Способ проведения партнерской и супружеской психотерапии

Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере. Проводят три цикла партнерской и супружеской психотерапии. Во время первого цикла терапевт исследует и организует совместное переходное пространство отношений партнеров, при этом первоначально он использует имаго-диалог, в котором предлагает партнерам установить новые элементы позитивного обмена в повседневной жизни, выразить свои фрустрации. Затем проводится коммуникационный партнерский диалог с использованием интерпретативной тактики и нарративного подхода, во время которого выявляются деструктивные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, заложенные в детстве, переводится акцент с внешнего конфликта между партнерами на разрешение внутреннего, осуществляется децентрация сформировавшегося Я - образа, дестабилизация форм зависимого и дезадаптивного поведения, границ личного пространства и пространства партнерских отношений, а также осуществляется подход к рассмотрению сердцевины дестабилизирующего комплекса. Во время второго цикла терапевт помогает расширить рамки переходного совместного пространства отношений за счет проведения символдрамы, работы с масками, кинотерапии, выявляющих собственные скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, а также формы зависимого и дезадаптивного поведения, позволяя тем самым принять различные аспекты своей личности и личности партнера; с помощью медитации и серии рисунков психотерапевт предлагает партнерам отобразить в символических образах актуализированные переживания и с помощью психодрамы, амплификации и метафоры помогает прояснить их скрытый символический смысл, ослабить архе-защиты психического. Во время третьего структурирующего цикла осуществляют конструирование и переход к новой реальности отношений за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, позволяющего партнерам перейти к новой идентичности, для этого: во время первого этапа осуществляют переход партнеров из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция партнерами своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю. После чего терапевт предлагает партнерам создать совместное пространство. Затем терапевт помогает партнерам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в партнерских отношениях, со структурой созданного символического пространства, представленного в инсталляции, связать их с элементами структуры конфликта; на втором этапе осуществляют переход партнеров в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия партнера с предметами, используемыми в инсталляции, и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между партнерами и терапевтом, раскрывающий символический смысл значений первоэлементов и актуализированных переживаний в символдраме и психодраме на биографическом и архетипическом уровнях, связывая их с динамикой партнерских отношений; на третьем этапе терапевт предлагает партнерам поочередно создать в инсталляции новую структуру пространства отношений, усилить его через перформанс; на четвертом этапе происходит формирование нового центра личного пространства, связанного с новой идентичностью и новым образом Я, для этого терапевт акцентирует внимание на конфликте, актуализировавшемся при построении совместного пространства, помогает усилить оппозицию старого и нового образа Я за счет формулирования его негативного и положительного самоопределения Я, трансформировать архе-защиты психического за счет осознания их глубинного смысла и перейти к новому образу Я; на пятом этапе терапевт выводит партнеров из драматической реальности и лиминального состояния, в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства отношений, новом образе Я, исходя из которого вырабатывается позитивная стратегия развития каждого из партнеров, формируются новые, гибкие межличностные отношения. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи партнерам и супружеским парам в построении ответственных отношений любви и взаимопонимания, помогает достичь преобразования отношений за счет преобразования двух живущих вместе людей, а также помогает восстановить нарушенные связи между партнерами, которые могли возникнуть в результате их личного конфликта или другой травмирующей ситуации, восстановить целостность их личного и общего психического пространства как реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально- духовные аспекты, за счет устранения деструктивных стратегий и нахождения новых коммуникативных и адаптивных форм поведения, перехода в новое пространство отношений, которое позволит партнерам реализовать их потребности и задачи другого уровня и периода. 4 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере.

Настоящее время характеризуется сокращением частной жизни и сокращением пространства партнерских отношений в этой реальности, способствующих раскрытию чувств, любви, близости, необходимых для гармоничных отношений. Подтверждением этому является так называемая разновидность эмоционального шантажа, которая ассоциируется с телевизионными сериалами, а также стремлением к получению, трате денег и различным удовольствиям. Отчужденность и одиночество современного человека, по сути являющегося нарциссической личностью, приводит к страданиям, инфантильным затруднениям, которые выражаются через психосоматические расстройства, нарушения в поведении. В определенном смысле расстройства, конфликты современного человека служат объяснением его бегства от тех самых проблем, которые парадоксальным образом домогается его собственное желание, его отторгнутая и вытесненная душевная жизнь.

В связи с чем актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых более эффективных методов партнерской и супружеской терапии, ориентированных на преодоление тревоги, потребности в смысле, любви, близости, необходимых в построении межличностных развивающихся гармоничных отношениях, способствующих созиданию души.

Партнерская и супружеская психотерапия помогает партнерам преодолеть конфликт и кризисную ситуацию, достигнуть гармонии во взаимоотношениях. Супружеская психотерапия может выступать в двух формах - как самостоятельный метод психотерапии и как этап семейной психотерапии.

В настоящее время в супружеской и партнерской терапии наиболее распространен динамический бихевиоритский и гуманитарно-психологический подходы, базирующиеся на теории психоанализа (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.434).

Известен способ супружеской терапии, основанный на бихевиористском подходе, направленный на изменение поведения партнеров методами обусловливания и поведения (Кратохвил С., 1991; D.H.Baucom 1982). Такой подход обеспечивает управление поведением, обучение навыкам общения, выработку супружеского соглашения о взаимном поведении. Он начинается с процесса оценки, включает диагностическое тестирование, обучение позитивным целям, коммуникативному диалогу, включая домашние задания (Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, монография, пер. М., Медицина, 1991 г.). К недостатком этого метода (вообще бихевиористского подхода) следует отнести слишком большое внимание к поведенческому подходу, который несет за обучением манипуляцию. В связи с чем пара или супруги оказываются на протяжении лет клиентами психотерапевта, вырабатывая зависимость от психотерапии. Поэтому практически все методы относятся к долгосрочной психотерапии.

Известен способ гуманистического подхода супружеских отношений В.Сатир, полагающий, что основой гармоничного брака являются открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении. В основе способа терапии принципы «здесь и теперь», уважение к личной жизни другого, открытое общение, доверие. В способе психотерапевт создает условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Автор полагает, что оба являются «архитекторами» отношений, и поэтому рассматривает терапию в контексте семьи (В.Сатир. Психотерапия семьи, Речь, Спб. 2000 г. стр.5). К недостаткам этого метода является отсутствие приемов и способов трансформации и интеграции агрессивных тенденций, а усиление их контроля, что ведет к подавлению и вытеснению инстинктивной части.

Известен способ семейных расстановок Берта Хеллинберга при разрешении семейно-системных конфликтов и противоречий. Большое внимание автор уделяет системному подходу в использовании психодрамы при работе с семьей, полагая, что за любым симптомом стоит любовь. В психодраме как расстановке и основном способе автора исследуются связи в семье не только с живыми людьми, но и уже умершими, полагая, что все они связаны единой судьбой. К недостаткам метода следует отнести использование одной лишь психодрамы, в которой немаловажное значение имеет момент чувствования, который может вносить ошибки, из-за проекций и неотработанных конфликтов, а также низкий уровень интегративности, опирающийся лишь на семейные связи.

Известен способ групповой арт-терапии при работе с маленькими детьми и их родителями для коррекции нарушенных психических функций ребенка, автор Л.Пролкс. В способе выделяется четыре стадии группового процесса: вовлечения, двусторонней коммуникации, разделенных значений, эмоционального мышления. Способ активно использует разные материалы для создания рисунка, инсталляции, активно использует вербальное и невербальное взаимодействие. К недостаткам следует отнести невысокий уровень рассмотрения протекания внутренних психических процессов самих родителей и, как следствие, задействование семьи как системы (под. ред. А.И.Копытина. Арт-терапия - новые горизонты. Когито-центр, Москва, 2006 г. стр.87-93).

Известен способ партнерских и семейных отношений Н.Пезешкиана. Способ предлагает пятиступенчатую модель, которая выделяет следующие стадии: наблюдения и дистанцирования; инвентаризации; рассмотрения механизмов реагирования на конфликт; рассмотрение актуальных способностей, моделей для подражания; ситуативного ободрения; вербализации, расширения системы целей. В рамках пятиступенчатого метода целенаправленно применяются истории и афоризмы. Способ рассматривает актуальные способности в четырех сферах. Пациент знакомится с другими точками зрения, с альтернативным поведением, помогающим избегать конфликтов. Истории помогают расшатывать внутреннее сопротивление пациента и облегчают овладение приемами самопомощи, дополняющими психотерапевтические меры (Н.Пезешкиан. Позитивная психотерапия, Медицина. М., 1998 г., стр 23-30). К недостаткам следует отнести слишком формализованный подход, препятствующий открытому взаимодействию, отреагированию чувств и эмоций.

Известен способ коррекции психологического состояния Эрика Берна при нарушении социальной адаптации, выделяющий в структуре личности триединую структуру: родитель, взрослый, ребенок. В процессе терапии происходит анализ жизненного сценария жизни родителей и предков пациента, культурного наследия, основных масок, чувств, иллюзий. Основная цель метода - формирование взрослой этической позиции благодаря реконструкции и созданию автономной личности. Конечная цель - создание динамического равновесия между психическими структурами: Родителем, Взрослым и Ребенком. Трансактный анализ проводится как индивидуально, так и в группе, где разыгрываются различные роли и пациент может выполнять роль ребенка или родителя путем установления диалога с участниками группы (Эрик Берн. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001). Метод имеет ограниченные возможности регрессивных практик и диалога «родитель-ребенок», поскольку использует в основном вербальный анализ и продолжителен по времени.

Известен способ драматерапии, как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер, Драматерапия, СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода, как лиминальные.

Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток, роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65). При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света. (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося, Сфера, Москва, 1997 г., стр.382). Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его культурного «кода» и ограничением использования его в современных терапевтических практиках или используются лишь технические приемы без раскрытия глубинного смысла. Вследствие этого функции ритуала остаются нераскрытыми.

Известен способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации и имитацией событий макрокосмического события - взаимодействие двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически-ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перформанс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятием реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретения навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий, как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения. (А.И.Копытин. Золотой фонд психотерапии, Теория и практика Арт-терапии, Питер, СПб., стр.158, 190-204, А.И.Копытин. Системная арт-терапия, Питер, Спб, 2001 г., стр.191-208).

Ближайшим аналогом, по мнению авторов, является способ IMAGO-терапии (имаго-терапии) Харвиллла Хендрикса, основанного на технике IMAGO-диалога. Способ основан на создании безопасной атмосферы, в которой происходит диалог, поэтому создает условия высокого уровня принятия как вербальных посланий, так чувств и эмоций, включает телесное прикосновение в диалоге «родитель-ребенок». Способ имеет разработанную структуру психотерапевтических сессий и семинаров обучения диалога. В способе основной акцент делается не на разрешение конфликта, а на создание связи, нового пространства между его участниками, углубление диалога. Способ используется в партнерской и супружеской терапии. Несмотря на это, метод имеет ряд недостатков. (Х.Хендрикс. Как добиться желанной любви, Крон-Пресс, М., 2003 г., «Getting the love you want, Henry Holt, New Yotk, 1988). В силу того что он опирается на теоретическую модель психоанализа, то слишком ориентирован на влияние исторического прошлого партнеров, не учитывая коллективные аспекты психики, характеризующие пространство души. В связи с чем диалог имеет ограничения, поскольку происходит в заданных рамках, и поэтому, до конца не разрешая конфликт, постепенно переходит в манипулятивную форму общения.

Предлагаемый способ базируется на постмодернистской концепции семейной терапии, заключающейся в том, что каждый живущий человек «конструирует» собственную реальность (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.443).

Существующая настоящая реальность современного человека характеризуется разорванностью и ускоренностью, в связи с чем он часто испытывает затруднения в осознании собственного облика; будучи зачастую лишен сексуальной, субъективной или моральной идентичности, обладая ограниченным или «ложным Я», современный человек находится в пограничном состоянии, которому свойственны тревога, страх, депрессионные расстройства. Низкий уровень культуры отношений, знания своей психической реальности способствует усилению конфликтов, переносу многих собственных проблем на партнера, что нередко приводит к разрыву отношений. Поскольку старая модель семьи, отношений внутри брака, основанная на традиции долженствования, утратила многие смыслы, а новая еще не родилась, в этом пограничном переходном состоянии значительно заметно увеличение бракоразводных процессов, количество гражданских браков.

Авторы, реализуя способ через предлагаемые технические решения, исходят из следующих предпосылок:

- определяющий фактор в выборе партнера исходит из неосознанной цели обретения целостности через восстановление связи, личной и межличностной;

- конфликт, расстройство в целом - это сигнал того, что изменения и рост начались, сам же протест - это протест против чувства разорванности личного внутреннего пространства и протест против утраты чувства соединенности с другим партнером;

- пространство отношений - это целый микрокосм вселенной, движущийся к целостности;

- как бы подчас ужасно не выглядело поведение партнеров, за ним скрывается глубокая тяга к связи.

В связи с чем при проведении способа терапевт исходит из того, что содержание и формы конфликта между партнерами являются прикрытием этого протеста. Ссорится ли пара по поводу беспорядка в доме или не может решить вопрос, иметь или не иметь детей, если возникает тупиковая ситуация, то причина состоит в том, что партнеры чувствуют разъединенность. В связи с чем разлад отношений никогда не бывает делом рук одного человека; это результат взаимодействия обоих партнеров, защищавшихся от страха оказаться уязвимыми, зависимыми или действительно тесно связанными. Оба человека в равной степени травмированы и в равной степени здоровы.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемого способа, является повышение эффективности психотерапевтической помощи партнерам и супружеским парам в построении ответственных отношений любви и взаимопонимания, способ помогает достичь преобразования отношений за счет преобразования двух живущих вместе людей. Способ помогает восстановить нарушенные связи между партнерами, которые могли возникнуть в результате их личного конфликта или другой травмирующей ситуации, восстановить целостность их личного и общего психического пространства как реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты, за счет устранения деструктивных стратегий и нахождения новых коммуникативных и адаптивных форм поведения, перехода в новое пространство отношений, которое позволит партнерам реализовать их потребности и задачи другого уровня и периода. Преимущество способа - возможность оказать поддержку парам в кризисный период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта; увеличить степень принятия и показать, что за их конфликтом скрывается глубокая тяга к связи и любви. Воссоединение возвращает осознание сущностной связи не только с партнером, но и с обществом, природой, порядком любви, который царит не только в отношениях, но и в природе, и во вселенной. Способ является хорошей ступенью для тех, кто хочет укрепить отношения, если они находятся в хрупком состоянии, помогает перейти от осознанных партнерских отношений к осознанному браку. Способ помогает мягко завершить отношения, вернув себе целостность; уменьшить стрессовую нагрузку при разрыве отношений или разводе.

Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.

Отличительной особенностью предлагаемого способа является психодинамический системный подход, сочетающий психоаналитическое (юнгианское) и антропологическое направление, а также использование мультимодального подхода, способствующего реализации онтологического процесса психотерапии. При этом в онтологическом процессе исследуются следующие психологические пространства отношений: пространство индивидуальной жизни субъекта, пространство межиндивидных семейных связей, а также интериндивидное (сверхличное) пространство http://psylib.org.ua/books/petva01/txt09.htm..

Супружеская и партнерская терапия фокусируется на изменении во взаимоотношениях, и ее первоочередной целью интервенции является переформирование и улучшение функционирования партнеров, устранения отчужденности и установления новых более глубоких связей между ними. Такая терапия базируется на теории систем и исходит из предпосылки, что однолинейной каузальности быть не может, а существуют более сложные системные и структурные связи между партнерами.

Любая открытая система имеет большие преимущества как самоорганизующаяся система, однако для перехода от состояния нестабильности к новому устойчивому состоянию требуются правильно организованные воздействия, способные интегрировать глубинные уровни архе-структур, которые и обеспечивают процесс самоорганизации. Таких способов в настоящее время недостаточно. Практически все способы партнерской, супружеской и семейной терапии базируются на теории психоанализа, и, как отмечают многие авторы, актуальность разработки новых глубинных методов в психосоматической медицине связана, прежде всего, с «кризисом психоанализа как теоретической базы ведущих психосоматических концепций» (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г. стр.492). Низкая эффективность имеющихся способов подтверждается высоким уровнем стресса в семье.

Отличительной особенностью теории Юнга от других школ является иерархичность подхода в рассмотрении личности, в котором анализируется персона, рассматривается индивидуальное и коллективное бессознательное. Большое внимание в теории уделяется теории комплексов, которые являются диссоциированными частями души. К.Юнг был первым, кто поднял вопрос целостности души в психологии, основываясь на теории комплексов, и на научной основе соединил телесное и духовное. Он ввел понятие оси эго - Самости, акцентировав внимание на том, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но обладает доличностным или трансличностным измерением.

Таким образом, в отличие от имеющихся способов терапии в способ партнерской и супружеской терапии вводится рассмотрение символического и трансличностного, которое является областью исследования антропологии, семантики, лингвистики, сравнительной истории религий.

В предлагаемом способе синтез юнгианского подхода и антропологического оказался возможным, поскольку оба имеют единые подходы. Так сущность антропологического подхода состоит в следующем:

- двуединство, предполагающее единство телесного и душевно-духовного в личности;

- динамический конфликт, который представлен как поступательным развитием, так развитием, имеющим свои кризисы;

- трансцендентность, как выход за пределы первоначальной потребности, включающей нуминозные переживания.

Новизна предлагаемого способа заключается в том, что психоаналитический подход позволяет понять смысл симптома исходя из биографии, истории семьи, архетипических паттернов, а антропологический позволяет связать смысл симптома или расстройства с духовной экзистенцией больного, т.е. рассмотреть с позиций анализа бытия, системный подход позволяет правильно организовать воздействие для необходимой перестройки системы.

Для реализации поставленных задач в способе используются техники вербального анализа, коммуникативного диалога, арт-терапии с включением в нее кинотерапии, символдрамы, активного воображения, психодрамы, а также драматерапии, перформанса, инсталляции и телесной терапии, выполняемых в структуре ритуала четырех стихий. Методы арт-терапии создают условия для вербального и невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, позволяя создать безопасное пространство для развития отношений.

Как показывают результаты исследований, психодинамический конфликт в значительной степени усиливают актуальные жизненные ситуации, связанные с переходом из одной стадии развития в другую (и связанные с изменением идентичности), и могут оказывать ускоряющее действие на психосоматические расстройства, поведенческие реакции, включающие деструктивное поведение.

С точки зрения нарративного подхода симптомы в системе отношений выполняют морфостатическую и морфогенетическую функцию. Морфостатическая функция симптома - это неосознанная попытка с помощью симптома преодолеть дезинтеграцию. Морфогенетическая функция симптомов представляет собой позитивную обратную связь в системе отношений, вследствие чего происходит усиление колебаний в ней и система переходит на другую стадию в своем развитии. Пациент с симптомом нарушает сложившиеся правила отношений и направляет партнеров к формированию новых более гибких и отношений (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., 445).

Через каждые семь-десять лет личность человека существенно меняется, и в течение жизни он проходит последовательно несколько разных идентичностей. Установленные связи и сами партнерские отношения помогают развиваться и расти, в то же время они обязывают следовать целям, которые находятся по ту сторону осознанных желаний и стремлений. Поэтому в супружеских и партнерских отношениях царят порядки и силы любви, которые поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают возможности и ограничивают и которые меняются от одного цикла к другому. В связи с чем благодаря глубинным инстинктам и потребностям, экзистенциальным переживаниям и возникающим симптомам, партнеры полностью находятся в их власти, в связи с чем рост требует расширения границ как внешних, так и внутренних.

Рождаясь в семье, которая во многом определяет отношения, и поведение, и потребности, человек переходит в другие более широкие системы и часто несет старые стереотипы. Развиваясь вместе, партнеры помогают отказаться друг другу от страха комплексов и стереотипов поведения, которые не служат новому периоду, двигаясь от первоначальной целостности, полученной в семье, к присоединению к Целому.

В кризисные переходные периоды естественная цель Эго состоит в том, чтобы справиться с экзистенциальной тревогой, стабилизируя, насколько это возможно, жизнь человека, которая представляет автономный диалектический процесс. В это время у человека часто возникает ощущение страха и одиночества из-за отсутствия переходных ритуалов и помощи. В подобные периоды отчуждение партнеров становится особо заметным и отношения ухудшаются. Поскольку утрачен смысл таких переходных периодов, конфликт усиливается. И именно в такие моменты партнеры чаще всего обращаются за помощью. Эта культурная традиция через профессиональную терапевтическую практику входит в жизнь.

Основная терапевтическая задача этого этапа сводится к оптимизации поиска движения из одного жизненного цикла в другой с обеспечением восстановления коммуникативных связей, переживания данностей существования, свойственным этапам перехода, поиска нового смысла, порядка и сил, необходимой поддержки в переживании процесса символической смерти Эго и его возрождении благодаря установлению связи Эго и Самости, «С Самостью связаны понятия целостности, союз противоположностей, центр мира, ось мироздания, творческий момент встречи Бога с человеком, момент переноса сверхличной энергии в личную жизнь…, защитные структуры, способные извлекать порядок из хаоса…» (Э.Эдингер. Эго и архетип. Pentagraphic, Москва, стр.10-11).

Сложность такого движения состоит в том, что чаще всего партнеры приходят уже в состоянии конфликта, боли и непонимания.

Поэтому переход не может быть осуществлен без установления контакта между партнерами, который осуществляется посредством диалога, заданного в определенных рамках.

Впоследствии благодаря навыкам диалога сами партнеры становятся активными участниками всего процесса, в котором происходит децентрация, дестабилизация ригидных дезадаптирующих поведенческих стереотипов, достраивание Я до целостного нового образа.

При этом глубинный базовый конфликт рассматривается как экзистенциальный, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под "данностями существования" подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире: свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия, М., Класс, стр.5). Экзистенциальный подход связан с аксиологическим подходом, присущим гуманистической педагогике, философии, рассматривающим такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, красота, творчество и т.п., которые крайне важны в партнерских отношениях.

В психотерапии переход от одной реальности к другой имеет название «перехода» или «жизненных превращений», в антропологии - ритуалов перехода, в онтологии - познание пространства времени и его качества (М.В.Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Питер, СПб. 2000 г., с.101).

В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М.Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства - времени, в психологии на теории коллективного бессознательного К.Юнга

Такое сочетание двух направлений является закономерным, т.к. оба направления, хоть и с разных сторон, но рассматривают образование архе-структур в психологии и культуре, а также их символическое значение. И если психология акцентирует больше внимания на особенностях развития индивида и его личном пространстве, то культура подчеркивает особенности развития сообщества за большие промежутки времени, способы передачи и хранения символического через тексты и самого человека, его бессознательное.

Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков, как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец, в культуре придают особую семиотическую значимость (Ю.М.Лотман, Семиосфера, Искусство - СПб., Спб., 2004 г., стр.355).

В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света, или четырех стихий, или четырех первоэлементов. Использование стихий определяется не только мифами начала творения в разных традициях, но и тем, что языковое «портретирование» имени «душа» в разных традициях происходит на уровне концептуальных метафор, связанных «с тремя стихиями - огнем, воздухом, водой - и их производными - дыханием, ветром, паром, дымом и т.п. (Степаненко В.А, автореферат докт. дис. http://vak.ed.gov.m/announcements/filolog/Stepanenko VA.doc). Поэтому используемые в ритуале стихии и их символы имеют немаловажное значение и ассоциируются с началом создания вселенной и человека.

Использование символизма архе-стихий в способе является более обширным понятием, вмещающим в себя и архетипы, и духовные составляющие процесса, что позволяет, используя предлагаемый способ, подойти к сердцевине самого комплекса. Положения принадлежности комплекса к духовной природе, его связанности с инстинктами разделяют многие известные авторы, такие как Пьер Жане, Мортон Принс, Мари фон Франс (К.Юнг. Синхронистичность. Рефл-Бук Ваклер. 1997 г., стр.127).

Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как формы «начал» в психотерапевтическую практику, наряду с производимыми обычными действиями обращения к перво-элементам, в способе используются техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для пациента. Таким образом, способ позволяет задействовать четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символодрама), действие (перформанс, инсталляция), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.

Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных техниках направления партнерской и супружеской терапии. В отличие от других подходов заявленный метод основан на комплексной биопсихосоциальной и духовно-экзистенциальной концепции на психическую и психосоматическую дезадаптацию личности. Комплексный, системный подход обеспечивается набором определенных психотерапевтических техник, выполняемых в определенной последовательности.

Непосредственный технический результат, который может быть получен при реализации заявленной совокупности признаков, заключается в том, что заявленный метод, разработанный авторами, затрагивает значительное количество уровней и сторон психического: рациональный и эмоциональный, сознательный и подсознательный, личностный и межличностный, культурный и социальный, бытовой и экзистенциально-духовный, психический и соматический. Несмотря на то что в основе способа лежат известные подходы, в целом способ не является их эклектической компиляцией, поскольку опирается на более широкий спектр современных познавательных систем и подходов психосоматической медицины, экзистенциальной психологии, культурологии, антропологии, философии и религиоведения, нового эмпирического материала, полученного самими авторами.

Особенности: Поскольку близкие отношения не возможны без ощущения уязвимости, которая, в свою очередь, невозможна без чувства безопасности, способ помогает создать такую атмосферу за счет того, что:

- на первом цикле терапевт обучает партнеров коммуникативному диалогу;

- на втором цикле использует ассоциативный метод кинотерапии;

- на третьем цикл проективно символические методики с использованием инсталляции.

Это позволяет использовать способ в групповой терапии на любом этапе, что значительно расширяет опыт его участников в обретении навыков партнерской коммуникации, познании психической реальности.

Способ реализуется следующим образом.

Первый цикл

Это коммуникационный цикл, на котором терапевт обучает партнеров диалогу, с помощью которого затем помогает им исследовать их личное психическое пространство и пространство отношений.

Главная цель в партнерской и супружеской терапии - улучшение диадной коммуникации. Все психологические направления: поведенческие, психоаналитические, системные и другие (например, трансактный анализ), придают первостепенное значение коммуникации в партнерстве, несмотря на то, что действия психотерапевта при этом могут отличаться. Коммуникация складывается из внутренних (духовных) и внешних каналов связи, которые партнеры прокладывают друг к другу. И хоть научиться внешним формам не так сложно, если они не подкреплены чувствами уважения, любви, принятия, если за ними не стоят искрение чувства, то быстро становятся искусственными рамками для общения. Внутренне развитие человека обязательно повлечет за собой изменения во вне.

Способ имеет три этапа, в которых последовательно партнеры не только проходят терапию, но и обучаются многим навыкам коммуникативного диалога, который по мере расширения реальности психического меняет свою форму и, начинаясь от узких заданных рамок, переходит в творческий коммуникативный процесс, позволяющий выразить свой внутренний мир и понять обоим партнерам.

Поскольку, как правило, пришедшие на терапию партнеры находятся в конфликте и инициатором является лишь один из них, то в отличие от индивидуальной и семейной терапии на первой сессии сбору анамнеза и причинам конфликта уделяется не столько внимания, как в индивидуальной терапии. Цель первой сессии - знакомство партнерами, конфликтной ситуацией, создание безопасного пространства для партнеров, овладение простейшими навыками коммуникационного диалога; получение позитивного подкрепления возможности восстановления утраченной связи, контракт на терапию. Для этого терапевт создает безопасную атмосферу, вводя ограничения в диалог и предлагая его четко структурированнную форму, включающую такие элементы диалога, как отзеркаливание, подтверждение, эмпатию, признательность. Присоединенность к процессу и одновременно дистанцированность и нейтральность терапевта к участникам диалога позволяют создать атмосферу доверия между партнерами и терапевтом.

Получение более полной информации происходит в течение последующих сессий благодаря углублению диалогу. Считается, что содержательные аспекты приобретают значимость только тогда, когда партнеры овладели формальными правилами коммуникации. За этим стоит мысль, что делиться и говорить о важном эмоциональном содержании можно лишь в том случае, если для этого созданы общие рамки в виде адекватной культуры коммуникации. Поэтому на этом этапе партнеры обучаются важным навыкам разговора и слушания, включенности в пребывание «здесь и теперь» с целью добиться открытой, конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации. В этом диалоге говорящий тренируется в отношении употребления местоимения Я, а слушающий учится активному слушанию, которое включает позитивную обратную связь, обобщающее перефразирование, выяснение, правильно ли он понял сказанное, а также принятию. Несмотря на общие тенденции создания и научения коммуникативного диалога, авторы заявляемого способа используют технику IMAGO-диалога (диалог пары, интенциональный диалог), обладающего большим арсеналом разработанных схем, сочетаний коммуникации и телесного взаимодействия. Это, например, позволяет включить, наряду с диалогом «родитель-ребенок», телесные прикосновения, что является поддерживающим при воспоминании детских травм, связанных с отделением, и других травмирующих событий.

Таким образом, диалог постепенно помогает провести исследование условий рождения, психической и соматической наследственности, семейных стереотипов поведения, способов защит, основных травм, а также исследовать различные аспекты психической реальности партнеров сексуальной, нарциссической, Я - идентичности и вступить с этими частями психического пространства во взаимодействие.

В рамках экзистенциально-гуманистического подхода нарушения в общении и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования контакта с нашей собственной сущностью, или внутренним Я. Поэтому одной из основных задач первого цикла и диалога является перевод акцентов с внешнего конфликта между партнерами на разрешение внутреннего и в конечном итоге помощь партнеру в изменении способа видения и конструирования своего внутреннего мира.

Цель терапии и диалога на протяжении всех циклов - подвести участников к такому взаимодействию, где они могли бы ощущать себя как целостные здоровые личности. Поэтому постепенно коммуникационный диалог выходит за рамки имаго диалога, опирающегося на биографический опыт, неосознаваемые воспоминания раннего детства.

Для этого способ использует нарративный подход, смысл которого заключается в том, что все, что происходит в жизни человека, отражает его язык, словесные описания, а также то, что реальность («истина») каждого человека является результатом его субъективных конструкций. Функция нарративного психотерапевта в партнерской и супружеской терапии сводится не только к посредничеству в переговорах партнера с другим партнером, к расшифровке посланий к себе, но и в развитии этих навыков у другого партнера. Это существенное отличие метода SOLWI, который развивают авторы. Благодаря такому подходу постепенно в диалоге инициатива передается партнерам, а вместе с ней и навык разрешения конфликта, что создает атмосферу доверия и веры в собственные силы.

На этом этапе большое внимание уделяется интерпретативной тактике и стратегии. Первая имеет ближайшие и последовательные цели и направлена на анализ содержания переноса. Вторая уделяет больше внимания ожиданию, оберегает моменты молчания, прибегает к интерпретации лишь время от времени и направлена в большей степени на психическое функционирование (Французская психоаналитическая школа, Питер. Спб. 2005 г., стр.32).

Такой углубленный диалог помогает исследовать структуру личного психического пространства благодаря тому, что терапевт предлагает партнерам выразить свои фрустрации, связанные с поведением партнера, установить новые элементы позитивного обмена в повседневной жизни, затем благодаря использованию в коммуникативном партнерском диалоге интерпретативной тактики и стратегии нарративного подхода помогает выявить деструктивные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, которые были заложены в детстве, и перевести акцент с внешнего конфликта между партнерами на разрешение внутреннего, что позволяет произвести запрос на изменение поведения, что позволяет осуществить децентрацию сформировавшегося Я - образа, дестабилизацию форм зависимого и дезадаптивного поведения, границ личного пространства и пространства партнерский отношений, подойти к рассмотрению сердцевины дестабилизирующего комплекса и архе-защитам психического.

При этом терапевт в диалоге использует рефрейминг, перефразирование, а также вопросы различных типов: идентификационные (нацеленные на сбор информации), линейные (кто?, что?), циркулярные (позволяющие выяснить связь между событиями), стратегические (направленные на изменение функционирования), рефлексивные (стимулирующие новые представления). Фактором, структурирующим процесс психотерапии и иерархизирующим последовательность применения техник данного этапа, является психологическое звено патогенеза того или иного психосоматического заболевания, в связи с чем в ведении диалога терапии задает вопросы, помогающие выявить морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома или самого конфликта.

Организация и упорядочивание в пространстве и времени внутренних значимых переживаний пациента помогает установить их взаимосвязь на физиологическом, психологическом, архетипическом уровнях, что позволяет расширить индивидуальные представления партнеров о реальности психического. В связи с чем происходит децентрация сформировавшегося Я - образа, дестабилизация форм зависимого или дезадаптивного поведения, меняются и становятся неустойчивыми границы личного пространства и пространства партнерских отношений, что помогает подойти к рассмотрению сердцевины дестабилизирующего комплекса и архе-защитам психического, блокирующим контакт с собственной сущностью или внутренним Я.

Второй цикл

Во время второго цикла терапевт помогает расширить рамки переходного совместного пространства за счет символдрамы, работы с масками.

В качестве масок могут быть выбраны женские и мужские маски, родительские маски. При разрыве отношений исследуются маски зависимости, позволяющие вернуть себе целостность.

На этом цикле проводится кинотерапия, сочетающая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, использующая в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики, способствующие развитию символического мышления, творческой активности, способности самостоятельно поддерживать и развивать внутренний аналитический процесс.

Кинотерапия - актуальное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов партнеры исследуют свои личностные особенности и выявляют бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни. Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый партнер видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру. Обсуждая "свой" фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым свое понимание и видение мира, ослабить архе-защиты. Открытое обсуждение помогает увидеть, как собственное восприятие влияет на наши реакции, как оно может искажать восприятие реальности, это помогает принятию различных аспектов своей личности и личности партнера, его жизненного опыта, формирующего это восприятие.

При работе с партнерами, запрос которых включал или предполагал изменения отношений и переход к официальным отношениям внутри брака, на втором цикле терапевт для проведения кинотерапии подбирает фильм, позволяющий актуализацировать экзистенциально динамический конфликт, связанный с переживанием свободы, смерти, одиночества, бессмысленности, используя в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики, актуализирующий желание партнеров создать гармоничные отношения в браке.

Обсуждение в группе сюжета фильма и представленных экзистенциальных переживаний героев позволяет выявить собственные скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, помогает принятию различных аспектов своей личности и личности партнера, его жизненного опыта, формирующего это восприятие, а также проявляющиеся формы зависимого и дезадаптивного поведения. С помощью медитации и серии рисунков предлагает отобразить в символических образах актуализированные переживания, и с помощью психодрамы, амплификации и метафоры помогает прояснить их скрытый символический смысл, что позволяет снизить отчужденность комплекса и ослабить архе-защиты психического, повысить волевую направленность на изменение Я - образа.

Третий цикл

Во время третьего структурирующего цикла осуществляют конструирование и переход к новой реальности отношений за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, позволяющего партнерам перейти к новой идентичности и раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома или конфликта, проявившегося в межличностных отношениях на архетипическом уровне, для этого.

Драматерапия, используемая в способе, определяет этот переход как трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Необходимо отметить, что все обряды перехода в традиции, как ритуалы инициации, отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза - «лиминальный» период - является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам. (В.Тернер, Символ и ритуал. М., Наука, 1983, с.17, 40).

Такой переход на третьем цикле осуществляется благодаря 4-м терапевтическим сессиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

ПЛАНШЕТ: В качестве планшета используют прямоугольную доску, выполненную из натурального дерева (размером 50×40). Планшет должен быть удобным и прочным, чтобы у человека была возможность перемещаться с ним в пространстве комнаты при взаимодействии с другими участниками группы или терапевтом. Отчасти сам планшет отображает элемент земли, что позволяет сразу рассматривать все процессы относительно земной реальности, имеющей ограничения.

СТИХИИ: Пациенту предлагается выбрать и принести на семинар предметы, соответствующие четырем основным стихиям: воздуху, огню, воде, земле; это может быть четыре предмета или более для создания предметной композиции, а также предмет, который человек ассоциирует с центром этого пространства, в психологии - центром личности или с Самостью. На семинаре ему предлагается создать инсталляцию в пространстве планшета таким образом, чтобы она могла отразить его наиболее актуальное состояние. Введение в лиминальное состояние осуществляется при создании инсталляции на фоне чтения мифа о сотворении.

Пространство и время

Время перехода обычно ассоциируется с хаосом, как время создания новой структуры, состояние человека определяется как лиминальное, характеризующееся неопределенным и неизвестным для него пространством-временем «ни здесь, ни там».

Способ позволяет реализовать два типа времени - циклическое и линейное - благодаря порядку работы со стихиями. Порядок работы со стихиями определяется, с одной стороны, исходя из мифопоэтической концепции создания вселенной: воздух (как дух), огонь (свет), вода (вода), земля (земля), т.е. цикличности времени. Этот же порядок будет соответствовать линейному регрессу. Эта нисходящая модель используется в телесной терапии Райхом при работе с поясами тела и мышечной броней, где он следует от головы до таза, т.е. от воздуха к земле. (В.Т.Кондрашенко. Общая психотерапия. Наука и техника, Минск, 1993, с.56). Использование земли в последний день обусловлено возможностью подготовки к процессу «смерти-возрождения».

ИНСТАЛЛЯЦИЯ: Инсталляция (англ. installation - пространственная композиция, созданная из различных элементов - бытовых предметов, изделий, материалов, природных объектов и др.) из символических объектов, представляющих внутреннее видение мира, позволяет отстраненно увидеть более объективно многие вещи, которые человек не замечает в жизни. Рассказывая о созданной инсталляции, пациенты обычно отмечают заполненность или незаполненность пространства, связывая его с освоенностью им на данном этапе. Важным аспектом является упорядоченность или хаотичность, которая сразу хорошо заметна. Перенос многих проблем на символические предметы делает терапию менее болезненной и помогает пациенту восстановить связь со своим телом и своим «Я».

Инсталляция хорошо отражает границы между подсистемами. Так, в случае жестких границ коммуникации между подсистемами резко ограничены, не происходит обмена информацией. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко распространяются на другие.

Работа психотерапевта по конструированию нового пространства семьи способствует установлению границ между подсистемами и их более гармоничному функционированию. Терапевт помогает участникам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в партнерских отношениях, со структурой созданного символического пространства, представленного в инсталляции, связать их с элементами структуры конфликта. Так если в пространстве отношений происходило неосознанное смешение родительского и супружеского контекстов, то это приводит их, с одной стороны, к неудовлетворенности супружеством и, с другой, к появлению проблем или симптомов у ребенка. В процессе терапии разделение супружеского и родительского контекстов способствует повышению их эффективности и компетентности и как супругов, и как родителей. Прародители учатся распознавать границы своей подсистемы, качество ее функционирования и мотивы, по которым они несогласованно пересекли внутренние границы. Такое диагностическое сопоставление границ и структуры личного пространства помогает подойти к еще одному уровню понимания морфостатической и морфогенетической функции симптома, которая по мере углубления в бессознательное раскрывает свое глубинное значение.

СИМВОЛОДРАМА: Использование символдрамы на втором этапе позволяет включить творческий процесс активного воображения и фантазирования при взаимодействии, начиная со стихии воздуха с общей созданной картиной, что позволяет перейти от статичного образа созданной картины в инсталляции к динамичному, усилить мотивацию на изменение форм отклоняющегося поведения.

Важно не форсировать сопротивление пациента, но в то же время необходимо побуждать его быть смелым и противостоять образам, которые вызывают страх и тревогу. Успешное противостояние ведет к трансформации и устранению этих чувств. Пугающие символические образы или фигуры обычно являются частью самого человека, и эту часть важно осознать в процессе интенционального диалога в телесной терапии.

Важный вклад в развитие символдрамы (метода) внес проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). В настоящее время символодрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран. (Я.Л.Обухов "Символдрама. Введение в основную степень" Ростов-на-Дону, ООО "Мини Тайп", 2005).

Преимуществом заявляемого способа является его наглядность, поскольку достаточно легко зафиксировать переломные моменты во взаимодействии со стихиями, т.к. пространство благодаря рисунку, символодраме и инсталляции в течение всей сессии и каждого этапа приобретает другую форму и внешний вид.

В течение сессии, используя символдраму и телесную терапию, терапевт использует амплификацию таких экзистенциальных переживаний, как мазохизм, одиночество, смерть, связь с родом, при работе со стихией воздуха, огня, воды и земли. Такой выбор определен архетипическим смыслом стихий: воздуха как мысли и изменения, огня как страдания (пример - Прометей) и проявления эксгибиционизма, воды как одиночества (Луна) и страдания, земли как символа смерти и одновременно рождающего лона. (Амплификация - один из широко используемых методов в аналитической психологии. Слово «амплификация» происходит от латинского существительного amplificatio - «расширение, увеличение, умножение», которое, в свою очередь, восходит к глаголу amplificare - «расширять, распространять, увеличивать (особенно в пространстве), усиливать, умножать (по числу), возвышать». Таким образом, говоря об амплификации, мы говорим о смысловом «расширении» и «усилении» некоторого смыслового фрагмента). При выборе тем терапевт опирается на данные, полученные на первых двух циклах, актуализируя в симолдраме имеющийся экзистенциальный конфликт.

ПЕРФОРМАНС: Арт-терапия представляет собой во многом опыт тела, и поэтому во время работы с художественными материалами: рисунком, предметами, происходит диалог между основными и вторичными процессами, чему способствует перформанс. (Перформанс - форма современного искусства, представляющая короткое представление. Коренное отличие перформанса от театра состоит в том, что исполнитель или участник художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые ничего, кроме них самих, не изображают.) Использование тела помогает устранить границы между жизнью и воображением, войти в более глубинные семантические пространства и благодаря творческой экспрессии оживить обездвиженное, через тело и движение отреагировать свои эмоциональные впечатления. Терапевт направляет этот творческий процесс, что позволяет пациенту стать частью своей работы и одновременно находиться в ней, т.е. пребывать в состоянии перехода или лиминальности. (Лиминальный период характеризуется чертами двойственности, как переходный период, в котором человек испытывает ощущения и чувства, не свойственные обычным переживаниям).

ПСИХОДРАМА: Психодрама является известным методом групповой и семейной психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов. Основная цель использования психодрамы в способе - раскрыть морфостатическую и морфогенетическую функцию симптома во взаимоотношении участников, используя важный аспект коммуникации. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и ведущего. Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста, который в способе разыгрывает роль члена семьи, обладающего симптомом. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники как можно мягче "интерпретировали" проблемы, открывшиеся в поведении и эмоциональном состоянии протагониста, который, разумеется, в этот момент может оказаться очень ранимым. Именно поэтому обучение правилам безопасной коммуникации на втором цикле является важным.

ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ: Символ в аналитической психологии является одним из главных инструментов межличностной и внутриличностной коммуникации. Символы тесно связаны с проявлением индивидуального и коллективного бессознательного. Множественность значений символа является следствием иерархии - упорядочивания различных планов реальности: материального, социального и духовного. Неоднозначность символа делает его открытым для постижения более глубокого смысла на разных уровнях психосемантического пространства. Раскрытие значений символического служит восстановлению психического равновесия и способствует гармоничному развитию личности.

Для углубления понимания этого смысла и включения первичных и вторичных психических процессов в способе используется телесная терапия, которая следует за перформансом или символдрамой и выполняется как элемент массажа. Ощущение и осознание телесных границ «Я» тесно связано со способностью быть в настоящем времени и в контакте со своими чувствами. Предлагаемый способ телесной терапии помогает расширить через тело понимание структуры и уровней психического пространства, благодаря интенциональному диалогу между терапевтом и клиентом войти в контакт со своим телом. Телесная терапия может использоваться на втором и третьем цикле.

Основные движения в массаже - это покачивание с небольшой амплитудой 1-2 колебания в секунду, цель покачиваний - создать движение по всему телу. Движение по всему телу создается за счет подбора ритма и амплитуды, при этом пациент входит во взаимодействие со стихией через наиболее актуальный для него образ, созданный в символдраме, или принесенный им предмет, или телесные ощущения, возникшие в перформансе.

Чтобы найти нужный ритм при покачивании, первоначально одна рука терапевта лежит на груди, вторая - в области живота, затем терапевт кладет руки на бедра и так продолжает покачивание. Сигналом к тому, что нужный ритм найден, будет легкое покачивание тела без усилий. В этот момент частота раскачиваний будет соответствовать частоте тела, что означает, что найден терапевтический резонанс. При возникновении образов и ощущений частота раскачивания может меняться, терапевт, осуществляя интенциональный диалог, должен все время поддерживать необходимый терапевтический резонанс, как в физическом плане меняя ритм раскачиваний, так и эмоциональном, поддерживая и развивая течение процесса и сам терапевтический диалог. Каждый уровень психосемантического пространства как и символ несут свою частоту, эмоциональную нагруженнность. В этом диалоге терапевт выступает как медиатор между пациентом и телесным, образным или эмоциональным проявлением архетипического образа, поддерживая, развивая и углубляя этот диалог, позволяя развернуться нескольким уровням и значениям символа, выстроить сюжетный смысл. Поскольку первоэлементы лежат в основе всех базовых архетипов, т.е. отражают как индивидуальные, так и коллективные процессы, терапевт исследует возможность раскрытия значений символа, его послание, позволяя связать его с жизнью пациента, экзистенциальными (от позднелат. Existentia - существование) переживаниями.

Инсталляция позволяет отразить переживания и зафиксировать их после символдрамы или телесной терапии, выстроить новое пространство отношений.

На третьем этапе терапевт предлагает партнерам поочередно создать в инсталляции новую структуру пространства отношений, усилить его через перформанс;

терапевт предлагает создать в инсталляции новую структуру пространства отношений. Пациенты поочередно выстраивают новое пространство отношений, выстраивая границы подсистем, для этого они обычно совмещают или удаляют (в случае расторжения отношений) планшеты, выделяя общие элементы, присущие индивидуально каждому. При работе в супружеской терапии при построении пространства совместных отношений терапевт акцентирует внимание на границах подсистем, способствуя повышению эффективности и компетентности участников, как супругов, так и как родителе. После чего терапевт предлагает им выполнить перформанс. При работе с партнерами при расторжении брака или партнерских отношений терапевт при построение партнерами пространства отношений в инсталляции акцентирует их внимание на разделении потребностей, обязанностей, образовавшихся границах, помогая при выполнении перформанса найти форму, позволяющую более мягко завершить отношения. Перформанс, отражающий прощание и разрыв отношений и выполненный в рамках терапевтического пространства на основе инсталляции, терапевт рекомендует перенести (повторить) в реальное пространство, чтобы помочь партнерам мягко завершить отношения в их настоящей реальности.

На четвертом этапе происходит формирование нового центра личного пространства, связанного с новой идентичностью и новым образом Я, для этого терапевт акцентирует внимание на конфликте, актуализировавшемся при построении совместного пространства, помогает усилить оппозицию старого и нового образа Я за счет формулирования его негативного и положительного самоопределения. Образ Я символически связан с центром инсталляции, и признаком смены идентичности является его перестройка, нарастание или уменьшение хаоса на планшете.

Терапевт предлагает сформулировать отрицательные и положительные представления Я, (напр.: «Я закрытый» - «Я могу открыться»; «Я потерялась» - «Я хочу быть проявленной» «Я должен был предусмотреть» - «Я старался сделать как лучше»; «Я не должен показывать те чувства, какие у меня есть» - «Я могу без всякого опасения переживать свои чувства»), усилив тем самым оппозицию между ними, и благодаря этому выявить паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, которые были заложены в детстве и которые к настоящему моменту стали деструктивными, тем самым помогая подойти к сердцевине конфликта и дестабилизирующего комплекса. Благодаря телесной терапии позволяет раскрыть экзистенциально-духовную природу комплекса, лежащего в основе старой идентичности, и трансформировать архе-защиты за счет осознания их глубинного смысла, что позволяет перейти к новому образу Я.

В завершение на пятом этапе терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства, переживании основных ценностей, ролевой позиции, на основании которых формируется новый статус пациента и связанный с ним его новый «Я - образ», вырабатывается позитивная стратегия, новые более гибкие и позитивные формы поведения и взаимоотношения.

Это символическое действие и диалог друг с другом, в котором супруги или партнеры выражают свои чувства признательности, привносят тепло и симпатию в отношения, делая их более близкими и интимными.

В завершение участники дают обратную связь терапевту по проведению сессии. Это может быть хорошим завершением терапевтического контракта, если с обеих сторон обязательства выполнены. В некоторых случаях партнерам необходимо время, чтобы осознать происходящее, и они приходят через несколько дней, чтобы проговорить осознанное, закрепить или поддержать адаптивные стратегии совладания.

Пример

К психологу обратилась пара, психотерапевтическим запросом которой являлось улучшение взаимоотношений. Конфликтные ситуации, часто перерастающие в ссоры, поставили под угрозу их дальнейшие отношения, которые начались четыре года назад.

Оба партнера ранее находились в браке И. (30 лет), В. (34 года). У И. в первом браке была неудавшаяся беременность, у В. от первого брака сын 8 лет.

Несмотря на то что инициатива рассмотрения отношений исходила от И., она была не уверена в том, что сможет со своим партнером создать семью.

На первой стадии процесса удалось добиться улучшения коммуникации, где у обоих партнеров выявилось чувство одиночества, причины которого коренились в детстве и которое проявляло себя в межличностных отношениях через дезадаптивные формы поведения. Со стороны партнерши - это была ярость, а со стороны партнера - бегство в социум, излишние формы общения, иногда алкоголь.

Второй цикл позволил расширить им границы своих отношений, пересмотреть основные ценности, перспективы, благодаря соприкосновению и амплификации таких экзистенциальных данностей, как свобода, смерть, одиночество, бессмысленность, позволил выстроить перспективы развития отношений.

После двух циклов психотерапии партнер переехал к И., предложив создать более крепкие партнерские отношения, благодаря чему отношения получили стабильность, как почву, на которой могут строиться более крепкие отношения. Значительно расширился круг общения, уменьшилась тревожность, партнеры реже стали проявлять агрессивное поведение. В результате работы на завершающем цикле партнеры смогли построить новое пространство, которое потребовало значительных изменений их личного пространства, поскольку оно переструктурировало их личное пространство, сделав более упорядоченным.

Общим основанием для его построения послужил цветной платок, отображающих плодородность (реальный хлеб, который принесла И.) и насыщенность земли, структурированность связей с выделением общего центра (Свечка) и в то же время наличием собственных центров.

На этом цикле И. смогла встретиться с яростью (комплекс), как проявлением инстинкта львицы, архетипический образ которой связан с проявлениям действий египетской богини Сохмет - сжигающей (сердце) и уничтожающей все на пути ради справедливости (фанатизм совершенства) правдивости. Как дезадаптирующий он проявился и на физиологическом плане, в нарушении сердечно-сосудистой системы. В инсталляции этот огонь проявился как свеча, установленная в слишком высокий подсвечник, несоизмеримый с планшетом. Она смогла также пережить соприкосновение со смертью своего нерожденного ребенка.

На этом цикле В. встретился со своей замкнутостью, исследовав аллергию, как избыточность стихии воды. Эта работа привела к соприкосновению с мужским родом, в котором прослеживалась алкогольная зависимость, через который он смог получить соединение с природой и Вселенной как расширение, как любовь, имеющую порядки в творениях Бога, как мужскую творческую сексуальную энергию способности творения.

На заключительной терапевтической сессии, состоявшейся через две недели, партнеры рассказали о принятом ими решении сделать ремонт квартиры и начать готовиться к официальным отношениям брака, о готовности обоих к рождению ребенка. Время проведения цикла составило 4 месяца.

Рассмотренный клинический случай вмещает в себя решение целого комплекса достаточно сложных задач периода перехода, таких как дезадаптивное поведение, алкоголизм, переживание соприкосновения со смертью, сексуальность, открытие и исцеление сердца и любви. В целом представленный случай отражает онтологический процесс, направленный на построение пространства будущей семьи. Следует отметить, что многие переживания в представленном способе соответствуют переживаниям невесты и жениха в свадебных обрядах, известных в культуре. Например, таких как переживания смерти невестой, «укрощение» инстинктов, как свадебные венки (первый рисунок И. при взаимодействии со стихией воздуха), получение дополнительной воспроизводящей силы женихом. Предсвадебные обряды относят к ритуалам инициации, которые меняют семейный и социальный статус. В связи с чем такой способ может быть отнесен к способам инициальной терапии, которые развивают авторы в рамках метода SOLWI.

1. Способ проведения партнерской и супружеской психотерапии, отличающийся тем, что создание нового пространства отношений между партнерами осуществляют в три цикла: во время первого цикла терапевт исследует и организует совместное переходное пространство отношений партнеров, при этом первоначально он использует имаго-диалог, в котором предлагает партнерам установить новые элементы позитивного обмена в повседневной жизни, выразить свои фрустрации, затем проводится коммуникационный партнерский диалог с использованием интерпретативной тактики и нарративного подхода, во время которого выявляются деструктивные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, заложенные в детстве, переводится акцент с внешнего конфликта между партнерами на разрешение внутреннего, осуществляется децентрация сформировавшегося Я-образа, дестабилизация форм зависимого и дезадаптивного поведения, границ личного пространства и пространства партнерский отношений, а также осуществляется подход к рассмотрению сердцевины дестабилизирующего комплекса; во время второго цикла терапевт помогает расширить рамки переходного совместного пространства отношений за счет проведения символдрамы, работы с масками, кинотерапии, выявляющих собственные скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, а также формы зависимого и дезадаптивного поведения, позволяя тем самым принять различные аспекты своей личности и личности партнера; с помощью медитации и серии рисунков психотерапевт предлагает партнерам отобразить в символических образах актуализированные переживания, и с помощью психодрамы, амплификации и метафоры помогает прояснить их скрытый символический смысл, ослабить архе-защиты психического; во время третьего структурирующего цикла осуществляют конструирование и переход к новой реальности отношений за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, позволяющего партнерам перейти к новой идентичности, для этого: во время первого этапа осуществляют переход партнеров из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция партнерами своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю; после чего терапевт предлагает партнерам создать совместное пространство; затем терапевт помогает партнерам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в партнерских отношениях, со структурой созданного символического пространства, представленного в инсталляции, связать их с элементами структуры конфликта; на втором этапе осуществляют переход партнеров в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия партнера с предметами, используемыми в инсталляции и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между партнерами и терапевтом, раскрывающий символический смысл значений первоэлементов и актуализированных переживаний в символдраме и психодраме на биографическом и архетипическом уровнях, связывая их с динамикой партнерских отношений; на третьем этапе терапевт предлагает партнерам поочередно создать в инсталляции новую структуру пространства отношений, усилить его через перформанс; на четвертом этапе происходит формирование нового центра личного пространства, связанного с новой идентичностью и новым образом Я, для этого терапевт акцентирует внимание на конфликте, актуализировавшемся при построении совместного пространства, помогает усилить оппозицию старого и нового образа Я, за счет формулирования его негативного и положительного самоопределения Я, трансформировать архе-защиты психического за счет осознания их глубинного смысла и перейти к новому образу Я; на пятом этапе терапевт выводит партнеров из драматической реальности и лиминального состояния, в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства отношений, новом образе Я, исходя из которого, вырабатывается позитивная стратегия развития каждого из партнеров, формируются новые, гибкие межличностные отношения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при переходе от партнерских отношений к официальным отношениям внутри брака, на втором цикле терапевт для проведения кинотерапии подбирает фильм, позволяющий актуализировать экзистенциально динамический конфликт, связанный с переживанием свободы, смерти, одиночества, бессмысленности, используя в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при работе в супружеской терапии при построении пространства совместных отношений терапевт акцентирует внимание на границах подсистем: родители, дети, прародители, способствуя повышению эффективности и компетентности партнеров, как супругов и как родителей.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при расторжении брака или партнерских отношений терапевт при построении партнерами пространства отношений в инсталляции акцентирует их внимание на разделении потребностей, образовавшихся границах, помогая при выполнении перформанса найти форму, позволяющую мягко завершить отношения.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что перформанс, отражающий прощание и разрыв отношений и выполненный в рамках терапевтического пространства на основе инсталляции, терапевт рекомендует повторить в реальном пространстве, чтобы помочь партнерам мягко завершить отношения в их настоящей реальности.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психотерапии и психологии. .
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психологии, психотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении шизофрении. .
Изобретение относится к области медицины и психологии, в частности к методам психической коррекции личности с целью оптимизации веса, и может быть использовано при лечении ожирения, профилактики избыточного веса и обучении навыкам здорового питания и приемам саморегуляции пищевого поведения.
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с детьми школьного возраста в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами, а также при усыновлении ребенка.
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере, может быть использовано при включении в семью еще одного члена семьи, в том числе при рождении ребенка или усыновлении.
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии, и может быть использовано в качестве анестезиологического пособия при хирургической коррекции сколиотических деформаций позвоночника.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для предоперационной подготовки больных, а также во время воздействия на больного во время операции. .

Изобретение относится к психологии
Изобретение относится к медицине, в частности к наркологии, психиатрии, психотерапии
Изобретение относится к психотерапии и предназначено для лечения пациентов с различными видами зависимостей и фобиями
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам восстановления нарушения функций организма, связанных с рефлексотерапевтической реабилитацией, и может быть использовано для лечения заболеваний позвоночника
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии-наркологии, и может быть использовано в комплексном лечении алкоголизма и/или наркомании
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для самостоятельного применения с целью восстановления как психологического, так и физического здоровья

Изобретение относится к области здравоохранения, к способам прекращения наркомании
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, психотерапии, психосоматике
Изобретение относится к медицине, а именно к области телесно-ориентированной психотерапии, и может быть использовано для коррекции психоэмоционального состояния пациента через работу с глубокими мышечными напряжениями тела, а также в общетерапевтической практике

Изобретение относится к психотерапии, а именно к наркологии, и может быть использовано для коррекции общей парциальной самооценки больных алкоголизмом, больных другими видами зависимостей
Наверх