Устройство автоматического контроля изоляции линии относительно земли и определения места (глухого), через малое переходное сопротивление, замыкания фазы на землю в линиях с изолированной нейтралью, находящихся в условиях интенсивного воздействия электромагнитного поля контактной сети железных дорог, электрифицированных на переменном токе

Изобретение относится к средствам электрификации железных дорог, содержащих высоковольтные линии с изолированной нейтралью, работающие в условиях воздействия сильного электромагнитного поля контактной сети переменного тока. Устройство служит для автоматического контроля изоляции относительно земли и определения места (глухого) через малое переходное сопротивление замыкания фазы на землю изолированной, линию продольного электроснабжения с изолированной нейтралью, фильтр нулевой последовательности, в качестве которого используется питающий трансформатор. В устройстве содержится регулируемый источник компенсации помех от контактной сети, датчик напряжения, подающий напряжение компенсации в линию, автоматический выключатель, отключающий напряжение компенсации от источника при замыкании фазы на землю. Момент замыкания фазы на землю обеспечивается пиковым амперметром, запоминающим устройством, устройством согласования сигнала запоминающего устройства с системой телемеханики и функциональный корректор, переводит полученный сигнал в величину расстояния от подстанции до места замыкания на землю с выводом на индикатор информации. Технический результат заключается в обеспечении автоматического контроля за нарушением изоляции и исключении аварийного режима работы высоковольтной линии. 1 ил.

 

Устройство автоматического контроля изоляции линии относительно земли и определения места (глухого) через малое переходное сопротивление, замыкания фазы на землю в линиях с изолированной нейтралью, находящихся в условиях интенсивного воздействия электромагнитного поля контактной сети железных дорог, электрифицированных на переменном токе.

Изобретение относится к аппаратуре, обеспечивающей нормальное функционирование высоковольтных линий с изолированной нейтралью. На железных дорогах питание системы сигнализации СЦБ осуществляется высоковольтными линиями ВЛ СЦБ 6-10 кВ. Из-за особой важности бесперебойного питания системы сигнализации линии выполнены по схеме с изолированной нейтралью. Поэтому замыкание фазы на землю не приводит к отключению всей линии и имеется временной промежуток, чтобы найти и устранить неисправности. Длительное состояние ВЛ СЦБ с заземленной фазой не допустимо. Возникновение второго такого же замыкания на другой фазе, в любой точке сети приведет к короткому межфазному замыканию через землю, и произойдет серьезная авария с полной потерей питания аппаратуры СЦБ от этой линии. Такая авария обесточит сигнальные точки и неминуемо приведет к остановке движения поездов. Для своевременного обеспечения информацией обслуживающего персонала о возникновении замыкания фазы на землю применяют известное устройство автоматического контроля изоляции (ЗЗП-1), описанное в учебнике: «Электроснабжение нетяговых потребителей железных дорог». Ратнер М.П., Могилевский Е.Л. - М.: Транспорт, 1985 г.

Устройство принято в качестве прототипа. В прототипе в качестве датчика, используется трехфазный измерительный трансформатор НТМИ или НАМИ, первичные обмотки которого собраны в звезду с замкнутой на землю нейтралью, а вторичные обмотки собраны по схеме разомкнутого треугольника. В условиях интенсивного электромагнитного воздействия контактной сети переменного тока по первичным обмоткам этого трансформатора от наведенного напряжения в линии протекают токи нулевой последовательности и на клеммах разомкнутого треугольника появляется напряжение, которое воспринимается устройством так, будто бы произошло замыкание фазы на землю. В случае, если линия сильно приближена к контактной сети и уровень наведенного напряжения становится значительным (свыше 2 кВ для ВЛ СЦБ 6 кВ), токи нулевой последовательности по первичным обмоткам превышают критическое значение и приводят к выходу из строя измерительного трансформатора. В результате чего обслуживающий персонал получает либо ложную информацию, либо полное отсутствие таковой. Расчет сопротивления обмоток для нулевой последовательности изложен в научной статье Семеновой Е.Ю.: «Расчет индуктивности обмоток трансформатора для токов нулевой последовательности» в сборнике «Новое в хозяйстве электроснабжения» под ред. д.т.н. А.Б.Косарева. - М.: Интекст, 2003 г.

Так же известным является устройство для снижения электромагнитного влияния электрифицированных дорог переменного тока на трехпроводные линии с изолированной нейтралью, принцип работы которого изложен в работе авторов - Бочев А.С. Иодко Ю.В. Гетта Ю.Н. Семенова Е.Ю. - Патент №2155679 на изобретение: «Устройство для снижения электромагнитного влияния электрифицированных дорог переменного тока на трехпроводные линии с изолированной нейтралью» 2000 г. Данное устройство снижает наведенное напряжение в линии. Однако при оперативной работе с линией, где наведенное напряжение выше критического значения, в случае изменения порядка включения линии и устройства сгорает существующий на линии измерительный трансформатор НТМИ автоматики контроля изоляции линии относительно земли (ЗЗП-1).

Устройство для снижения электромагнитного влияния электрифицированных дорог переменного тока на трехпроводные линии с изолированной нейтралью принимаем в качестве аналога.

Цель изобретения - автоматический контроль изоляции линии относительно земли и дополнительно одновременное определение места «глухого» через малое переходное сопротивление замыкания фазы на землю в линиях с изолированной нейтралью ВЛ СЦБ в условиях интенсивного воздействия электромагнитного поля контактной сети железных дорог, электрифицированных на переменном токе.

В устройстве имеется (чертеж) контактная сеть 1; линия с изолированной нейтралью (ВЛ СЦБ) 2; фильтр нулевой последовательности 3; регулируемый источник (источник компенсации) 4; регулятор фазы 5; датчик напряжения 6; автоматический выключатель 7; пиковый амперметр 8; запоминающее устройство 9; устройство согласования с системой телемеханики 10; функциональный корректор 11 и индикатор информации 12.

Устройство работает следующим образом: получаемый сигнал от датчика напряжения 6 сдвигается в блоке регулятора фазы 5, по фазе на угол 180° эл. по отношению к наведенному напряжению в линии, усиливается по амплитуде до необходимого уровня напряжения компенсации в регулируемом источнике 4 и подается через фильтр нулевой последовательности 3 в трехпроводную линию ВЛ СЦБ 2. В линии 2 наведенное напряжение от контактной сети 1 компенсируется напряжением от источника компенсации 4. Отрегулированная индуктивность регулируемого источника 4 и естественные емкости линии относительно земли в режиме компенсации создают внутреннее сопротивление источника, практически равное бесконечности. При замыкании на линии 2 естественная емкость линии шунтируется и образуется замкнутая цепь для источника компенсации 4: линия, место замыкания (близкого к нулю) и земля. Источник компенсации 4 из разряда источника компенсирующего потенциала переходит в разряд источника напряжения, и по нему, и всему компенсирующему устройству начинает протекать ток, пропорциональный сопротивлению линии до места замыкания фазы на землю. Уровень тока, пропорциональный сопротивлению линии на момент «глухого» замыкания, через малое переходное сопротивление (сопротивление места замыкания близко к нулю) фиксируется пиковым амперметром 8, проходя через автоматический выключатель 7, и затем запоминается в запоминающем устройстве 9. Автоматический выключатель 7 отключает схему от питания, поступающего от датчика напряжения 6. При этом источник 3 переходит в режим холостого хода и линия ВЛ СЦБ продолжает оставаться в работе, питая оборудование СЦБ. Таким образом не нарушается основное положительное свойство системы с изолированной нейтралью - не отключать питание потребителей, предоставляя ремонтной бригаде время на устранение неисправности линии. Далее с запоминающего устройства 9 снимается сигнал для информации диспетчера через устройство согласования 10 и систему телемеханики. Так же с запоминающего устройства 9 сигнал поступает и на функциональный корректор 11. В функциональном корректоре 11 полученная величина сигнала, пропорциональная величине сопротивления линии от подстанции до места замыкания фазы на землю, по заранее имеющейся программе для данной ВЛ СЦБ переводит величину сопротивления в величину расстояния от подстанции до места замыкания на землю, учитывая при этом продольную неоднородность линии (кабельные вставки, разные типы и диаметры проводов) с дальнейшим выводом на индикатор информации 12.

Предлагаемое устройство исключает аварийный режим и получение ложной информации, а также обеспечивает автоматический контроль за нарушением изоляции линии относительно земли. В отличие от прототипа предлагаемое новое устройство и линия могут работать в условиях воздействия сильного электромагнитного поля контактной сети переменного тока. При этом не только снижается воздействие электромагнитного поля на оборудование и линию, как в аналоге, но и при замыкании фазы на землю, определяется место (глухого) через малое переходное сопротивление замыкания фазы на землю.

Устройство автоматического контроля изоляции линии относительно земли и определения места (глухого), через малое переходное сопротивление, замыкания фазы на землю в линиях с изолированной нейтралью, находящихся в условиях интенсивного воздействия электромагнитного поля контактной сети железных дорог, электрифицированных на переменном токе, содержащее контактную сеть переменного тока, высоковольтную линию с изолированной нейтралью, регулируемый источник, подающий в эту линию напряжение, компенсирующее наведенное напряжение от контактной сети, через фильтр нулевой последовательности, получая напряжение через фазорегулятор от датчика напряжения, отличающееся тем, что дополнительно для дистанционного автоматического контроля изоляции линии относительно земли и для одновременного определения места (глухого), через малое переходное сопротивление, замыкания фазы на землю введен автоматический выключатель подачи компенсирующего напряжения на регулируемый источник, при срабатывании которого измеряется ток пиковым амперметром и запоминается в запоминающем устройстве, и устройство согласования сигнала с системой телемеханики, по каналам которой сигнал поступает к диспетчеру и, одновременно с запоминающего устройства - в функциональный корректор, обрабатывающий полученный сигнал в величину расстояния от подстанции до места (глухого), через малое переходное сопротивление, замыкания фазы на землю с учетом продольной неоднородности линии преобразующий его в сигнал, удобный для вывода информации на индикатор, показывающий расстояние от подстанции до замыкания фазы на землю.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе тягового электроснабжения электрифицированного транспорта, содержащей тяговые подстанции постоянного тока, и может быть использовано на железнодорожном транспорте.

Изобретение относится к системе электроснабжения электрических железных дорог, а именно, к устройствам автоматизации постов секционирования контактной сети переменного тока с установками поперечной емкостной компенсации (КУ).

Изобретение относится к способам перевода участков железных дорог, электрифицированных на постоянном токе 3,3 кВ, на переменный ток 27,5 кВ и может быть использовано при переводе всех существующих участков ж.д.

Изобретение относится к области электрифицированных железных дорог и может быть использовано для снижения влияния тяговой сети на смежные линии связи. .

Изобретение относится к области электрифицированных железных дорог и направлено на снижение влияния электротяговых сетей на смежные коммуникации связи. .

Изобретение относится к области электрифицированных железных дорог и может быть использовано для снижения влияния электрифицированных железных дорог на смежные линии связи.

Изобретение относится к области электрифицированных железных дорог и может быть использовано для снижения влияния электрифицированных железных дорог на смежные линии связи.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к средствам регулирования напряжения, и может найти применение в устройствах для питания железных дорог постоянного тока.

Изобретение относится к электрическим сетям и предназначено для идентификации опоры с замыканием на землю (ЗНЗ) в распределительных сетях с изолированной нейтралью.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к регулированию напряжения, и может найти применение в устройствах для автоматического регулирования напряжения в контактной сети на электрифицированном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к устройствам электроснабжения железных дорог, электрифицированных на однофазном переменном токе напряжением 27,5 кВ частотой 50 Гц, и может быть использовано на тяговых подстанциях для симметрирования и повышения коэффициента мощности электротяговой нагрузки

Изобретение относится к системе тягового электроснабжения электрических железных дорог переменного тока

Изобретение относится к системам тягового электроснабжения железных дорог

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к устройствам поперечной емкостной компенсации в тяговой сети переменного тока системы 25 кВ

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования напряжения в контактной сети на электрифицированном железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области электроснабжения электрифицированных железных дорог и может быть использовано как на однофазном переменном, так и на постоянном токе

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и направлено на повышение эффективности системы электроснабжения
Наверх