Подшипник скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, изготавливаемым из неметаллических композиционных материалов, и может быть использовано в парах трения, предназначенных для работы как в нормальных условиях, так и в агрессивных рабочих средах при удельном давлении до 250 МПа, скорости скольжения до 5 м/сек. Подшипник скольжения цилиндрической формы содержит силовой корпус, выполненный, например, из стеклопластика, антифрикционный слой и упорный буртик. Упорный буртик приклеен к силовому корпусу и выполнен перпендикулярно продольной оси подшипника. Антифрикционный слой соединен с силовым корпусом через демпфирующий слой, выполненный, например, из клеевой пленки ВК-3. Упорный буртик выполнен с двух сторон по торцам силового корпуса. Упорный буртик выполнен из плоской плиты, изготовленной из углепластика или углестеклопластика. Технический результат: увеличение осевой прочности подшипника, исключение расслоений между антифрикционным и силовым слоями, что увеличивает срок службы и повышает надежность эксплуатации изделий. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения, изготавливаемым из неметаллических композиционных материалов, и может быть использовано в парах трения, предназначенных для работы как в нормальных условиях, так и в агрессивных рабочих средах при удельном давлении до 250 МПа, скорости скольжения до 5 м/сек.

Известен подшипник скольжения, состоящий из элементов скольжения в виде вогнутых полосообразных несущих вкладышей из полимерных углеродсодержащих материалов и корпуса в виде несущей полосы с охватывающими несущие вкладыши фиксирующими кромками (см. свидетельство на полезную модель № 25058 с приоритетом от 24.01.2002 г.).

Недостатками данного технического решения являются: способность воспринимать только радиальные нагрузки, высокая трудоемкость изготовления полосообразных несущих вкладышей, гальваническая пара, образуемая металлической несущей полосой и углеродосодержащим материалом вкладышей.

Известен подшипник с рабочей поверхностью из приклеенного самосмазывающего материала, содержащий подложку из стекловолокнистого материала на профилированной металлической поверхности, на которую нанесен самосмазывающий волокнистый материал, пропитанный упрочняющим жидким полимером, спрессованный поверх волокнами под натягом для сцепления с подложкой. После отверждения полимера часть спрессованных волокон удаляют до обнажения самосмазывающего слоя (см. патент США № 5431500, опубликованный 26.08.92).

Недостатками данного подшипника являются: восприятие им только радиальных нагрузок, при нагреве возможно появление расслоений на границе раздела между металлической профилированной поверхностью и подложкой из стекловолокнистого материала за счет разности коэффициентов термического расширения.

Известен подшипник скольжения, который имеет цилиндрическую поверхность и состоит из силового стеклопластикового корпуса и антифрикционного слоя, выполненного из угольных волокон, пропитанных связующим, (см. свидетельство на полезную модель №16615 с приоритетом от 19.07.2000 г.)

Указанное техническое решение как наиболее близкий аналог может быть принято в качестве прототипа.

Недостатками прототипа являются:

- восприятие только радиальных механических нагрузок;

- зона контакта между силовым корпусом и антифрикционным слоем подвергается повышенным нагрузкам как от механических воздействий на подшипник, так и от термических нагрузок (нагрев - охлаждение) вследствие различных коэффициентов термического расширения материалов корпуса и антифрикционного слоя.

Задачами, на решение которых направлено настоящее изобретение, являются:

- увеличение осевой прочности подшипника;

- исключение расслоений между антифрикционным и силовым слоями.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображен один из вариантов выполнения подшипника скольжения.

Подшипник скольжения содержит силовой корпус 1, который с одного торца снабжен упорным буртиком 2, приклеенным к корпусу 1 перпендикулярно продольной оси подшипника. С внутренней стороны корпуса 1 расположен антифрикционный слой 3, соединенный с корпусом 1 через демпфирующий слой 4, например, из клеевой пленки ВК-3.

Антифрикционный слой 3 выполнен из углепластика, содержащего углеродную ленту ЛУ-П 0,2, пропитанную фенольноформальдегидным связующим ФФЭ-70.

Упорный буртик 2 может быть установлен с двух сторон по торцам силового корпуса, при этом буртик, например, выполнен в виде кольца, приклеенного к силовому корпусу 1.

Упорный буртик 2 может быть в виде кольца изготовлен из плоской углепластиковой плиты или комбинированного материала, например из углестеклопластика.

Специальный комплект оснастки для механической обработки позволяет изготавливать подшипники с высокой точностью.

Для выполнения условий самосмазывания антифрикционного слоя 3 и снижения коэффициента трения по контртелу может быть применена вакуумная пропитка подшипника скольжения индустриальным маслом.

Подшипник надевается внутренним диаметром на вращающуюся ось (на чертеже не показана) с минимальным зазором, а силовой корпус 1 подшипника с приклеенным буртиком устанавливается в силовой корпус механизма, в котором монтируется подшипник (условно не показан).

При вращении оси ее цилиндрическая поверхность взаимодействует с внутренней поверхностью антифрикционного слоя 3, на угольных волокнах которого под давлением оси образуется «раздавленный» слой углерода, что и обеспечивает минимальный коэффициент трения оси в подшипнике. Этому способствует и предварительная пропитка подшипника индустриальным маслом, которое, вытекая из микропор, способствует дополнительному снижению коэффициента трения.

При возникновении осевых нагрузок на подшипник они действуют на буртик 2, который закреплен в силовом корпусе механизма.

В процессе работы подшипника выделяется тепло, которое разогревает антифрикционный слой 3, а затем и силовой корпус 1. Из-за разности коэффициента термического расширения(КТР) материалов антифрикционного слоя 3 (КТР однонаправленного углепластика на основе углеродной ленты ЛУ-П 0,2 вдоль волокон составляет ~ 2,5×10-6 1/С°) и силового корпуса 1 (КТР стеклопластика на основе стеклоткани Т-10 вдоль волокон основы составляет ~ 9×10-6 1/С°) на их границе возникают напряжения, которые могут «расслоить» подшипник. Для ликвидации напряжений на границе этих слоев установлен демпфирующий слой 4, который в силу своей эластичности компенсирует деформации соседних слоев подшипника.

Таким образом, предлагаемый подшипник скольжения в процессе работы в составе механизма обеспечивает:

- увеличение осевой прочности;

- исключение расслоений между антифрикционным слоем 3 и силовым корпусом 1.

В соответствии с предложенной конструкцией подшипника скольжения изготовлены опытные образцы с внутренним диаметром 10 мм.

Испытания прошли в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева (г.Таганрог). Результаты проведенных испытаний полностью удовлетворяют техническим требованиям и подтверждают работоспособность и надежность подшипника скольжения.

1. Подшипник скольжения цилиндрической формы, содержащий силовой корпус, выполненный из стеклопластика, и антифрикционный слой, отличающийся тем, что к силовому корпусу приклеен упорный буртик, причем упорный буртик выполнен перпендикулярно продольной оси подшипника.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что антифрикционный слой соединен с силовым корпусом через демпфирующий слой, выполненный, например, из клеевой пленки ВК-3.

3. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упорный буртик выполнен с двух сторон по торцам силового корпуса.

4. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упорный буртик выполнен из плоской плиты, изготовленной из углепластика или углестеклопластика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к антифрикционному слою для опорного элемента. .

Изобретение относится к подшипнику скольжения для стойки подвески четырехколесного автомобиля. .

Изобретение относится к подшипниковому элементу с металлическим опорным телом, расположенным на нем слоем подшипникового металла, а также с расположенным поверх него слоем полимера, причем слой полимера включает в себя полиамидимидную смолу, дисульфид молибдена (MoS2) и графит.
Изобретение относится к подшипникам, пластиковым материалам подшипников и способам их получения. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам штоков регулирующей арматуры, работающей в широком диапазоне температур. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения из полимерных композиционных материалов методом намотки.

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины.

Изобретение относится к технологии производства слоистых пластиков и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении втулок любого назначения, в том числе и для рычажной тормозной системы вагонов метрополитена, а также пассажирских и грузовых вагонов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам изготовления сборной внутренней втулки, используемой в подшипниках скольжения, предназначенных для работы в маловязких жидкостях, в том числе нефти и динамических нагрузках.
Изобретение относится к способу получения антифрикционных пресс-материалов, предназначенных для изготовления антифрикционных изделий сложных конфигураций, например подшипниковых втулок.

Изобретение относится к антифрикционному слою для опорного элемента. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении вкладышей опорного подшипника скольжения. .

Изобретение относится к подшипникам с регулировкой зазора между сегментами, составляющими втулку опоры скольжения, и может быть преимущественно использовано в различных лопастных насосах на АЭС.

Изобретение относится к области машиностроения, локомотивостроения и другим отраслям промышленности и касается моторно-осевого подшипника тягового электродвигателя локомотива и других подшипников скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах скольжения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с подшипниками скольжения, предназначенных для работы в агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений, в частности в герметичных химических насосах с магнитной муфтой.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям упорных подшипников скольжения для валов или вращающихся осей машин и оборудования, и может быть использовано в погружных многоступенчатых центробежных электронасосах для добычи пластовой жидкости (нефтегазовой смеси) из глубоких нефтяных скважин малого диаметра.
Наверх