Способ подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной конструкции и система его реализующая

Группа изобретений может быть применена на малых надувных плавающих средствах. Закрепляемое оборудование с двух сторон оснащают ликпазами и размещают на ликтросах, закрепленных на полумягких параллельно расположенных баллонах надувной лодки. Баллоны накачивают до рабочего давления, и ликпазы получают возможность принудительного перемещения по ликтросам. При вертикальной нагрузке ликпазы прогибают ликтросы и жестко фиксируются, образуя эффект «закусывания». Достигается подвижное крепление оборудования с возможностью жесткой фиксации. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Настоящие изобретения относятся к судостроению и могут быть использованы на надувных конструкциях, особенно на малых судовых плавающих средствах, а также целесообразно их применить и в машиностроении, в частности на конструкциях транспортных средств.

Известен способ крепления зонта, описанный в заявке Японии №1247235, МКИ B60R 11/00, опубл. 03.10.89. Он предназначен для крепления навесного и/или дополнительного оборудования, имеющего разные габариты, на соответствующей конструкции. При этом предусматривается использование пластинчатого основания, которое снабжают средствами крепления основания к несущей поверхности. Средства крепления выполняют в виде упругих присосок с двумя U-образными элементами. Они служат ограничителями перемещения удерживаемого предмета (зонта) лентой и средствами крепления ленты.

Недостатком этого известного способа является его непригодность для крепления на надувных конструкциях предметов, имеющих различные габариты, что обусловлено сложностью создания жесткого крепления из-за того, что средства крепления выполняют в виде упругих присосок с двумя U-образными элементами.

В описании этого известного изобретения раскрывается система для подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной конструкции. Она состоит из основания и расположенных на ней упругих присосок с двумя U-образными элементами, которые ограничивают перемещение удерживаемого предмета (зонта), например, лентой и средствами крепления ленты.

Это известное техническое решение имеет существенные недостатки. Оно не может обеспечить высокую надежность крепления соответствующих устройств. Кроме того, это изобретение не позволяет изменять жесткость крепления соответствующего оборудования, особенно на надувных конструкциях, например лодках.

Из описания изобретения «Устройство крепления» (Патент РФ №2132006, МКИ F16B 2/26, B60R 11/00, опубл. 1999.06.20) известен способ крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Он включает изготовление ленты из эластичного материала и размещение вдоль большей стороны основания, которое снабжают прокладкой, имеющей площадь больше площади основания, а толщину больше высоты средства крепления основания к поверхности кузова. Прокладку изготавливают из резины. При этом на поверхность прокладки наносят шумоизолирующее покрытие.

Недостатком этого известного способа является его непригодность для формирования подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувных конструкциях, в частности на надувных лодках.

Это обусловлено тем, что крепление получается жестким и исключающим последующее перемещение оборудования на новое место, поскольку все элементы крепления выполнены с жестким и неподвижным соединением с соответствующими деталями объекта.

Такое известное изобретение касается и системы крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Причем система относится к машиностроению и может быть использована, например, в конструкции транспортного средства. Система универсальна, поскольку служит для крепления на поверхности кузова различного навесного оборудования. Предлагаемая система крепления включает в себя основание, выполненное в виде пластины вытянутой формы и снабженное хотя бы одним средством крепления основания к несущей поверхности, лентой и средствами крепления ленты. Отличием такой системы от известных технических решений аналогичного назначения является лента, которая выполнена из эластичного материала и размещена вдоль большей стороны основания. Основание снабжено прокладкой, у которой площадь поверхности больше площади поверхности основания, а толщина больше высоты средства крепления основания к поверхности кузова. Прокладка может быть выполнена из резины, в качестве прокладки может быть также использовано шумоизолирующее покрытие. На поверхности прокладки может быть сформировано углубление под пластину основания.

Недостатком этой известной системы является ее непригодность для формирования подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувных конструкциях, в частности на надувных лодках. Это обусловлено тем, что крепление имеет вид жесткого крепления, которое исключает последующее перемещение оборудования на новое место, поскольку все элементы крепления выполнены с жестким и неподвижным соединением с соответствующими деталями объекта, к которому крепится указанное оборудование.

Большинству специалистов по надувным лодкам известно, что существуют три способа крепления баллона к корпусу лодки - либо жесткая приклейка, либо люверсная привязка, либо так называемый ликпазный способ. В этом случае на корпусе имеется один-два специальных паза (ликпаза), а на баллоне - соответственно один-два выступа (ликтроса). Ликтрос заводят в ликпазы, баллон протягивают до места и дополнительно закрепляют ликпаз на ликтросе.

Недостатком этого способа является слабая стойкость крепления при жестких условиях эксплуатации лодки, например, на глади Ладожского озера или Финского залива. При движении лодки в жестких условиях того или иного водоема нагрузка на ликпазный баллон передается одной-двумя узкими полосками, работающими на разрыв. Да и сам баллон в любом случае имеет люфт относительно корпуса, что опять же ведет к увеличению напряжений в ликтросах, способных вызвать его разрушение.

Известно, что в фирмах ПКФ «Мнев и К°», которую возглавляет Николай Мнев, и «Посейдон», работающей под руководством Сергея Мнева, используют упомянутый способ крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, в котором на параллельных двух баллонах лодки устанавливают узлы крепления типа «ликтрос-ликпаз». При этом ликтрос приклеивают к баллонам, а снизу банки (несущий элемент), соединяющей, по меньшей мере, два параллельно расположенных ликпаза, устанавливают специальную накладку с пазом (ликпаз), повторяющим по форме ликтрос. Затем ликтрос заводят в ликпазы или наоборот и протягивают до места его эксплуатации. После чего баллоны накачивают до рабочего давления. В особых случаях ликпазы неподвижно закрепляют на ликтросе, используя дополнительные крепежные элементы.

Этот известный способ создания подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования выбирается в качестве прототипа, так как направлен на решение аналогичной задачи, что и заявляемое техническое решение. Кроме того, оно имеет с ним наибольшее число общих существенных признаков.

Однако у прототипа есть существенный недостаток, который заключается в применении дополнительных элементов для крепления ликпаза на ликтросе. Кроме того, при таком представлении способа крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке трудно однозначно подобрать требуемый по параметрам «ликтрос с ликпазом». Такие соединения часто размыкаются, что наблюдается при крутых виражах лодки. Более того, при таком способе нельзя получить подвижное крепление навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, так как подвижность имеет место только на момент установки на ликтросе ликпаза. Причем до расположения его на соответствующей части лодки. Чтобы произвести оперативное перемещение, например, банки на новое для нее место в лодке, надо создать в узлах типа «ликтрос-ликпаз» свободное подвижное их перемещение относительно друг друга. Но если лодка движется в скоростном режиме, потребуется остановка лодки или снижение ее скорости и понижение давления в баллонах, что при крутых виражах лодки может вызвать разъединение узла типа «ликтрос-ликпаз» и вылет навесного и/или дополнительного оборудования за борт лодки.

Из описания прототипа известна система подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. Система содержит пару параллельно расположенных накачанных баллонов и узлы крепления типа «ликтрос - ликпаз», которые размещены на них. Каждый узел закреплен на соответствующем баллоне, а их ликпазы соединены несущим элементом, например банкой.

Недостатком является сложность в обеспечении надежного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, так как трудно выбрать соответствующий узел типа «ликтрос - ликпаз», в котором было бы, с одной стороны, принудительно подвижное соединение их между собой, а с другой - неподвижное и прочное их крепление между собой.

Задачей настоящих изобретений является создание способа подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке и системы его реализующей. Причем способ нужен такой, по которому, с одной стороны, обеспечивалось бы подвижное крепление навесного и/или дополнительного оборудования, например банки на лодке, а с другой стороны - жесткое их крепление на лодке при любых крутых виражах, совершаемых лодкой. Система же нужна такая, которая обеспечивала бы надежное крепление упомянутого оборудования на лодке навесного и/или дополнительного оборудования как при принудительном их перемещении относительно друг друга, так и при создании между ними жесткого и прочного крепления с сохранением его при любых крутых виражах лодки.

Первая задача решена следующим образом. В известном способе подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, включающем закрепление ликтросов, по меньшей мере, на каждом из двух параллельных надувных баллонов лодки, после этого на каждом ликтросе размещают, по крайней мере, по одному ликпазу с образованием подвижного узла крепления между ними в соответствующем месте лодки, а затем баллоны накачивают, причем перед размещением каждого ликпаза на соответствующем ему ликтросе ликпазы соединяют несущим элементом (например, банкой) или выполняют с ним за одно целое. СОГЛАСНО настоящему изобретению после закрепления ликтросов на надувных баллонах баллонам придают полумягкое состояние, при котором между шнурами ликтросов устанавливают расстояние L1, перед размещением каждого ликпаза на соответствующем ему ликтросе ликпазы соединяют несущим элементом, (например, банкой) или выполняют с ним за одно целое, при этом расстояние L2 между рабочими отверстиями ликпазов больше расстояния L1 между шнурами ликтросов, а после размещения на каждом ликтросе, по крайней мере, по одному ликпазу с образованием подвижного узла крепления между ними в соответствующем месте лодки баллоны накачивают до рабочего давления, и они приобретают круглую форму, при этом расстояние между шнурами их ликтросов устанавливается равным L3, которое больше расстояния L2 между рабочими отверстиями ликпазов, соединенные несущим элементом ликпазы приобретают возможность принудительного синхронного перемещения по ликтросам, а после указанного их перемещения до соответствующего места в лодке ликпазы вертикально нагружают и они жестко фиксируются на ликтросах, прогибая их и образуя с ними эффект «закусывания», при этом выполняется зависимость, при которой L3 больше L2, а оно больше L1, после же снятия вертикальной нагрузки ликпазы приобретают возможность повторного принудительного синхронного перемещения по ликтросам.

Такое новое техническое решение позволяет иметь способ подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке. При этом предлагаемый способ обеспечивает достижение следующего технического результата, а именно создание подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, которое создает неподвижное и жесткое крепление навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, а при необходимости и без снижения скорости движения лодки по воде позволяет принудительно переместить на новое место в лодке ликпазы по ликтросам. Для этого достаточно создать соответствующее давление в баллонах. Таким образом, дополнительным техническим результатом, который достигается предлагаемым изобретением, является создание управляемого крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке при скоростном ее движении по воде.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ имеет существенные отличия. Они заключаются в режимах накачивания баллонов и в перемещениях ликпаза по ликтросу. Так, введение расстояния между шнурами ликтросов, закрепленных на параллельных баллонах, позволило на первом этапе реализации способа крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувных лодках устанавливать на ликтросах ликпазы, соединенные несущим элементом. В этом случае между отверстиями ликпазов расстояние больше, чем между упомянутыми шнурами. Это позволяет свободно перемещать ликпазы по ликтросам. После придания баллонам круглой формы шнуры их литросов оказываются на расстоянии, которое больше расстояния между рабочими отверстиями ликпазов. В результате ликпазы приобретают возможность принудительного перемещения по ликтросам. При вертикальной нагрузке, приложенной к ликпазам, между ними и ликтросами возникает эффект «закусывания» последнего, что создает жесткое крепление ликпаза на ликтросе.

Вторая задача решена следующим образом. В известной системе подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, содержащей пару параллельно расположенных накачанных баллонов и узлы крепления типа «ликтрос - ликпаз», причем ликтрос каждого из них закреплен на соответствующем баллоне, а их ликпазы соединены несущим элементом, например банкой, СОГЛАСНО настоящему изобретению баллоны накачаны до рабочего давления, при котором они имеют круглую форму, а ликпазы расположены на ликтросах и имеют возможность принудительного синхронного перемещения по ним, а при вертикальной нагрузке - жесткую фиксацию своего положения на них, прогибая ликтросы, образуя с ними эффект «закусывания», в случае снятия вертикальной нагрузки - восстанавливаться и получать возможность повторного принудительного синхронного перемещения по ликтросам.

Такое новое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет получить крепление на надувной лодке, в котором можно управлять подвижностью и жесткостью соединения оборудования с надувными баллонами лодки.

Это достигается тем, что применены узлы крепления типа «ликтрос-ликпаз», имеющие возможность под давлением в баллонах лодки, и особенно при вертикальной нагрузке на ликпазы, изменять прочность соединения своих элементов друг с другом.

По сравнению с прототипом заявленное техническое решение имеет существенные отличия, которые заключаются в создании эффекта «закусывания» и в его снятии при определенных условиях, что обеспечивает формирование подвижного и неподвижного соединения в зависимости от требуемых условий эксплуатации лодки и закрепленного на ней оборудования.

Заявителем проведен патентно-информационный поиск по данной теме относительно двух указанных технических решений. Он показал, что заявляемые совокупности существенных признаков не известны. Поэтому эти технические решения можно признать новыми.

Оба заявляемых технических решения обладают изобретательским уровнем, так как для специалиста средней квалификации они логически не следуют из известного уровня техники. Однако отдельные их признаки в совокупности с другими существенными признаками известны. Например, в фирме ПКФ «Мнев и К°», которую возглавляет Николай Мнев, и в компании «Посейдон», работающей под руководством Сергея Мнева, используют для крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке узлы крепления типа «ликтрос-ликпаз». В нашем случае эти узлы вписаны в систему крепления, которая имеет управляемые параметры, в частности параметры, регулирующие жесткость крепления навесного и/или дополнительного оборудования на лодке.

Сущность заявленного технического решения поясняется чертежом, где:

Фиг.1 - схема реализации заявляемого способа крепления навесного и/или дополнительного оборудования;

Фиг.2 - схема проявления эффекта «закусывания» ликпазом ликтроса;

Фиг.3 - схема проявления эффекта «закусывания» парой ликпазов ликтроса.

Практическая применимость заявляемых технических решений поясняется ниже следующим описанием. Способ подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке 1 (на чертеже не показана) реализуется на ее баллонах 2 (Фиг.1). Эти баллоны 2 расположены параллельно друг другу и входят в систему, реализующую упомянутый способ. На каждом баллоне 2 закрепляют ликтрос 3. Затем к нему присоединяют ликпаз 4, образуя между ними подвижное соединение. Перед размещением каждого ликпаза 4 на соответствующем ему ликтросе 3 ликпазы 4 соединяют несущим элементом, например банкой 5 (Фиг.1, 2). Ликтрос 3 представляет собой эластичный пояс 6, полку 7 и шнур 8, обхваченный шлангом, выполненным на свободном краю полки 7. Пояс 6 приклеивают к наружной стенке баллона 2 (Фиг.1). После закрепления ликтросов 3, по меньшей мере, на каждом из двух параллельных надувных баллонах 2 лодки 1 баллонам 2 придают полумягкое состояние (Фиг.1 верхний фрагмент чертежа). Между шнурами 8 ликтросов 3, закрепленных на упомянутых баллонах 2, устанавливают расстояние L1. Перед размещением каждого ликпаза 4 на соответствующем ему ликтросе 3 ликпазы 4 соединяют несущим элементом, например банкой 5. Ликпаз 4 - элемент соответствующего общеизвестного узла крепления на надувных лодках представляет собой блок 9, у которого с одного края выполнены прорезь 10 для завода его на полку 6 ликтроса 3 и рабочее отверстие 11, обхватывающее шнур 8 ликтроса 3. При этом расстояние L2 между рабочими отверстиями 11 ликпазов 4 больше расстояния L1 между шнурами 8 ликтросов 3. После размещения на каждом ликтросе 3, по крайней мере, по одному ликпазу 4 с образованием подвижного узла крепления между ними в соответствующем месте лодки баллоны 2 накачивают до рабочего давления, и они приобретают круглую форму (Фиг 1. фрагмент, расположенный внизу чертежа). При этом расстояние между шнурами 8 ликтросов 3 устанавливается равным L3, которое больше расстояния L2 между рабочими отверстиями 11 ликпазов 4. В результате соединенные несущим элементом ликпазы 4 приобретают возможность принудительного синхронного перемещения по ликтросам 3 (на чертеже не показано). После указанного их перемещения до соответствующего места в лодке ликпазы 4 вертикально нагружают F (Фиг.2, 3), и они жестко фиксируются на ликтросах 3, прогибая их и образуя с ними эффект «закусывания» (Фиг.2, 3). При этом выполняется зависимость, при которой L3 больше L2, a L2 больше L1. В случае снятия вертикальной нагрузки F ликпазы 4 приобретают возможность повторного принудительного синхронного перемещения по ликтросам 3.

Система подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке содержит пару параллельно расположенных накачанных баллонов 2. На каждом из них закреплен ликтрос 3, а их ликпазы 4 соединены несущим элементом, например банкой 5 (Фиг.2, 3). При этом баллоны 2 накачаны до рабочего давления, при котором они имеют круглую форму, а ликпазы 4 размещены на ликтросах 3 и имеют возможность принудительного синхронного перемещения по ним. Но при вертикальной нагрузке F приобретают жесткую фиксацию своего положения на ликтросах, прогибая их, образуя с ними эффект «закусывания» (Фиг.2, 3). При этом в случае снятия вертикальной нагрузки F происходит их восстановление и возникает возможность повторного принудительного синхронного перемещения по ликтросам вдоль бортов лодки.

1. Способ подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, включающий закрепление ликтросов, по меньшей мере, на каждом из двух параллельных надувных баллонов лодки, после этого на каждом ликтросе размещают, по крайней мере, по одному ликпазу с образованием подвижного узла крепления между ними в соответствующем месте лодки, а затем баллоны накачивают, причем перед размещением каждого ликпаза на соответствующем ему ликтросе ликпазы соединяют несущим элементом (например, банкой) или выполняют с ним за одно целое, отличающийся тем, что после закрепления ликтросов на надувных баллонах баллонам придают полумягкое состояние, при котором между шнурами ликтросов устанавливают расстояние L1, перед размещением каждого ликпаза на соответствующем ему ликтросе ликпазы соединяют несущим элементом (например, банкой) или выполняют с ним за одно целое, при этом расстояние L2 между рабочими отверстиями ликпазов больше расстояния L1 между шнурами ликтросов, а после размещения на каждом ликтросе, по крайней мере, по одному ликпазу с образованием подвижного узла крепления между ними в соответствующем месте лодки баллоны накачивают до рабочего давления, и они приобретают круглую форму, при этом расстояние между шнурами их ликтросов устанавливается равным L3, которое больше расстояния L2 между рабочими отверстиями ликпазов, соединенные несущим элементом ликпазы приобретают возможность принудительного синхронного перемещения по ликтросам, а после указанного их перемещения до соответствующего места в лодке ликпазы вертикально нагружают и они жестко фиксируются на ликтросах, прогибая их и образуя с ними эффект «закусывания», при этом выполняется зависимость, при которой L3 больше L2, а оно больше L1, после же снятия вертикальной нагрузки ликпазы приобретают возможность повторного принудительного синхронного перемещения по ликтросам.

2. Система подвижного крепления навесного и/или дополнительного оборудования на надувной лодке, содержащая пару параллельно расположенных накачанных баллонов и узлы крепления типа «ликтрос - ликпаз», причем ликтрос каждого из них закреплен на соответствующем баллоне, а их ликпазы соединены несущим элементом, например банкой, отличающаяся тем, что баллоны накачаны до рабочего давления, при котором они имеют круглую форму, а ликпазы расположены на ликтросах и имеют возможность принудительного синхронного перемещения по ним, а при вертикальной нагрузке - жесткую фиксацию своего положения на них, прогибая ликтросы, образуя с ними эффект «закусывания», в случае снятия вертикальной нагрузки - восстанавливаться и получать возможность повторного принудительного синхронного перемещения по ликтросам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ремонтных технологий, в частности к способам фиксации подшипников качения в корпусе автоматической коробки перемены передач. .

Изобретение относится к сварочным губкам упаковочной машины, предназначенным для термосваривания упаковочных материалов. .

Изобретение относится к ленточным прессам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам герметичного соединения дисковой детали с корпусом быстровращающегося ротора. .

Изобретение относится к области горного дела, в частности к стыковым соединениям функциональных частей гидравлических или пневматических силовых устройств, например гидравлических стоек и цилиндров для подземных горных разработок.

Изобретение относится к способу изготовления мебельного корпуса со связанными друг с другом вдоль общих угловых кромок поверхностями соединений в ус сторонами корпуса из древесины или древесных материалов.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при восстановлении и ремонте деталей цилиндрической формы. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологической оснастке, предназначенной для соединения конструктивных элементов склеиванием. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к надувным моторным лодкам для прогулок и отдыха на воде. .

Изобретение относится к области надувных устройств. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам преимущественно большой грузоподъемности. .

Изобретение относится к области тренажных средств для подготовки космонавтов к действиям после посадки космического аппарата на водную поверхность, к средствам для имитации волнения моря при проведении исследований и испытаний в моделируемых условиях.

Изобретение относится к саням как к средству передвижения по снежной поверхности. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции надувных лодок и способам их изготовления из эластичных прорезиненных тканей. .

Изобретение относится к надувным моторным лодкам, преимущественно имеющим подвесные моторы большой мощности, и предназначено для спасения упавших в воду людей, а также для выполнения различных технических работ, хозяйственных функций и других видов работ на воде.

Изобретение относится к плавсредствам с надувными элементами и может быть использовано для надувных спортивно-туристических судов и перевозки автомобиля. .

Изобретение относится к судостроению, именно к конструкциям надувных моторных лодок для прогулок и отдыха на воде. .

Изобретение относится к малому судостроению и касается создания надувных многокорпусных судов, преимущественно спортивных и прогулочных парусных катамаранов. .

Изобретение относится к технике крепления видеокамеры, устанавливаемой в салоне автомобиля для получения изображения наблюдаемого пространства вокруг автомобиля.
Наверх