Гидравлическая турбина

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано в гидротурбинных установках, в частности в гидравлических турбинах ортогонального типа с малыми напорами. Гидравлическая турбина включает рабочее колесо, вал, лопасти, имеющие аэродинамический профиль, и траверсы, обеспечивающие крепление лопастей к валу. Лопасти выполнены составными из напорных и тыльных элементов, снабженных соединительными пластинами, размещенными между ними и жестко соединенными с одной стороны с напорным элементом, а с другой - тыльным элементом лопасти. Напорный и тыльный элементы лопасти выполнены в виде криволинейных поверхностей из листового материала одинаковой толщины. Участок тыльного элемента лопасти в непосредственной близости к входным кромкам лопасти имеет С-образную форму и изогнут к напорному элементу лопасти. Жестко соединенные с валом траверсы пронизывают насквозь лопасти, которые жестко крепятся на их концах. Изобретение направлено на повышение мощности, увеличение надежности конструкции, снижение материалоемкости, уменьшение трудоемкости изготовления и уменьшение стоимости за счет применения лопастей аэродинамического профиля. 3 ил.

 

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано в гидротурбинных установках, в частности в гидравлических турбинах ортогонального типа с малыми напорами, с целью повышения их конкурентоспособности и экономической эффективности.

Известно устройство гидравлической турбины /А.с. 1700276 СССР, МКИ F03В 13/10. Русловой гидроагрегат / НИС ВНИИ «Гидропроект». - Опубл. 23.12.91, бюл. №47/ [1], включающее рабочее колесо, вал турбины и лопасти. Гидравлическая турбина является ортогональной, поскольку вал ее рабочего колеса и ось турбины расположены перпендикулярно направлению движения водного потока. Здесь лопасти рабочего колеса выполнены по всей своей длине одинакового симметричного профиля.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится то, что известное устройство гидравлической турбины обладает низкой мощностью, а следовательно, и низкой величиной выработки электроэнергии. Этот недостаток обусловлен тем, что лопасти гидравлической турбины имеют симметричный профиль. Известно, что вращение лопасти происходит под воздействием подъемной силы, которая, в свою очередь, возникает из-за разности скоростей потока и давлений на напорной и тыльной поверхностях лопасти. Причем, чем больше разность скоростей потока, тем больше разность давлений и больше подъемная сила. Таким образом, на несимметричном профиле, например, крыловидной формы, можно получить значительно большую разность скоростей потока и давлений, а следовательно, подъемную силу и развиваемую мощность, чем на симметричном профиле.

Кроме этого известное устройство имеет недостаточно надежное крепление лопастей к рабочему колесу, что отражается на уменьшении надежности всей конструкции. В конструкции не предусмотрены специальные балки - траверсы, удерживающие лопасти и обеспечивающие надежное крепление лопастей к валу турбины.

Недостатками известного устройства являются также его высокая материалоемкость и трудоемкость изготовления, а следовательно, высокая стоимость. Высокая материалоемкость обусловлена тем, что лопасти имеют значительную толщину (выпуклость профиля), причем по толщине лопасть однородна и выполняется, как правило, из высококачественного металла, что сказывается на увеличении стоимости конструкции. Высокая трудоемкость обусловлена необходимостью изготовления лопастей со сложным криволинейным очертанием в поперечном сечении. Причем высокую чистоту обработки сложных поверхностей, как с напорной, так и с тыльной сторон лопасти, необходимо обеспечить по всей длине каждой лопасти. Такие работы весьма сложны и потребуют значительных затрат времени и труда.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному устройству по совокупности признаков является гидравлическая турбина /А.с. 1606731 СССР, МКИ F03В 1/00, 3/19. Гидротурбинная установка / НИС ВПИиНИИ «Гидропроект». - Опубл. 15.11.90, бюл. №42/ [2], включающая рабочее колесо, вал, траверсы и лопасти, имеющие аэродинамический профиль.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относится его высокая материалоемкость, трудоемкость изготовления и значительная стоимость всей конструкции. Высокая материалоемкость обусловлена тем, что лопасти выполнены полнопрофильными, цельными на всю толщину из высококачественного дорогостоящего металла. Высокая трудоемкость обусловлена необходимостью изготовления лопастей со сложным криволинейным очертанием как с напорной, так и с тыльной сторон лопасти. Эти работы весьма сложны и требуют значительных затрат времени и труда. Высокая материалоемкость и трудоемкость изготовления лопастей приводит к увеличению стоимости гидравлической турбины.

В гидротурбинных установках с малыми напорами на гидравлическую турбину приходится значительная доля от общей стоимости всей установки. Поэтому для обеспечения большей конкурентоспособности и повышения экономической эффективности таких установок необходимо всемерно снижать материалоемкость и стоимость изготовления гидравлических турбин. В частности, нет необходимости изготавливать лопасти ортогональной турбины, работающей при малых напорах, полнопрофильными из дорогостоящего металла, т.к. при малых напорах нагрузка на лопасти значительно ниже нагрузки, действующей на лопасти турбины, работающей при больших напорах. Кроме того, для малых турбин ортогонального типа нет необходимости обеспечивать большой запас прочности и надежности турбины, поскольку их поломка не приведет к катастрофическим последствиям. При аварии достаточно будет вывести ее из рабочего режима, перекрыв затвор в подводящем водоводе, после чего отремонтировать или заменить вышедшую из строя деталь (например, лопасть).

Сущность изобретения заключается в следующем.

Заявляемое изобретение направлено на повышение технико-экономической эффективности гидротурбинных установок, использующих гидравлические турбины ортогонального типа, использующиеся при малых напорах, за счет снижения материалоемкости гидравлической турбины, уменьшения трудоемкости ее изготовления и уменьшения стоимости гидравлической турбины, а следовательно, и всей гидротурбинной установки, кроме этого изобретение позволит повысить мощность и надежность всей конструкции.

Технический результат - повышение мощности, увеличение надежности конструкции, снижение материалоемкости гидравлической турбины ортогонального типа, уменьшение трудоемкости ее изготовления и уменьшение стоимости гидравлической турбины.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве, включающем рабочее колесо, вал, лопасти, имеющие аэродинамический профиль, и траверсы, обеспечивающие крепление лопастей к валу, особенностью является то, что лопасти выполнены составными из напорных и тыльных элементов, снабженных соединительными пластинами, размещенными между ними и жестко соединенными с одной стороны с напорным элементом, а с другой - тыльным элементом лопасти, при этом напорный и тыльный элементы лопасти выполнены в виде криволинейных поверхностей из листового материала одинаковой толщины, при этом участок тыльного элемента лопасти в непосредственной близости к входным кромкам лопасти имеет С-образную форму и изогнут к напорному элементу лопасти; жестко соединенные с валом траверсы пронизывают насквозь лопасти, которые жестко крепятся на их концах.

Предлагаемая конструкция может эффективно применяться в гидравлических турбинах ортогонального типа, размещаемых в гидротурбинных установках с малыми напорами. В таких гидравлических турбинах лопасти имеют значительную длину, причем по всей своей длине выполняются одинакового аэродинамического профиля. В связи с этим целесообразно применять не полнопрофильные лопасти, а состоящие из напорной и тыльной поверхностей, между которыми размещаются соединительные пластины, придающие жесткость конструкции.

Положительный эффект от использования изобретения заключается в следующем. В предлагаемом устройстве значительно снижается материалоемкость гидравлической турбины ортогонального типа за счет выполнения лопастей с полостями и использования отдельных элементов - напорной и тыльной для обеспечения аэродинамического профиля. Наличие полостей существенно снижает расход высококачественного дорогостоящего металла, из которого изготавливаются лопасти. Кроме этого использование отдельных напорных и тыльных элементов, выполненных в виде криволинейных поверхностей, позволит использовать материал одинаковой толщины, например прокатный лист металла, что существенно уменьшит трудоемкость изготовления лопасти.

Все вышесказанное позволит значительно уменьшить стоимость гидравлических турбин с лопастями аэродинамического профиля, применяемых в гидротурбинных установках, а следовательно, повысить их конкурентоспособность и экономическую эффективность.

Гидравлическая турбина устроена следующим образом. Гидравлическая турбина включает рабочее колесо, вал, лопасти и траверсы, с помощью которых лопасти крепятся к валу. Ось турбины расположена перпендикулярно направлению движения водного потока. Лопасти выполнены составными из отдельных элементов - напорных и тыльных, и снабжены соединительными пластинами, причем соединительные пластины размещены между напорным и тыльным элементами лопасти и обеспечивают жесткое соединение с одной стороны - с напорным элементом лопасти, а с другой стороны - с тыльным элементом лопасти. Напорный и тыльный элементы лопасти выполнены в виде криволинейных поверхностей из листового материала одинаковой толщины. Напорный и тыльный элементы лопасти образуют между собой полость и отстоят друг от друга на удалении, при котором их совместное очертание по общему внешнему контуру в профиле образует аэродинамический профиль лопасти. Траверсы жестко соединены с валом и с помощью крепежного устройства жестко соединены своей торцевой частью с тыльным элементом лопасти и пронизывают ее, а на удалении, соответствующем расстоянию между напорным элементом лопасти и тыльным элементом, также соединены крепежным устройством с напорным элементом лопасти и пронизывают ее, при этом участок тыльного элемента лопасти в непосредственной близости к входным кромкам лопасти имеет С-образную форму и изогнут к напорному элементу лопасти. Соединительные пластины обеспечивают прочное соединение напорного и тыльного элемента лопасти и надежную работу гидравлической турбины.

На чертежах представлено: на фиг.1 изображен общий вид гидравлической турбины, где 1 - рабочее колесо, 2 - вал, 3 - лопасти, имеющие аэродинамический профиль, 4 - траверсы, 5 - ось турбины, 6 - направление движения водного потока.

На фиг.2 изображен поперечный разрез лопасти: 3 - лопасти, имеющие аэродинамический профиль, 4 - траверсы, 7 - напорный элемент, 8 - тыльный элемент, 9 - соединительные пластины, 10 - полость, 11 - крепежное устройство, 12 - входная кромка.

На фиг.3 изображен вид со стороны напорного элемента лопасти, где 3 - лопасти, имеющие аэродинамический профиль, 4 - траверсы, 7 - напорный элемент, 8 - тыльный элемент, 10 - полость, 11 - крепежное устройство, 13 - торцевая часть траверсы, 14 - расстояние между элементами лопасти.

Гидравлическая турбина работает следующим образом.

Водный поток 6, набегая на входную кромку 12 лопасти 3, разделяется и обтекает лопасть 3 с напорной и тыльной сторон. При этом на напорной и тыльной сторонах лопасти образуется разность давления и возникает подъемная сила, приводящая гидравлическую турбину во вращение. Обтекающими сторонами лопасти 3 служат внешние поверхности напорного элемента 7 и тыльного элемента 8 лопасти 3. Наличие соединительных пластин 9 между указанными элементами лопасти обеспечивают аэродинамический профиль лопасти 3 и надежную работу гидравлической турбины.

Входной участок тыльного элемента 8 лопасти 3 в непосредственной близости к входным кромкам 12 лопасти 3 за счет С-образной формы обеспечивает плавное обтекание лопасти 3 водным потоком 6 и уменьшает протечки воды в полость 10 между напорным элементом 7 и тыльным элементом 8 лопасти 3.

Жесткое соединение траверсы 4 крепежным устройство 11 с тыльным элементом 8 лопасти 3 и дополнительное жесткое крепление траверсы 4 крепежным устройством 11 с напорным элементом 7 лопасти 3 обеспечивает прочное крепление всей лопасти 3 к траверсе 4 и надежную работу гидравлической турбины.

Преимущество изобретения состоит в том, что за счет применения лопастей, состоящих из отдельных плоских элементов - напорных и тыльных, соединенных между собой соединительными пластинами таким образом, что в целом они образуют аэродинамический профиль лопасти, внутри которой образуется полость, достигается существенное снижение материалоемкости гидравлической турбины. Выполнение лопастей в виде криволинейных поверхностей из прокатного металла одинаковой толщины обеспечит уменьшение трудоемкости ее изготовления. Все это позволит значительно уменьшить стоимость гидравлической турбины ортогонального типа.

В результате применения предлагаемого устройства достигается экономический эффект за счет экономии дорогостоящего металла, снижения трудозатрат по изготовлению гидравлической турбины и снижения ее стоимости. Все это позволит повысить конкурентоспособность гидравлических турбин ортогонального типа и их экономическую эффективность.

Гидравлическая турбина, включающая рабочее колесо, вал, лопасти, имеющие аэродинамический профиль, и траверсы, обеспечивающие крепление лопастей к валу, отличающаяся тем, что лопасти выполнены составными из напорных и тыльных элементов, снабженных соединительными пластинами, размещенными между ними и жестко соединенными с одной стороны с напорным элементом, а с другой - тыльным элементом лопасти, при этом напорный и тыльный элементы лопасти выполнены в виде криволинейных поверхностей из листового материала одинаковой толщины, при этом участок тыльного элемента лопасти в непосредственной близости к входным кромкам лопасти имеет С-образную форму и изогнут к напорному элементу лопасти; жестко соединенные с валом траверсы пронизывают насквозь лопасти, которые жестко крепятся на их концах.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроэнергетике, а именно к конструкции рабочих колес турбин. .

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в устройствах необъемного вытеснения, а именно в центробежных насосах для перекачивания жидкости и в турбинных установках.

Изобретение относится к гидроэнергетике и касается конструкции волнового гидроагрегата. .

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, конкретно гидротурбостроения, в частности к устройству лопаточного аппарата рабочего колеса радиально-осевой гидротурбины (типа Френсис).

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для превращения энергии водяного потока реки в электрическую, а именно к рабочему колесу гидротурбины, применяемому в гидроэлектростанциях.

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при создании радиально-осевых гидротурбин. .

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в гидротурбинах. .

Изобретение относится к гидравлической машине, в которой имеется заполняемый жидкостью резервуар с входным отверстием и по крайней мере одним выходным соплом. .

Изобретение относится к роторам турбин и может быть использовано в области энергомашиностроения, двигателестроения и общего машиностроения. .

Изобретение относится к области гидротурбостроения и может быть использовано при разработке рабочих колес радиально-осевых гидротурбин

Изобретение относится к турбинам или силовым установкам, вырабатывающим электричество с использованием потока жидкости, в частности воды, а более конкретно - к таким устройствам, в которых поток жидкости вращает большой ротор типа винта или рабочего колеса, имеющий внешний кольцевой обод, расположенный внутри большого кольцевого корпуса

Изобретение относится к способу и устройству для постепенного преобразования энергии морских волн в электроэнергию

Изобретение относится к рабочему колесу для непосредственно соединенной тихоходной малой гидротурбины диагонального типа, применяемой в гидродинамической энергосберегающей охлаждающей башне, которое содержит верхний венец, нижнее кольцо и лопасти с изогнутой поверхностью, установленные между верхним венцом и нижним кольцом

Изобретение относится к турбинным установкам, которые могут быть использованы для производства электроэнергии. Турбинная установка содержит облопачивание 11, включающее криволинейные лопатки, внутренний конец каждой из которых заделан в полости 14, открытой с одной стороны; и генератор 20, расположенный в полости 14 и соединенный с облопачиванием 11. Каждая криволинейная лопатка имеет динамическую структуру и выполнена с возможностью увеличения в размерах под действием гидростатического давления и с возможностью сжатия под действием противодавления. Изобретение направлено на создание турбинных установок, характеризующихся простотой конструкции и эффективной работой. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно центральной оси этого колеса, внутренний обод 4, обладающий симметрией вращения относительно упомянутой оси, и множество лопаток 2, проходящих между внутренним ободом и наружным ободом. Колесо 1 содержит по меньшей мере два элемента, задающих, по меньшей мере частично, наружный обод 6 и/или два элемента, задающий, по меньшей мере частично, внутренний обод 4. По меньшей мере одна кромка лопатки 2 вставлена между двумя элементами, задающими наружный обод и/или внутренний обод 4. Изобретение направлено на создание колеса, изготовление которого легко поддается промышленному освоению при обеспечении удовлетворительного уровня качества. 3 н. и 6 з.п.ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области гидроэлектрической выработки электроэнергии. Сферическая турбина 96 выполнена для вращения в поперечном направлении в цилиндрической трубе под действием рабочего вещества, протекающего через трубу в любом направлении. Турбина 96 в рабочем состоянии соединена с вращающейся машиной или генератором для выработки электричества. В одном примере осуществления лопатки 112, 114, 116, 118 сферической турбины 96 изогнуты в дугу приблизительно на 180 градусов в плоскости, которая наклонена под углом относительно оси вращения центрального вала 64. В другом примере осуществления внутри цилиндрической трубы установлен дефлектор по восходящему потоку сферической турбины 96 для управления потоком через сферическую турбину 96 экранированием части этого потока. Лопатки 112, 114, 116, 118 сферической турбины 96 имеют в поперечном сечении аэродинамический профиль для оптимизации гидродинамического потока, для минимизации кавитации и для максимизации преобразования аксиальной энергии в энергию вращения. 3 н. и 25 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к технологиям и средствам преобразования и образования кинетической энергии газовых и жидкостных потоков в механическую и образования потоков от привода энергомеханизмов. Роторное устройство содержит барабан 4, жестко скрепленный с валом отбора мощности, лопасти 8-11, попарно закрепленные на валах 5, 6. Валы 5, 6 выполнены с возможностью независимого друг от друга поворота вокруг своих продольных осей. Барабан 4 размещен в корпусе 1, содержащем сферическую кольцевую часть и торцевые поверхности, содержащие участок, выполненный в виде усеченного конуса, скрепленного широким основанием с кромками сферических частей корпуса 1. Узкое основание размещено в полости сферической части корпуса 1 и снабжено круглой пластиной, размещенной параллельно торцам барабана 4, снабженной отверстием, через которое с возможностью вращения пропущен вал отбора мощности. Лопасти 8-11 придана осесимметричная форма. Сечение полости корпуса 1 перекрыто перегородкой, скрепленной с внутренней сферической поверхностью корпуса 1 и боковыми конусными поверхностями его торцевых частей. Перегородка с поперечной щелью выполнена с возможностью прохода через нее лопасти 8-11, развернутой в диаметральной плоскости сферической части корпуса 1. Изобретение направлено на повышение полноты преобразования потока в механическую энергию. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх