Полуприцеп

Изобретение относится к области наземного транспорта и направлено на расширение области применения полуприцепов. Полуприцеп содержит раму с трапами в передней части рамы, в задней части которой смонтированы колеса. Передняя часть рамы жестко соединена с гусаком рамной конструкции Г-образной формы, выполненным с возможностью шарнирного опирания на тягач. Рама соединена с гусаком с возможностью разъединения. Колеса смонтированы на колесной тележке, шарнирно соединенной с рамой в ее задней части с возможностью разъединения. Для этого рама в ее передней части снабжена выступающими вперед зубьями, размещенными между трапами, а гусак в своей нижней части содержит оси, на которые рама имеет возможность опирания этими зубьями. В нижней части гусака выполнено отверстие, в которое может быть помещена фиксирующая ось, которая в рабочем положении имеет возможность касания верхней поверхности рамы. На стенке гусака в его нижней части шарнирно установлена опора с ручкой, в повернутом вниз положении имеющая возможность контактирования с верхней поверхностью рамы в положении опирания ее зубьями на оси гусака. Технический результат заключается в обеспечении легкосъемности рамы с грузовой площадкой, повышении надежности и расширении области применения полуприцепа. 9 з.п. ф-лы, 14 ил.

 

Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого, малогабаритного, так и тяжелого крупногабаритного оборудования и других грузов, а именно к полуприцепам.

Известен полуприцеп для транспортировки крупногабаритных грузов, переналаживаемый по ширине и длине (Патент РФ №2011572, МПК В60Р 3/022, 1991). Конструкция трейлера содержит соединенные съемной телескопической поперечиной две тележки, расположенные параллельно друг другу. Рама каждой тележки образована расположенными параллельно в вертикальной плоскости двумя телескопическими продольными балками. На раме каждой тележки смонтированы грузоподъемные механизмы, представляющие собой домкраты с фиксирующими гайками, связанные с поперечными телескопическими грузоподъемными балками, расположенными между продольными балками. Передние концы балок соединены парой дополнительных телескопических поперечин, которые шарнирно соединены посредством кронштейна с возможностью поворота в горизонтальной плоскости с тележкой.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и низкая надежность, связанные с большим количеством составляющих узлов.

Прототипом данного изобретения является полуприцеп, содержащий раму с трапами для заезда транспортируемой техники, в задней части которой смонтированы колеса, передней частью жестко соединенную с гусаком рамной конструкции Г-образной формы, выполненным с возможностью шарнирного опирания на тягач (Патент РФ).

Недостатком прототипа является низкая эффективность его использования, связанная с постоянными габаритами грузовой площадки, т.е. прототип обладает универсальностью, которая эффективна лишь в узком диапазоне использования.

Задачей создания изобретения является расширение области применения полуприцепа за счет обеспечения быстро- и легкосъемности рамы с грузовой площадкой (далее «рамы») при оставлении постоянными колесной тележки и гусака.

Этот технический результат достигается за счет того, что в полуприцепе, содержащем раму с трапами для заезда транспортируемой техники, в задней части которой смонтированы колеса, передней частью жестко соединенную с гусаком рамной конструкции Г-образной формы, выполненным с возможностью шарнирного опирания на тягач, рама соединена с гусаком с возможностью разъединения, колеса смонтированы на колесной тележке, шарнирно соединенной с рамой в ее задней части с возможностью разъединения, а трапы расположены в передней части рамы. Для этого рама в ее передней части снабжена выступающими вперед зубьями, размещенными между трапами, а гусак в своей нижней части стенки содержит оси, на которые рама имеет возможность опирания зубьями, в нижней части стенки гусака выполнено отверстие, расположенное в свету непосредственно над передней частью рамы в положении опирания ее зубьями на оси гусака, в которое может быть помещена фиксирующая ось, которая при этом в рабочем положении имеет возможность касания верхней поверхности рамы, а в нижней части стенки гусака шарнирно установлена опора с ручкой, в повернутом вниз положении имеющая возможность контактирования с верхней поверхностью рамы в положении опирания ее зубьями на оси гусака. Также в верхней части гусака шарнирно установлен гидроцилиндр, на котором смонтирована пята, гидрораспределитель управления гидроцилиндром, а на раме тягача установлен вертикально расположенный гидроцилиндр, шток которого имеет возможность контактирования с нижней поверхностью гусака. Преимущественно гидрораспределитель управления гидроцилиндром смонтирован на гусаке напротив опоры в пределах видимости места ее опирания на раму. Рама и колесная тележка могут быть выполнены в нескольких вариантах с одинаковыми узлами соединения рамы с колесной тележкой и гусаком. Колесная тележка может быть выполнена с увеличенным количеством осей. На раме могут быть установлены опоры для перевозки панелей. Рама также может быть оборудована уширителями или выполнена малой ширины.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показан вид узла соединения гусака с рамой в сочлененном положении;

на фиг.2 - вид полуприцепа с опущенной до опорной поверхности пятой на первом этапе расцепки;

на фиг.3 - то же, с отведенной путем поворота опорой;

на фиг.4 - то же, в момент выхода гусака из зацепления с рамой;

на фиг.5 - то же, в расцепленном состоянии;

на фиг.6 - местный вид на гидрораспределитель (увеличено);

на фиг.7 - местный вид узла сочленения гусака с рамой (увеличено);

на фиг.8 - тележка трехосная;

на фиг.9 - рама с уширителями, вид сбоку, уширители в убранном положении;

на фиг.10 - то же, поперечный разрез, уширители в рабочем положении;

на фиг.11 - рама для перевозки панелей, вид сбоку;

на фиг.12 - то же, вид спереди;

на фиг.13 - полуприцеп с узкой рамой в момент самопогрузки транспортируемой техники, вид спереди;

на фиг.14 - то же, вид сверху.

Позиции на чертежах обозначают: 1 - рама (сменная); 2 - трапы; 3 - колесная тележка, 4 - колеса; 5 - гусак; 6 - зуб; 7 - ось; 8 - отверстие; 9 - фиксирующая ось; 10 - опора; 11 - ручка опоры; 12 - балка; 13 - гидроцилиндр основной; 14 - круглая пята;

15 - гидроцилиндр малый; 16 - гидрораспределитель; 17 - ручка гидрораспределителя управления основным гидроцилиндром; 18 - ручка гидрораспределителя управления малым гидроцилиндром; 19 - уширители; 20 - опоры для перевозки панелей; 21 - подкладка под транспортируемую технику, средство из подручного материала.

Полуприцеп содержит раму 1 с трапами 2 для заезда транспортируемой техники в передней части, шарнирно соединенную своей задней частью с колесной тележкой 3 с колесами 4, смонтированными на ней, передней - жестко с возможностью разъединения соединенную с гусаком 5 рамной конструкции Г-образной формы, выполненным с возможностью шарнирного опирания на тягач. Предпочтительно рама 1 в ее передней части снабжена выступающими вперед зубьями 6, размещенными между трапами 2, а гусак 5 в своей нижней части содержит оси 7, на которые рама 1 имеет возможность опирания этими зубьями 6. В нижней части гусака 5 выполнено отверстие 8, расположенное в свету непосредственно над передней частью рамы 1 в положении опирания ее зубьями 6 на ось 7 гусака 5, в которое может быть помещена фиксирующая ось 9. Фиксирующая ось 9, помещенная в отверстие 8, в рабочем положении имеет возможность касания верхней поверхности рамы 1. Также в стенке гусака 5 в его нижней части шарнирно установлена опора 10 с ручкой 11, в повернутом вниз положении имеющая возможность контактирования с верхней поверхностью рамы 1 в положении опирания ее зубьями 6 на оси 7 гусака 5. В верхней части гусака 5 расположена балка 12, на которой шарнирно установлен одним своим шарниром основной гидроцилиндр 13, на втором шарнире которого шарнирно смонтирована круглая пята 14. На раме 1 тягача установлен вертикально расположенный малый гидроцилиндр 15, шток которого имеет возможность контактирования с нижней поверхностью гусака 5. Напротив опоры 10 в пределах удобной видимости места ее опирания на раму 1 на боковой поверхности гусака 5 смонтирован гидрораспределитель 16 с секцией управления основным гидроцилиндром 13 с ручкой 17 и секцией управления малым гидроцилиндром 15 с ручкой 18. Рама 1 и колесная тележка 3 могут быть выполнены в нескольких вариантах (сменные) с одинаковыми узлами соединения рамы 1 с колесной тележкой 3 и гусаком 5.

В частности, возможен вариант исполнения колесной тележки 3 с увеличенным количеством осей колес 4 (фиг.8). Количество входящих в состав полуприцепа колесных тележек 3 не ограничено, что позволяет перевозить грузы сверхбольших габаритов и высокой массы (свыше 100 т).

Как вариант, также сменные рамы 1 могут быть выполнены различной длины и ширины, в частности, рама 1 может быть выполнена малой ширины, меньше расстояния колеи движителя. Также рама 1 может быть оборудована уширителями 19 (фиг.9, 10), которые позволяют перевозить технику с увеличенным расстоянием колеи движителя (до 500 мм шире). Возможна также установка опор 20 для перевозки панелей (фиг.11, 12). Колесная тележка 3 соединена с рамой 1 стандартными средствами (не быстро- легкосъемная).

Полуприцеп работает следующим образом.

В сцепленном состоянии шток основного гидроцилиндра 13 втянут, рама 1 своими зубьями 6 в передней ее части опирается на оси 7 гусака, фиксирующая ось 9 вставлена в отверстие 7, а опора 10 повернута в нижнее положение и контактирует с верхней поверхностью рамы 1. В результате рама 1 и гусак 5 образуют жесткое сочленение. Для расцепки гусака с рамой воздействием одной руки оператора на ручку 17 гидрораспределителя 16 выдвигают шток основного гидроцилиндра 13 (фиг.2) и, контролируя второй рукой оператора зажатие фиксирующей оси 9, добиваются освобождения ее от нагрузки. После освобождения фиксирующей оси 9 от зажатия извлекают ее из отверстий 8 и воздействием на ручку 17 гидрораспределителя 16 выдвигают шток основного гидроцилиндра 13 до опорной поверхности, и продолжают выдвигать до тех пор, пока между рамой 1 и опорой 10 не образуется зазор, достаточный для поворота опоры 10 (фиг.2). После этого поворотом ручки 11 убирают опоры 10 (фиг.3). Далее воздействием на ручку 17 гидрораспределителя 16 убирают шток основного гидроцилиндра 13 таким образом, чтобы рама 1 легла на опорную поверхность, при этом происходит расцепление гусака 5 с рамой 1 (фиг.4). После этого воздействием на ручку 18 (фиг.6) гидрораспределителя 16 выдвигают шток малого гидроцилиндра 15, чтобы он уперся в гусак 5 и приподнял его над опорной поверхностью. Далее воздействием на ручку 17 гидрораспределителя 16 окончательно убирают шток основного гидроцилиндра 13. Отводят тягач в сторону, тем самым производят полное расцепление гусака 5 с рамой 1 (фиг.5). Сборку производят в обратном порядке. Отсоединение и соединение рамы 1 и колесной тележки 3 с целью их замены производят в стационарных условиях.

Установка задней тележки с большим количеством осей колес 4 (фиг.8) позволяет перевозить груз с массой выше предельного значения, предусмотренного для осей колес 4. Количество прицепляемых тележек не ограничено, что позволяет перевозить грузы сверхбольших габаритов и высокой массы (свыше 100 т).

Оборудование рамы 1 уширителями 19 (фиг.9, 10) позволяет перевозить технику с увеличенным расстоянием колеи движителя (до 500 мм шире).

Установка опор 20 для перевозки панелей (фиг.11, 12) позволяет расширить номенклатуру перевозимых грузов на панели.

Выполнение рамы 1 малой ширины, меньше расстояния колеи движителя (фиг.13, 14), позволяет размещать перевозимую технику с опиранием ее днищем на раму 1, в результате чего положение центра тяжести перевозимого груза понижается, а устойчивость полуприцепа с грузом увеличивается. Кроме того, поскольку узкая рама 1 имеет меньшую массу, соответственно может быть увеличена масса перевозимого груза. Для самостоятельного въезда транспортируемой техники на раму 1 применяют подкладку из подручного материала 21.

В предлагаемом полуприцепе реализован модульный принцип компоновки его конструкции, что позволяет при минимальных материальных затратах перевозить технику различных габаритных размеров и массы. Отпадает необходимость затрат на дополнительные колесные оси и гусак - самые дорогостоящие элементы полуприцепа. Таким образом, применение изобретения позволяет расширить область и повысить эффективность применения полуприцепа за счет возможности быстрой и легкой замены рамы и колесной тележки.

Еще одно преимущество - уменьшение угла въезда по сравнению с въездом по трапам.

Обоснованы параметры и разработана рабочая документация для изготовления в ООО "Компания Спецприцеп" опытного образца предлагаемого полуприцепа.

1. Полуприцеп, содержащий раму с трапами для заезда транспортируемой техники, в задней части которой смонтированы колеса, передней частью жестко соединенную с гусаком рамной конструкции Г-образной формы, выполненным с возможностью шарнирного опирания на тягач, отличающийся тем, что рама соединена с гусаком с возможностью разъединения, колеса смонтированы на колесной тележке, шарнирно соединенной с рамой в ее задней части с возможностью разъединения, а трапы расположены в передней части рамы.

2. Полуприцеп по п.1, отличающийся тем, что рама в ее передней части снабжена выступающими вперед зубьями, размещенными между трапами, а гусак в своей нижней части содержит оси, на которые рама имеет возможность опирания этими зубьями, в нижней части гусака выполнено одно отверстие, расположенное в свету непосредственно над передней частью рамы в положении опирания ее зубьями на оси гусака, в которое может быть помещена фиксирующая ось, которая при этом в рабочем положении имеет возможность касания верхней поверхности рамы, а в нижней части стенки гусака шарнирно установлена опора с ручкой, в повернутом вниз положении имеющая возможность контактирования с верхней поверхностью рамы в положении опирания ее зубьями на оси гусака.

3. Полуприцеп по п.1, отличающийся тем, что в верхней части гусака шарнирно установлен гидроцилиндр, на котором шарнирно смонтирована пята, а на боковой поверхности гусака смонтирован гидрораспределитель управления гидроцилиндром.

4. Полуприцеп по п.1, отличающийся тем, что гидрораспределитель управления гидроцилиндром смонтирован напротив опоры в пределах видимости места ее опирания на раму.

5. Полуприцеп по п.1, отличающийся тем, что на раме тягача установлен вертикально расположенный гидроцилиндр, шток которого имеет возможность контактирования с нижней поверхностью гусака.

6. Полуприцеп по п.1, отличающийся тем, что рама и колесная тележка выполнены в нескольких вариантах с одинаковыми узлами соединения рамы с колесной тележкой и гусаком.

7. Полуприцеп по п.6, отличающийся тем, что колесная тележка выполнена с увеличенным количеством осей.

8. Полуприцеп по п.6, отличающийся тем, что на раме установлены опоры для перевозки панелей.

9. Полуприцеп по п.6, отличающийся тем, что рама оборудована уширителями.

10. Полуприцеп по п.6, отличающийся тем, что рама выполнена с шириной, меньшей колеи движителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к устройствам для перевозки жаток-адаптеров зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, приводимых в движение в сценке с комбайнами, тракторами и автотранспортом, и может быть использовано при транспортировке жаток-адаптеров по любым видам дорог.

Изобретение относится к автомобильному транспорту и может применяться в составе автомобильных поездов. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автотракторных двухосных прицепов. .

Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого малогабаритного, так и тяжелого крупногабаритного оборудования и других грузов, а именно к полуприцепам.

Прицеп // 2276643

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Трейлер // 2264944
Изобретение относится к области транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортным средствам для вывозки грузов в различных дорожных условиях. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к прицепам для легковых автомобилей. .

Изобретение относится к раздвижной опоре для полуприцепов. .

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого, так и тяжелого грузов. .

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для связи транспортных средств с полуприцепами. .

Изобретение относится к транспортным средствам и касается преимущественно полуприцепов для перевозки тяжеловесных длинномерных, тарно-штучных и контейнерных грузов в портах, на базах, заводах.

Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого малогабаритного, так и тяжелого крупногабаритного оборудования и других грузов, а именно к полуприцепам.

Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, предназначенным для транспортировки как легкого малогабаритного, так и тяжелого крупногабаритного оборудования и других грузов, а именно к полуприцепам.

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки длинномерных грузов, в частности лесоматериалов. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Наверх