Способ эвакуации машины и устройство для его осуществления

Изобретение предназначено для эвакуации машин из опасных зон без выхода экипажей. Способ эвакуации машины тягачом заключается в том, что соединяют первый конец первого буксирного троса с буксирным крюком тягача или первый конец второго буксирного троса с тросом лебедки тягача, на манипуляторе, управляемом изнутри тягача, размещают части буксирных тросов. Затем перемещают тягач к эвакуируемой машине, движением тягача и перемещением рычага манипулятора изнутри тягача соединяют второй конец первого или второго буксирного троса с буксирным крюком машины. Далее движением тягача натягивают соответствующий буксирный трос и освобождают его от рычага и манипулятора, после чего буксируют или вытаскивают эвакуируемую машину. Среднюю часть каждого буксирного троса устанавливают с регулировкой сил трения и упругости, в корпусе тягача на первом буксирном тросе или на тросе лебедки размещают электрод и соединяют его электрическим проводником с внутренней частью тягача. Аварийное освобождение от эвакуируемой машины производят резкой электродом соответствующего буксирного троса. Устройство для осуществления способа эвакуации машины тягачом содержит соединенные с тягачом два буксирных троса, установленных на корпусе тягача, с одним из которых связана тяговая лебедка, и манипулятор с рычагом, управляемые изнутри тягача. На рычаге и манипуляторе размещены части обоих буксирных тросов с возможностью освобождения от них при натяжении тросов, часть каждого буксирного троса закреплена в кронштейне посредством сил трения и упругости, изобретение направлено на повышение надежности и безопасности эвакуации машин из опасных зон без выхода экипажа. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к тягачам на гусеничной и колесной базе и может быть использовано для эвакуации машин из зон обстрелов, заражений и пожаров без выхода экипажей.

Известен способ эвакуации, при котором с тягачом или лебедкой тягача соединяют один конец буксирного троса, другой конец троса соединяют с буксирным крюком машины, натягивают трос и эвакуируют машину (Объект 172М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Кн. вторая. М.: Воениздат, 1975, с.455. Руководство по эвакуации бронетанковой техники. М.: Воениздат, 1981, с.68).

Известно устройство для эвакуации, содержащее соединенный одним концом с корпусом тягача буксирный трос и установленные на корпусе тягача сошник и тяговую лебедку (см. "Изделие 608. Техническое описание, 608. ТО -2." - М.: Воениздат, №3/4306-Р91). Эти способ и устройство не позволяют эвакуировать машины из опасных зон без выхода экипажей.

Известен также способ сцепки тягача с машиной, при котором для осуществления эвакуации первый конец буксирного троса соединяют с буксирным крюком или тросом лебедки тягача, второй конец троса закрепляют в захвате рычага, управляемого изнутри тягача, среднюю часть троса закрепляют в кронштейне сошника или тягача, затем перемещают тягач к эвакуируемой машине, движением тягача и перемещением рычага изнутри тягача соединяют второй конец троса с буксирным крюком машины, движением тягача натягивают и освобождают трос из захвата и кронштейна, после чего буксируют или вытаскивают машину, перед перемещением тягача для буксирования машины на тросе размещают взрывчатое вещество и соединяют его электрическим проводником с внутренней частью тягача, для аварийного прекращения буксирования подрывают взрывчатое вещество изнутри тягача и обрывают буксирный трос, а для аварийного прекращения вытаскивания полностью разматывают трос лебедки (см. патент RU №2209141 по кл. В60D 1/26 за 2001 г.) - прототип.

Известно также устройство для эвакуации машины тягачом, содержащее соединенный с тягачом буксирный трос, установленные на корпусе тягача тяговую лебедку и сошник с рычагом, управляемые изнутри тягача, на свободном конце рычага и на сошнике размещен буксирный трос с возможностью освобождения от рычага и сошника при натяжении, петля троса образована неразъемным или разъемным зажимом, последний соединен стяжками и осью, на тросе закреплено взрывчатое вещество, соединенное проводником с внутренней частью тягача и размещенное в контейнере, снабженном кольцевой полостью для размещения буксирного троса, взрывчатого вещества, отверстием для проводника и фиксаторами (см. патент RU №2209141 по кл. В60D 1/26 за 2001 г.) - прототип.

Эти способ и устройство позволяют осуществлять сцепку и эвакуацию машин без выхода экипажей. Их недостатком являются ограниченные показатели надежности и безопасности при эвакуации машин.

Цель изобретения - повышение надежности и безопасности, а также сокращение времени эвакуации машин из опасных зон без выхода экипажей.

Технический результат изобретения состоит в том, что в известном способе эвакуации машины тягачом, при котором для осуществления эвакуации соединяют первый конец первого буксирного троса с буксирным крюком тягача или первый конец второго буксирного троса с тросом лебедки тягача, на манипуляторе, управляемом изнутри тягача, размещают части буксирных тросов, затем перемещают тягач к эвакуируемой машине, движением тягача и перемещением рычага манипулятора изнутри тягача соединяют второй конец первого или второго буксирного троса с буксирным крюком машины, движением тягача натягивают соответствующий буксирный трос и освобождают его от рычага и манипулятора, после чего буксируют или вытаскивают машину, аварийное освобождение тягача от эвакуируемой машины производят разъединением буксирного троса или троса лебедки, среднюю часть каждого буксирного троса устанавливают с возможностью регулировки сил трения и упругости, а разъединение первого буксирного троса или троса лебедки от эвакуируемой машины производят с помощью механического или теплового воздействия, управляемого изнутри тягача.

В известном устройстве для эвакуации машины тягачом, содержащем манипулятор с рычагом и тяговую лебедку, управляемые изнутри тягача, первый конец первого буксирного троса соединен с буксирным крюком тягача или первый конец второго буксирного троса соединен с тросом лебедки тягача, на рычаге и манипуляторе размещены части обоих буксирных тросов с возможностью освобождения от них при натяжении тросов, петли на вторых концах буксирных тросов образованы неразъемными или разъемными зажимами, последний соединен стяжками и осью, внутренняя полость зажима выполнена прямолинейной или не прямолинейной, часть каждого буксирного троса закреплена в кронштейне посредством сил трения и упругости, кронштейн снабжен устройством регулировки указанных сил, а на первом буксирном тросе или на тросе лебедки размещены механические или тепловые устройства, управляемые изнутри тягача с возможностью изменения прочности и обрыва указанных тросов.

Заявленные объекты изобретения поясняются чертежами. На фиг.1 изображено устройство, вид сверху; на фиг.2 - то же, вид сбоку; на фиг.3 - вариант устройства с использованием лебедки и полиспаста.

Устройство содержит корпус тягача 1, движитель 2, буксирный крюк 3, сошник 4, привод сошника 5, рычаг 6, первый захват 7, стопор захвата 8, зажим с хвостовиком 9, первый трос 10, второй захват 11, второй трос 12, разрушающийся элемент 13, трос лебедки 14, блок полиспаста 15, крюк полиспаста 16, кронштейн 17, стяжку 18, ось 19, петлю 20, скобу 21, винт 22, контейнер с взрывчатым веществом 23, контейнер с электродом 24, проводник 25, розетку 26.

Манипулятор с рычагом, управляемым изнутри тягача, содержит сошник 4 с приводом сошника 5. Рычаг 6 состоит из двух штанг и предназначен для установки тросов, блока полиспаста и разрушающихся элементов. Захваты 7 и 11 служат для размещения в них тросов, соединяющихся с эвакуируемой машиной. Захваты разнесены по ширине рычага на расстояние, превышающее ширину петли троса, а по длине рычага - на расстояние, превышающее длину петли 20 троса. Ширина внутренней части каждого захвата больше диаметра троса 10 и 12, но меньше диаметра хвостовика зажима 9.

Стопор захвата 8 предназначен для удержания и фиксации троса с зажимом в определенных положениях. Зажим 9 служит для образования петли троса 20, размещения троса 10, 12 в захвате и освобождения от него после сцепки с машиной. Для этого захват выполнен с продольным пазом в нижней части, а зажим с хвостовиком имеет возможность перемещения вдоль продольной оси в захвате и поворота вокруг этой оси.

Зажим 9 состоит из двух полузажимов, соединенных стяжками 18, осью 19 и имеющих возможность поворота вокруг оси. Внутренняя полость зажима выполнена прямолинейной или не прямолинейной.

Разрушающийся элемент 13 предназначен для крепления блока полиспаста 15 с тросом 14 на сошнике и поворота блока полиспаста в вертикальной плоскости.

Кронштейны 17 размещены на сошнике и предназначены для размещения во внутренней полости средних частей тросов силами трения и упругости тросов, которыми тросы удерживаются при движении тягача 1 и освобождаются при силе натяжения тросов, превышающей силы их трения и упругости в кронштейнах. Скоба 21 с винтом 22 предназначены для изменения сил трения и упругости размером внутренней полости кронштейна в зависимости от диаметра, конструкции и упругости тросов.

Контейнер с взрывчатым веществом 23 и проводником 25 или контейнер с электродом 24 и проводником 25 размещен на тросе 10 и предназначен для обрыва троса изнутри тягача.

Контейнер с электродом 24 и проводником 25 выполнен с возможностью размещения на корпусе тягача, перемещения внутри контейнера троса лебедки 14 и предназначен для обрыва троса лебедки изнутри тягача. Розетка 26 предназначена для соединения контейнеров с внутренней частью тягача.

Реализация способа и работа устройства происходят следующим образом.

В исходном положении рычаг 6 установлен на сошнике 4 или другом манипуляторе тягача 1 с возможностью управления изнутри, в зажиме 9 посредством стяжек 18 и оси 19 образована петля 20 необходимого размера, контейнер с взрывчатым веществом 23 и проводником 25 или контейнер с электродом 24 и проводником 25 размещены на тросе 10, контейнер с электродом 24 и проводником 25 размещен на корпусе тягача, внутри контейнера 24 размещен трос лебедки 14 с возможностью перемещения, розетка 26 соединена с внутренней частью тягача.

Первый конец буксирного троса 10 соединяют с крюком 3 тягача 1 для эвакуации машины буксированном, а первый конец буксирного троса 12 - с тросом 14 лебедки тягача для эвакуации машины вытаскиванием, вторые концы буксирных тросов закрепляют в захватах 7 и 11 рычага 6 и фиксируют стопором 8, средние части тросов размещают в кронштейнах 17, скобой 21 и винтом 22 устанавливают необходимый размер внутренней полости кронштейна 17, проводники 25 соединяют с розеткой 26.

Для осуществления эвакуации перемещают тягач 1 к эвакуируемой машине, осуществляют соприкосновение сошника 4 с машиной и движением тягача проверяют степень ее застревания на грунте. Если застревания нет, машину эвакуируют буксированием. Для этого движением тягача 1 и перемещением рычага 6 соединяют свободный конец троса 10 с буксирным крюком машины и после зацепления петли 20 с буксирным крюком тягач начинает движение назад. При этом захват 7 преодолевает усилие стопора 8 и перемещается по зажиму 9. После выхода зажима из захвата трос 10 под действием силы тяжести проваливается в паз захвата, ширина которого больше диаметра троса, и разъединяется с рычагом 6. При дальнейшем движении тягача назад сила натяжения троса 10 превышает суммарные силы упругости и трения троса в кронштейне 17 и средняя часть троса освобождается. Сошник поднимают вверх, трос натягивают и буксируют машину. Для аварийного прекращения буксирования обрыв троса 10 производят рывком тягача, или подрывом взрывчатого вещества в контейнере 23, или резкой электродом, размещенным в контейнере 24, изнутри тягача.

При застревании машину эвакуируют вытаскиванием. Соединение первого конца троса 12 с буксирным крюком машины, освобождение этого троса от захвата 11, рычага 6 и другого кронштейна 17 производят аналогично. После этого натягивают тросы 12 и 14, движением тягача назад разматывают трос лебедки 14 на необходимое расстояние или отъезжают для натяжения предварительно размотанного троса 14. Намоткой троса лебедки 14 вытаскивают машину. В случае необходимости сошник опускают в грунт, а операции по движению тягача с размоткой троса и намотку троса повторяют.

Для повышения тяговых усилий вытаскивания используют лебедку с блоком полиспаста. В исходном положении на рычаге 6 разрушающимся элементом 13 закреплен блок полиспаста 15 с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Трос лебедки 14 пропущен внутри контейнера 24, вокруг блока 15 и соединен с крюком 3 тягача 1. Первые концы тросов 10 и 12 соединены с крюками 16 блока полиспаста 15. Другие концы тросов 10 и 12 соединены с захватами 7 и 11 рычага 6. Установку тросов 10 и 12 в кронштейнах 17, соединение тросов с буксирным крюком машины, освобождение этих тросов от захватов 7 и 11, рычага 6 и кронштейнов 17 производят аналогично. Затем рычагу придают угол склонения, при натяжении тросов 10 и 12 блок полиспаста 15 поворачивается в вертикальной плоскости, и разрушающийся элемент 13 блока полиспаста после натяжения тросов срабатывает, так как сила натяжения тросов превышает усилие разрушения элемента. Блок освобождается от рычага и оказывается соединенным натянутыми тросами с крюками машины. Отъезд тягача и вытаскивание машины производят так же, как и при использовании лебедки без полиспаста.

Для аварийного прекращения вытаскивания обрыв троса 14 производят резкой электродом, размещенным в контейнере 24, или размоткой троса 14 изнутри тягача.

Применение способа и устройства позволяет существенно повысить надежность, безопасность и сократить время эвакуации машин из опасных зон без выхода экипажей.

1. Способ эвакуации машины тягачом, при котором для осуществления эвакуации соединяют первый конец первого буксирного троса с буксирным крюком тягача или первый конец второго буксирного троса с тросом лебедки тягача, на манипуляторе, управляемом изнутри тягача, размещают части буксирных тросов, затем перемещают тягач к эвакуируемой машине, движением тягача и перемещением рычага манипулятора изнутри тягача соединяют второй конец первого или второго буксирного троса с буксирным крюком машины, движением тягача натягивают соответствующий буксирный трос и освобождают его от рычага и манипулятора, после чего буксируют или вытаскивают эвакуируемую машину, для аварийного освобождения от эвакуируемой машины разъединяют соответствующий буксирный трос, отличающийся тем, что среднюю часть каждого буксирного троса устанавливают с регулировкой сил трения и упругости, в корпусе тягача на первом буксирном тросе или на тросе лебедки размещают электрод и соединяют его электрическим проводником с внутренней частью тягача, а аварийное освобождение от эвакуируемой машины производят резкой электродом соответствующего буксирного троса.

2. Устройство для осуществления способа эвакуации машины тягачом по п.1, содержащее соединенные с тягачом два буксирных троса, установленных на корпусе тягача, с одним из которых связана тяговая лебедка, и манипулятор с рычагом, управляемые изнутри тягача, на рычаге и манипуляторе размещены части обоих буксирных тросов, с возможностью освобождения от них при натяжении тросов, петли на вторых концах буксирных тросов образованы неразъемными или разъемными зажимами, последний соединен стяжками и осью, внутренняя полость зажима выполнена прямолинейной или непрямолинейной, часть каждого буксирного троса закреплена в кронштейне посредством сил трения и упругости, отличающееся тем, что кронштейн снабжен устройством регулировки указанных сил, а на первом буксирном тросе или на тросе лебедки размещен электрод, управляемый изнутри тягача и соединенный электрическим проводником с внутренней частью тягача, при этом аварийное освобождение от эвакуируемой машины производят резкой электродом соответствующего буксирного троса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей. .

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей и экипажей тягачей эвакуации машин без выхода экипажей. .

Изобретение относится к гусеничной и колесной технике, а более конкретно - к тягачам и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров.

Изобретение относится к области техники и может быть использовано для соединения тягача и буксируемого объекта без выхода экипажей из машин в зонах обстрела, заражений и пожаров.

Изобретение относится к транспортным средствам, а точнее к механизированным сцепным устройствам для соединения тягачей и буксируемых объектов без выхода экипажа из тягача в условиях ведения боевых действий.

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для соединения бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) и буксируемого бронеобъекта без выхода экипажа из БРЭМ в условиях ведения боевых действий.
Наверх