненными в виде, по меньшей мере, трех «мертвых» якорей, представляющих собой преимущественно стационарные швартовные тумбы, установленные на грунте акватории и размещенные вдоль причального комплекса, и шарнирно соединенных с указанными тумбами тяг. Тяги оборудованы расположенными на их концах со стороны плавучего причального комплекса промежуточными узлами связи тяг с корпусом плавучего комплекса и соединены с упомянутыми узлами связи через шарниры, имеющие, по меньшей мере, две степени свободы. При этом тяги одной из крайних тумб и соседней с ней средней тумбы своими концами со стороны причального комплекса соединены друг с другом через плоский шарнир со степенью свободы в горизонтальной плоскости, образуя в результате треугольную ферму, лежащую в горизонтальной плоскости, в основании которой концы тяг жестко соединены между собой штангой. Тяги треугольной фермы и третья автономная тяга связаны со швартовными тумбами с помощью шарниров, обеспечивающих тягам две степени свободы - в горизонтальной плоскости и в вертикальной плоскости вокруг оси, параллельной корпусу плавучего комплекса На верхней палубе корпуса установлены устройства для швартовки к комплексу судов малого и среднего водоизмещения, например кнехты, средства для буксировки причального комплекса, например кнехты с клюзами, и пост управления взлетом-посадкой вертолетов и швартовкой судов.

Кроме того, стационарные швартовные тумбы расположены на одинаковом уровне по высоте и выше уровня воды в месте установки.

Наряду с этим, средняя тяга и параллельно распложенная с ней крайняя тяга оснащены амортизаторами, действующими вдоль оси тяг.

Причем амортизаторы в тягах имеют исполнение тарельчатого типа.

Кроме того, на его верхней палубе установлены ветроуказатель, антенны и сигнальные огни.

Причем сигнальные огни установлены с возможностью их заваливания в момент взлета-посадки вертолетов.

Кроме того, плавучий комплекс дополнен связанными с ним посредством цепей «мертвыми» якорями в виде швартовных тумб, установленных на акватории в районе его носовой и кормовой оконечностей со стороны швартовки к комплексу судов.

Причем пост управления выполнен в виде обитаемого помещения.

Наряду с этим, кнехты для швартовки судов размещены вдоль наружного борта причального комплекса.

Кроме того, вертолетная площадка дополнена трапом, причем оба трапа установлены связывающими вертолетную площадку с верхней палубой.

Причем его корпус выполнен в виде единого понтона, полость которого разделена перегородками на герметичные отсеки.

Кроме того, он оборудован канатом, подвешенным вокруг его корпуса на уровне ватерлинии плавучего комплекса.

Наряду с этим, его корпус вдоль наружного борта оборудован кранцами.

Дополнение плавучего комплекса средствами постановки его на «якорь» позволяет плавучий причальный комплекс располагать в любом выбранном районе акватории в качестве вертолетной площадки и использовать его в качестве автономного причала для пассажирских и транспортных судов малого и среднего водоизмещения. Выполнение средств постановки плавучего причального комплекса на «якорь» в виде, по меньшей мере, трех стационарных швартовных тумб, устанавливаемых на грунте акватории и связывающих плавучий комплекс с тумбами тяг, две из которых соединены между собой и в результате образуют треугольную ферму, обеспечивает надежное крепление пришвартовного к тумбам плавучего причального комплекса и устраняет возможность его существенных перемещений вдоль швартовных тумб.

Соединение плавучего причального комплекса к швартовным тумбам тягами через расположенные на их концах шарниры, обеспечивающие, по меньшей мере, две степени свободы, позволяет, отслеживая изменение уровня воды, сохранять горизонтальность вертолетной площадки, а также снимать разрушающие напряжения в связях, возникающие при силовых воздействиях на корпус комплекса со стороны водных течений на поверхности моря в направлениях как вдоль, так и поперек диаметральной плоскости плавучего причального комплекса.

Оснащение средней тяги и параллельно расположенной к ней крайней тяги амортизатором, работающим вдоль оси тяг, обеспечивает снижение нагрузок на плавающий комплекс со стороны швартующихся к нему судов.

Выполнение корпуса в виде единого (однокорпусного) понтона позволяет обеспечить большие объемы при эксплуатации комплекса, а разделение его полости на герметичные отсеки обеспечивает живучесть комплекса при аварийных ситуациях.

Соединение в треугольной ферме со стороны причального комплекса концов тяг между собой через плоский шарнир, имеющий степень свободы в горизонтальной плоскости, позволяет учесть деформацию амортизированных тяг, сохраняя жесткость треугольной фермы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, показывающими вариант исполнения плавучего вертолетного взлетно-посадочного и причального комплекса, где на фиг.1 приведен общий вид устройства - комплекса, на фиг.2 - вид сверху устройства на фиг.1 со средствами его постановки в выбранном районе акватории, на фиг.3 - исполнение сочленения тяг с швартовными тумбами (узел «A» на фиг.2) и на фиг.4 - исполнение узла «B» на фиг.2.

Плавучий вертолетный взлетно-посадочный и причальный комплекс (фиг.1, 2) имеет корпус 1 в виде единого (однокорпусного) понтона, полость которого разделена перегородками на герметичные отсеки (не показано), с верхней палубой 2, на которой расположена надстройка 3, на крыше которой размещена вертолетная площадка 4 с леерными ограждениями 5. Плавучий комплекс включает средства постановки причального комплекса в выбранном районе акватории, состоящими из не менее трех так называемых «мертвых якорей», включающих стационарные швартовные тумбы 6, установленные на грунте акватории и размещенные вдоль причального комплекса, и шарнирно соединенных с тумбами 6 тяг 7 (фиг.1, 2). Тяги 7 со стороны причального комплекса оборудованы промежуточными узлами связи 8 тяг с корпусом 1 комплекса, соединенными с тягами 7 через шарниры 9, имеющие две степени свободы. Тяги 7 связаны с швартовными тумбами 6 через шарниры 10, 11, обеспечивающие им две степени свободы: в горизонтальной плоскости - шарниры 10 и в вертикальной плоскости вокруг оси, параллельной корпусу (диаметральной плоскости) плавучего комплекса - шарниры 11 (фиг.3, 4).

При этом концы тяг 7 одной из крайних швартовных тумб 6 и соседней с ней средней швартовной тумбы соединены со стороны причального комплекса между собой через плоский шарнир 12, имеющий степень свободы в горизонтальной плоскости. Указанные тяги 7 также соединены между собой в районе швартовных тумб 6 штангой 13, образуя в совокупности ферму треугольной формы в плане (фиг.2, 3, 4).

Плавучий комплекс имеет расположенные на верхней палубе 2 пост управления 14 взлетом-посадкой вертолетов и швартовкой к нему судов малого и среднего водоизмещения, выполненный в виде обитаемого помещения, устройства для швартовки судов в виде кнехт 15, размещенных вдоль наружного борта 1 плавучего комплекса, и средства для буксировки самого плавучего комплекса в виде кнехт 16 с клюзами 17. В качестве средств швартовки малых и средних судов могут быть также использованы киповые планки, а для буксировки плавающего комплекса могут быть также использованы специальные рымы.

На верхней палубе 2 имеется также ветроуказатель 18 и антенна 19, а также сигнальный огонь 20 на мачте, установленный с возможностью его заваливания в момент взлета-посадки вертолетов. Между верхней 2 и вертолетной 4 палубами расположены трапы 21, один из которых предназначен для подъема по нему, а другой - для опускания.

Кроме того, плавучий комплекс оборудован расположенными вдоль его наружного борта кранцами 22, необходимыми при причаливании и швартовке к нему судов, а также канатом 23, подвешенным вокруг его корпуса 1 на уровне ватерлинии плавучего комплекса и предназначенным для пользования им, например, случайно упавшим за бортом в воду человеком.

Наряду с этим, средняя тяга 7 и параллельно с ней расположенная автономная крайняя тяга 7 оснащены амортизаторами 24 тарельчатого типа, работающими в направлении оси тяг 7.

Кроме того, плавучий комплекс дополнен «мертвыми» якорями в виде швартовных тумб 25, связанных с комплексом посредством цепей 26 и установленных на акватории в районе носовой и кормовой оконечностей комплекса со стороны швартовки к нему судов.

Эксплуатация плавучего комплекса осуществляется следующим образом.

В выбранном районе акватории устанавливают на грунт швартовные тумбы 6 с тягами 7 и узлами связи 8 с корпусом 1 причального комплекса и швартовные тумбы 25 с цепями связи 26 с ним. Буксируют плавучий причальный комплекс с вертолетной палубой в район установки тумб 6 и 25 и с помощью узлов связи 8 тяг 7 соединяют корпус 1 плавучего комплекса с тягами 7 и с цепями 26 и соответственно с швартовными тумбами 6, 25, тем самым устанавливая его на так называемые «мертвые якоря». Вследствие шарнирного соединения корпуса 1 плавучего комплекса с швартовными тумбами 6 через тяги 7 и цепного соединения с тумбами 25 при изменении уровня воды поверхность вертолетной палубы 2 сохраняет близкое к горизонтальной плоскости положение, обеспечивая безопасность посадки и взлета вертолетов. Для взлета и посадки вертолетов подается команда с поста управления 14 и ведется управление этим процессом.

Причаливание пассажирских и транспортных судов малого и среднего тоннажа к плавучему комплексу и их отчаливание от него осуществляется со стороны наружного борта корпуса 1 путем швартовки к кнехтам 15, при этом кранцы 22 обеспечивают смягчение удара судна о борта комплекса. Управление указанными процессами осуществляется также с поста управления 14.

При дислокации плавучего вертолетного причального комплекса в другой район акватории он отсоединяется от тяг 7 со швартовными тумбами 6, от цепей 26 швартовных тумб 25 и буксируется в указанный район. При этом тяги 7 и тумбы 6 снимаются с места установки и транспортируются в район постановки плавучего комплекса, где они монтируются и фиксируют комплекс.

1. Плавучий вертолетный взлетно-посадочный и причальный комплекс, имеющий понтонный корпус с верхней палубой и вертолетную площадку с леерными ограждениями и с трапом, отличающийся тем, что он дополнен расположенной на верхней палубе надстройкой, на крыше которой размещена вертолетная площадка, и средствами постановки причального комплекса в выбранном районе акватории, выполненными в виде, по меньшей мере, трех «мертвых» якорей, представляющих собой преимущественно стационарные швартовные тумбы, установленные на грунте акватории и размещенные вдоль причального комплекса, и шарнирно соединенных с указанными тумбами тяг, которые оборудованы расположенными на их концах со стороны плавучего причального комплекса промежуточными узлами связи тяг с корпусом плавучего комплекса, и соединены с упомянутыми узлами связи через шарниры, имеющие, по меньшей мере, две степени свободы, при этом тяги одной из крайних тумб и соседней с ней средней тумбы своими концами со стороны причального комплекса соединены друг с другом через плоский шарнир со степенью свободы в горизонтальной плоскости, образуя в результате треугольную ферму, лежащую в горизонтальной плоскости, в основании которой концы тяг жестко соединены между собой штангой, причем тяги треугольной фермы и третья автономная тяга связаны со швартовными тумбами с помощью шарниров, обеспечивающих тягам две степени свободы - в горизонтальной плоскости и в вертикальной плоскости вокруг оси, параллельной корпусу плавучего комплекса, а на верхней палубе корпуса установлены устройства для швартовки к комплексу судов малого и среднего водоизмещения, например, кнехты, средства для буксировки причального комплекса, например, кнехты с клюзами и пост управления взлетом-посадкой вертолетов и швартовкой судов.

2. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что стационарные швартовные тумбы расположены на одинаковом уровне по высоте и выше уровня воды в месте установки.

3. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что средняя тяга и параллельно распложенная с ней крайняя тяга оснащены амортизаторами, действующими вдоль оси тяг.

4. Плавучий комплекс по п.3, отличающийся тем, что амортизаторы в тягах имеют исполнение тарельчатого типа.

5. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что на нем установлены ветроуказатель, антенна и сигнальный огонь.

6. Плавучий комплекс по п.5, отличающийся тем, что сигнальный огонь установлен с возможностью его заваливания в момент взлета-посадки вертолетов.

7. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что пост управления выполнен в виде обитаемого помещения.

8. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что кнехты для швартовки судов размещены вдоль наружного борта причального комплекса.

9. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что вертолетная площадка дополнена трапом, причем оба трапа установлены связывающими вертолетную площадку с верхней палубой.

10. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что его корпус выполнен в виде единого понтона, полость которого разделена перегородками на герметичные отсеки.

11. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что он оборудован канатом, подвешенным вокруг его корпуса на уровне ватерлинии плавучего комплекса.

12. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что его корпус вдоль наружного борта оборудован кранцами.

13. Плавучий комплекс по п.1, отличающийся тем, что он дополнен связанными с ним посредством цепей «мертвыми» якорями в виде швартовных тумб, установленных на акватории в районе его носовой и кормовой оконечностей со стороны швартовки к комплексу судов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике запуска ракет-носителей с морских плавсредств. .

Изобретение относится к области средств обеспечения швартовки, погрузки-разгрузки, а также технического обслуживания на плаву плавсредств. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на судах, оборудованных вертолетами для производства погрузочно-разгрузочных операций на необорудованный берег либо на другие суда.

Изобретение относится к теплопередаче и касается обогрева поверхностей, в частности взлетно-посадочной площадки корабля. .

Причал // 2021944

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судов для работ в открытом море, например на морских нефтепромыслах. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для крепления к грунту различных конструкций, в частности якорными системами типа грунтовых анкеров, предназначенных для удержания плавучих морских нефтегазовых платформ.

Изобретение относится к водному транспорту и касается постановки судна на якорь в открытом море для подводной добычи нефти и/или газа с морского дна. .

Изобретение относится к системе для загрузки или разгрузки судов в море, в частности для операций, связанных с добычей нефти и газа, причем эти суда оборудованы, предпочтительно в носовой части, средством постановки на мертвый якорь, а система содержит якорное средство, расположенное на морском дне, и по меньшей мере один якорный трос для соединения якорного средства с расположенным на судне средством постановки на мертвый якорь.

Изобретение относится к системе для постановки судов на якорь, в частности, для добычи нефти и газа, причем эти суда, предпочтительно в носовой части, оборудованы средством постановки на мертвый якорь, а система содержит якорное средство, расположенное на морском дне, и по меньшей мере один якорный трос для соединения якорного средства со средством постановки на якорь, установленным на судне.

Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим несамоходным судовым средствам хранения жидких химических грузов. .

Изобретение относится к судостроению и касается швартовочных устройств с затопленным швартовочным элементом, которые могут использоваться при буровых работах и нефтедобыче в ледовых арктических условиях.

Изобретение относится к системам для передачи среды между двумя устройствами в удаленном от берега положении и способу соединения загрузочной системы

Изобретение относится к причальной и демпфирующей системам для плавучей конструкции

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к отсоединяемой системе якорного крепления для судна
Наверх