Однорядный подшипник качения для турбобура

Изобретение относится к подшипникам гидравлических забойных двигателей. Однорядный подшипник качения для турбобура содержит подвижное и неподвижное кольца и расположенные между ними тела качения, выполненные из разнородных материалов. На неподвижном кольце кольцевые дорожки выполнены для каждого тела качения в выемках. В центре каждой выемки выполнено отверстие для смазки. На дорожку качения подвижного кольца и на кольцевые дорожки неподвижного кольца нанесено алмазоподобное покрытие. Тела качения изготовлены из керамики на основе нитрида кремния. Обеспечивает увеличение срока службы. 5 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, в частности к подшипникам гидравлических забойных двигателей (турбобуров).

Уровень техники

Гидравлические забойные двигатели вращаются под воздействием гидравлического напора бурового раствора, который, проходя через двигатель, смазывает подшипники, затем поступает в буровое долото и выбрасывается через верх бурильной колонны, вынося на поверхность обломки выбуренной породы. После этого буровой раствор фильтруют и направляют опять в скважину, образуя замкнутый цикл. Мелкие частицы разбуренной породы, которые остаются в буровом растворе, обладают твердостью большей, чем закаленная подшипниковая сталь. Блок подшипников бурового двигателя содержит от 8 до 15 рядов подшипников, каждый из которых работает в тяжелых условиях. Все это приводит к частым отказам подшипников, при этом среднее время между отказами в некоторых случаях не превышает 15-20 часов, хотя срок службы таких подшипников при работе в нормальных условиях составляет 100-200 часов (Evolution №1, 2006, стр.21-24). Срок службы современных долот доходит до 500 часов и более, таким образом, колонну труб вынимают из скважины для замены турбобура из-за поломки подшипников.

Цель изобретения - разработка конструкции подшипника, срок службы которого соизмерим со сроком службы долота и забойного двигателя.

Раскрытие изобретения

В основу изобретения положена идея уменьшения контактных напряжений в зоне контакта тел качения с дорожкой качения, полная ликвидация центробежных сил, действующих на тела качения и, при отсутствии сепаратора, отсутствие контакта тел качения друг с другом. Поставленная задача решается посредством упорно-радиального шарикового подшипника.

Краткое описание чертежей

В последующем настоящее изобретение поясняется описанием примера его выполнения со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых изображен продольный разрез однорядного подшипника качения для турбобура (фиг.1) в сборе; нижнее вращающееся кольцо 1 (фиг.2), вид сверху; сечение нижнего кольца 1 по линии ББ (фиг.3); верхнее неподвижное кольцо 2 (фиг.4), вид снизу; сечение неподвижного верхнего кольца по линии АА (фиг.5).

Осуществление изобретения

Предлагается подшипник качения, в качестве которого представлен шариковый подшипник. Предлагаемый подшипник качения (фиг.1) содержит кольца: подвижное 1 и неподвижное 2. Между кольцами 1 и 2 размещены тела 3 качения, контактирующие с одним из колец, в данном случае с вращающимся кольцом 1 (фиг.2) на дуге окружности от точки А до точки В, средняя линия ОО которой расположена в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости подшипника, проходящей через ось вращения О'О' подшипника. Точки А и В расположены на кольце 1 в диаметральной плоскости под углом α от 6° до 36° в желобе S1 (фиг.3), имеющим вершину К в центре вращения тела 3 качения. Тело 3 качения в количестве n штук (фиг.4) контактирует с неподвижным 2 кольцом по кольцевой дорожке CD, выполненной в выемке в кольце 2, при этом для каждого шарика имеется своя выемка D2 и в центре выемки имеется отверстие для смазки 4 (фиг.5).

Расстояние между центрами выемок всегда больше диаметра dш тела качения, ширина кольцевой дорожки CD равна разнице углов β21, при этом угол β1 расположен на поверхности тела 3 качения и составляет от 6° до 20°, а угол β2 расположен на поверхности тела 3 качения в пределах от 20° до 45° с вершиной К в центре вращения тела 3 качения.

С целью устранения абразивного износа дорожек качения и уменьшения трения на дорожку качения на подвижном кольце 1 и на кольцевые дорожки на неподвижном кольце 2 наносят алмазоподобное покрытие и тела качения - шарики - изготавливают из керамики на основе нитрида кремния.

Однорядный подшипник качения для турбобура, отличающийся тем, что содержит подвижное и неподвижное кольца и расположенные между ними тела качения, выполненные из разнородных материалов, на неподвижном кольце кольцевые дорожки выполнены для каждого тела качения в выемках, в центре каждой выемки выполнено отверстие для смазки, на дорожку качения подвижного кольца и на кольцевые дорожки неподвижного кольца нанесено алмазоподобное покрытие, тела качения изготовлены из керамики на основе нитрида кремния.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой.

Изобретение относится к двухрядным радиально-упорным подшипникам качения, применяемых, в частности, в железнодорожных буксах. .

Изобретение относится к двухрядным радиально-упорным подшипникам качения, применяемых, в частности, в железнодорожных буксах. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения. .

Изобретение относится к опорам подшипников для вращающихся валов двигателей, в частности к газотурбинным. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на высокоскоростных магистралях пассажирского и грузового железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на высокоскоростных магистралях пассажирского и грузового железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на высокоскоростных магистралях пассажирского и грузового железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на высокоскоростных магистралях пассажирского и грузового железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к конструкциям забойных двигателей, обеспечивающих привод породоразрушающего инструмента при бурении.

Изобретение относится к винтовым героторным гидравлическим машинам, размещаемым в скважинах. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для сервисного обслуживания гидравлических забойных двигателей, и предназначено для обкатки и проведения испытаний гидравлических забойных двигателей как новых, так и после проведения ремонта.

Изобретение относится к буровой технике, в частности к забойным двигателям для бурения нефтяных и газовых скважин. .

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважине. .

Изобретение относится к двигателям, приводимым в действие текучей средой. .

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин. .

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин. .

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин гидравлическими забойными двигателями, а именно к турбовинтовым двигателям. .

Изобретение относится к устройствам приводов вращения, размещаемых в скважине, и может быть использовано в гидравлических героторных винтовых двигателях и турбобурах
Наверх