Шестеренный насос

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может применяться в конструкциях шестеренных насосов. Шестеренный насос содержит крышку и корпус с параллельными расточками, в которых установлены ведущая и ведомая шестерни, подшипники, выполненные цилиндрическими двух диаметров, и компенсаторы торцевого уплотнения венцов шестерен с манжетами. Поверхность торца цилиндра меньшего диаметра подшипника выполнена сферической и контактирующей с ответной сферической поверхностью, выполненной в дне корпуса и/или в крышке, или цилиндр меньшего диаметра расположен с зазором в упорной втулке, установленной в расточке корпуса, а поверхность перехода подшипника от меньшего диаметра к большему диаметру выполнена сферической и контактирующей с ответной сферической поверхностью, выполненной на торце упорной втулки. Изобретение направлено на создание самоустанавливающихся подшипников при любых нагрузках и возникающих прогибах цапф шестерен. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в конструкциях шестеренных насосов и гидромоторов для повышения надежности и долговечности подшипников скольжения и ресурса насоса или мотора в целом.

Известна конструкция шестеренного насоса по авторскому свидетельству SU 1193294 А, F04C 2/04, 23.11.1985, содержащая корпус с дном, параллельными расточками, в которых установлены ведущая и ведомая шестерни, подшипники и компенсаторы торцевого уплотнения венцов шестерен с манжетами и крышкой с уплотнением по корпусу и ведущей шестерни, причем подшипники выполнены цилиндрическими двух диаметров.

Недостатком конструкции является неподвижность подшипников при изгибе шестерен в цапфах под действием давления нагнетаемой жидкости на венцы шестерен. Меньший цилиндрический диаметр подшипников в данной конструкции служит для центрирования крышки передней по ведущей шестерне и для выхода утечек жидкости из зоны трения цапф шестерен в расточки дна и крышки, в которые он (меньший цилиндрический диаметр) помещен с зазором. Далее, эти расточки соединены с зоной всасывания насоса.

Неподвижность подшипников под нагрузкой изгибающей цапфы шестерни в подшипниках приводит к уменьшению площади трения цапфы в подшипнике вплоть до двухточечной, на входе цапфы в подшипник и на выходе. Масляный клин из-за возросших сил трения выдавливается и зона трения превращается в зону сухого трения с перегревом цапф и их заклиниванию в подшипниках, что приводит к выходу насоса из строя.

Задача предлагаемого изобретения состоит в создании самоустанавливающихся подшипников при любых нагрузках (давлениях) и возникающих прогибах цапф шестерен, исключающих уменьшение площади трения цапф в подшипниках.

Поставленная задача достигается тем, что в шестеренном насосе, содержащем крышку и корпус с параллельными расточками, в которых установлены ведущая и ведомая шестерни, подшипники, выполненные цилиндрическими двух диаметров, и компенсаторы торцевого уплотнения венцов шестерен с манжетами, поверхность торца цилиндра меньшего диаметра подшипника выполнена сферической и контактирующей с ответной сферической поверхностью, выполненной в дне корпуса и/или в крышке, или цилиндр меньшего диаметра расположен с зазором в упорной втулке, установленной в расточке корпуса, а поверхность перехода подшипника от меньшего диаметра к большему диаметру выполнена сферической и контактирующей с ответной сферической поверхностью, выполненной на торце упорной втулки.

Насос в разрезе с вариантами выполнения сферы на торцевой поверхности в месте перехода меньшего диаметра подшипника в больший и торце промежуточной втулки представлен на фиг.1; с выполнением сферы на торце цилиндрической поверхности меньшего диаметра подшипника и крышках или крышке и дне корпуса представлен соответственно на фиг.2 и 3.

Насос состоит из (фиг.1) корпуса 1, крышки передней 2, шестерен, ведущей 3 и ведомой 4, подшипников 5, промежуточной втулки 6, компенсаторов 7 с манжетами 8. Сфера контакта подшипника и промежуточной втулки выполнена радиусом R1.

На фиг.2 сфера контакта подшипника 5 с крышками 2 и 9 выполнена радиусом R2.

На фиг.3 сфера контакта подшипника 5 с дном корпуса 1 и крышкой передней 2 выполнена радиусом R3.

Насос с различными вариантами упора подшипников в корпусные детали работает следующим образом.

При вращении шестерен 3 и 4 давление нагнетаемой ими жидкости воздействует на венцы шестерен и вызывает прогиб шестерни, закрепленной как балка на двух опорах, т.е. подшипниках. Этот прогиб воздействует на подшипник, заставляя его поворачиваться на такой же угол, как и цапфа шестерни, по сфере контакта подшипника с промежуточной втулкой или с корпусной деталью, выполненной радиусами R1, R2 или R3, в зависимости от варианта выполнения корпусных деталей насоса, сохраняя площадь трения цапфы в подшипнике. Угол поворота подшипника определяется зазором посадки подшипников в параллельные расточки корпуса и длиной цилиндрической поверхности большего диаметра подшипника.

Шестеренный насос, содержащий крышку и корпус с параллельными расточками, в которых установлены ведущая и ведомая шестерни, подшипники, выполненные цилиндрическими двух диаметров, и компенсаторы торцевого уплотнения венцов шестерен с манжетами, отличающийся тем, что поверхность торца цилиндра меньшего диаметра подшипника выполнена сферической и контактирующей с ответной сферической поверхностью, выполненной в дне корпуса и/или в крышке, или цилиндр меньшего диаметра расположен с зазором в упорной втулке, установленной в расточке корпуса, а поверхность перехода подшипника от меньшего диаметра к большему диаметру выполнена сферической и контактирующей с ответной сферической поверхностью, выполненной на торце упорной втулки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области буровой техники и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и винтовых гидромоторах.

Изобретение относится к компактному винтовому компрессору для мобильного применения в транспортном средстве. .

Изобретение относится к объемному насосу роторного типа. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено, в частности, для непрерывного преобразования энергии рабочей жидкости в механическую энергию и наоборот, так как может выполнять функции как насоса, так и двигателя.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено, в частности, для непрерывного преобразования энергии рабочей жидкости в механическую энергию и наоборот, так как может выполнять функции как насоса, так и двигателя.

Изобретение относится к технике добычи нефти, а именно к погружным одновинтовым скважинным насосам, и может быть использовано в нефтедобывающих отраслях промышленности.

Изобретение относится к винтовым героторным гидравлическим машинам, размещаемым в скважинах. .

Изобретение относится к области транспортирования жидкостей и газообразных сред, а именно к роторным машинам объемного вытеснения, и может быть использовано в производстве насосов, компрессоров, гидромоторов, пневмодвигателей и детандеров.

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для ремонта шестеренных насосов. .

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного бурения, размещаемым в скважине. .

Изобретение относится к области шестеренного гидромашиностроения и может быть применено в конструкциях насосов, гидромоторов и делителей потока для разгрузки корпуса от осевой деформации, вызванной давлением нагнетания, подведенным к манжетам, установленным в компенсаторах и прижимающим их к торцам шестерен с опорой на подшипники и далее на дно корпуса и крышку или на обе крышки при исполнении корпуса без дна

Изобретение относится к шестеренным насосам, в частности к шестеренным насосам с гидравлической компенсацией торцевых зазоров

Изобретение относится к винтовым героторным гидравлическим насосам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к одновинтовым насосам, и может быть использовано в конструкциях одновинтовых насосов, предназначенных для перекачивания различных составов в строительной, нефтехимической, пищевой и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве компрессора, гидронасоса, пневмо- и гидродвигателя, двигателя внешнего сгорания

Изобретение относится к винтовому насосу

Изобретение относится к одновинтовому насосу

Изобретение относится к электрическому погружному винтовому насосу (ВН), в частности к электропроводной и направляющей жидкость системе для подвесного электрического погружного ВН

Изобретение относится к объемному насосу роторного типа

Изобретение относится к области гидроприводов строительных, дорожных и других гидрофицированных машин
Наверх