Способ ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса судна

Способ относится к технологии судоремонта и касается оценки состояния корпусных конструкций эксплуатирующихся судов. Способ ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса судна осуществляют с использованием инструментов, шаблонов и макетов. Предварительно оценивают величины остаточных деформаций. Затем анализируют их погрешности для данного вида дефекта по значительному объему статистического материала, принимая во внимание предельную погрешность определения вышеуказанной статистической оценки погрешности в отношении стрелки прогиба гофрировки, бухтин, равную 6 мм, а в отношении стрелки прогиба вмятин, равную 20 мм. При этом для уточнения величины оценивания и ее погрешности используют шаблоны и макеты, а инструментальные обмеры поврежденных конструкций выполняют при значениях, которые с учетом погрешностей приближаются к допускаемым значениям или превышают их. Изобретение позволяет упростить процесс ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса эксплуатируемого судна. 3 ил.

 

Способ относится к эксплуатации водного транспорта, а точнее к оценке состояния корпусных конструкций судов. Известен инструментальный способ обмера в ходе контроля местных остаточных деформаций корпусов судов [1]. Он предусматривает инструментальное измерение всех наличествующих у корпуса судна местных остаточных деформаций. Данный способ чрезвычайно трудоемок.

Задачей, на которую направлено изобретение, является снижение трудоемкости в ходе измерений при контроле и освидетельствования корпусных конструкций судов.

Техническим результатом является сокращение затрат на процедуру контроля и освидетельствования корпусных конструкций судов.

Упомянутая задача достигается тем, что процесс измерений разбивается на два этапа: первый - экспертное оценивание, и второй - инструментальные измерения. Второй этап производится, если первый этап дал значения, превышающие допустимые или приближающиеся к допустимым для данного вида местных остаточных деформаций с учетом погрешности экспертного оценивания. При этом производится анализ погрешности первого этапа для данного вида дефекта, например гофрировки, бухтин, по значительному объему статистического материала, и, возможно, непосредственно уточняется перед проведением основного объема оценивания, по малой выборочной группе. В частности, перед проведением оценивания вначале производится корректировка экспертной оценки по единичным инструментальным замерам. Для уточнения оценивания предусматривается использование шаблонов, макетов, мер. При оценке погрешности измерений учитывается погрешность выбора места измерения деформации.

На фиг.1, а) и б) даны соответственно экспериментальные зависимости погрешности экспертной оценки стрелки прогиба бухтин по сравнению с инструментальной у двух непрофессиональных экспертов (не являющихся инспекторами Регистра); на фиг.2 - дана обобщающая картина погрешности экспертного метода по сравнению с инструментальным у двух указанных операторов для бухтин и вмятин (последнее при коррекции одним предварительным инструментальным замером); на фиг.3, а) и б) - результаты сопоставления значений экспертной и инструментальной оценок у двух операторов соответственно без предварительного корректирующего инструментального замера и при его наличии.

Судовые корпусные конструкции в ходе эксплуатации и транспортирования накапливают остаточные деформации в виде, например, гофрировки, бухтин, вмятин, величина которых нормируется и требует оценки. Зачастую нормативные значения поврежденными конструкциями не достигаются, и предусмотренная точность для констатации удовлетворения данных конструкций нормативам не требуется, и до приближения величинами повреждений к нормативным значениям целесообразно использование более грубых методов оценки.

С целью уточнения возможной погрешности экспертной оценки автором были опрошены инспекторы Речного Регистра Самуськой РЭБ флота, Моряковской РЭБ флота. Новосибирского СРЗ. Они независимо друг от друга дали следующие оценки погрешности визуального определения величины деформаций.

Гофрировка и бухтины - до 5 мм, предельно вообразимое значение погрешности для данного случая (дана одним из опрошенных) - 10 мм;

Вмятины - до 20 мм.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно производится анализ погрешности экспертного оценивания для данного вида дефекта по значительному объему статистического материала (см. фиг.1, 2).

Процесс контроля разбивается на два этапа. Первый этап предусматривает экспертное оценивание, второй этап - инструментальные измерения. Второй этап производится, если первый этап дал значения, превышающие допустимые или приближающиеся к допустимым для данного вида повреждений, например местных остаточных деформаций с учетом погрешности экспертного метода. Перед проведением оценивания, и возможно, в ходе работ, оператором (экспертом) производится ее корректировка по единичным инструментальным замерам, целесообразность которой демонстрирует фиг.3. Возможно уточнение погрешности экспертного оценивания перед проведением ее основного объема по выборочной группе данных. Указанная корректировка погрешности может быть произведена по сравнению с предварительной, преимущественно, только в большую сторону. Предусматривается для уточнения экспертного оценивания использование шаблонов, макетов, мер, погрешность оценки с их использованием также должна быть оценена предварительно и возможно уточнена перед проведением основного объема оценки.

Предельную погрешность в ходе экспертного оценивания (с метрологической точки зрения - доверительная граница случайной составляющей погрешности измерений ε(Р)) бухтин и гофрировки принимаем в пределах ±6 мм, а погрешность измерения вмятин соответственно без коррекции инструментальным замером одной вмятины и после него: ±20 и ±11 мм. Погрешность выбора места замера (максимума деформации) составляет около 3% от результата, ее можно принять в первом приближении равной величине допустимой Российским Речным Регистром точности измерения в 2 мм (определено на основе сопоставления данных инструментальных измерений операторов при фиксированной точке замера и свободном выборе места замера).

Литература

1. Российский Речной Регистр. Правила (в 4-х томах). T.1. - М.: По Волге, 2002. - с.48, 111.

Способ ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса судна с использованием инструментов, шаблонов и макетов, отличающийся тем, что предварительно оценивают величины остаточных деформаций, анализируют их погрешности для данного вида дефекта по значительному объему статистического материала, принимая во внимание предельную погрешность определения вышеуказанной статистической оценки погрешности в отношении стрелки прогиба гофрировки, бухтин, равную 6 мм, а в отношении стрелки прогиба вмятин, равную 20 мм, при этом для уточнения величины оценивания и ее погрешности используют шаблоны и макеты, а инструментальные обмеры поврежденных конструкций выполняют при значениях, которые с учетом погрешностей приближаются к допускаемым значениям или превышают их.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта. .

Изобретение относится к производству и ремонту конструкций, преимущественно судовых. .

Изобретение относится к судостроению, преимущественно касается судов-тримаранов для внутренних закрытых водоемов. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для модернизации устаревших и экологически опасных наливных судов, а также для переоборудования химовозов в наливные суда.

Изобретение относится к оборудованию для изготовления корпусных конструкций судов, а именно к устройствам для сборки, электроприхватки и сварки полотнищ с балками продольного и поперечного набора.
Изобретение относится к строительству, монтажу или реконструкции зданий, строений, конструкций, сооружений, стационарных и/или плавучих объектов любого назначения.

Изобретение относится к морскому транспорту, а именно к подводному транспортному комплексу, создающему возможность перевозки грузов в экстремальных условиях Северного Ледовитого океана.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к экспериментальной гидромеханике корабля, и касается оборудования для проведения их гидродинамических и ледовых исследований.

Изобретение относится к области судостроения. .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам экспериментальной гидромеханики, и может быть использовано для гидродинамических испытаний модели надводного судна

Изобретение относится к судостроению и касается технологии испытания морских инженерных сооружений в опытовом бассейне

Изобретение относится к области экспериментальных исследований в ледовых опытовых бассейнах и может быть использовано для проектирования винто-рулевых комплексов судов и средств их защиты ото льда путем создания в нем условий проведения модельного эксперимента, подобных натурным

Изобретение относится к области проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике, в частности к испытаниям в опытовых бассейнах моделей плавучих морских инженерных сооружений с протяженными якорными системами удержания

Изобретение относится к технологии судостроения и может быть использовано при изготовлении судовых несущих крупногабаритных конструкций из стеклопластика, а также в химической промышленности, авиастроении и других отраслях народного хозяйства для изготовления различных крупногабаритных конструкций

Изобретение относится к судам, к определению их характеристик, в частности к оценке технического состояния корпусов судов, а более конкретно к контролю дефектов износового вида

Изобретение относится к привязным ветровым движителям и, в частности, к устройствам управления для судовой аэродинамической ветровой движительной системы
Наверх