Основная опора шасси самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно - к опоре шасси самолета. Шасси самолета качающегося типа, содержащее подъемник, состоит из шарнирно закрепленного на каркасе самолета амортизатора, шарнирно соединенного с подкосом, соединенным с поводком подкоса, приводящим при выпуске опоры верхний шарнир подкоса в замок на крыле. Поводок снабжен хвостовиком, шарнирно соединенным с тягой, также шарнирно закрепленной на каркасе, и управляется подъемником через шарнирно закрепленный на каркасе рычаг, с которым шарнирно соединены и подъемник и поводок. Подъемник содержит внутренний механический замок и шарнирно соединен с рычагом, одно плечо которого шарнирно закреплено на каркасе рычага, а другое плечо шарнирно соединено с замковым цилиндром аварийного выпуска опоры. Замок выполнен из двух щек с перпендикулярными оси выпущенного подкоса пазами и защелкой и на цапфах верхнего узла подкоса смонтированы втулки квадратного внешнего контура с плоскими гранями, взаимодействующими с пазами зацепа в выпущенном положении опоры. Изобретение направлено на увеличение надежности и упрощение конструкции опоры шасси самолета. 4 ил.

 

Предложение относится к авиационной технике и может быть использовано для проектирования опор качающегося типа для летательных аппаратов различного типа.

Известны различные схемы основных опор шасси качающегося типа и гидравлических систем летательного аппарата (см, например, Системы оборудования летательных аппартов (под редакцией А.М.Матвеенко и В.И.Бекасова). - М., Машиностроение, 2005 г. или книгу Кондрашев Н.А. Проектирование убирающихся шасси самолетов. М., Машиностроение, 1991 г.). В книге Н.А.Кондрашова на рис.3.13д, 3.14д, 3.15д, 3.16д, 3.17д приведены все известные схемы основных опор, причем схемы, показанные на рис.3.13д и 3.16д, реально соответствуют конструкциям, применяемым на самолетах ТУ 134 и ТУ 154.

В качающихся опорах оси подкоса и амортизатора пересекаются около оси шарнира крепления опорного элемента (колеса, тележки, лыжи и т.п.), благодаря чему усилие, действующее на опору, раскладывается на составляющие, направленные вдоль осей подкоса и амортизатора. Вследствие этого амортизатор практически не подвержен изгибу в продольной плоскости.

Подкос в этих опорах одновременно является и подъемником, причем его диаметр определяется нагрузками, действующими на него при движении по земле, которые значительно превышают нагрузки, потребные для уборки опоры. Поэтому он усложняется дополнительными поршнями, уменьшающими его эффективную площадь гидравлической полости, заполняемой жидкостью при уборке опоры. Это увеличивает его вес и уменьшает надежность. Кроме этого, при его разгерметизации выпуск опоры невозможен, что недопустимо и противоречит существующим нормам.

Следует также отметить, что в убранном положении рассмотренных опор подкос располагается под нижней поверхностью крыла, а поэтому опорные элементы также выступают ниже поверхности крыла. Для уменьшения отрицательного влияния выступающих элементов опоры на аэродинамику крыла их закрывают обтекателем, который, тем не менее, все же ухудшает качество крыла и одновременно увеличивает его вес.

Все известные схемы предполагают наличие отдельного замка, удерживающего опору в убранном положении.

Кроме этого, опоры, схемы которых показаны на рис.3.14д и 3.15д, содержат также всего один подъемник, причем его шток двигается при обжатии амортизатора, что создает огромные трудности в работе соединенной с ним гидросистемы, т.к. при посадочном ударе в нее впрыскивается очень большой поток жидкости, создающий значительные гидроудары.

Требуется обеспечить соединение подкоса с замком в выпущенном положении и удержание подкосом опоры в убранном положении, фиксация опоры в убранном положении на кинематическом замке, обеспечение аварийного выпуска опоры, повышение надежности и облегчение замка верхнего узла подкоса.

Для решения этой задачи поводок подкоса снабжен хвостовиком, шарнирно соединенным с тягой, также шарнирно закрепленной на каркасе, который управляется подъемником через шарнирно закрепленный на каркасе рычаг, с которым шарнирно соединены и подъемник и поводок, при этом подъемник содержит внутренний механический замок и шарнирно соединен с рычагом, одно плечо которого шарнирно закреплено на каркасе рычага, а другое плечо которого шарнирно соединено с замковым цилиндром аварийного выпуска опоры, а замок выполнен из двух щек с перпендикулярными оси выпущенного подкоса пазами и защелкой и на цапфах верхнего узла подкоса смонтированы втулки квадратного внешнего контура с плоскими гранями, взаимодействующими с пазами зацепа в выпущенном положении опоры.

Особенности предлагаемой конструкции поясняется иллюстрациями.

На фиг.1 показана общая схема устройства. На фиг.2 дана схема замыкания выпущенного положения. На фиг.3 показано конструктивное сочетания основных элементов. На фиг.4 показана схема управления замком.

Предлагаемая конструкция состоит из амортизатора 1 с опорным элементом 2 (колесом), шарнирно закрепленного на каркасе с возможностью поворота в продольной плоскости и шарнирно соединенного с подкосом 3 таким образом, чтобы их оси в выпущенном положении пересекались вблизи оси крепления опорного элемента для минимизации изгиба амортизатора.

При уборке опоры защелка 5 отжимается соединенным с ней цилиндром, после чего подъемник поворачивает рычаг 8, поворачивая поводок 4, выводящий верхнее ухо подкоса из пазов замка. Затем поворот продолжается до тех пор, пока поводок и подкос не займут положение кинематического замка, в котором подъемник запирается на внутренний механический замок, фиксирующий опору в убранном положении на кинематическом замке.

При выпуске опоры открывается замок подъемника и он поворачивает рычаг 8 с поводком 4, который подводит верхнее ухо подкоса к замку на крыле, отжимает защелку 5 и заводит квадратные втулки на цапфах оси подшипника уха подкоса в пазы на щеках замка. После этого защелка фиксирует верхний узел подкоса в замке.

Подъемник шарнирно соединен с одним плечом шарнирно закрепленного на каркасе рычага 9, другое плечо которого шарнирно соединено с замковым цилиндром 10 аварийного выпуска опоры, удерживающего рычаг 9 при работе подъемника. В случае отказа основной системы или разгерметизации подъемника выпуск опоры производится цилиндром 10, управляемым от резервной гидросистемы.

Верхний узел подкоса заканчивается ухом со сферическим подшипником, ось которого шарнирно соединена с поводком 4, обеспечивающим при выпуске опоры соединение подкоса с замком на нижней поверхности крыла, чему способствует и наличие осевого люфта в конструкции поводка. Замок верхнего узла подкоса состоит из двух щек с перпендикулярными оси выпущенного подкоса пазами и защелкой, так что нагрузка от подкоса воспринимается щеками, закрепленными на каркасе крыла. Защелка 5, шарнирно закрепленная на щеках зацепов, только предохраняет верхний узел подкоса от случайного смещения. Защелка соединена с пружинным цилиндром, удерживающим ее в закрытом положении и утапливающим при уборке опоры. Внутри цилиндра содержится распределитель, затвор которого смещается при утапливании защелки и открывает проход жидкости к подъемнику.

На цапфах оси верхнего узла подкоса смонтированы втулки 11 квадратного внешнего контура с плоскими гранями, ограничивающие осевое перемещение подшипника с ухом подкоса и взаимодействующие в выпущенном положении опоры с пазами в щеках замка. Втулки выполнены из материала с низким коэффициентом трения, например бронзы или графилона. Площади плоских граней втулок обеспечивают допустимые напряжения смятия при восприятии нагрузок от подкоса для того, чтобы в пазах щек не создавались вмятины, ухудшающие надежность работы замка.

Поводок снабжен хвостовиком, шарнирно соединенным с тягой 6, также шарнирно закрепленной на каркасе, и управляется подъемником 7 через шарнирно закрепленный на каркасе рычаг 8, с которым шарнирно соединены одновременно и подъемник и поводок.

Основная опора шасси самолета качающегося типа, содержащая подъемник и состоящая из шарнирно закрепленного на каркасе самолета амортизатора, шарнирно соединенного с подкосом, соединенным с поводком подкоса, приводящим при выпуске опоры верхний шарнир подкоса в замок на крыле, отличающаяся тем, что поводок снабжен хвостовиком, шарнирно соединенным с тягой, также шарнирно закрепленной на каркасе, и управляется подъемником через шарнирно закрепленный на каркасе рычаг, с которым шарнирно соединены и подъемник и поводок, при этом подъемник содержит внутренний механический замок и шарнирно соединен с рычагом, одно плечо которого шарнирно закреплено на каркасе рычага, а другое плечо шарнирно соединено с замковым цилиндром аварийного выпуска опоры, а замок выполнен из двух щек с перпендикулярными оси выпущенного подкоса пазами и защелкой, и на цапфах верхнего узла подкоса смонтированы втулки квадратного внешнего контура с плоскими гранями, взаимодействующими с пазами зацепа в выпущенном положении опоры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройству шасси самолета. .

Изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов. .

Изобретение относится к авиации и касается систем управления выпуском шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к области приводов уборки и выпуска шасси летательного аппарата и может быть использовано при создании новых и модернизации существующих летательных аппаратов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для фиксации грузов или конструкций в поднятом на высоту состояния, в частности в авиационной технике для фиксации опор шасси летательных аппаратов в убранном положении.

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно к взлетно-посадочным устройствам, а именно к убирающемуся шасси самолета и предназначено для фиксации убранного положения шасси.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам навески створки опоры убирающегося шасси летательного аппарата. .

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси самолета

Изобретение относится к области авиационной техники и касается вбирающегося шасси самолета

Изобретение относится к авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата со средством уменьшения шума и летательному аппарату, снабженному таким шасси

Изобретение относится к взлетно-посадочным шасси летательного аппарата и касается разблокировки средства стабилизации складывающегося подкоса шасси

Изобретение относится к устройству уменьшения длины шасси летательного аппарата

Изобретение относится к убирающимся стойкам шасси самолетов, в частности к трехколесным шасси. Переднее шасси содержит нишу, колесо, стойку и механизм выпуска. При применении аэродинамической схемы «утка» шарнир передней стойки является втулкой, расположенной на оси вращения переднего горизонтального оперения. Шасси может иметь нишу только для колеса передней стойки. При этом стойка шасси располагается внутри углубления на фюзеляже между шарниром стойки и нишей для колеса. Также стойка шасси может располагаться снаружи на фюзеляже вплотную к нему между шарниром стойки и нишей для колеса. Каждая шарнирно закрепленная створка ниши колеса соединена тягой с расположенным внутри ниши рычагом, контактирующим с колесом. Также каждая шарнирно закрепленная створка ниши колеса может быть соединена с расположенным на том же шарнире рычагом, который соединен со створкой стягивающей пружиной, а между створкой и рычагом имеется ограничитель их сближения. Достигается снижение веса и повышение надежности убирающейся стойки колеса. 5 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройству для привода и блокировки шасси со складывающимся подкосом. Шасси летательного аппарата (ЛА) содержит стойку, шарнирно установленную на ЛА с возможностью поворота вокруг оси уборки. Стойка стабилизируема в выпущенном положении посредством подкоса, содержащего две шарнирно соединенных между собой соединительных тяги, и удерживаема в выровненном положении стабилизирующим элементом, содержащим два шарнирно соединенных между собой звена. Одно из звеньев шарнирно соединено с подкосом, а второе звено шарнирно соединено со стойкой шасси или с ЛА. Звенья удерживаются в своем выровненном и заблокированном положении. Шасси также содержит устройство разблокировки. Устройство разблокировки содержит вращательный привод, коленчатый рычаг, рычаг, шарнирно установленный на конце коленчатого рычага, и содержащий уступ, шип, возвратное устройство, прижимающее рычаг к шипу. Ось привода параллельна шарнирной оси звеньев стабилизирующего элемента. Коленчатый рычаг соединен с валом вращательного привода. Шип жестко закреплен на одном из звеньев стабилизирующего элемента и выступает из этого звена. Коленчатый рычаг выполнен с возможностью перемещения из первого углового положения, в котором шип контактирует с рычагом, находясь напротив уступа, когда звенья находятся в выровненном положении, во второе угловое положение, которое коленчатый рычаг принимает, когда уступ рычага отталкивает шип, выводя звенья стабилизирующего элемента из выровненного положения. Достигается простота и надежность устройства разблокировки, использующего для своей работы простой электрический приводной механизм. 3 з.п. ф-лы, 17 ил.

Группа изобретений относится к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов (ЛА) и касается конструктивных особенностей убирающихся опор шасси. Убирающаяся опора содержит рычаг с колесом, шарнирно закрепленный на фюзеляже, соосно расположенные гидроцилиндр уборки-выпуска с замками выпущенного и убранного положения, полости которого связаны с гидросистемой ЛА, и газогидравлический амортизатор. Газогидравлический амортизатор выполнен с возможностью заполнения полости рабочими средами через общий зарядный штуцер без их разделения и размещен в полости гидроцилиндра с образованием пары «труба в трубе» и возможностью выполнения функций штока гидроцилиндра. Гидроцилиндр снабжен газовой камерой высокого давления, полость которой образована штоком амортизатора, поршнем, установленным в указанной полости, взаимодействующим со штоком амортизатора, и дополнительной неподвижной буксой. Достигается сокращение габаритов убирающейся опоры за счет объединения амортизатора и гидроцилиндра-подъемника в единый агрегат. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным убираемым устройствам самолета для уборки-выпуска опор шасси. Устройство привода уборки-выпуска шасси содержит стойку с колесами, установленную с возможностью поворота на оси стойки, расположенной в главном кронштейне, закрепленном в нише шасси, и рычаг стойки, жестко закрепленный на верхнем конце стойки, электромеханический линейный привод (ЭМЛП) поворота стойки относительно оси. Корпус ЭМЛП и соединение корпуса с кронштейном привода, закрепленным в нише шасси, образует вращательную пару. В корпусе ЭМЛП расположен электродвигатель, винтовой механизм, преобразующий вращательное движение вала электродвигателя в поступательное движение выдвижного звена, взаимодействующего с рычагом стойки. При этом выдвижное звено образует с рычагом стойки контактную пару с размыкаемой областью контакта. ЭМЛП имеет механизм направления выдвижного звена на рычаг стойки, обеспечивающий сохранение контакта выдвижного звена и рычага при повороте корпуса ЭМЛП в процессе работы шасси. Механизм направления образует с рычагом стойки одноподвижную вращательную кинематическую пару (ОВКП). В процессе работы устройства выдвижное звено отводится от рычага в диагностическое положение. Перед включением электродвигателя диагностируют работоспособность ЭМЛП. При этом включают электродвигатель, затем меняют направление движения выдвижного звена в пределах заданного диагностического диапазона его перемещения и при подтверждении работоспособности ЭМЛП доводят выдвижное звено до контакта с рычагом, после чего выключают электродвигатель. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности работы устройства. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 16 ил.
Наверх