Способ радиотехнического мониторинга находящихся в пути автомобилей

Изобретение относится к активной радиолокации и радионавигации. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей способа мониторинга контролируемых автомобилей. Он достигается тем, что способ основан на установке в центре зоны радиолокационного контакта с контролируемыми автомобилями радиолокационного терминала (РЛТ), установке на всех контролируемых автомобилях приемников радионавигационных сигналов, приеме этих сигналов, вычислении по принятым сигналам текущего времени, координат и скоростей автомобилей, формировании на каждом из контролируемых автомобилей кода формуляра контролируемого автомобиля, формировании высокочастотного сигнала связи с РЛТ, модуляции его сформированным кодом формуляра и передаче его на РЛТ, приеме на РЛТ высокочастотных сигналов, и их демодуляции, причем в код формуляра дополнительно включают код степени нуждаемости в технической помощи, который в случае аварийной ситуации заменяют кодом аварийной ситуации, при этом передачу сигнала связи с контролируемых автомобилей на РЛТ осуществляют путем их прямого переизлучения, на каждом из контролируемых автомобилей по вычисленному сигналу скорости автомобиля определяют скорость изменения этой скорости, а код аварийной ситуации формируют вручную или автоматически при превышении скоростью уменьшения скорости автомобиля предельно допустимого уровня, соответствующего столкновению автомобиля с препятствием.

 

Изобретение относится к активной радиолокации и радионавигации, а именно к радиотехническому мониторингу находящихся в пути автомобилей.

Известен способ (аналог) радиолокационного мониторинга автомобилей, используемый в американском комплексе оперативного розыска автомобилей Lodjc, российским комплексом НИИ "Кулон" МВД и в российском комплексе "Капкан-2".

В соответствии с этим способом на каждом из контролируемых автомобилей формируют высокочастотный сигнал частотой порядка 160 МГц и код формуляра автомобиля, содержащий его государственный номер, цвет и фамилию владельца. Сформированный высокочастотный сигнал модулируют по амплитуде кодом формуляра автомобиля, усиливают и излучают в пространство через всенаправленную антенну. Излученные сигналы принимают многопозиционной системой радиоприемных устройств, настроенных на частоту излученных сигналов. Декодируют и определяют коды формуляров автомобилей, с которых эти сигналы излучены. На каждом из приемных устройств определяют пеленги на источники принятых сигналов, а по совокупности пеленгов на сигнал с одним и тем же кодом формуляра автомобиля и известным координатам каждого из приемных устройств определяют координаты автомобилей.

Этот способ неоднократно демонстрировался в телевизионной передаче Н.Фоменко "Перехват".

Способ позволяет достаточно оперативно определять координаты автомобилей.

Недостатком этого способа является сложность реализации, обусловленная необходимостью создания многопозиционной системы приемных устройств и связей между ними для соединения воедино и окончательной обработки всей информации от приемных устройств. Другим недостатком этого способа является относительно низкая точность определения координат, обусловленная большой погрешностью пеленгования.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ (прототип) радиотехнического контроля автомобилей, основанный на установке на контролируемых автомобилях приемников радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, приеме этих сигналов установленными приемниками, вычислении по принятым сигналам текущего времени, координат, скоростей и курсов автомобилей [см. книгу Л.М.Невдяева, А.А.Смирнова "Персональная спутниковая связь". - ЭКО-ТРЕНД 3. - Москва: 1978, - 215 с.].

Этот способ прост в реализации и имеет достаточно высокую точность определения координат контролируемых автомобилей, однако информация об их координатах, скоростях и курсах не выходит за пределы автомобилей, что не позволяет создать целостной картины (мониторинга) о движении автомобилей в контролируемом районе.

Кроме того, информации о координатах и скоростях автомобилей, как правило, недостаточно. Нужна информация о степени нуждаемости автомобилей в технической, а в случае аварии и в медицинской помощи.

Последний недостаток присущ и описанному выше способу (аналогу) мониторинга на основе использования многопозиционной системы приемных устройств.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание целостной картины о движении контролируемых автомобилей, находящихся в пути, и расширение отображаемой информации о контролируемых автомобилях за счет информации о степени нуждаемости автомобилей в технической помощи и наличии аварийных ситуаций.

Указанный технический эффект достигается тем, что в известный способ радиотехнического контроля автомобилей, основанный на установке на контролируемых автомобилях приемников радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, приеме этих сигналов установленными приемниками, вычислении по принятым сигналам текущего времени, координат и скорости автомобилей, в зоне радиолокационного контакта с контролируемыми автомобилями устанавливают радиолокационный терминал, на каждом из контролируемых автомобилей формируют код формуляра контролируемого автомобиля, включающий в себя коды вычисленных координат, скорости и текущего времени, код автомобиля и код степени нуждаемости в технической помощи, который в случае аварийной ситуации заменяют кодом аварийной ситуации, формируют высокочастотный сигнал связи с радиолокационным терминалом, модулируют его сформированным кодом формуляра контролируемого автомобиля и излучают в направлении радиолокационного терминала, на радиолокационном терминале принимают излученные с контролируемых автомобилей сигналы, демодулируют их с целью извлечения кодов формуляров автомобилей, при этом на каждом из контролируемых автомобилей по вычисленному сигналу скорости автомобиля определяют скорость изменения этой скорости, а код аварийной ситуации формируют вручную или автоматически при превышении скорости уменьшения скорости автомобиля при столкновении с препятствием предельно допустимого уровня, соответствующего нормальному торможению автомобиля.

Совокупность вновь введенных операций над материальными объектами (радиолокационным терминалом и электрическими сигналами) и вычислений не следует явным образом из уровня техники, поэтому заявляемый способ следует считать новым и имеющим изобретательский уровень.

Сущность заявляемого способа заключается в следующем. На каждом из контролируемых автомобилей устанавливают генератор высокочастотного сигнала фиксированной частоты порядка 160 МГц и приемник радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем со всенаправленной антенной. В центре контролируемого района устанавливают радиолокационный терминал, включающий в себя всенаправленное приемное устройство, настроенное на указанную фиксированную частоту и монитор для отображения информации, извлеченной из принятых сигналов.

На каждом из контролируемых автомобилей с помощью установленного на нем приемника принимают радионавигационные сигналы соответствующих спутниковых радионавигационных систем, например систем GPS или ГЛОНАСС, и определяют по принятым сигналам текущее время, координаты (широту и долготу) и скорость автомобиля, вычисляют скорость изменения этой скорости, зная величину скорости и текущее время.

Кроме того, на каждом из контролируемых автомобилей формируют код формуляра автомобиля, включающий в себя:

- коды вычисленных координат,

- код скорости,

- код текущего времени,

- код автомобиля,

- код степени нуждаемости в технической помощи.

Каждый из этих кодов представляет собой двоичное число с соответствующим числом разрядов, а формуляр в целом - соответствующее двоичное слово с соответствующим расположением каждого из кодов.

Код степени нуждаемости в технической помощи устанавливается вручную. Для него достаточно двух разрядов. В качестве этого кода можно, например, устанавливать одно из трех значений:

- 00 - техническая помощь не нужна;

- 01 - техническая помощь нужна, но не срочно;

- 10 - срочно нужна техническая помощь.

В случае аварийной ситуации этот код заменяется кодом 11 аварийной ситуации, означающим, что срочно нужна не только техническая, но и медицинская помощь. Этот код устанавливают вручную, если водитель автомобиля или пассажиры в состоянии это сделать. В противном случае предусматривается автоматическая установка этого кода, когда скорость уменьшения скорости автомобиля превосходит предельно допустимый уровень, соответствующий нормальному торможению автомобиля, что имеет место при столкновении с препятствием.

Сформированным в формуляре кодом автомобиля модулируют генерируемый высокочастотный сигнал фиксированной частоты порядка 160 МГц. Промодулированный сигнал усиливают и излучают в направлении радиолокационного терминала.

На радиолокационном терминале принимают излученные с контролируемых автомобилей радиосигналы, принятые сигналы демодулируют, извлекая тем самым из них коды контролируемых автомобилей, и содержащуюся в них информацию выносят на монитор.

Таким образом, осуществляется мониторинг всех контролируемых автомобилей, то есть создается целостная картина движения находящихся в пути автомобилей, отражающая, в отличие от традиционных способов контроля автомобилей не только их координаты и скорости, а и степень нуждаемости в технической помощи, и наличие аварийных ситуаций.

Нетрудно видеть, что достигаемым в заявляемом способе техническим результатом является обеспечение полноценного мониторинга контролируемых автомобилей и расширение объема отражаемой информации.

Заявляемый способ достаточно легко реализуем. В качестве приемника спутниковых радионавигационных сигналов может служить модуль СНС СН-47, представляющий собой 24-канальный навигационный приемник, обеспечивающий прием и обработку сигналов СНС ГЛОНАСС, GPS и SBAS.

В качестве устанавливаемых на автомобилях элементов генерации высокочастотного сигнала, его модуляции, усиления и излучения могут быть использованы соответствующие элементы комплекса "Капкан-2".

В качестве приемного устройства, демодуляторов и монитора радиолокационного терминала также могут служить соответствующие элементы комплекса "Капкан-2" или элементы комплекса НИИ "Кулон".

Способ радиотехнического мониторинга находящихся в пути автомобилей, основанный на установке в центре зоны радиолокационного контакта с контролируемыми автомобилями радиолокационного терминала (РЛТ), установке на всех контролируемых автомобилях приемников радионавигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем, приеме этих сигналов установленными приемниками, вычислении по принятым сигналам текущего времени, координат и скоростей автомобилей, формировании на каждом из контролируемых автомобилей кода формуляра контролируемого автомобиля, включающего в себя коды вычисленных координат, скорости, текущего времени и код автомобиля, формировании высокочастотного сигнала связи с РЛТ, модуляции его сформированным кодом формуляра контролируемого автомобиля и передаче его на РЛТ, приеме на РЛТ высокочастотных сигналов, переданных с контролируемых автомобилей, и их демодуляции, отличающийся тем, что в код формуляра контролируемого автомобиля дополнительно включают код степени нуждаемости в технической помощи, который в случае аварийной ситуации заменяют кодом аварийной ситуации, при этом передачу высокочастотного сигнала связи с контролируемых автомобилей на РЛТ осуществляют путем их прямого переизлучения, на каждом из контролируемых автомобилей по вычисленному сигналу скорости автомобиля определяют скорость изменения этой скорости, а код аварийной ситуации формируют вручную или автоматически при превышении скоростью уменьшения скорости автомобиля предельно допустимого уровня, соответствующего столкновению автомобиля с препятствием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу вычисления суммарного прерывания времени вождения, соотнесенного с идентификатором (10) водителя транспортного средства, причем суммарное прерывание времени вождения определенного водителя вычисляется как соответствующее накопленное время из прерываний (ti2 , ti4, ti5) времени вождения.

Изобретение относится к системам регулирования движения транспортных средств (ТС), а точнее к способам и устройствам контроля за соблюдением правил дорожного движения (ПДД), в том числе за соблюдением скоростного режима.

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для контроля скоростного режима транспортного средства. .

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств. .

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств. .

Изобретение относится к системе видеонаблюдения и видеозаписи (видеорегистрации) событий возникновения и протекания как дорожно-транспортных происшествий, так и противоправных действий третьих лиц в отношении транспортного средства.

Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта и контроля эксплуатации транспортных средств (ТС) и преимущественно может быть использовано для автоматической регистрации нарушения правил проезда участков дорог со светофорным регулированием движения ТС, повлекшего за собой дорожно-транспортное происшествие.

Изобретение относится к способу распознавания манипуляций в устройстве, состоящем из импульсного датчика и регистрирующего устройства. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано при испытаниях, исследованиях и эксплуатации мобильных сельскохозяйственных агрегатов, автотранспортных средств, гусеничных машин и других подвижных объектов, оснащенных дизельными двигателями, а также комплексном диагностировании их технического состояния в процессе эксплуатации.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для оперативных регистрации и контроля технического состояния и функционирования автомобилей, а также психофизиологического состояния водителей при расследовании дорожно-транспортных происшествий.

Изобретение относится к области навигации летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано при осуществлении посадки ЛА. .

Изобретение относится к устанавливаемым на ракетах головкам самонаведения с моноимпульсными пеленгаторами. .

Изобретение относится к системам обнаружения, сопровождения и распределения воздушных целей в радиолокационных комплексах наземного и/или морского базирования и может использоваться в системах противовоздушной обороны при защите наземных объектов от воздушного нападения.

Изобретение относится к способам управления полетом беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). .

Изобретение относится к системам управления воздушным движением. .

Изобретение относится к комплексам радиолокационной аппаратуры (КРА) взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА) и может быть использовано в системах управления воздушным движением.

Изобретение относится к радиолокационным системам посадки летательных аппаратов и может быть использовано в системах управления воздушным движением. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к способу управления воздушным движением. .
Наверх