Способ аварийного спасения летчика

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам спасения летчиков самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях. Способ аварийного спасения летчика заключается в том, что для спасения в полете применяют катапультную систему, а при отказе катапультной системы используют встроенную в кресло летчика амортизационную систему. Амортизационная система снижает действующие на летчика при приземлении в летательном аппарате перегрузки до допустимой величины. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей спасения летчиков в аварийных ситуациях.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам спасения летчиков самолетов и вертолетов.

В настоящее время известны следующие способы спасения летчиков самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях:

1. Покидание летчиком летательного аппарата с парашютом через борт с последующим вводом парашюта вручную или вводом его в действие парашютным автоматом.

2. Методом катапультирования кресла вместе с летчиком и последующим автоматическим вводом в действие спасательного парашюта, примененным в катапультных креслах типа К-36 (Руководство по технической эксплуатации №3АБ-9200-00 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 1982 г.).

3. Вытягивание летчика из кабины за подвесную систему стреляющим механизмом с предварительным отстрелом заголовника с уложенным в него парашютом. Этот способ реализован в катапультной системе типа СКС (Руководство по технической эксплуатации №СКС-9200-1300 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 2005 г.).

4. Способ вытягивания летчика из кабины буксировочным тянущим двигателем с последующим вводом парашюта, примененный в катапультной системе типа К-37 (Руководство по технической эксплуатации № 37-9200-0-01 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 1989 г.).

Все способы аварийного спасения летчика методом принудительного выбрасывания из кабины связаны с воздействием на него больших перегрузок и являются достаточно сложным процессом (на вертолетах, например, требуется предварительный отстрел лопастей).

Кроме того, применение на летательных аппаратах катапультных систем вынуждают летчика применять катапультирование во всех случаях аварии, не предоставляя ему других возможностей спасения.

С целью расширения функциональных возможностей спасения предлагается способ, сочетающий в себе возможность катапультирования летчика из летательного аппарата в полете или снижение перегрузок при аварийной посадке с использованием встроенной в сиденье летчика системы амортизации, которая одновременно является дублирующей системой при отказе системы катапультирования.

Способ реализуется следующим образом. В зависимости от режима полета летательного аппарата в аварийной ситуации летчик выбирает один из вариантов спасения: приземление в летательном аппарате с использованием встроенной в кресло системы амортизации - если летательный аппарат сохраняет управляемость и может быть обеспечено его управляемое приземление (в том числе спуск вертолета на оборотах авторотации) или принудительное покидание - катапультирование, если летательный аппарат находится в неуправляемом движении.

Таким образом, критерием выбора летчиком варианта спасения является управляемость летательного аппарата.

Приземление летчика в летательном аппарате может также производиться в случаях дефицита времени для принятия летчиком решения по выбору варианта спасения или в случае отказа системы принудительного покидания.

В настоящее время предлагаемый способ реализуется при разработке катапультно-амортизационной системы, состоящей из кресла летчика, оборудованного системой принудительного покидания и системой амортизации.

Способ аварийного спасения летчика, характеризующийся тем, что для спасения в полете применяют катапультную систему - принудительное покидание летчиком летательного аппарата, отличающийся тем, что при отказе катапультной системы используют встроенную в кресло летчика амортизационную систему, снижающую действующие на летчика при приземлении в летательном аппарате перегрузки до допустимой величины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к средствам открытия аварийного выхода самолета. .
Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам спасения людей при безвыходной аварийной ситуации на самолете. .
Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам спасения людей при безвыходной аварийной ситуации на самолете. .
Изобретение относится к области спасения людей в чрезвычайных ситуациях на самолете. .

Изобретение относится к системам спасения и безаварийной посадки в воздушной или водной среде. .

Изобретение относится к средствам спасения пассажиров с летательного аппарата. .

Изобретение относится к аварийно-спасательному оборудованию. .

Изобретение относится к авиации, а именно к способам покидания человеком самолета в аварийной ситуации. .

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к системе спасения пассажиров и членов экипажа при безвыходной аварийной ситуации, и может быть использовано при создании новых систем спасения при аварии самолета

Изобретение относится к области устройств аварийного спасения пассажиров самолета

Изобретение относится к устройствам для аварийной эвакуации людей
Изобретение относится к герметичному эластичному материалу, который включает текстильную основу из синтетических нитей и нанесенное на нее с лицевой и изнаночной стороны полиуретановое покрытие, сформированное из раствора полиуретанового полимера и полиизоцианата в органическом растворителе, причем в качестве текстильной основы он содержит ткань с поверхностной плотностью 70-80 г/м2, выполненную из высокомодульных нитей СВМ линейной плотности 14,3 или 29,3 текс с круткой 100±10 кр/м, имеющую разрывную нагрузку не менее 1200 Н и удлинение при разрыве не более 8%, покрытие дополнительно содержит наполнитель и антипирен, а массовое соотношение привеса полимерного покрытия на лицевой и изнаночной сторонах составляет соответственно 1:(2-3)

Изобретение относится к средствам катапультирования из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Способ катапультирования летчика или пассажира из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика или пассажира с парашютной укладкой из кабины за привязную подвесную систему стреляющим механизмом с последующим вводом в действие парашюта. При этом с одним стреляющим механизмом соединяют как буксировочный фал, так и фал расчековки парашюта, который делают длиннее буксировочного фала. Изобретение направлено на снижение риска зацепления элементов парашютной системы за выступающие части летательного аппарата. 2 ил.

Изобретение относится к катапультированию из летательного аппарата. Способ катапультирования летчика из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика с парашютной укладкой из кабины с последующим раскрытием парашюта. Вытягивание осуществляют посредством кресла (2). Стреляющим механизмом (3) производят относительно кресла (2) подъем парашюта до момента полного извлечения его строп. Далее начинают раскрытие парашюта, путем введения в купол продуктов горения. Изобретение уменьшает время раскрытия парашюта, повышает надежность, расширяет функциональные возможности и улучшает эксплуатационные характеристики. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к средствам для спасения летчиков летательных аппаратов. Способ спасения катапультировавшегося летчика включает торможение летчика путем наполнения резервуара газом легче воздуха. После катапультирования летчика и раскрытия парашюта летчика ориентируют на местности, намечают безопасную зону приземления, определяют направление ветра и при попутном ветре создают дополнительную парусность посредством подъема и расправления капюшона комбинезона летчика на стропах парашюта, турбиной при встречном ветре периодически создают постоянное воздушное реактивное движение, при безветрии создают периодическое воздушное реактивное движение. При приближении к высоте, опасной для летчика, высоте возможного поражения летчика стрелковым оружием противника, высоте пламени лесного пожара, падении в широкое водное пространство заполняют полости комбинезона летчика газом легче воздуха. Устройство для реализации способа спасения катапультировавшегося летчика содержит резервуар, наполняемый сжатым газом легче воздуха. Летчик дополнительно имеет комбинезон с прикрепленным капюшоном и размещенные на поясном ремне воздушную турбину и аккумулятор, соединенный с переключателем, один выход которого подключен к воздушной турбине, а второй его выход через управляемый клапан соединен с магистралью, соединяющей резервуар с полостями комбинезона. Воздушная турбина выполнена с возможностью перемещения по ремню летчика и имеет на конце кромки, прижимающейся к ремню летчика, щели. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей для спасения летчика. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к области авиации. Способ характеризуется тем, что перед взлетом самолета в отсек, размещенный под передней частью фюзеляжа самолета, с задней поперечно расположенной щелью, укладывают сложенную с наклоненными вперед секциями кевларовую амортизационную платформу. При аварийном крене самолета на угол, превышающий заданное значение, включают наддув амортизационной платформы сжатым воздухом от компрессоров самолета и/или от магистралей сжатого воздуха и выпускают ее из отсека через поперечную щель передней части фюзеляжа самолета. Устройство содержит компрессоры, магистрали подачи сжатого воздуха и датчик крена. Оно дополнительно содержит расположенный передней частью фюзеляжа закрываемый отсек с задней щелью, в котором уложена сложенная с наклоненными вперед складками кевларовая амортизационная платформа, прикрепленная к корпусу самолета и соединенная через датчик крена и выключатель в кабине пилота с компрессорами самолета и/или магистралями сжатого воздуха. В передней части кевларовой амортизационной платформы выполнено утолщение, а в ее задней части - центровой вырез. Датчик крена выполнен в виде горизонтального герметичного короба с двумя разделенными барьером секциями, каждая из которых заполнена электропроводной незамерзающей жидкостью. На передней вертикальной стенке короба расположены друг над другом нижний и верхний контакты, которые через переключатель соединены с компрессорами и/или магистралями сжатого воздуха. Группа изобретений направлена на повышение эффективности спасения экипажа и пассажиров самолета. 3 н.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх