Способ контрольной поверки рабочих параметров вентилятора

Изобретение относится к способу контрольной поверки рабочих параметров вентилятора, предназначенного для удаления дыма в установке по устранению задымления, и приводящему к снижению затрат, связанных с техническим обслуживанием вентиляторов и продлением срока службы подшипников. Указанный технический результат достигается в способе контрольной поверки рабочих параметров вентилятора, предназначенного для удаления дыма в установке по устранению задымления, при помощи процесса диагностики, при котором измеряют температуру подшипников вентилятора и приводящего в движение вентилятор электродвигателя, а процесс диагностики активируют включением вентилятора для ограниченного по времени рабочего прогона и измеряют и обрабатывают изменяющийся во времени температурный режим. 5 з.п.ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к способу контрольной поверки рабочих параметров вентилятора, предназначенного для удаления дыма в установке по устранению задымления, с признаками в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.

Вентиляторы подобного рода используются в строительной противопожарной защите для защиты людей, предметов и зданий. Главным образом они призваны обеспечить пути эвакуации и спасения людей в условиях отсутствия задымления, а также облегчить применение средств пожаротушения. Как существенный элемент поддержания безопасности в здании вентиляторы для удаления задымления, будучи строительным продуктом, подлежат действию правовых предписаний, регулирующих выполнение строительных работ. Операторы несут ответственность за безупречное функционирование вентиляторов и установок по устранению задымления. Регулярная техническая поверка функционирования таких установок через определенные промежутки времени предписана нормами и правилами, действующими в строительстве. Сроки проведения технического обслуживания устанавливаются изготовителем.

Как правило, вентиляторы для удаления дыма подразделяются на два различных типа по условиям эксплуатации:

режим длительной вентиляции и режим удаления дыма в случае пожара,

режим устранения задымления в случае пожара.

Эксплуатационный случай единого режима устранения задымления в части периодичности проведения технического обслуживания и оценки эксплуатационной надежности представляется вызывающим наибольшие затруднения из двух указанных видов.

В течение всего своего цикла службы чистые вентиляторы для удаления дыма имеют лишь считанные часы функционирования в ходе сдачи в эксплуатацию, тестирования рабочего состояния и процесса технического обслуживания. Функциональная пригодность этих вентиляторов определяется в сущности внешними воздействиями и явлениями старения отдельных компонентов. Срок службы подшипников, обусловленный временем работы подшипников, едва ли может считаться релевантным как критерий выхода из строя.

Считанное число часов работы вентиляторов для удаления дыма находится в явном противоречии с затратами на предписанное техническое обслуживание.

В основе изобретения лежит задача снижения затрат, связанных с техническим обслуживанием вентиляторов, которые работают в установках для устранения задымления.

Задача при вышеописанном способе решается согласно изобретению за счет отличительных признаков пункта 1 формулы изобретения. Предпочтительные варианты реализации изобретения являются предметом зависимых пунктов.

Способы диагностики для определения рабочих параметров вентиляторов сами по себе известны. Способ диагностики согласно изобретению сочетается с предписанным в законодательном порядке рабочим прогоном вентилятора, охватывающим короткий промежуток времени. Так как во время рабочего прогона не может быть достигнут установившийся режим работы, то градиент температуры в определенный момент времени определяется из временных измерений разницы температуры между параметрами температуры подшипников и температуры окружающей среды. Из полученных значений, на основании предварительно заданных или полученных опытным путем значений тревоги или граничных значений, устанавливается пороговое значение для подачи сигнала аварийной ситуации. Оценка данных измерений позволяет проанализировать тенденции и определить время выхода из строя. За счет сочетания диагностики с рабочим прогоном снижаются затраты на техническое обслуживание, связанное с предусмотренным в законодательном порядке испытанием вентиляторов для удаления дыма.

Пример выполнения изобретения представлен на чертеже и в дальнейшем поясняется более детально. На чертеже показана электрическая схема для осуществления способа согласно изобретению.

Представленный лишь схематично вентилятор 1 является частью установки по устранению задымления, например, в здании аэровокзала в аэропорте. Вентилятор 1 внутри такой установки по устранению задымления может служить исключительно цели удаления дыма, без включения функции вентиляции, или одновременно для вентиляции и для удаления дыма. В случае использования вентилятора для вентиляции и для удаления дыма скорость вращения вентилятора в режиме вентиляции может быть такой же, что и скорость вращения в режиме удаления дыма, или отличаться от последней.

Вентилятор 1 приводится в движение электродвигателем 2. Вентилятор 1 и электродвигатель 2 установлены на подшипниках 3.

В подшипниках 3 встроены датчики 8 температуры. Другой, не показанный датчик температуры установлен на обмотке электродвигателя 2. Далее, установлены также не показанные виброметры на подшипниках 3 и на корпусе вентилятора 1.

Как показано для подшипников 3, датчики 8 температуры и виброметры через сигнальные провода 4 соединены с диагностическим прибором 5. Электроснабжение диагностического прибора 5 осуществляется от источника напряжения для электродвигателя 2 через цепь 6 тока, которая соединяет, например, электродвигатель 2 с коробкой выводов электродвигателя 2. Как альтернатива этому может быть предусмотрено отдельное электроснабжение диагностического прибора, при этом подключение в случае задымления должно осуществляться параллельно и одновременно с подключением вентилятора для удаления дыма.

Диагностический прибор 5 включается, когда осуществляется рабочий прогон вентилятора 1, и работает до тех пор, пока длится этот рабочий прогон вентилятора. Минимальная продолжительность рабочего прогона вентилятора может устанавливаться произвольно согласно с техническими требованиями. Измерения производятся непосредственно после холодного запуска вентилятора и вплоть до установленной и записанной в память диагностического прибора минимальной продолжительности рабочего прогона вентилятора.

Рабочий прогон вентилятора должен производиться из холодного состояния. Разница температуры между параметрами температуры подшипников, температуры двигателя, температуры обмотки и температуры окружающей среды должна быть лишь незначительной. Рабочий прогон вентилятора, во время которого осуществляется диагностика, для чистого вентилятора для удаления дыма производится автоматически включением вентилятора 1 из холодного состояния и заканчивается, как правило, прежде чем вентилятор 1 достигнет установившегося режима.

Запуск рабочего прогона вентилятора и, следовательно, автоматически запуск процесса диагностики осуществляется в случае вентилятора 1, сочетающего режимы вентиляции и удаления дыма, с одинаковой скоростью вращения в режиме вентиляции и в режиме удаления дыма через предварительно заданный промежуток времени. Для комбинационного вентилятора 1, служащего для вентиляции и удаления дыма, с неодинаковой скоростью вращения запуск рабочего прогона осуществляется также автоматически с переключением на скорость вращения в режиме удаления дыма. В случае неодинаковой скорости вращения в режимах вентиляции и удаления дыма лишь во время рабочего прогона вентилятора электроснабжение диагностического прибора 5 осуществляется вместе с электроснабжением электродвигателя 2.

Во время рабочего прогона вентилятора при помощи процесса диагностики измеряются в функции времени и в определенные моменты времени через опосредованный способ измерения температуры подшипников 3 и обмотки, а также температура окружающей среды, суммарные значения вибрации подшипников 3, давление, частотные спектры (зависящие от частоты значения колебаний вентилятора 1) и, по усмотрению, перепад давления. В диагностическом приборе 5 или в подсоединенном к диагностическому прибору 5 считывающем устройстве 7 или ноутбуке данные измерений обрабатываются, при этом фиксируются изменения во времени температурных измерений (окружающая среда), температуры подшипников и температуры обмотки. Аналогичным способом обрабатываются и другие данные измерений.

При помощи диагностики с определенной периодичностью автоматически осуществляется предусмотренная проверка вентиляторов для удаления дыма, так что создается точная картина режима работы и состояния вентиляторов, предназначенных для удаления дыма.

1. Способ контрольной поверки рабочих параметров вентилятора, предназначенного для удаления дыма в установке по устранению задымления, при помощи процесса диагностики, при котором измеряют температуру подшипников вентилятора и приводящего в движение вентилятор электродвигателя, а процесс диагностики активируют включением вентилятора для ограниченного по времени рабочего прогона и измеряют и обрабатывают изменяющийся во времени температурный режим.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании вентилятора исключительно в режиме удаления дыма процесс диагностики активируют включением вентилятора из состояния покоя для рабочего прогона, заканчивающегося до достижения вентилятором установившегося режима.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при использовании вентилятора, предназначенного для работы в режиме вентиляции и в режиме удаления дыма, причем для рабочего прогона вентилятор переключают из режима вентиляции в режим удаления дыма, процесс диагностики активируется при этом переключении.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно регистрируют и обрабатывают суммарные значения вибрации подшипников.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно регистрируют и обрабатывают зависящие от частоты значения колебаний вентилятора.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют и обрабатывают разностное измерение для определения проходящего через вентилятор объемного потока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам диагностики узлов трения, в частности подшипников скольжения, на прогнозирование износа их в процессе эксплуатации в условиях запыленной среды и может широко применяться в машиностроительной, металлургической, строительной и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к области машиностроения и испытательной техники и может быть использовано для исследования подшипников скольжения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, при сборке редукторов ведущих мостов автомобилей. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения.

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на повышение достоверности контроля качества узлов трения, расширение диапазона типономиналов контролируемых объектов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики и отбраковки подшипников качения. .

Изобретение относится к неразрушаемому контролю и может быть использовано для определения точек контакта шарика с ободом шарикоподшипника и вычисления угла контакта шарикоподшипника.

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам. .

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования свойств материалов, применяемых в радиальных парах трения, в частности в подшипниках скольжения погружных центробежных насосов.

Изобретение относится к добыче нефти, в том числе с высоким содержанием механических примесей, из скважин погружными центробежными электронасосами. .

Изобретение относится к управлению компрессорными установками, эксплуатируемыми в различных отраслях народного хозяйства, находящимися в климатических условиях с длительным воздействием минусовых температур, особенно на шахтных предприятиях горной промышленности, и позволяет снизить энергоемкость производства сжатого воздуха в условиях отрицательных температур окружающей среды.

Изобретение относится к фильтрующему вентилятору в корпусе с рамой, снабженной устройством для быстрого крепления в форме упругих пластинок, что обеспечивает исключение всасывания неочищенного воздуха.

Изобретение относится к компрессоростроению, может быть использовано в двигателях летательных аппаратов, морских и наземных транспортных средств, а также в энергоустановках и позволяет повысить надежность центробежного компрессора за счет исключения разрушительных процессов в его рабочем колесе.

Изобретение относится к центробежным насосам, преимущественно для перекачки нефтепродуктов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к центробежным насосам для поддержания пластового давления при нефтедобыче. .

Изобретение относится к шнековым насосам для зачистки и перекачки вязких, пластичных масс и вязкопластичных масс. .

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбокомпрессорам-детандерам малой производительности для перекачки горячей загрязненной газовоздушной смеси и охлаждения воздуха в системе кондиционирования и очистки воздуха транспортного средства.

Изобретение относится к диску осевого компрессора турбомашины, содержащему систему центростремительного отбора воздуха для охлаждения турбины, расположенную в проточной части компрессора.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения
Наверх