Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике судовых дизелей. Изобретение позволяет упростить конструкцию и расширить диагностические возможности устройства. Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна включает в себя датчик давления наддува, давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива, расчетный блок и датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха. Информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области водного транспорта, в частности к диагностике судовых дизелей.

Известна электронная система контроля работы турбокомпрессора, позволяющая своевременно определять предстоящий переход компрессора в режим помпажа (заявка Германии №10237416, МПК7 F02B 37/12. DaimlerChrysler AG, Fischle Michael, Springer Ulrich, Streu Daniel. №10237416.3; Заявл. 16.08.2002; Опубл. 26.02.2004).

В качестве аналога также может быть назван способ определения помпажа компрессора в системе турбонаддува, предусматривающий анализ волновых явлений, отражающего наступление режима помпажа, обработку первичного сигнала с использованием фильтра для выделения волновых явлений, специфических для помпажа, сопоставление амплитуды обработанного сигнала с заданным граничным уровнем для суждения о наличии помпажа [1].

Основным недостатком этого способа является высокая стоимость приборов, используемых для анализа волновых явлений в компрессоре, что позволяет определить помпаж, когда он уже наступил. Кроме того, данный способ не позволяет определить запас по помпажу.

Предлагаемое устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна включает в себя помимо штатных измерительных приборов (датчик давления наддува, датчик давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива) датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха.

Информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора (фиг.1). Запас по помпажу выражается в процентах и находится по формуле

где πkпр - приведенная степень повышения давления;

πkпомп - степень повышения давления на линии помпажа при неизменной частоте вращения турбокомпрессора;

Gпр - приведенный расход воздуха через компрессор;

Gпомп - расход воздуха через компрессор на линии помпажа при неизменной частоте вращения турбокомпрессора.

Приведенная степень повышения давления:

где Pkc - давление наддувочного воздуха после компрессора;

Рd - давление воздуха на входе в компрессор;

Td - температура воздуха на входе в компрессор;

Td н - температура воздуха на входе в компрессор при нормальных условиях (Td н=293 К);

Приведенный расход воздуха через компрессор:

где Gair - расход воздуха через компрессор;

Рd н - давление воздуха на входе в компрессор при нормальных условиях (Рd н=101325 Па).

Расход воздуха через компрессор:

где α1 - коэффициент избытка воздуха;

L0 - теоретическая масса воздуха, необходимая для сгорания 1 кг топлива (L0=14,3 кг/кг);

В - часовой расход топлива.

Коэффициент избытка воздуха:

где r02 - концентрация кислорода в отработавших газах дизеля;

rN2 - концентрация азота в отработавших газах дизеля (rN2=0,79).

Определив приведенные расход воздуха и степень повышения давления в компрессоре, расчетный блок определяет точку, в которой в данный момент работает компрессор, достраивает эквидистантную кривую оборотов компрессора до линии помпажа и определяет запас по помпажу на данном режиме работы компрессора (фиг.2).

При значении запаса по помпажу меньше критического расчетный блок подает сигнал к исполнительным механизмам, предпринимающим действия к предотвращению помпажа. К таким действиям могут относиться уменьшение подачи топлива, изменение положения лопаток регулируемого соплового аппарата турбины и т.д.

В предлагаемом устройстве в отличие от предложенных ранее, в которых коэффициент избытка воздуха определяется по датчику расхода воздуха (перепад давления на мерной шайбе и т.п.), для диагностики дизеля с турбонаддувом используется λ - зонд, измеряющий концентрацию кислорода в отработавших газах дизеля.

Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, включающее в себя датчик давления наддува, давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива, расчетный блок и датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха, причем информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам диагностики технического состояния ДВС, в частности его цилиндропоршневой группы, и может быть использовано для предварительной экспресс-диагностики и предупредительного ремонта двигателя.

Изобретение относится к области измерительной техники, предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при стендовых испытаниях.

Изобретение относится к устройствам вибрационного контроля и защиты роторных агрегатов, таких, например, как турбины. .

Изобретение относится к устройствам вибрационного контроля и защиты роторных агрегатов, таких, например, как турбины. .

Изобретение относится к энергомашиностроению и может найти широкое применение при прочностной и аэродинамической доводке осевых турбин и компрессоров, а также при создании систем диагностики турбомашин в авиации и энергомашиностроении.

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для сервисного обслуживания гидравлических забойных двигателей, и предназначено для закрепления и раскрепления резьбовых соединений, извлечения ротора из статора двигательной секции, вала из корпуса шпинделя, монтажа ротора в статор и вала в корпус шпинделя.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области испытаний дизельной топливной ДВС. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для отключения двигателя, предохраняющим его при возникновении аварийной ситуации, а также к компрессионным тормозам двигателей грузовых автомобилей.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам управления двигателем внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области бронетанковой механики, в частности к силовым установкам танков. .

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в устройствах аварийной защиты двигателя транспортного средства. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к устройствам для защиты двигателя от перегрева. .

Изобретение относится к устройствам защиты соединения подводящих кабелей и соединительных клемм для подсоединения электрического аппарата. .
Изобретение относится к двигателестроению. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности дизелям с газотурбинным наддувом. .
Наверх