Виброфон и способ управления фонацией

Группа изобретений относится к медицине, а именно к фониатрии. Обучающиеся производят фонопедические упражнения под аккомпанемент музыкального или голосового сопровождения. При этом одновременно на гортань и на резонаторы: нос, проекцию придаточных пазух носа, грудную клетку обучающегося осуществляется вибрационное воздействие с частотой колебаний, одинаковой с частотной характеристикой аккомпанемента или гармоничной по отношению к ней. Для этого применяется устройство для управления фонацией, содержащее звукопреобразующее устройство в виде радиоприемника, магнитофона, синтезатора, снабженное акустическими наушниками и микрофоном, при этом на выходе звукопреобразующего устройства имеется усилитель мощности, связанный с электровибраторами, выполненными с возможностью установки на гортань, нос, проекцию придаточных пазух носа и грудную клетку. Способ и устройство позволяет повысить эффективность фонопедии. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение касается медицины, а именно устройства и способа, направленных на управление фонацией, то есть голосообразования.

«Фонация является программированным условно-рефлекторным продуктом высокодифференцированной нервной деятельности, вырабатываемым и развиваемым на основе безусловно-рефлекторной деятельности. Фонация включена в комплексную неврологическую программу, в строгой последовательности отдельных своих звеньев и проявляется в: 1) волевой настройке вокальных мускулов и элементов резонаторной системы соответственно оптимальному импедансу, 2) ларингеальной рефлекторной мышечной активности, которая во время фонации регулируется афферентными импульсами, идущими из рефлекторной зоны слизистой оболочки мышц и суставов, 3) слуховой обратной связи и коррекции через слуховой самоконтроль продуцируемого голоса» (И.Максимов, 1987). Исходя из этого, во-первых, афферентные импульсы, возникающие в ответ на раздражение рефлекторной зоны гортани, достигнув центральной фонаторной зоны, а также по ассоциативным бульбобульбарным связям способны оказывать влияние на эфферентную импульсацию и фонаторную активность гортани. Во-вторых, для волевой настройки вокальных мускулов требуется еще и слуховой самоконтроль. Однако слуховой самоконтроль необученного вокалу лица несовершенен, поэтому целесообразно ориентироваться в процессе целенаправленной фонации (фонирование определенной ноты, мелодии, выдерживание заданной тесситуры и т.п.) на «аккомпанемент» музыкального инструмента или голосового сопровождения, что вполне естественно и имеет место при любом вокальном исполнении. Таким образом, аналогом способа управления фонацией может служить пение под аккомпанемент. Такой способ управления фонацией опосредуется через ассоциативные связи в головном мозгу между центрами слуха и фонаторной зоной коры головного мозга, что дает возможность включить волевую настройку мышц, участвующих в фонации, что, в свою очередь, опосредуется эфферентными импульсами через кортикобульбарный тракт. Таким образом запускается условно-рефлекторный механизм управления фонацией. Поскольку при работе фонаторных мышц и воздействии на слизистую оболочку гортани струи выдыхаемого при фонации воздуха возникает афферентная импульсация, то и она становится звеном управления фонации. Постепенно, при неоднократных повторах, мышцы гортани и ее резонаторы при содействии аккомпанемента (слухового контроля) научиваются выполнять «правильные» фонаторные действия. Только тогда афферентная импульсация будет доставлять «правильную» информацию в фонаторную зону питательного центра коры головного мозга, что, в свою очередь, повысит эффективность фонаторного процесса. Из сказанного понятно, что в этом случае (при опоре только на аккомпанемент или слуховой контроль) выработка правильной афферентной импульсации в той или иной степени отсрочена и в начале обучения (фонопедических занятий) афферентная импульсация не несет «правильной» информации.

Существует устройство для электростимуляции гортани с помощью аппарата vocaSTIM фирмы Physiomed, при применении которого режим фонопедических упражнений строго регламентирован, а следовательно, ограничен и не опирается на акустический контроль.

Известно и применение вибрационного массажа при функциональных нарушениях гортани (В.П.Николаевская, 1989, стр.162).

Целью изобретения является повышение эффективности фонопедии.

В нашей заявке это предлагается осуществить за счет одновременного комбинированного и адекватного управления процессом фонации со стороны слухового контроля и чувствительной (проприоцептивной) зоны гортани. Это достигается одновременным воздействием на слуховой анализатор и на чувствительные элементы гортани (голосовые мышцы, слизистая оболочка, суставы) одинаковой (или гармоничной) частотной стимуляцией в виде звука или его гармоничных составляющих. При этом генератором «частотной стимуляции» является источник звука - педагог (фонопед), певец, радиоприемник, музыкальный синтезатор и т.п.

Устройство для управления фонацией представлено схематично на чертеже и состоит из звуковоспринимающего устройства (микрофона) 1, звукопреобразующего устройства (радиоприемник, магнитофон, синтезатор и т.п.) 2, акустических наушников 3, усилителя 4, электровибратора 5, коммуникативных цепей 6.

Принцип работы данного устройства таков. Звук (например, музыкальная гамма), воспринятый микрофоном 1 и преобразованный в звукопреобразующем устройстве 2, через открытое звуковое поле или с помощью наушников 3 улавливается ухом (слуховым анализатором) обучающегося, и одновременно звуковые волны, преобразованные звукопреобразующим устройством 2 в адекватные звуку частотные электрические колебания, через коммуникативные цепи 6 и усилитель 4 подаются на электровибратор 5, который (которые) устанавливается (устанавливаются) на гортань обучающегося и на другие резонаторы (нос, проекция придаточных пазух носа, грудная клетка).

При этом обучающийся выполняет фонаторные упражнения под аккомпанемент (под контролем слухового анализатора). Это волевой акт фонации. Одновременное восприятие чувствительными элементами гортани и резонаторов адекватного звуку частотного раздражения вызывает поток восходящей информации к фонаторным центрам головного мозга, что способствует более быстрому усвоению фонаторных навыков за счет подключения безусловно-рефлекторных механизмов фонации. Кроме того, непосредственное механическое воздействие вибратора на голосовые связки в адекватном звуку частотном режиме принуждает эти элементы без волевого усилия обучающегося колебаться в нужной частоте (соскользнуть в нужную частотную колею). К тому же вибратор позволит тренировать фонаторные элементы (суставы, мышцы), увеличивая природный диапазон голоса как по частоте, так и по силе.

Данное устройство и способ могут быть востребованы для лечения нарушений голосообразования, для расширения вокальных возможностей, в шоу-бизнесе для тренировки голоса пародиста и т.п.

Литература

1. Максимов И. Фониатрия. М., «Медицина», 1987, 283 стр.

2. Николаевская В.П. Физические методы лечения в оториноларингологии. М., «Медицина», 1989, 254 стр.

3. Проспект изделия фирмы «Physiomed» vocaSTIM.

1. Способ управления фонацией, при котором фонопедические упражнения производятся обучающимся под аккомпанемент музыкального или голосового сопровождения, отличающийся тем, что одновременно на гортань и на резонаторы: нос, проекцию придаточных пазух носа, грудную клетку обучающегося осуществляется вибрационное воздействие с частотой колебаний, одинаковой с частотной характеристикой аккомпанемента или гармоничной по отношению к ней.

2. Устройство для управления фонацией по п.1, содержащее звукопреобразующее устройство в виде радиоприемника, магнитофона, синтезатора, снабженное акустическими наушниками и микрофоном, при этом на выходе звукопреобразующего устройства имеется усилитель мощности, связанный с электровибраторами, выполненными с возможностью установки на гортань, нос, проекцию придаточных пазух носа и грудную клетку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области педагогики и касается приемов и средств, применяемых при работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, и обеспечивает возможность развития навыков правильной речи.

Изобретение относится к логопедической технике и предназначено для использования при реабилитации заикания. .
Изобретение относится к области игр, в том числе и обучающих, и средствам обучения и может найти применение в игорных заведениях в качестве интеллектуальной игры на ставки, может быть реализовано в виде викторины или телевизионного шоу, компьютерной игры, а также при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка.

Изобретение относится к техническим средствам обучения. .

Изобретение относится к способу и устройству для обучения языкам и, в частности, иностранным языкам. .

Изобретение относится к медицинской технике. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для удаления жира. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для лечебного и общего профилактического массажа. .

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к физиотерапевтическому и лечебно-оздоровительному оборудованию. .

Изобретение относится к медицине, а именно к косметологии. .

Изобретение относится к устройствам для ухода за кожей. .

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для проведения лечебно-оздоровительного массажа тела. .

Изобретение относится к устройствам для ухода за кожей. .

Изобретение относится к медицине, физиотерапии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к устройствам для разработки суставов и укрепления связок и мышц

Изобретение относится к медицине, косметологии
Наверх