Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия

Предлагаемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия заключается в том, что на контролируемую поверхность, находящуюся в сухом или мокром состоянии, укладывают пластину с постоянной величиной поперечного сечения и размером, равным расчетной площади следа колеса, с выполненными в ней отверстиями. Глубина впадин измеряется посредством вертикального введения в каждое из отверстий подвижной части штангенциркуля. Результат измерения глубины впадин в каждом из отверстий определяется как разность показаний штангенциркуля и толщины пластины. Технический результат состоит в повышении точности контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия за счет измерения впадин с заданным интервалом, обусловленным конструктивным расположением отверстий в пластине, через которые производятся измерения. 1 ил., 1 табл.

 

Заявляемое изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия.

Известен способ определения шероховатости дорожного покрытия с помощью игольчатого микропрофилографа, включающий определение средней глубины впадин [Операционный контроль качества земляного полотна и дорожных одежд / Под ред. А.Я.Тулаева. М.: Транспорт, 1985, 224 с. - аналог]. Недостатком способа является высокая трудоемкость и недостаточная точность контроля шероховатости, так как измерения на каждом участке дороги проводят трижды: вдоль оси дороги, перпендикулярно ей и под углом 45° к оси дороги.

Известен также способ определения шероховатости дорожного покрытия методом «песчаного пятна», включающий определение площади и средней глубины впадин на контролируемой поверхности [Ведомственные строительные нормы - ВСН 38-90 - прототип].

Недостатком данного способа является то, что он не обеспечивает достаточную точность контроля шероховатости ввиду того, что на точность измерений влияет состояние влажности поверхности дорожного покрытия. А используемый в качестве заполняющего материала песок имеет высокую способность к адгезии (прилипанию), неоднородную структуру, кроме того, для определения площади контролируемой поверхности требуется строгое выравнивание песчаного отпечатка в форме прямоугольника или круга.

Техническая задача заявляемого изобретения - повышение точности контроля шероховатости дорожного покрытия за счет упрощения способа и снижения погрешности измерений.

Решение технической задачи обеспечивается тем, что в способе контроля шероховатости дорожного покрытия, заключающегося в том, что определяют площадь контролируемой поверхности и глубину впадин, при этом площадь контролируемой поверхности принимают равной расчетной площади следа колеса, а глубину впадин определяют как разность показаний штангенциркуля при введении его подвижной части в каждое из отверстий, выполненные в пластине, наложенной на контролируемую поверхность, и толщиной пластины.

Повышение точности контроля в предлагаемом способе заключается в вертикальном измерении глубины впадин с заданным интервалом, обусловленным конструктивным расположением отверстий в пластине, через которые производятся измерения при плотном ее прилегании при укладке на контролируемую поверхность асфальтобетонного покрытия. Заявленный способ позволяет определить глубину впадин с точностью до 0,1 мм, что и является новым техническим результатом заявленного способа.

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия поясняется с помощью чертежа, где схематично представлен общий вид пластины.

На контролируемую поверхность, находящуюся в сухом или мокром состоянии, укладывают пластину 1 с выполненными в ней отверстиями 2. Прямоугольная металлическая пластина с постоянной величиной поперечного сечения не менее 5 мм и размером, равным расчетной площади следа колеса, имеет отверстия, расположенные друг от друга с межосевыми расстояниями, равными 50 мм, и диаметром, равным 5 мм. Через отверстия посредством введения в них подвижной части штангенциркуля измеряется глубина впадин контролируемой поверхности. Результат измерения глубины впадин в каждом из отверстий определяется как разность показаний штангенциркуля и толщины пластины. Заявленный способ позволяет определять глубину впадин с точностью до 0,1 мм, обусловленной ценой деления шкалы нониуса штангенциркуля.

Пример конкретного исполнения.

На 5-и участках асфальтобетонного покрытия с различной шероховатостью был проведен ряд испытаний по контролю шероховатости.

На контролируемую поверхность укладывали прямоугольную плоскую пластину размером 250×350 мм, равным расчетной площади следа колеса, и толщиной 5 мм с выполненными в ней 35-ю отверстиями диаметром d=5 мм и расположенными друг от друга с межосевыми расстояниями, равными 50 мм.

Результат измерения глубины впадин каждого измерения определили как разность показания нониуса штангенциркуля и толщины пластины.

Для сравнения с прототипом на тех же участках дорожного покрытия определяли среднюю глубину впадин методом «песчаного пятна», объем песка брали равным 50 см3. Результаты испытаний приведены в таблице.

Сравнительную оценку шероховатости поверхности согласно заявленному способу и по прототипу определяли по величине средней глубины впадин. Из приведенных в таблице данных видно, что заявленный способ позволяет повысить точность измерений фактически в 2 раза, кроме того, предлагаемый способ позволяет осуществлять контроль шероховатости как в сухом, так и мокром состоянии дорожного покрытия, что также является преимуществом заявляемого способа.

Таблица
Результаты испытаний
Участки Результаты измерения методом «песчаного пятна» (прототип) Площадь по заявленному способу и по прототипу S, (мм2) Результаты измерений по заявленному способу
Объем песка
Vпес., (см3)
Средняя глубина впадин ,
(мм)
Результаты измерений hi, (мм) Средняя глубина впадин hi, (мм)
1 2 3 4 5 6
1 50 0,96 521,27 2,1 2,0 2,6 2,6 3,5 1,5 1,4 2,22
2,6 2,8 1,0 2,0 2,0 2,5 2,4
2,0 4,0 1,6 3,0 1,5 0,7 1,0
1,4 2,8 2,1 3,6 0,9 2,3 2,1
3,1 2,6 1,5 2,3 2,2 2,8 2,6
2 50 1,74 288,00 2,4 2,5 3,5 3,3 2,7 2,8 1,9 2,97
2,9 3,1 4,2 3,1 2,8 5,1 4,1
3,7 1,5 2,6 3,3 4,9 5,2 1,9
2,3 2,6 0,3 3,1 3,2 2,2 2,6
2,0 3,2 3,7 2,7 2,3 2,0 4,3
3 50 1,23 404,76 0,3 1,0 1,4 1,5 0,7 1,8 2,1 1,80
0,9 2,3 2,8 0,5 5,3 2,0 2,3
1,5 1,2 2,1 0,7 2,6 1,9 1,9
1,6 1,7 2,4 1,2 1,5 1,0 1,9
2,1 2,7 1,8 1,6 2,1 2,7 2,0
4 50 0,92 272,22 1,9 1,6 1,2 2,1 4,1 1,2 3,0 1,87
2,6 2,6 1,9 1,6 1,3 1,4 2,7
2,5 1,4 1,8 1,0 2,4 2,6 1,1
1,3 1,1 2,3 2,6 0,6 2,1 1,5
2,4 2,5 1,2 1,2 1,8 2,4 0,5
5 50 1,091 229,13 0,7 1,4 1,1 3,6 1,8 1,2 1,9 2,15
2,2 2,0 2,6 2,0 0,7 2,5 2,3
1,1 3,2 1,1 2,0 2,7 2,7 2,3
4,1 2,2 2,3 2,9 1,4 2,8 2,8
2,5 2,5 1,1 2,0 3,5 2,5 1,6

Способ контроля шероховатости поверхности дорожного покрытия, заключающийся в том, что определяют площадь контролируемой поверхности и глубину впадин, отличающийся тем, что площадь контролируемой поверхности принимают равной расчетной площади следа колеса, а глубину впадин определяют как разность показаний штангенциркуля при введении его подвижной части в каждое из отверстий, выполненных в пластине, положенной на контролируемую поверхность, и толщины пластины, а по средней величине глубины впадин определяют шероховатость дорожного покрытия.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано как способ постоянного контроля состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс.

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к прибору, позволяющему оценивать коэффициент сцепления колеса транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия.

Изобретение относится к строительству, эксплуатации, содержанию и ремонту дорог, дорожных покрытий, аэродромов, а именно к устройствам для контроля состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к приборам для определения плотности грунтов во время работы грунтоуплотняющего устройства. .

Изобретение относится к области проектирования автомобильных дорог, а именно к установкам для вариантного исследования прочности дорожных одежд и грунтовых оснований на дорожном стенде.

Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству, а именно к устройствам для контроля состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к области световых измерений и может быть использовано при измерении яркости покрытий проезжей части автомобильных дорог и улиц. .

Изобретение относится к способам контроля шероховатости поверхности, например, асфальтобетонного покрытия. .

Изобретение относится к автодорожному строительству, а именно к испытаниям несущей способности, прочности дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к устройствам и системам для проведения микронивелирования и оценки ровности поверхности аэродромных покрытий

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами с твердым покрытием и может быть использовано при расследовании дорожно-транспортных происшествий и нештатных ситуаций приземления воздушных судов

Изобретение относится к устройствам для определения коэффициента сцепления колеса на ремонтируемом дорожном покрытии, а также может быть использовано для определения состояния дорожных и аэродромных покрытий

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами и аэродромами с твердым покрытием и может быть использовано при расследовании дорожно-транспортных происшествий и нештатных ситуаций взлета и приземления воздушных судов

Изобретение относится к системам и устройствам для оценки состояния аэродромного покрытия

Изобретение относится к области строительства, а именно - к ремонту и эксплуатации взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов и направлено на оценку долговечности искусственных покрытий эксплуатируемых взлетно-посадочных полос на основе данных обследования этих покрытий
Наверх