Штормтрап

Изобретение относится к средствам подъема людей на борт судна и их спуску за борт. Штормтрап содержит выполненные из полых трубок ступеньки, размещенные на двух тросах между надетыми на тросы втулками-катушками. На верхних концах тросов закреплены крючки-зацепы. Снизу тросы штормтрапа оканчиваются эксцентриковыми фиксаторами, над которыми на тросы надеты компенсирующие втулки. Втулки имеют продольную прорезь, доходящую до верхней конической части втулок. Штормтрап приобретает жесткость путем натяжения тросов эксцентриковыми фиксаторами. Достигается удобство транспортировки штормтрапа. 2 ил.

 

Изобретение относится к судовому такелажу, а точнее - к средствам подъема людей на борт судна и их спуску за борт.

Существующие штормтрапы представляют собой веревочную лестницу, изготовленную из пенькового или капронового каната с деревянными или стеклопластиковыми ступеньками (балясинами), опускаемую с борта судна для подъема людей на палубу с катеров и шлюпок или спуска их с палубы («Морской энциклопедический словарь», том 2, И., Л.: Судостроение, 1986, с.434). Разнообразные конструкции штормтрапов можно найти в Интернете на сайтах:

http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/

http://slovari.yandex.ru/dict/gl_natura/

Приведенные там штормтрапы разных конструкций являются аналогами изобретения. Большим преимуществом штормтрапов является то, что они могут быть сложены в небольшой рулон. В качестве прототипа выберем штормтрап по заявке №2001107819/28 RU от 2001.03.20.

Недостатком прототипа (как и всех других аналогов) является необходимость закрепления штормтрапа на борту судна за фальшборт или за леерное ограждение и спуска его за борт кем-либо из экипажа судна.

Вместе с тем иногда возникает необходимость подняться на борт судна, захваченного террористами или пиратами, скрытно, незаметно, с тем, чтобы внезапно атаковать захватчиков. Этому обучаются специальные штурмовые подразделения типа «Альфа», «Вымпел», «Беркут» и др. Для подъема на борт судна они используют веревки с зацепами типа «кошки» или легкие раздвижные лестницы. Однако при приближении к судну посторонних плавсредств теряется главный фактор успеха штурма - внезапность.

Задачей настоящего изобретения является создание штормтрапа (правильнее было бы назвать его «штурмтрап»), который мог бы использоваться бойцом-водолазом (боевым пловцом) из под воды. Это должна быть очень легкая и достаточно прочная конструкция, буксируемая водолазом и имеющая плавучесть, близкую к нулевой. Обычная алюминиевая лестница не годится, т.к. будет топить водолаза при попытке поднять ее из воды и зацепить за фальшборт или леерное ограждение судна. Желательно, чтобы конструкция штормтрапа была складной и занимала мало места.

Поставленная задача может быть решена, если в основу конструкции штормтрапа положить известную конструкцию штыревой антенны Куликова, давно используемую в армейских переносных KB и УКВ радиостанциях. Ее описание можно найти на сайтах:

http://www.mobilradio.ru/information/vocabulary/antena-kulikova.htm

http://www.mobilradio.ru/options/default.htm

Антенна Куликова - это гибкая штыревая антенна, которая состоит из гибкого стального троса, на который нанизаны алюминиевые втулки, выполненные в форме катушек. В рабочем положении антенны трос натянут. За счет действия пружины амортизатора, находящейся в сжатом состоянии, втулки плотно примыкают друг к другу и образуют гибкий, устойчивый вертикальный штырь. Антенну можно сложить, ослабив натяжение троса с помощью эксцентрикового шарнира. После ослабления троса антенне может быть придана любая конфигурация, удобная для хранения или транспортировки.

Суть изобретения состоит в том, что берутся две антенны Куликова и между втулками-катушками размещаются легкие ступеньки, выполненные из полых герметичных трубок. В отличие от антенны, штормтрап не требуется выполнять из электропроводящих материалов, поэтому втулки-катушки можно изготовить из легкой синтетики (фиберглас, кевлар, углепластик, полиэстер, dinema и др.) прочность которой в разы превышает прочность стали. То же самое можно сказать в отношении других деталей штормтрапа. Таким образом, может быть достигнута плавучесть штормтрапа, близкая к нулевой и минимальный вес на воздухе.

Конструкция штормтрапа приведена на чертежах.

На фиг.1 показан штормтрап в сложенном состоянии.

На фиг.2 показан штормтрап в рабочем состоянии (две проекции),

Штормтрап состоит из гибкого троса 1, втулок-катушек 2, компенсирующей втулки 3, эксцентрикового фиксатора 4, рукоятки фиксатора 5, валика 6, крючка-зацепа 7, ступенек 8.

Трос 1 снизу закреплен на свободно вращающемся валике 6, который удерживается между щек фиксатора 4. Сверху трос 1 закреплен в крючке-зацепе 7. Валик 6 в фиксаторе смещен относительно центра щек так, что получается эксцентрик, при вращении которого щеки поднимают или опускают компенсирующую втулку 3. Втулка 3 компенсирует натяжение троса 1. Она имеет продольную прорезь для надевания на трос, которая заканчивается у верхней конической части втулки (чтобы втулка не выпадала). В рабочем положении втулка 3 надета на трос (фиг.2), в сложенном состоянии она отведена в сторону (фиг.1) и трос свободен от натяжения. Если бы не было втулки 3, то для натяжения и освобождения троса большой длины потребовался бы фиксатор с большим диаметром щек, что увеличило бы габариты и вес штормтрапа. Втулки-катушки 2 имеют переменный диаметр и высоту. Внизу втулки крупнее, т.к. требуется большая их прочность. Ступеньки 8 выполнены в виде полых герметичных трубок и имеют положительную плавучесть, что снижает отрицательную плавучесть всего штормтрапа. Это обеспечивает удобство его транспортировки водолазом под водой.

Используется штормтрап следующим образом.

В исходном состоянии штормтрап свернут в рулон (фиг.1). Компенсирующая втулка 3 отведена в сторону и трос 1 свободен. Рукоятка фиксатора 5 находится в верхнем положении.

Для приведения штормтрапа в рабочее положение водолаз разматывает рулон, рукой сдвигает втулки 2 в сторону крючка-зацепа 7, надевает компенсирующую втулку 3 на трос и с помощью рукоятки 5 поворачивает фиксатор 4 так, чтобы щеки фиксатора прижали втулку 3 и втулки 2 друг к другу. Рукоятка фиксатора 5 при этом занимает нижнее положение. Штормтрап вытягивается в линию и становится жестким, упругим (фиг.2). Водолаз принимает под водой вертикальное положение, поддувает жилет-компенсатор (он входит в состав водолазного снаряжения) воздухом, приобретая положительную плавучесть 4-5 кг. Всплывает. Занимает необходимую позицию возле судна, захваченного террористами (обычно со стороны кормы). Работая ластами на всплытие, поднимает штормтрап из воды и цепляет его верхний конец 7 за фальшборт или леерное ограждение. После этого складывает ласты (поднимает гибкую часть вверх) и взбирается по штормтрапу на судно.

Предложенный штормтрап может быть использован также для подъема команды спасателей на борт аварийного судна, покинутого экипажем. Он может использоваться для подъема бойцов специальных подразделений на борт самолета, захваченного угонщиками, через аварийные люки. Может использоваться для преодоления высоких заборов и т.д.

Штормтрап, содержащий ступеньки, выполненные из полых трубок, закрепленные на двух тросах между надетыми на них втулками-катушками, при этом верхние концы тросов оканчиваются крючками-зацепами, отличающийся тем, что снизу тросы оканчиваются эксцентриковыми фиксаторами, обеспечивающими натяжение тросов, над которыми на тросы надеты компенсирующие втулки, имеющие продольную прорезь, доходящую до верхней конической части втулок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройствам для обслуживания морской буровой платформы . .

Изобретение относится к области судостроения, а именно к леерным ограждениям судовых палуб, используемым на маломерных водных судах, может быть использовано также в качестве трапа-сходни.

Изобретение относится к судостроению, а именно к погрузо-разгрузочным устройствам. .

Изобретение относится к судостроению. .

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к технике погрузки-выгрузки и транспортировки тяжеловесных грузов. .

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для швартовки плавучего причала к берегу. .

Трап // 2022869

Судно // 2013292
Изобретение относится к области оборудования речных судов, плавучих средств и может быть использовано для посадки и высадки людей на пассажирских, грузовых и буксирных судах.

Штормтрап // 1805080

Трап // 2411157
Изобретение относится к области судостроения
Наверх