Устройство для перемещения по лестничным маршам

Изобретение относится к реабилитационной технике и может быть использовано для перемещения по лестничным маршам колясок для инвалидов и других транспортных средств. Устройство для перемещения по лестничным маршам содержит шарнирно-откидывающуюся платформу, направляющую опору, силовую каретку, размещенные на лестничном марше, тягу и храповую собачку. Шарнирно-откидывающаяся платформа выполнена с подпружиненными шарнирами и с подпружиненными защелками для придания устойчивости. Одна из защелок взаимодействует с поверхностью одной из крайних ступеней лестничного марша. Поверхность платформы выполнена из единого сплошного настила или из составных элементов под колею колес инвалидных колясок или других транспортных средств. Направляющая опора жестко прикреплена к перилам лестничного марша и выполнена профильной с верхним и нижним пазами с отверстиями в верхнем пазу с возможностью установки на ней и перемещения по ней силовой каретки. Каретка выполнена в виде корпуса. В корпусе на осях размещена, по крайней мере, пара шестерен с тяговой звездочкой на оси ведомой шестерни. Ведомая шестерня взаимодействует с отверстиями в верхнем пазу с шагом, равным шагу зубьев звездочки. В корпусе силовой каретки установлены ролики с возможностью облегчения перемещения силовой каретки по пазам профильной направляющей и кронштейн для соединения с инвалидной коляской посредством тяги. В результате упрощена конструкция устройства и расширены его эксплуатационные возможности, обеспечена возможность перемещения по лестничным маршам других транспортных средств с различной шириной колеи. 1 з.п. ф-лы, 12 ил.

 

Изобретение относится к реабилитационной технике - к устройствам для перемещения по лестничным маршам колясок для инвалидов и может быть использовано для перемещения по лестничным маршам других транспортных средств.

Известна «Каретка транспортировки инвалидной коляски по лестничному переходу», А61G 5/02, патент №2234905 от 13.01.2003 г., взятая за аналог, перемещающаяся по рампам лестничного перехода и содержащая механизм предохранения от хода, подпружиненные складывающиеся стойки с колесами для воздействия инвалидной коляски с рампами, педаль.

Известно также «Устройство для подачи кресла-коляски по рампам лестницы», патент №2268695 от 13.09.2004 г. A61G 5/06, A61G 5/10, опубликовано 27.01.2006 г. Бюл. №03, выбранное в качестве прототипа, которое содержит шарнирно-откидывающие рампы и направляющие опоры в виде зубчатых реек, рукоятки, установленные на кресло-коляску, стойки для удержания рычага с зубчатыми колесами или с бобинами на краях, зубчатые колеса при этом размещены с возможностью взаимодействия с направляющими опорами в виде зубчатых реек, а бобины выполнены с возможностью наматывания троса с зацепами для закрепления на этажной площадке, и каретка устройства при этом устанавливается на кресле-коляске с возможностью взаимодействия и перемещения по шарнирно-откидывающимся рампам.

Существенными недостатками указанных аналога и прототипа являются: большая величина толкающего усилия для перемещения инвалидной коляски вверх по лестничному маршу, невозможность перемещения инвалидной коляски без сопровождающего лица, а также отсутствие возможности использования транспортных средств с колеей, отличной от колеи рамп без установки дополнительных приспособлений, усложняющих конструкцию устройства.

В основу изобретения поставлена задача упрощения конструкции, расширения эксплуатационных возможностей устройства, уменьшения усилий для перемещения инвалидных колясок, в том числе и без сопровождающих лиц, а также возможность перемещения по лестничным маршам других транспортных средств с различной шириной колеи.

Сущность изобретения заключается в решении поставленной задачи за счет того, что в отличие от прототипа в предлагаемом устройстве шарнирно-откидывающаяся платформа выполнена единым сплошным настилом или из составных элементов под колею колес инвалидных колясок или других транспортных средств. Платформа установлена на подпружиненных шарнирах для облегчения возврата в исходное вертикальное положение после использования и снабжена подпружиненными защелками для придания устойчивости, одна из которых взаимодействует с поверхностью одной из ступеней лестничного марша, а направляющая опора выполнена профильной с верхним и нижним пазами и жестко прикреплена к перилам лестничного марша с возможностью установки на ней и перемещения по ней силовой каретки, выполненной в виде корпуса, с размещенной в корпусе на осях, по крайней мере, парой шестерен с тяговой звездочкой на оси ведомой шестерни, взаимодействующей с имеющимися в верхнем пазу отверстиями с шагом, равным шагу зубьев звездочки, причем в корпусе силовой каретки установлены ролики для облегчения перемещения. Корпус силовой каретки выполнен с кронштейном для соединения с инвалидной коляской посредством фиксируемой по длине телескопической тяги с загнутыми противоположными концами.

Более подробно сущность изобретения раскрывается на приведенном ниже примере реализации и иллюстрируется чертежами.

На фиг.1-2 показан общий вид устройства.

На фиг.3-5 показано конструктивное исполнение узла силовой каретки 7, размещенной на профильной направляющей.

На фиг.6-12 показано конструктивное исполнение элементов устройства соответственно: откидной платформы в двух проекциях, шарнирного соединения платформы с элементами перил лестничного марша, фиксируемой по длине телескопической тяги, узла фиксации откидной платформы с перилами лестничного марша, подкоса в двух проекциях под первую ступень лестничного марша.

Устройство фиг.(1-2) для перемещения по лестничным маршам состоит из откидной платформы (1), с подпружиненными шарнирами(2), прикрепленными к перилам (3) лестничного марша (4), профильной направляющей (5), подкоса (6), силовой каретки (7), шарнирно соединяемой с инвалидной коляской (8), фиксируемой по длине телескопической тягой с загнутыми концами (9).

В свою очередь, откидная платформа (1) выполнена из любого легкодоступного, прочного и недорогого материала (например, досок (10) или других подобных материалов), окантованных для придания прочности вдоль по периметру уголком (11) (например, из дюралюминия) и поперек через определенный промежуток аналогичными пластинами (12). Одна из сторон платформы (ходовая) облицована ворсистым ковровым пластиком (13) (фиг.7) с целью исключения проскальзывания при перемещениях.

На торцах откидной платформы установлены подпружиненные защелки (14) для придания устойчивости платформы, одна из которых взаимодействует с поверхностью одной из крайних ступеней лестничного марша, а другая - с поверхностью паза на подкосе (6) (фиг.11-12), и тем самым запирают платформу в рабочем положении с силой, несколько большей силы пружин (15) шарниров (2).

К конструктивным элементам перил (3) лестничного марша жестко прикреплены подпружиненные фиксаторы (16) (фиг.10) (увеличено), которые входят в пазы (17) платформы и удерживают ее в исходном положении при отведении после пользования. Силовая каретка (7) (фиг.3-5) состоит из корпуса (18), свободно размещенного на профильной направляющей (5). В корпусе силовой каретки на осях размещены ведущая (19) и ведомая (20) шестерни. На ведомой шестерне установлена тяговая звездочка (21), которая своими зубьями при вращении входит в зацепление с отверстиями (22), расположенными в верхнем пазу профильной направляющей с шагом, равным шагу зубьев тяговой звездочки.

Силовая каретка снабжена также роликами (23), размещенными на осях в верхнем и нижнем ряду ее корпуса для облегчения перемещения каретки по пазам профильной направляющей при вращении ведущей шестерни силовой каретки. На оси одного из роликов верхнего ряда каретки установлена собачка (24) или, как вариант, в корпусе каретки (не показано) для предохранения от обратного хода каретки под воздействием силы тяжести.

В нижней части корпуса каретки имеется кронштейн (25) с отверстием для соединения силовой каретки с инвалидной коляской посредством телескопической тяги (9) с загнутыми концами (фиг.9). Такая конструкция тяги позволяет повысить ее степень свободы. К конструктивным элементам перил профильная направляющая жестко крепится через подкладки (26).

Работа устройства может осуществляться следующим образом:

1. Подтягиванием.

Для этого телескопическая тяга вставляется в отверстие на кронштейне силовой каретки и подачей ее сначала вперед, а затем, подтягиваясь, перемещается вместе с коляской по заранее откинутой в рабочее положение платформе. При этом для дополнительной подстраховки от обратного хода кроме храповой собачки рекомендуется использовать уже хорошо зарекомендовавший себя автомобильный ремень безопасности. Корпус ремня крепится в удобном месте к корпусу коляски, а свободный конец ремня - к нижнему пазу профильной направляющей или к каретке.

2. Ручным приводом.

При этом используют рычаг, выполненный в виде ключа-трещотки (входит в комплект к коляске), который одевают на хвостовик ведущей шестерни и поступательными движениями «вперед-назад» заставляют силовую каретку, а вместе с ней коляску, соединенные телескопической тягой, перемещаться по платформе лестничного марша. Это можно осуществлять и вращением рычага по окружности. Усилие на рычаге при этом за счет использования силовой каретки не более 4,5-6 кг.

3. Электромеханическим приводом.

Для этого рекомендуется использовать аккумуляторную дрель (шуруповерт). Эти дрели в достаточном ассортименте имеются в продаже. Наиболее эффективной из их является аккумуляторная дрель-шуруповерт с крутящим моментом 70-80 нм, весом до 2,5 кг, с аккумулятором 14,4 В/3 Ач с тремя скоростями и регулируемым числом оборотов 0-1700 об/мин.

Для преодоления 5-этажного лестничного марша (10 пролетов) по расчетам с помощью предлагаемого устройства необходимо 15 мин, поэтому с помощью указанной дрели до ее подзарядки можно подняться и спуститься 6-7 раз (при использовании нового аккумулятора).

Для подъема и спуска детских колясок, чемоданов и хозяйственных сумок на колесиках, грузовых тележек нет необходимости в использовании силовой каретки, а достаточно использовать только откидную платформу. Таким образом, предлагаемое устройство просто по конструкции, позволяет более эффективно осуществлять подъем и спуск по лестничным маршам инвалидных колясок и других транспортных средств с различной колеей и за счет этого расширить эксплуатационные возможности устройства, не требует больших усилий при подъеме инвалидной коляски, надежно страхует от обратного хода и проскальзывания колес инвалидной коляски, не загромождает лестничный переход при эксплуатации, т.к. перекрывает переход не по всей ширине и после использования полностью его освобождает, возвращаясь в исходное вертикальное положение к перилам лестничного марша (перехода), позволяет пользоваться устройством при перемещении инвалидных колясок, в том числе и без помощи сопровождающего лица. Устройство легко демонтируется и может устанавливаться на наружных лестничных маршах, примыкающих к зданиям и сооружениям.

1. Устройство для перемещения по лестничным маршам, содержащее шарнирно-откидывающуюся платформу, направляющую опору, силовую каретку, размещенные на лестничном марше, тягу, храповую собачку, отличающееся тем, что шарнирно-откидывающаяся платформа выполнена с подпружиненными шарнирами и с подпружиненными защелками для придания устойчивости, одна из которых взаимодействует с поверхностью одной из крайних ступеней лестничного марша, при этом поверхность платформы выполнена из единого сплошного настила или из составных элементов под колею колес инвалидных колясок или других транспортных средств, а направляющая опора жестко прикреплена к перилам лестничного марша и выполнена профильной с верхним и нижним пазами с отверстиями в верхнем пазу с возможностью установки на ней и перемещения по ней силовой каретки, выполненной в виде корпуса, с размещенной в корпусе на осях, по крайней мере, парой шестерен с тяговой звездочкой на оси ведомой шестерни, взаимодействующей с имеющимися в верхнем пазу отверстиями с шагом, равным шагу зубьев звездочки, причем в корпусе силовой каретки установлены ролики с возможностью облегчения перемещения силовой каретки по пазам профильной направляющей и кронштейн для соединения с инвалидной коляской посредством тяги.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что тяга выполнена телескопической и фиксируемой по длине с загнутыми противоположными концами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ходовым колесам инвалидных транспортных средств и может быть использовано в инвалидных колясках, обеспечивающих преодоление лестничных маршей общего пользования.

Изобретение относится к наземным транспортным средствам для перемещения человека или груза по лестницам или по ровной поверхности. .

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в конструкции транспортных средств, предназначенных для движения как по ровной, так и по неровной поверхности.

Изобретение относится к самоходным безрельсовым средствам передвижения и может быть использовано инвалидами, лишенными нижних конечностей или их подвижности. .

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно инвалидным креслам-коляскам, предназначенным для перемещения человека или груза по лестницам или ровной поверхности.

Изобретение относится к креслам-коляскам для инвалидов, позволяющим самостоятельно передвигаться как по горизонтальной поверхности, так и преодолевать лестничные ступени.

Изобретение относится к наземным транспортным средствам (преимущественно инвалидным креслам-коляскам) и может быть использовано для перемещения человека или груза по лестницам (с ассистентом) или ровной поверхности.

Изобретение относится к медицинскому оборудованию, в частности к коляскам для инвалидов, и может быть использовано для перемещения в помещениях, на улице, по пересеченной местности, по лестницам.

Изобретение относится к области реабилитационной техники и может быть использовано в качестве индивидуального транспортного средства для перемещения по лестнице.

Изобретение относится к специальным приспособлениям транспортных средств для инвалидов. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к креслам-коляскам для инвалидов с приспособлениями для движения по ступенькам

Изобретение относится к наземным транспортным средствам, преимущественно инвалидным креслам-коляскам, предназначенным для перемещения человека по лестницам или ровной поверхности

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тормозам транспортного средства, автоматически приводимым в действие при потере контакта с опорной поверхностью

Изобретение относится к индивидуальным транспортным средствам и может быть использовано для перемещения людей с ограниченными возможностями

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к средствам передвижения на колесно-гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции колес транспортных средств. В колесе транспортного средства, содержащего обод и шину, обод выполнен в виде вращательной пары, состоящей из двух соосных колец - ⊥-образного относительно подвижного внутреннего с поперечными пазами по внутренней образующей, эквидистантными и параллельными к оси вращения обода, и П-образного неподвижного внешнего с замкнутым пазом-направляющей для ⊥-образного кольца по внутренней образующей. Шина выполнена в виде упругоподатливых колец замкнутой в кольцо пружины, веерообразно охватывающих кольца обода по всей образующей и находящихся в зацеплении с поперечными пазами подвижного кольца со стороны оси вращения обода. При этом внешняя периферийная часть бесконечной пружины, выполняющая функцию грунтозацепов, может быть гуммирована или покрыта упругим эластомерным материалом. Технический результат - упрощение технологии изготовления и повышение ходовых качеств колес транспортных средств. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции колес средств передвижения, включая кресла-коляски. В колесе транспортного средства, содержащем обод со спицами на валу и множество грунтозацепов на периферии, обод выполнен в форме цилиндрического барабана со сквозными отверстиями под грунтозацепы по цилиндрической образующей и имеет со стороны, обращенной к валу, сменный упругоподатливый элемент, поджимающий головки грунтозацепов, выполненных с тавровым профилем, к внутренней цилиндрической части барабана. При этом упругоподатливый элемент может быть выполнен в виде замкнутой ленты и/или оболочки. При этом грунтозацепы могут быть выполнены заодно с упругоподатливым элементом зубчатого венца, в том числе шевронного типа. Технический результат - упрощение технологии изготовления и повышение ходовых качеств колес транспортных средств. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к транспортным устройствам и может быть использовано в конструкциях инвалидных колясок. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции за счет совмещения осей опорных элементов и опорных колес, а также обеспечение надежности за счет того, что опорное колесо и опорный элемент установлены на один приводной вал, и расширение функциональности элементов конструкции. Технический результат достигается тем, что транспортное средство для инвалидов, содержащее раму с креслом, снабженную опорными колесами, обеспечивающими режим перемещения по плоской поверхности, и опорными элементами, обеспечивающими режим перемещения по лестницам, механизм перевода транспортного средства из одного режима движения в другой выполнен в виде рычагов, при этом опорные колеса и опорные элементы установлены с возможностью вращения на горизонтальных осях, причем горизонтальные оси расположены на цельной раме, опорные элементы, опорные колеса, снабженные колесами меньшего диаметра, расположены на одной горизонтальной оси так, что между колесом меньшего диаметра и опорным колесом с приводным валом по окружности равномерно установлены опоры опорного элемента, шарнирно связанные рычагами через оси опоры с опорным колесом и колесом меньшего диаметра; колесо меньшего диаметра имеет возможность осевого перемещения и ограничитель поворота на приводном валу; колесо меньшего диаметра снабжено пазом, куда установлен кольцевой конец тяги, второй конец тяги шарнирно связан с линейным приводом; каждое опорное колесо, опорный элемент, колесо меньшего диаметра установлены на один приводной вал, снабженный силовой установкой; кресло снабжено пультом управления, подлокотником, платформой для ног; пульт управления электрически связан с электронным блоком управления, который в свою очередь электрически связан с силовой установкой и линейным приводом. 2 ил.

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных, в том числе кресел-колясок. Ходовая часть транспортного средства содержит установленное на оси колесо, балансир, установленный на оси колеса, опорные катки, установленные на свободных концах балансира, и бесконечную ленту, охватывающую опорные катки. Ведущее колесо выполнено составным из двух колес, конструктивно и технологически однотипных, с ободом и ступицей, принадлежащими разным плоскостям. Между ступицами колес на общей бортовой оси смонтирована ведущая звездочка привода бесконечной ленты, охватывающей на верхнем одинаковом уровне горизонта верхние точки катков и звездочки привода ленты. Достигается увеличение проходимости и возможность подъёма по лестнице. 1 ил.
Наверх