Электронная система отображения параметров полета летательного аппарата

Изобретение относится к электронной системе отображения параметров полета летательного аппарата. Система содержит набор датчиков (2) для сбора данных о полете летательного аппарата, центральный электронный блок (3) обработки данных, который собирает указанные данные от указанных датчиков и обрабатывает их, делая их показательными. Система также содержит блок (4) электронной графики, управляемый указанным центральным блоком и предназначенный для отображения указанных данных на экране или прозрачной пластине (5) с помощью проектора. Во время взлета и посадки летательного аппарата символы, относящиеся к пространственному положению летательного аппарата, проецируются на указанный экран. Символы включают отображение области крыльев летательного аппарата и его шасси в отношении угла тангажа летательного аппарата, при этом указанная область крыльев накладывается на вертикально расположенную шкалу тангажа, представленную рядом пар индикаторов, проецируемых на указанный экран. Техническим результатом изобретения является улучшение контроля критических параметров летательного аппарата во время взлета и посадки. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к электронной системе отображения параметров полета летательного аппарата.

В частности, настоящее изобретение относится к электронной системе отображения параметров полета, в которой используются так называемые проекционные бортовые индикаторы (проецирующие показания приборов на лобовое стекло летательного аппарата), то есть дисплеи, которые позволяют пилоту летательного аппарата контролировать параметры, отображаемые на дисплее, расположенном перед пилотом выше линии горизонта во время полета. Этот дисплей выполнен в виде прозрачной пластины, так что указанные параметры можно видеть наложенными поверх фактического видимого окружения.

Информация, которая отображается на проекционных бортовых индикаторах, обычно относится к скорости и направлению летательного аппарата, углам крена и тангажа, боковым ускорениям и т.д.

Заявитель заметил, что при определенных условиях полета, например при взлете или посадке, эти дисплеи можно использовать для отображения другой информации о пространственном положении летательного аппарата.

В частности, в контексте настоящего изобретения фаза взлета летательного аппарата определяется как фаза, начинающаяся с момента, когда скорость вращения превышает скорость, при которой возможно отделению колес шасси от земли.

В контексте настоящего изобретения фаза посадки - это фаза, начинающаяся с момента, при котором шасси находятся в выпущенном положении и летательный аппарат достигает заранее заданной пониженной скорости для посадки, и заканчивающаяся в момент, когда колеса шасси касаются земли.

Заявитель создал электронную систему отображения параметров полета летательного аппарата, которая позволяет визуализировать на лобовом дисплее полетное положение (пространственную ориентацию) летательного аппарата на фазах взлета и посадки с использованием заранее заданных символов.

В одном из аспектов настоящего изобретения электронная система отображения параметров полета летательного аппарата содержит набор датчиков, подходящих для сбора данных о полете летательного аппарата, центральный блок обработки данных, который собирает указанные данные из указанных датчиков и обрабатывает их, делая их показательными, блок электронной графики, управляемый указанным центральным блоком и формирующий отображение указанных данных на экране или прозрачной пластине с помощью специального проектора, при этом в течение взлета и посадки летательного аппарата символы, относящиеся к положению летательного аппарата, проецируются на указанный экран.

Признаки и преимущества системы согласно настоящему изобретению будут более понятны из последующего описания одного из типичных иллюстративных, но не ограничивающих изобретение вариантов его выполнения со ссылками на сопровождающие чертежи, где:

на фиг.1 схематично показана электронная система отображения согласно настоящему изобретению;

на фиг.2 показана пластина дисплея, на которую согласно настоящему изобретению проецируются символы, относящиеся к положению летательного аппарата.

Изображенная на чертежах электронная система отображения согласно настоящему изобретению содержит набор датчиков 2, подходящих для сбора данных о полете летательного аппарата, например о скорости движения летательного аппарата в воздухе, о состоянии шасси (выпущены, втянуты, заблокированы), а также датчиков, подходящих для измерения угла тангажа, угла крена и курсового угла летательного аппарата.

Указанные датчики соединены с центральным электронным блоком 3 обработки данных, который собирает указанные данные и обрабатывает их, чтобы сделать их показательными и понятными пилоту. Указанный центральный блок управляет блоком 4 электронной графики, который предназначен для отображения указанных данных на экране или прозрачной пластине 5 с помощью специального проектора и оптической системы, включающей линзы и зеркала (на чертеже не показаны).

На фиг.2 с целью иллюстрации показан экран или, в более широком смысле, поверхность, на которую проецируются символы, относящиеся к положению летательного аппарата во время фаз взлета и посадки.

Согласно настоящему изобретению указанные символы включают информацию, относящуюся к пространственному положению самолета, в частности отображается положение области крыльев летательного аппарата и шасси в отношении угла тангажа самого летательного аппарата.

Область крыльев предпочтительно представлена парой противолежащих горизонтальных стержней 6 и 6′, а шасси - парой шаров 7 и 7′, связанных с одним из указанных прямоугольников.

В рамках настоящего изобретения как область крыльев, так и шасси с равным успехом могут быть отображены посредством других символов.

Кроме того, на указанный экран проецируется ряд пар угловых индикаторов 8 и 8′, которые представляют на указанном экране вертикальную шкалу отсчета угла тангажа, на которую наложена указанная область крыльев, что позволяет визуализировать угол тангажа летательного аппарата в режиме реального времени.

Символы, показанные на чертежах, отображаются на проекционном бортовом индикаторе перед взлетом и продолжают отображаться, пока сохраняются следующие полетные условия:

- шасси летательного аппарата выпущено и заблокировано,

- шасси летательного аппарата убрано и заблокировано, а скорость равна или меньше, например 185 узлов (95,2 м/с), причем скорость возрастает (при взлете),

- шасси летательного аппарата убрано и заблокировано, а скорость равна или меньше 180 узлов (92,7 м/с), причем скорость уменьшается (при посадке).

Вышеуказанные символы представляют фюзеляж, спроецированный в бесконечность.

Для правильного взлета пилот после достижения требуемой скорости вращения должен удерживать летательный аппарат так, чтобы символический указатель положения 10° накладывался на указанные символы.

При этом взлет происходит идеально, без риска опрокидывания или сваливания летательного аппарата.

На фазе посадки пилот использует опорный указатель для контроля следующих параметров:

- опорный уровень для индикации пространственного положения;

- индикатор угла атаки: оптимальный угол атаки при посадке составляет 14°;

- коэффициент угла атаки: коэффициент отклонения от оптимального угла атаки, равного 14°;

- векторная скорость (траектория) летательного аппарата, в футах в минуту.

При одновременном наблюдении вышеуказанных параметров пилот располагает индикацией основных параметров для благополучного осуществления посадки.

1. Электронная система отображения параметров полета летательного аппарата, содержащая набор датчиков (2) для сбора данных о полете летательного аппарата,
центральный электронный блок (3) обработки данных, который собирает указанные данные от указанных датчиков и обрабатывает их, делая их показательными;
блок (4) электронной графики, управляемый указанным центральным блоком и предназначенный для отображения указанных данных на экране или прозрачной пластине (5) с помощью проектора,
при этом во время взлета и посадки летательного аппарата символы, относящиеся к пространственному положению летательного аппарата, проецируются на указанный экран,
отличающаяся тем, что указанные символы включают отображение области крыльев летательного аппарата и его шасси в отношении угла тангажа летательного аппарата, при этом указанная область крыльев накладывается на вертикально расположенную шкалу тангажа, представленную рядом пар индикаторов (8, 8′), проецируемых на указанный экран.

2. Система по п.1, в которой область крыльев представлена противолежащей парой горизонтальных стержней (6, 6′), а шасси - парой шаров (7, 7′), соответственно, каждый из которых связан с одним из указанных стержней.

3. Система по п.1, в которой шкала тангажа представлена рядом пар угловых индикаторов (8, 8′).

4. Система по п.1, в которой указанный набор датчиков измеряет скорость летательного аппарата в воздухе, состояние шасси, угол тангажа, угол крена и курсовой угол летательного аппарата.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам учета перемещения ресурсов в организациях. .

Изобретение относится к технике телекоммуникационных систем и может быть использовано для сбора и учета данных об иностранных гражданах и лицах без гражданства при выезде представителей миграционной службы в различные регионы Российской Федерации.

Изобретение относится к компьютерным системам, в частности к обработке графической и другой видеоинформации для отображения на компьютерных системах. .

Изобретение относится к инструменту для создания объединенных наборов объектов данных. .

Изобретение относится к системе управления цифровыми правами. .

Изобретение относится к радиотехнике, телеизмерительной технике и может быть использовано для систем приема, регистрации и обработки телеметрических сигналов с временным разделением каналов.

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе учета кадров при проведении выборов и референдумов. .

Изобретение относится к области цифровых моделей рельефа, в частности к формированию и осуществлению доступа к высотным отметкам для Цифровых моделей рельефа. .

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и предназначено для отображения значений различных величин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в том числе для привода миксеров. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и предназначено для использования при осуществлении отображения параметров состояния летательного аппарата и бортового оборудования.
Изобретение относится к отрасли радиоизмерений и предназначено для проверки и демонстрации работоспособности приборов и других устройств энергетического воздействия на биообъект, материалы и среду, например, “Гамма-7” - активаторов, нейтрализаторов и других (разработчики: Московский центр информатики “Гамма-7”, Московский институт информационно-волновых технологий).

Изобретение относится к области производства полимеров и может быть использовано для измерения давления в процессе полимеризации при изготовлении крупногабаритных изделий.

Изобретение относится к вычислительной технике, а именно к системам интеллектуального анализа данных. .

Изобретение относится к средствам проверки и сортировки денежных билетов для выявления подлинных, ветхих и фальшивых банкнот. .

Изобретение относится к области авиационного приборостроения. .

Изобретение относится к визуальному отображению графической и текстовой информации и может быть использовано в системах индикации летательных аппаратов, в частности самолетов, вертолетов.

Изобретение относится к области защиты оборудования летательных аппаратов от электрических разрядов, вызванных молнией. .
Наверх