Гидромотор планетарного типа

Изобретение относится к роторным гидромашинам объемного вытеснения и может быть использовано в общем машиностроении. Гидромотор содержит направляющую 1, в гнездах которой установлены вставные зубья 2 с внутренними стержнями, выполненными из двух частей 8, установленных внутри втулки 7 зуба с образованием полости 9 между собой. Гидромотор также содержит шестерню 3, золотниковое устройство 4, крышки 5 и 6 и ограничители упругих деформаций 10 втулок 7. Ограничители выполненны в виде цилиндрических роликов диаметром, меньшим внутреннего диаметра втулок на величину расчетных упругих деформаций, и установлены в полостях между частями 8 внутренних стержней зубьев. При таком исполнении гидромотора в случае возникновения перегрузки по крутящему моменту втулки 7 опираются на ограничители упругих деформаций 10 и зуб работает как единое целое. Изобретение решает задачу защиты от перегрузок гидромотора по крутящему моменту. 1 ил.

 

Изобретение относится к роторным гидромашинам объемного вытеснения и может быть использовано в общем машиностроении.

Известны гидромоторы планетарного типа, содержащие направляющую, в гнезда которой установлены вставные зубья (ролики), шестерню, золотниковое устройство и крышки (см., например, авт. свид. СССР №176186, 181997, 205567, 620653, 918521).

Указанные конструкции гидромоторов имеют общие недостатки, обусловленные одинаковым конструктивным исполнением вставных зубьев в виде цельнометаллических роликов, что обусловливает большие усилия контактного взаимодействия рабочих деталей гидромотора, большой момент страгивания при начале работы, большие потери на преодоление трения, интенсивный износ трущихся деталей, снижение КПД гидромотора и ресурса его работы.

Известен также гидромотор, конструкция которого характеризуется выполнением вставных зубьев полыми в виде втулок, в которые установлены стержни (см., например, патент США №3692439 А, 19.09.1972, F01C 1/02).

Такое исполнение вставных зубьев гидромотора снижает усилия контактного взаимодействия, увеличивает износ контактирующих деталей и момент страгивания подвижных частей гидромотора.

Вместе с тем, эта конструкция вставного зуба остается теплонапряженной и не исключает образование торцевых зазоров между зубьями и контактирующими поверхностями гидромотора при его эксплуатации.

Известен также гидромотор планетарного типа, включающий в себя направляющую, в гнезда которой установлены вставные зубья в виде втулок с внутренними стержнями, выполненными из двух частей, установленных внутри втулки зуба с образованием полости между собой, шестерню, золотниковое устройство и крышки (см. патент РФ №2294437 с приоритетом от 11.07.2005, F01C 1/10 - прототип изобретения).

Такая конструкция гидромотора характеризуется меньшей теплонапряженностью и зависимостью от износа втулок зубьев.

Вместе с тем, эта конструкция гидромотора не имеет защиты от перегрузок, когда крутящий момент из-за нештатных условий работы скачкообразно возрастает в несколько раз. При этом деформации втулок зубьев выходят из области упругих деформаций и втулки трескаются по образующей.

Заявляемое изобретение направлено на устранение отмеченного недостатка конструкции гидромотора по прототипу.

Для этого известный из прототипа гидромотор планетарного типа, содержащий направляющую, в гнездах которой установлены вставные зубья, выполненные в виде втулок с внутренними стержнями, выполненными из двух частей, размещенных внутри втулки зуба с образованием полости между собой, а также шестерню, золотниковое устройство и крышки, снабжен ограничителями упругих деформаций втулок зуба по числу вставных зубьев, выполненными в виде цилиндрических роликов диаметром, меньшим внутреннего диаметра втулок на величину расчетных упругих деформаций, и установленными в полостях между частями внутренних стержней зубьев.

При таком исполнении гидромотора деформации втулки вставного зуба не выходят из области упругих деформаций, т.к. при нерасчетном повышении крутящего момента втулка опирается на ограничитель деформаций и вставной зуб начинает работать как единое целое.

Таким образом, конструкция гидромотора по изобретению реализует только полезные свойства известных конструкций гидромоторов и не имеет их недостатков.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлен фрагмент сечения гидромотора по вставному зубу.

Гидромотор состоит из направляющей 1, вставных зубьев 2, шестерни 3, золотникового устройства 4 и крышек 5 и 6. Каждый вставной зуб 2 выполнен в виде упругодеформируемой в радиальном направлении втулки 7 с толщиной стенки, обеспечивающей напряжения во втулке при заданном натяге меньше предела текучести и предела усталости для материала, из которого она изготовлена, и внутреннего стержня.

Стержень выполнен из двух частей 8, установленных во втулке с образованием полости 9 между ними, в которой размещен ограничитель упругих деформаций 10, выполненный в виде цилиндрического ролика диаметром, меньшим внутреннего диаметра втулки 7 на величину h расчетных упругих деформаций.

Работа гидромотора аналогична работе планетарных гидромашин.

При подаче рабочей жидкости при номинальном давлении в гидравлическую полость гидромотора шестерня 3 совершает планетарное движение, обкатывая направляющую 1. При этом упруго деформируемые втулки 7 вставных зубьев 2 в местах контакта с зубьями шестерни 3 за счет своей податливости выставляются по оси зубьев шестерни.

В передаче крутящего момента на шестерню 3 за счет деформации втулок 7 и частей 8 стержней вставных зубьев 2 участвует большое количество зубьев шестерни, тем самым обеспечивается плавность обкатки шестерней 3 направляющей 1 с меньшими контактными усилиями между зубьями шестерни и вставными зубьями.

При скачкообразном повышении крутящего момента из-за возникновения нештатной работы гидромотора втулки 7 опираются на ограничитель упругих деформаций 10 и вставной зуб работает как единое целое.

Гидромотор приобретает новое свойство - нечувствительность к перегрузкам по крутящему моменту при сохранении всех достоинств прототипа. Это свойство заявленной конструкции гидромотора обеспечивает повышение ресурса его работы.

Гидромотор планетарного типа, включающий в себя направляющую, в гнездах которой установлены вставные зубья в виде втулок с внутренними стержнями, выполненными из двух частей, установленных внутри втулки зуба с образованием полости между собой, а также шестерню, золотниковое устройство и крышки, отличающийся тем, что он снабжен ограничителями упругих деформаций втулок зуба по числу вставных зубьев, выполненными в виде цилиндрических роликов диаметром, меньшим внутреннего диаметра втулок на величину расчетных упругих деформаций, и установленными в полостях между частями внутренних стержней зубьев.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к пневматическим вращательным приводам. .

Изобретение относится к винтовым героторным гидравлическим машинам, размещаемым в скважинах. .

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве части двигателя внутреннего сгорания, насоса, компрессора. .

Изобретение относится к устройству паровых винтовых машин, применяющихся для привода, например электрогенераторов. .

Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважине. .

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к компрессоростроению. .

Изобретение относится к области буровой техники и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и винтовых гидромоторах

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к отрасли транспортного машиностроения

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам объемного действия

Изобретение относится к поршневым моторам, может быть использовано как двигатель внутреннего сгорания, насос для перекачивания жидкостей и газов

Изобретение относится к двигателестроению
Наверх