Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства

Фрикционный гаситель колебаний содержит клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания, контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки, а вертикальной поверхностью - с вкладышем, который контактирует с фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме (9). На боковой раме выполнены ограничительные упоры (10), а в фрикционной планке и вкладыше выполнены пазы (11, 12), через которые пропущены ограничительные упоры боковой рамы с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы. Кроме того, вкладыш выполнен симметрично относительно горизонтальной (13) и вертикальной (14) осей симметрии вкладыша, таким образом, что обеспечивается возможность переворота вкладыша с одних плоскостей на другие. На наружных углах вкладыша выполнены фаски, при этом катет (а) каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины (b) вкладыша. Повышается надежность гасителя в сочетании с уменьшением трудозатрат на ремонт. 2 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается подвески рельсовых транспортных средств, в частности конструкции фрикционного гасителя колебаний.

Известна конструкция фрикционного гасителя колебаний [Патент РФ №1654078 от 18.10.1988], содержащая клин, установленный в проем боковой рамы тележки на упругом элементе рессорного подвешивания. Клин наклонной поверхностью контактирует с наклонной поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью со съемным вкладышем, прилегающим к фрикционной планке, которая жестко закреплена посредством двух ограничительных упоров (в виде четырехгранных призм), отлитых в колонках боковой рамы. Конфигурация вкладыша повторяет конфигурацию фрикционной планки, за исключением средней части. У фрикционной планки пазы под ограничительные упоры изготовлены с учетом беззазорной установки планки между ограничительными упорами, а у вкладыша пазы под ограничительные упоры увеличены для обеспечения гарантированного зазора, который обеспечивает свободное перемещение вкладыша относительно упоров, необходимое для демпфирования колебаний в узле. Также для обеспечения стабильности и надежности работы узла фрикционная планка на колонках боковой рамы тележки установлена под небольшим углом к вертикальной плоскости.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемого изобретения.

Недостатком данной конструкции является снижение надежности фрикционного гасителя колебаний в процессе эксплуатации рельсового транспортного средства, так как нижняя часть вкладыша подвергается большему износу, чем верхняя, а в конфигурации вкладыша данное условие не учтено. Износ вкладыша в большей степени происходит, когда транспортное средство загружено, потому что при загрузке кузова вагона надрессорная балка тележки воздействует на клин и упругие элементы рессорного подвешивания, упругие элементы прогибаются, клин перемещается ниже и давит на нижнюю часть вкладыша, контактирующую с фрикционной планкой, при этом площадь нижней части вкладыша, на которую воздействует большее удельное давление от клина, меньше площади верхней части, на которую удельное давление меньше, также клин при колебаниях вверх вниз (в процессе движения рельсового транспортного средства), нижней гранью опускается ниже нижней грани вкладыша, воздействуя на нижнюю прямую кромку вкладыша усиливающимся удельным давлением. Таким образом, от воздействия клина на одной стороне вкладыша вырабатывается на ширину клина канавка, которая, начинаясь от нижней грани вкладыша, в верхней его части исчезает - вкладыш изнашивается неравномерно, что приводит к изменению угла установки вкладыша к клину, который первоначально закладывается в конструкцию узла, и снижает стабильность гашения колебаний, также образовавшаяся канавка может приводить к периодическому заклиниванию клина. Кроме того, при замене изношенного вкладыша могут возникнуть трудности, как, например, отсутствие запасных вкладышей, что приведет к увеличению времени на ремонт тележки и простою транспортного средства, а это в свою очередь к потере прибыли от перевозки груза за время простоя.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции фрикционного гасителя колебаний, позволяющей повысить надежность узла при длительной эксплуатации транспортного средства с одновременным уменьшением трудозатрат при ремонте узла, без увеличения материалоемкости.

Поставленная задача решается за счет того, что в конструкцию фрикционного гасителя колебаний установлен вкладыш, выполненный симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, у которого на наружных углах выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша.

Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства содержит клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания, контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью - с вкладышем, который контактирует с фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки, при этом на боковой раме выполнены ограничительные упоры, а в фрикционной планке и вкладыше выполнены пазы, через которые пропущены ограничительные упоры боковой рамы с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы, вместе с этим вкладыш выполнен симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, также на наружных углах вкладыша выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

фиг.1 - общий вид фрикционного гасителя колебаний;

фиг.2 - разрез А-А фиг.1.

Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства содержит клин 1, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания 2, контактирующий наклонной поверхностью 3 с соответствующей поверхностью 4 надрессорной балки 5, а вертикальной поверхностью 6 - с вкладышем 7, который контактирует с фрикционной планкой 8, закрепленной на боковой раме 9.

На боковой раме 9 выполнены ограничительные упоры 10, а в фрикционной планке 8 и вкладыше 7 выполнены пазы 11 и 12, через которые пропущены ограничительные упоры 10 боковой рамы 9 с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы 11 и 12.

Кроме того, вкладыш 7 выполнен симметрично относительно горизонтальной 13 и вертикальной 14 осей симметрии вкладыша 7, также на наружных углах вкладыша 7 выполнены фаски, при этом катет (а) каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины (в) вкладыша.

Технический результат от заявляемого изобретения заключается в том, что выполнение вкладыша симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, у которого на наружных углах выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша, позволяет увеличить срок службы вкладыша, тем самым увеличить срок стабильной и надежной работы фрикционного гасителя колебания, так как у предлагаемого вкладыша, по сравнению с вкладышем, используемым в конструкции прототипа (при сохранении габаритных размеров), увеличиваются: площадь нижней части на 3%, площадь зоны опирания клина на вкладыш на 9% и длина нижней кромки вкладыша, перекрывающаяся клином, на 6%, что способствует уменьшению удельного давления на вкладыш от клина, уменьшению угла изнашивания вкладыша клином и к уменьшению износа вкладыша. Также предлагаемый вкладыш, учитывая его симметричность, при обнаружении сверхнормативного износа одной стороны, можно перевернуть на неизношенную плоскость и устранить неисправность, тем самым свести к минимуму ремонтные работы и затраты на них. Кроме того, выполнение на вкладыше фасок способствует плавному перемещению вкладыша по фрикционной планке вверх и вниз в пределах зазоров между ограничительными упорами на боковой балке, что также положительно сказывается на надежной работе фрикционного гасителя колебаний.

В настоящее время на заявляемую конструкцию фрикционного гасителя колебаний разработана конструкторская документация и проводятся всесторонние испытания опытных образцов.

Фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства, содержащий клин, установленный на упругом элементе рессорного подвешивания, контактирующий наклонной поверхностью с соответствующей поверхностью надрессорной балки тележки, а вертикальной поверхностью - с вкладышем, который контактирует с фрикционной планкой, закрепленной на боковой раме тележки, при этом на боковой раме выполнены ограничительные упоры, а в фрикционной планке и вкладыше выполнены пазы, через которые пропущены ограничительные упоры боковой рамы с зазорами относительно поверхностей, ограничивающих пазы, отличающийся тем, что вкладыш выполнен симметрично относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии вкладыша, таким образом, что обеспечивается возможность переворота вкладыша с одних плоскостей на другие, также на наружных углах вкладыша выполнены фаски, при этом катет каждой фаски, расположенный горизонтально, не менее 1/5 ширины вкладыша.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к амортизирующим устройствам с фрикционными гасителями колебаний, используемым в железнодорожной тележке для грузовых вагонов.

Изобретение относится к области фрикционных поглощающих аппаратов, предназначенных для автосцепок железнодорожных транспортных средств. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к центральному рессорному подвешиванию двухосных тележек грузовых вагонов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для гашения колебаний обрессоренных частей грузовых вагонов. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции двухосных тележек грузовых вагонов. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции гасителя колебаний тележки вагона. .

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается устройства продольной связи тележек с кузовом железнодорожного тягового транспортного средства (ТТС).

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкциях двухосных тележек для грузовых вагонов. .

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к амортизирующим устройствам с фрикционными гасителями колебаний тележек. .

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к амортизирующим устройствам с фрикционными гасителями колебаний, используемым в железнодорожной тележке для железнодорожных вагонов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к амортизирующим устройствам с фрикционными гасителями колебаний, используемых в железнодорожной тележке для железнодорожных вагонов

Изобретение относится к области термической обработки и может быть использовано для закалки низкоуглеродистой марганцовистой стали, в частности литых фрикционных клиньев тележки грузового вагона из стали 20ГЛ, и ее модификаций

Изобретение относится к области термической обработки и к конструктивным элементам железнодорожных грузовых тележек, в частности к конструкциям литых фрикционных клиньев из чугуна для восприятия и гашения колебаний надрессорной балки тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к тележкам грузового вагона. Комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание предполагает два варианта исполнения и содержит большую пружину (7) повышенной жесткости, в которую вложен стакан (8), в стакан вставлен упруго-диссипативный элемент (10) и пружина (9), длины которых одинаковы. Во втором варианте малая пружина отсутствует, тем самым в стакан вкладывается только упруго-диссипативный элемент. В качестве упругого диссипативного элемента применяется резина или полиуретан. Достигается повышение плавности хода и безопасности движения подвижного состава. 2 н.п. ф-лы, 6 ил., 2 диаг-мы.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов. Фрикционный гаситель колебаний содержит фрикционный клин 1, взаимодействующий своей вертикальной поверхностью 2 с фрикционной планкой, установленной на опорной колонке боковой рамы, а своей наклонной поверхностью 5 - с соответствующей поверхностью 6 надрессорной балки 7 посредством накладки 8. Накладка выполнена из эластомера и закреплена в пазах 9 фрикционного клина с помощью выступов 10, входящих в аналогичные углубления 11 на наклонной поверхности фрикционного клина. Выступы на накладке выполнены прямолинейными и расположены по ее диагоналям. В месте пересечения диагоналей выполнен выступ в виде усеченного конуса. По осям симметрии на концевых частях накладки выполнены треугольные выступы, грани которых расположены параллельно прямолинейным выступам. Расстояние по нормали между параллельными гранями прямолинейных и треугольных выступов равно ширине прямолинейного выступа. Технический результат от использования изобретения заключается в надежности крепления накладки и простоте изготовления всего устройства в целом, при этом воспринимаемые фрикционным клином нагрузки распределяются по поверхности накладки равномерно. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Устойчивая тележка железнодорожного вагона содержит две рамные боковины и надрессорную балку. Надрессорная балка характеризуется наличием по бокам противоположных концов, каждый конец проходит в отверстие рамной боковины и поддерживается в нем на рессорном комплекте. Устойчивая тележка железнодорожного вагона также включает поперечную балку, проходящую в отверстии рамной боковины и поддерживаемую в нем. Рессорный комплект оперт на каждый конец поперечной балки. Каждая рамная боковина характеризуется наличием отверстия буксового проема на каждом конце, принимающего поворотную опору, для приема эластомерной направляющей подушки и переходника подшипника. Узел крепления рамных боковин и поперечной балки является жестким шарнирным соединением. Фрикционные клинья между рамными боковинами и надрессорной балкой обеспечивают демпфирование от демпфирования при начальном низком уровне трения до демпфирования при высоком уровне трения, как только происходит зацепление. Шарнирная развязка рамной боковины и поперечной балки и поперечное перемещение фрикционных клиньев к надрессорной балке уменьшают взаимодействие отклонений, возникающих в результате смещения рельсового пути, с надрессорной балкой и транспортным средством. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Фрикционный гаситель колебаний содержит нажимной клин, опирающийся на нажимную пружину и прокладочное кольцо через фрикционные клинья. Фрикционные клинья взаимодействуют с фрикционным стаканом. Гаситель содержит обмотку электромагнита. Коэффициент трения между фрикционными клиньями и фрикционным стаканом изменяется подчиненной системой регулирования. Система регулирования содержит регулятора тока, сигнал на который поступает с выхода сумматора, двойной интегратор и выпрямитель. Сумматор сравнивает сигнал задания величины предельной амплитуды вертикальных колебаний надрессорного строения с действительным сигналом амплитуды вертикальных колебаний надрессорного строения, поступающим с датчика вертикальных ускорений надрессорного строения. Достигается повышение безопасности движения. 1 ил.

Изобретение представляет фрикционный гаситель колебаний, содержащий нажимной клин, опирающийся на нажимную пружину и прокладочное кольцо через фрикционные клинья, взаимодействующие с фрикционным стаканом, прокладочное кольцо, выполненное из диэлектрического материала, источник тока, соединенный с нажимным клином и фрикционным стаканом, регулятор тока, первый сумматор, первый блок уставки, двойной интегратор и выпрямитель. На регулятор тока поступает сигнал с элемента «ИЛИ», на входы которого поступают сигналы с выходов первого и второго сумматоров, причем на первый сумматор подается сигнал от первого блока уставки и сигнал от датчика вертикального ускорения надрессорного строения, дважды интегрированный первым и вторым интеграторами, образующими двойной интегратор, выпрямленный выпрямителем и осредненный сглаживающим фильтром, а на второй сумматор подается сигнал от второго блока уставки и сигнал от датчика вертикального ускорения надрессорного строения, однократно интегрированный первым интегратором, взятый по модулю блоком выделения модуля сигнала. Повышается плавность хода экипажа, снижаются его воздействия на путь. 1 ил.
Наверх