Боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов и устройство для его размещения на судне-перевозчике

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано для локализации разлившихся на водной поверхности нефти или нефтепродуктов из судна-перевозчика с целью предупреждения их распространения в момент аварии. Боновое заграждение содержит выполненное в виде одного замкнутого, снабженного клапаном для выпуска газа газонепроницаемого рукава с юбкой, отягощенной утяжелителями, или в виде нескольких замкнутых в единое кольцо и снабженных клапанами для выпуска газа газонепроницаемых рукавов, у каждого из которых имеется юбка, отягощенная утяжелителями. Снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, размещены пиропатроны газового наполнения, выходящие своим устройством наполнения газом вовнутрь соответствующего рукава. Изобретение позволяет быстро освободить боновое ограждение, мгновенно наполнить его газом и разместить на водной поверхности вокруг судна. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано для локализации разлившихся на водной поверхности нефти или нефтепродуктов из судна-перевозчика с целью предупреждения их распространения в момент аварии.

Задачи, которые ставятся, в случае аварии с судном-перевозчиком состоят в мгновенной локализации аварийного разлива с целью ограничения распространения нефти или нефтепродуктов на большую площадь, в сокращении времени ликвидации разлива с помощью применения современных технологий, оборудования и материальных средств, а также в минимизации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Известны средства для локализации разлившихся на водной поверхности нефти или нефтепродуктов в виде боновых заграждений, (см., например, сайт «www.northsea.ru» фирмы ЗАО «Северное море», выпускающих указанное оборудование). При этом боновые заграждения могут быть различной конструкции и назначения: боны постоянной плавучести, аварийные надувные боны, сорбирующие боны.

Известно также устройство для локализации плавающих загрязнений (см., например, патент РФ №1759235), включающее боновое заграждение, закрепленное одним концом на плавсредстве. Указанное боновое заграждение снабжено разъемным соединительным элементом, состоящим из двух частей, одна из которых закреплена на носовой части плавсредства, другая - на свободном конце бонового заграждения, с возможностью механического сопряжения одной части с другой. При этом боновое заграждение выполнено полым и соединено с источником сжатого воздуха.

Известно также устройство (см. например, патент РФ №2249078), которое содержит полое гибкое боновое заграждение, концы которого соединены с двумя буксирами, и судно-нефтесборщик со средствами откачки нефти, выполненное в виде катамарана, корпусы которого прикреплены к расположенному между ними каркасу. Внутри каркаса на вертикальных осях, имеющих приводы, расположен ряд барабанов по длине каркаса и, по крайней мере, два ряда барабанов по его высоте. На каждый барабан намотана отдельная лента бонового заграждения, имеющая на концах соединительные элементы для механического сопряжения с соседними лентами. Боновое заграждение выполнено с возможностью соединения его полостей с источником сжатого воздуха и выпуска из них воздуха. Боновое заграждение имеет возможность отсоединения от буксиров и замыкания его в кольцо. Изобретение обеспечивает достаточную эффективность локализации и сбора нефти или нефтепродуктов за счет охвата большой площади их разлива и оперативности развертывания бонового заграждения, а также за счет возможности одновременного развертывания одной части бонового заграждения и замыкания его в кольцо и свертывания другой его части. Однако указанное устройство используется в сочетании со специальным буксиром и катамараном и представляет собой специальное средство ликвидации уже произошедшей экологической аварии, которое приходит на помощь судну, потерпевшему аварию через какое-то время.

Известно также средство для быстрого наполнения рукава бонового заграждения, осуществляемого посредством баллончиков с газом CO2 или другим газом, расположенных на юбке бонового заграждения (см., например, патент США № US 5197821). Однако такое наполнение требует времени, и мгновенно в этом случае этот процесс произойти не может.

Что касается размещения бонового ограждения на судне-перевозчике, то известно, что боновое ограждение может храниться на судне в одном месте в собранном виде (см., например, патент США № US 5197821). Известно также, что в соответствии с требованиями к судовому комплекту по борьбе с разливами нефти (см., например, Приложение №2 к техническому регламенту «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры», стр.2) боновое ограждение должно быть закреплено на судне и причем с помощью легко отсоединяющихся креплений. Однако все это касается судов специального назначения, предназначенных для ликвидации последствий аварий.

Задача, которая решается заявляемым изобретением при возникновении на судне-перевозчике аварийной ситуации, состоит в обеспечении окольцовывания места потенциальной утечки нефти или нефтепродуктов или пятна уже разлитых нефтепродуктов с целью предотвращения их распространения, в создании защитного барьера вокруг судна, которое служит потенциальным источником разлива нефти или нефтепродуктов, и в локализации пятна разлива нефтепродуктов в момент аварии.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое устройство, состоит в быстром освобождении бонового ограждения, его мгновенном наполнении газом и размещении на водной поверхности вокруг судна.

Кроме того, технический результат, на достижение которого направлено заявляемое устройство для размещения бонового ограждения на судне-перевозчике, состоит в обеспечении быстрого и простого использования бонового ограждения, расположенного на судне-перевозчике, при получении известия об аварии.

Для достижения указанного технического результата в боновом заграждении для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов, выполненном в виде одного замкнутого снабженного клапаном для выпуска газа газонепроницаемого рукава с юбкой, отягощенной утяжелителями, или в виде нескольких замкнутых в единое кольцо и снабженных клапанами для выпуска газа газонепроницаемых рукавов, у каждого из которых имеется юбка, отягощенная утяжелителями, снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, размещены пиропатроны газового наполнения, выходящие своими устройствами наполнения газом вовнутрь соответствующего рукава. При этом пиропатроны, которые вмонтированы в каждом рукаве, могут быть снабжены устройствами дистанционного управления для срабатывания.

Отличительными признаками предлагаемого бонового ограждения является расположение снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, пиропатронов газового наполнения, выходящих своими устройствами наполнения газом вовнутрь соответствующего рукава, а также снабжение пиропатронов устройствами дистанционного управления для срабатывания.

Для достижения указанного технического результата в заявляемом устройстве размещения бонового ограждения на судне-перевозчике выполнены кронштейны, устанавливаемые снаружи по периметру судна-перевозчика, и при этом каждый из них имеет шарнирно связанные друг с другом верхнюю и нижнюю скобы, соединяемые автоматически открываемым замком. В указанном устройстве кронштейны могут быть установлены на судне-перевозчике снаружи вдоль фальшборта.

Отличительными его признаками является выполнение кронштейнов снаружи по периметру судна-перевозчика и при этом наличие у каждого из них шарнирно связанных друг с другом верхней и нижней скоб, соединяемых автоматически открываемым замком, а также установка кронштейнов на судне-перевозчике снаружи вдоль фальшборта.

Благодаря наличию приведенных признаков обеспечивается мгновенное окольцовывание места потенциальной утечки нефти или нефтепродуктов или пятна уже разлитых нефтепродуктов с целью предотвращения их распространения. Кроме того, создается защитный барьер вокруг судна и локализуется пятно разлива нефти или нефтепродуктов.

Что касается расположения в боновом заграждении пиропатронов газового наполнения, выходящих своими устройствами наполнения газом вовнутрь рукава, то в качестве таковых могут использоваться пиропатроны, применяемые в автомобилях для наполнения газом подушек безопасности (см., например, в Интернете автомобильный журнал «Автоцентр», раздел «Техника и сервис», «№29 от 09.07.2002, статья «Надувная безопасность»).

На фиг.1 схематично изображено судно-перевозчик нефти или нефтепродуктов с размещенным боновым заграждением; на фиг.2 схематично изображен вид сверху на судно-перевозчик с расправленным на водной поверхности вокруг него боновым заграждением; на фиг.3 схематично изображено крепление скоб и замка на фальшборте; на фиг.4 схематично изображен поперечный разрез бонового ограждения.

Заявляемое боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика 1 нефти или нефтепродуктов, выполненное в виде одного замкнутого снабженного клапаном 2 для выхода газа газонепроницаемого рукава 3 или нескольких снабженных клапанами 2 газонепроницаемых рукавов 3, замкнутых в единое кольцо, содержит снаружи каждого рукава 3 равномерно по его длине расположенные пиропатроны 4 газового наполнения, выходящие своими устройствами 5 наполнения газом вовнутрь рукава 3. У каждого рукава 3 имеется юбка 6, препятствующая проникновению нефти или нефтепродуктов и отягощенная утяжелителями 7. При этом пиропатроны 4 в каждом рукаве расположены равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки 6 с утяжелителями 7. В случае необходимости для срабатывания пиропатронов 4 предусмотрены устройствами дистанционного управления 8. При отсутствии аварии рукав 3 находится в собранном состоянии между шарнирно связанными друг с другом верхней 9 и нижней 10 скобами, соединяемыми замками 11, на кронштейнах 12, устанавливаемых на верхней палубе 13, и которые могут крепиться, например, снаружи к фальшборту 14 с помощью тросов 15. Замки 11 могут быть автоматическими и срабатывать по общему сигналу.

При спокойном движении или стоянке судна-перевозчика 1 нефти или нефтепродуктов рукава 3 бонового заграждения размещены на кронштейнах 12 и закреплены с помощью верхней 9 и нижней 10 скоб, которые соединены замками 11. В случае возникновения аварии ответственное лицо либо автоматика приводит к синхронному открыванию всех замков 11 и срабатыванию всех пиропатронов 4, которые с помощью своего устройства 5, сгорая, наполняют газом газонепроницаемый рукав 3. Под действием собственной тяжести и благодаря тому, что он находится снаружи судна-перевозчика, рукав 3 соскальзывает и оказывается на водной поверхности утяжелителями 7 вниз, замыкая с помощью бона 3 и юбки 6 разлившиеся нефть или нефтепродукты, локализуя при этом нефтяное пятно. С помощью тросов 15 при необходимости может производиться корректировка его положения со шлюпок. Таким образом, разлившиеся нефть или нефтепродукты мгновенно окажутся замкнутыми заградительным боном. Далее осуществляется ликвидация утечки нефти или нефтепродуктов и ремонтные работы. После чего с помощью тросов 15 рукава 3 бонового заграждения извлекают из воды, через клапан 2 осуществляют выпуск газа. Затем его чистят, устанавливают новые пиропатроны 4 и располагают на кронштейнах 12, замыкая скобы 9 и 10 с помощью замков 11.

Характеристики бонового заграждения должны быть подобраны такими, чтобы в надутом газами состоянии рукав 3 лежал на водной поверхности в «полузатопленном» состоянии. Для удобства обслуживания рукав 3 должен иметь возможность размыкания «кольца» рукава 3.

1. Боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов, выполненное в виде одного замкнутого, снабженного клапаном для выпуска газа газонепроницаемого рукава с юбкой, отягощенной утяжелителями, или в виде нескольких, замкнутых в единое кольцо и снабженных клапанами для выпуска газа, газонепроницаемых рукавов, у каждого из которых имеется юбка, отягощенная утяжелителями, отличающееся тем, что снаружи каждого рукава равномерно по его длине и со стороны, противоположной расположению юбки с утяжелителями, размещены пиропатроны газового наполнения, выходящие своим устройством наполнения газом во внутрь соответствующего рукава.

2. Боновое заграждение для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов по п.1, отличающееся тем, что пиропатроны, вмонтированные в каждый рукав, снабжены устройствами дистанционного управления для одновременного мгновенного срабатывания.

3. Устройство для размещения на судне-перевозчике бонового заграждения для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов, выполненного по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что оно содержит кронштейны, установленные снаружи по периметру судна-перевозчика, каждый из которых имеет шарнирно связанные друг с другом верхнюю и нижнюю скобы, соединенные автоматически открываемым замком.

4. Устройство для размещения на судне-перевозчике бонового заграждения для локализации на водной поверхности разлившихся из судна-перевозчика нефти или нефтепродуктов по п.3, отличающееся тем, что кронштейны установлены на судне-перевозчике вдоль фальшборта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к охране окружающей среды при технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов и может быть использовано для локализации и сбора пятна нефти или нефтепродукта, в том числе мощного его потока на проточном водоеме, преимущественно реке.

Изобретение относится к устройствам уменьшения размеров загрязненной поверхности в открытых водоемах с последующей возможностью очистки этой поверхности. .

Изобретение относится к средствам измерения производительности нефтяных источников, например при учете различного рода источников, таких как мобильные установки, монтируемые на плавучих островах, вышках, при учете прорывов трубопроводов и т.д.

Изобретение относится к защите окружающей среды, а имено к боновым ограждениям при ликвидации аварий с нефтепродуктами на воде, а также ограждение берегов от нефтепродуктов и размывания волнами.

Изобретение относится к охране окружающей среды, а именно очистке поверхности водоемов от загрязнений нефтепродуктами, разлившихся на поверхности в результате аварий на морских нефтедобывающих установках, нефтепроводах и при транспортировке нефти танкерами. В первом способе очистки поверхности водоема от загрязнения нефтепродуктами осуществляют локализацию загрязненного участка водоема путем создания посредством регулируемого воздушного потока 3 направленного перемещения нефтепродуктов 2 на выпуклую поверхность 7 заборного устройства 6. Выпуклая поверхность 7 заборного устройства 6 ограничена с боковых сторон фланцами. Предварительно на выпуклую поверхность 7 по направлению воздушного потока 3 подают под давлением непрерывный струйный поток воды 10. Поток воды формируют посредством щелевого сопла 11 гидронасоса 12. Гидронасос 12 располагают ниже границы раздела фаз вода - нефтепродукт. Непрерывным струйным потоком воды 10 сбрасывают поток нефтепродуктов в приемный накопитель 9. Приемный накопитель 9 располагают за выпуклой поверхностью 7 с образованием щели между ними, через которую сбрасывают непрерывный струйный поток воды 10 в водоем 1. Во втором способе осуществляют локализацию загрязненного участка водоема и сбрасывают нефтепродукты в приемный накопитель устройством для откачивания 18. Локализацию участка осуществляют путем создания посредством регулируемого воздушного потока 3 направленного перемещения нефтепродуктов 2 к заборному устройству. Заборное устройство выполняют в виде нефтеловушки 17 с тангенциальным забором нефтепродуктов. Нефтеловушку 17 выполняют в виде незамкнутого кольцевого бортового ограждения 19 с захватным зевом 20. Одну сторону 21 захватного зева 20 выполняют по касательной к незамкнутому кольцевому бортовому ограждению 19 и направлением ее на поверхности водоема 1 в сторону встречного воздушного потока 3. Устройство 18 для откачивания нефтепродуктов 2 с поверхности водоема в приемный накопитель содержит цилиндрический корпус 23, привод 24 с вертикальной осью вращения. Цилиндрический корпус 23 образует полость 25 приемного накопителя. Корпус 23 смонтирован в навитой из полосы 27 спирали 28. Полоса 27 спирали 28 расположена под углом к наружной поверхности 29 цилиндра 23 и плотно прижата к наружной поверхности29 цилиндра нижняя кромка 30 полосы 27 спирали 28 с образованием спирального желоба 31. Обеспечивается повышение эффективности очистки поверхности водоема от загрязнений нефтепродуктами. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к устройствам для очистки водоемов от водорослей. Устройство содержит плавсредство, ячеистый барабан и заборник водной смеси. Над вращающимся ячеистым барабаном установлен сбрасыватель водорослей с насечкой на его поверхности, вращающийся в обратном направлении движения барабана. Над барабаном установлены транспортер с сетчатым полотном и солнечные батареи. Повышается качество очистки водоемов. 1 ил.

Изобретение относится к охране окружающей среды при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов. С помощью маломерного судна устанавливают береговые якоря и ручные лебедки для заградителей шуги. Заградители шуги выполнены в виде поплавка, состоящего из герметично заглушенной металлической трубы, крепежных петель, установленных на торцах поплавка, направляющего лотка, приваренного к поплавку, удерживающей сетки заданной высоты, по краям упрочненной контурной полосой и приваренной по всей ширине к нижней образующей поплавка, балласта, соединенного сваркой с удерживающей сеткой и контурными полосами. Определяют угол установки заградителя шуги в зависимости от скорости течения реки и высоты удерживающей сетки заградителя шуги. Устанавливают заградители шуги на выбранный угол по отношению к направлению течения реки с помощью береговых якорей и тросов. Количество заградителей шуги определяют в зависимости от ширины реки с учетом перекрытия, обеспечивающего полное задержание шуги и ее концентрацию перед местом установки экскаватора. Закрепляют тросы от заградителей шуги к ручным лебедкам и осуществляют постоянный контроль натяжения тросов. Производят непрерывный сбор шуги с поверхности воды экскаватором. Экскаватор устанавливают около заградителя шуги, за которым устанавливают боновые заграждения. С помощью маломерного судна устанавливают береговые якоря, донные якоря и ручные лебедки для боновых заграждений. Разворачивают береговые боновые заграждения и закрепляют их на стороне берега, где будет производиться откачка разливов нефти. Устанавливают боновые заграждения в русле реки с помощью береговых якорей и тросов. Расстояние от первой линии боновых заграждений и последним заградителем шуги должно быть не менее 50 метров. Закрепляют тросы от боновых заграждений к ручным лебедкам и осуществляют постоянный контроль натяжения троса. С помощью нефтесборного оборудования осуществляют сбор нефти в емкость для временного хранения нефти. Опорожняют емкость для временного хранения от нефти с помощью автоцистерны для сбора конденсата нефти и доставляют нефть в места ее постоянного хранения. Обеспечиваются локализация и ликвидация аварийных разливов нефти на реках в период шугохода. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к устройствам для очистки водоемов от водорослей. Устройство содержит плавсредство с приспособлением для забора воды с водорослями, подающим смесь на установленные с каждой его стороны попарно встречно-вращающиеся барабаны с обрезиненной поверхностью. Барабаны расположены под углом к поверхности водоема с возможностью изменения положения одного барабана относительно другого с образованием зазора между ними, перевода из транспортного положения в рабочее, а также с возможностью составления батареи из серии попарно встречно-вращающихся барабанов. Обеспечивается упрощение технологического процесса очистки водоема от водорослей и снижение энергоемкости его выполнения. 1 ил.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к созданию технических средств для очистки водоемов от сине-зеленых водорослей. Устройство содержит барабан, сменные кассеты, сушильный шкаф. На цилиндрической поверхности барабана, установленного в основании конусообразного водораздела, по периметру окружности через равные интервалы в пределах части окружности закреплены кассеты с вогнутой мелкоячеистой поверхностью с возможностью снятия их и установки на прежнее место. Барабан приводится во вращательное движение периодически для смены положения кассет. Обеспечивается улучшение качества очистки водной среды в пляжных зонах и местах водозаборов, а также полноценное удаление воды из массы водорослей. 2 ил.

Изобретение относится к охране окружающей среды, а именно к гидротехническим сооружениям, предназначенным для ограждения участка водной поверхности с целью предотвращения растекания нефти и нефтепродуктов. Боновое заграждение переменной плавучести включает гибкую трубу, смонтированную на несущем элементе, снабженную снаружи по всей длине в своей верхней части двумя рядами гребнеобразных эластичных элементов, а в нижней части - одним рядом таких элементов. Гибкая труба закольцована и разделена на отдельные секции. В каждой секции находится герметизирующий поршень из эластичного материала, полностью перекрывающий внутреннее сечение секции. Один конец каждой секции имеет сообщение с водной массой, другой конец снабжен штуцером, к которому присоединен посредством шланга воздушно-вакуумный насос. Обеспечивается простота и надежность конструкции, повышение эффективности работы в условиях нефтяных морских платформ. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх