Способ испытания на герметичность системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для ремонта двигателей внутреннего сгорания. Способ заключается в использовании давления газов в цилиндре работающего двигателя для определения наличия трещины на начальной стадии ее развития. Для этого останавливают работу двигателя, прекращают циркуляцию охлаждающей жидкости при работающем двигателе путем отключения работы водяного насоса, последовательно удаляют с двигателя воздушный коллектор и водяную рубашку, заводят двигатель и устанавливают номинальные обороты. При этом визуально наблюдают за поверхностью охлаждающей жидкости вокруг конкретной гильзы и по появлению воздушных пузырьков на поверхности охлаждающей жидкости судят о наличии трещины у данной гильзы. Технический результат заключается в упрощении и сокращении времени процесса контроля герметичности, уменьшении его трудоемкости, возможности определить состояние гильзы цилиндра без ее удаления с двигателя.

 

Изобретение относится к области производства, эксплуатации и ремонта двигателей внутреннего сгорания, а также к измерительной технике.

Известен способ [1] испытания посуды на водонепроницаемость, который осуществляется следующим образом. Посуда погружается дном вниз до верхней кромки в жидкость и регистрируется проникновение жидкости внутрь посуды. Если жидкость не проникает внутрь посуды, то она считается герметичной, то есть ее стенки не пропускают жидкость. Для использования данного способа при определении герметичности (наличия трещины) гильз двигателей внутреннего сгорания гильзу необходимо удалить из блока, одну сторону закупорить водонепроницаемым материалом и опустить в жидкость с открытой стороной вверх так, чтобы кромка открытой стороны гильза была на уровне жидкости. Подождать определенное время, если жидкость не будет набираться внутри гильзы, то гильзу признать герметичной, то есть не имеющей трещин и сквозных раковин. При определении герметичности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания такой способ имеет следующие недостатки. Необходимо снимать двигатель с транспортного средства, если он установлен на него и эксплуатируется. Затем двигатель необходимо разобрать так, чтобы было возможно удалить гильзу из блока двигателя, провести испытание гильзы на герметичность. Затем гильзу обратно установить в блок (если гильза герметична), собрать двигатель и установить на транспортное средство. То есть применение известного способа требует большой затраты времени. Снижается ресурс двигателя, так как известно, что каждая разборка и сборка сокращают ресурс любого изделия. Результаты испытаний будут неточными, так как гильза работает под высоким давлением газов в камере сгорания, а испытания проводятся при атмосферном давлении.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному способу является способ [2], сущность которого заключается в следующем. Испытуемое изделие помещают в камеру, к выходу камеры подсоединяют проботборное устройство, создают в камере циркуляцию потока газа с помощью нагнетательного устройства, изделие заполняют пробным газом под избыточным давлением. Затем создают повышенное давление газовой смеси и измеряют концентрацию пробного газа, по величине которой судят о герметичности изделия. Способ можно применять при испытании герметичности системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, тем более, при данном способе применяется газ под повышенным давлением, гильза также в процессе работы испытывает повышенное давление газов в камере сгорания. Недостатком способа является то, что при данном способе невозможно определить герметичность системы охлаждения (наличие трещины у гильзы) не удаляя гильзу из блока. Для осуществления испытания с помощью данного способа также возникает необходимость удаления двигателя внутреннего сгорания с транспортного средства, разборки двигателя и удаления гильзы из блока, и выполнять испытание отдельной гильзы. То есть затрачивается большое количество времени, что приводит к большим убыткам из-за простоя транспортного средства. Таким образом, ни один из известных способов не позволяет испытать на герметичность (наличия трещины у гильзы) системы охлаждения двигателя без удаления гильзы с двигателя и выполнения большого объема разборочно-сборочных работ, что приводит к большим затратам времени и средств.

Сущность способа заключается в следующем. В процессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, установленных на автомобили, например на автомобиль КамАЗ, тракторы, комбайны и другую технику, часто появляется сквозная трещина в верхней части гильзы в зоне камеры сгорания. Гильзу, у которой в процессе эксплуатации двигателя появилась трещина, трудно определить среди других гильз для последующей ее замены исправной гильзой. Так как двигатели имеют много цилиндров, например: 6; 8; 12, то процесс выявления гильзы, у которой появилась трещина, известными способами представляет довольно сложную задачу с точки зрения затрат времени на эту операцию. Как показывает практика эксплуатации многоцилиндровых двигателей, например, установленных на автомобили КамАЗ, трещины бывают двух видов. Для первого вида характерно то, что трещина уже имеет сквозной характер и имеет довольно большие размеры, и в процессе работы газы в цилиндре через эту трещину постоянно прорываются в систему охлаждения двигателя и собираются в расширительном бачке системы охлаждения. В этом случае, охлаждающая жидкость как бы кипит и бурлит из-за постоянного поступления газовых пузырьков, что является признаком наличия у какой-то гильзы трещины больших размеров. Если в этом случае гильзу не заменить оперативно, то может произойти отказ двигателя в самый неподходящий момент, например на дороге, со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями. Для второго вида характерно то, что трещина только-только появилась, она не успела еще приобрести большие размеры (начальная стадия). В этом случае количество газов, прорывающихся в систему охлаждения, небольшое, они постепенно накапливаются на наружной поверхности гильзы, увеличиваются в размере, отрываются от стенки гильзы и потом только медленно прорываются в расширительный бачок и там взрываются. То есть воздушные пузырьки, периодически появляющиеся в расширительном бачке системы охлаждения, являются признаком наличия трещины у гильзы на начальной стадии ее развития. Очень важно определить трещину у гильзы именно на начальной стадии ее появления для последующей замены дефектной гильзы. Проблема в том, что если трещина приобрела довольно большие размеры, то определение конкретной гильзы с трещиной не представляет особого труда и применяется другой способ определения трещины. Если трещина находится только на начальной стадии, то определение конкретной гильзы с трещиной среди других гильз превращается в сложную задачу. Если трещина находится только на начальной стадии развития, то гильзу, у которой появилась трещина, определяют следующим образом. Сначала двигатель останавливают, прекращают работу системы охлаждения путем удаления ремня привода вентилятора и водяного насоса. Главное, приостанавливается работа водяного насоса, а способ отключения водяного насоса зависит от конструкции двигателя и может иметь различные варианты. Отключение водяного насоса необходимо, чтобы в процессе осуществления предложенного способа охлаждающая жидкость оставалась спокойной, не расплескивалась. Потом удаляют воздушный коллектор двигателя, затем удаляют водяную рубашку двигателя. Удаление воздушного коллектора и водяной рубашки обнажает охлаждающую жидкость, то есть делают возможным визуальное наблюдение за охлаждающей жидкостью, в которой находятся гильзы цилиндра. Заводят двигатель, устанавливают номинальные обороты и визуально наблюдают за выделением воздушных пузырьков от наружных стенок гильзы. Если при этом не наблюдается выделение воздушных пузырьков, обороты увеличивают до максимальных и опять наблюдают наличие воздушных пузырьков. Та гильза, у которой от стенки отрываются воздушные пузырьки и, всплывая вверх, лопаются, имеет трещину на начальной стадии развития. Лабораторные и производственные испытания способа на автомобилях КамАЗ показали ее осуществимость и эффективность. Кратковременная работа двигателя с выключенной системой охлаждения в период осуществления способа не приводит к перегреву двигателя, то есть за этот период температура двигателя не успевает достичь даже номинального значения. Необходимо отметить, что двигатель внутреннего сгорания как бы сам представляет стенд для испытания на герметичность, у которого имеется источник высокого давления (это давление газов в камере сгорания в процессе работы двигателя), жидкость, куда погружается изделие в процессе испытания на герметичность (это водяная рубашка системы охлаждения двигателя). Наконец гильза, которая уже расположена в водяной ванне и у которой необходимо определить наличие или отсутствие трещины. То есть при применении предложенного способа сам двигатель используется по другому назначению - для испытания на герметичность, то есть для самодиагностирования.

Применение предложенного способа позволяет намного сократить время определения наличия трещины на начальной стадии ее появления у конкретной гильзы за счет устранения необходимости снятия двигателя с автомобиля, трактора и т.п. и последующей установки двигателя на место. Отпадает необходимость в специальном оборудовании для гидравлического испытания системы охлаждения двигателя. Повышается культура производства за счет уменьшения монтажных и демонтажных операций. Сокращается простой в процессе эксплуатации транспортного или другого средства, на которых установлены двигатели внутреннего сгорания.

Способ испытания на герметичность системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания осуществляется следующим образом. Останавливают работу двигателя. Прекращают работу системы охлаждения двигателя путем удаления ремня привода вентилятора и водяного насоса, то есть этим самым приостанавливают циркуляцию рабочей жидкости при работающем двигателе. Последовательно удаляют воздушный коллектор и водяную рубашку двигателя. Заводят двигатель и устанавливают номинальные обороты двигателя. При этом визуально наблюдают наличие воздушных пузырьков через окошко над конкретной гильзой. То есть после удаления воздушного коллектора и водяной рубашки над каждой гильзой открывается окошко, через которое и появляется возможность наблюдения за охлаждающей жидкостью. Если при работающем двигателе на поверхности охлаждающей жидкости конкретной гильзы не появляются воздушные пузырьки, это говорит о том, что у данной гильзы отсутствует трещина, в противном случае, имеется трещина на начальной стадии развития. Таким образом, путем последовательного обхода всех гильз определяют наличие трещины на начальной стадии развития. Как показывает практика применения данного способа, необходимо проверить все гильзы на наличие трещины, так как трещину на начальной стадии развития могут иметь одновременно сразу несколько гильз. Если при номинальных оборотах коленчатого вала двигателя не удалось обнаружить трещину, то устанавливают максимальные обороты и процедуру повторяют. Как правило, уже на номинальных оборотах удается обнаружить наличие трещины на начальной стадии развития у конкретной гильзы.

Применение предложенного способа позволяет сократить простои автотранспортной и другой техники, куда установлены двигатели внутреннего сгорания, в самый напряженный период их эксплуатации за счет исключения операций снятия и обратной установки двигателя на автотранспортное средство, за счет уменьшения разборочно-сборочных операций самого двигателя, позволяет обойтись без специального оборудования для испытания герметичности системы охлаждения двигателя. Повышается культура производства и точность определения наличия трещины у конкретной гильзы на начальной стадии ее развития. Главное достоинство предложенного способа то, что состояние гильзы определяют без удаления гильзы с двигателя.

Источники информации

1. Способ испытания посуды на водонепроницаемость. АС СССР №1362985, G01 m 3/00.

2. Способ контроля герметичности изделий. АС СССР №947662, G01 m 3/00.

Способ испытания на герметичность системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, отличающийся тем, что останавливают работу двигателя, прекращают циркуляцию охлаждающей жидкости при работающем двигателе путем отключения работы водяного насоса, последовательно удаляют с двигателя воздушный коллектор и водяную рубашку, заводят двигатель и устанавливают номинальные обороты коленчатого вала, визуально наблюдают за поверхностью охлаждающей жидкости вокруг конкретной гильзы и по появлению воздушных пузырьков на поверхности охлаждающей жидкости судят о наличии трещины у данной гильзы, если при номинальных оборотах коленчатого вала двигателя не удалось обнаружить трещину, то устанавливают максимальные обороты и процедуру повторяют.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам испытаний изделий на локальную герметичность с использованием пробных газов и течеискателей и может найти применение в таких областях техники, как газовая, атомная, авиационная, машиностроение.

Изобретение относится к области испытаний ракетно-космической техники и может быть использовано для контроля герметичности корпуса космического аппарата (КА) и поиска места течи из отсеков КА в условиях орбитального полета.

Изобретение относится к средствам испытаний изделий на герметичность с использованием инертных газов и направлено на снижение трудозатрат на проведение испытаний за счет отказа от прерывания испытаний для восстановления характеристик вакуумного адсорбционного насоса.

Изобретение относится к технике эксплуатации магистральных трубопроводов. .

Изобретение относится к определению местоположения точечного источника визуализированной утечки газа. .

Изобретение относится к криогенной технике, к установкам по производству редких газов, разделению изотопов и изотопных соединений. .

Изобретение относится к области измерительной и испытательной техники и предназначено для использования при исследованиях подшипников качения, скольжения и подшипниковых узлов в приборостроении, машиностроении и электромашиностроении.

Изобретение относится к области контроля герметичности оборудования атомных электрических станций и используется для обнаружения утечек из трубопроводов с водяным теплоносителем.

Изобретение относится к области атомной энергетики и используется на реакторных установках с водо-водяными и водографитовыми реакторами, в особенности при разгерметизации 1-го контура.

Изобретение относится к области испытательной и контрольной техники и предназначено для определения профиля концентрации вещества вдоль некоторого отрезка, например трубопровода.

Изобретение относится к химическому реактору, в котором предусмотрена возможность выявления наличия теплообменников с механическими повреждениями и к способу выявления поврежденных теплообменников

Изобретение относится к области испытательной техники и может найти применение в тех ее областях, где предъявляются повышенные требования к герметичности, долговечности и надежности изделий, например трубопроводов, замкнутых отсеков космических кораблей

Изобретение относится к области испытаний ракетно-космической техники и может быть использовано для контроля герметичности корпуса космического аппарата и поиска места течи из отсеков космического аппарата на этапах наземной подготовки и в условиях орбитального полета. Изобретение направлено на упрощение диагностики негерметичности корпуса космического аппарата, повышение ее точности и сокращение времени поиска места течи, что обеспечивается за счет того, что поиск локальной негерметичности корпуса космического аппарата осуществляют устройством, содержащим волокнистый чувствительный элемент, а вывод о наличии локальной негерметичности осуществляют с использованием этого элемента. При осуществлении способа используется устройство, которое представляет собой ограниченный с двух сторон неподвижными решетками полый прозрачный цилиндр, внутри которого находится волокнистый чувствительный элемент с электромагнитными свойствами, при этом фиксация чувствительного элемента обеспечивается электромагнитным подвесом, а датчики установлены на внешней цилиндрической части устройства для регистрации перемещений волокнистого чувствительного элемента вдоль оси устройства под воздействием газового потока из течи. 1 ил.

Изобретение относится к области исследований устройств на герметичность и может быть использовано для контроля герметичности емкостей, изготовленных из двухслойных оболочек, например, топливных емкостей летательных аппаратов. Сущность: объем емкости заполняют рабочей или контрольной средой (жидкостью или газом). Давление заполняющей среды повышают до испытательного значения и производят выдержку для накопления в межслойном пространстве проникающей через микронеплотности внутренней оболочки среды. Затем через контрольные отверстия, равномерно расположенные на поверхности наружной оболочки, измеряют концентрации накопленной среды. Рассчитывают оценку степени общей негерметичности внутренней оболочки. Зону расположения сквозного микродефекта предварительно устанавливают как область, ограниченную контрольными точками, в которых измеренные концентрации контрольной или рабочей среды имеют максимальные значения. Технический результат: обеспечение высокой эффективности и надежности контроля. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к устройствам-течеискателям. Сущность: устройство содержит щуп (10), соединенный посредством шланга (11) через дроссель (D2) с вакуумным насосом (16), и датчик тестового газа (15). Выше по потоку от дросселя (D2) выполнена точка распределения (24). От точки распределения (24) к датчику (15) тестового газа ведет отвод (25). При этом дроссель (D2) выполнен в виде диафрагмы с круглым отверстием. Проводимость диафрагмы подобрана таким образом, что падение давления на диафрагме больше , где - промежуточное давление в точке распределения (24). Технический результат: создание течеискателя для работы методом щупа, на чувствительность обнаружения которого не оказывают влияние колебания скорости откачки вакуумного насоса. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области испытания устройств на герметичность и может быть использовано для испытания закрытых контейнеров, заполненных потребительским продуктом. Сущность: с помощью масс-спектрометрического анализа (10) выявляют наличие в окружении (A(P)) контейнера (3), заполненного потребительским продуктом (P), по меньшей мере одного аналита (AN(P)). Используют результат масс-спектрометрического анализа в качестве указания утечки. Технический результат: повышение точности определения утечки. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к определению герметичности посредством давления и может быть использовано для создания испытательного давления для шланга. Устройство для создания испытательного давления для шланга включает первую пару нажимных/приводящих роликов, между которыми может быть помещен шланг, и вторую пару нажимных/приводящих роликов, между которыми может быть помещен шланг. Первая пара нажимных/приводящих роликов размещается на расстоянии от второй пары нажимных/приводящих роликов. Каждая пара нажимных/приводящих роликов предназначена для пережатия шланга между роликами совместно с созданием давления с помощью среды, так что ограниченная часть шланга, которая располагается между первой и второй парами нажимных/приводящих роликов, может находиться под давлением, и имеется возможность осуществлять контроль герметичности шлангов или их соединений. В то время как части шланга находятся под давлением между парами нажимных/приводящих роликов, те же самые пары нажимных/приводящих роликов подают шланг дальше, таким образом обеспечивая проверку герметичности шлангов при непрерывном продвижении шланга. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение достоверности определения герметичности шланга. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 7 ил.

Настоящее изобретение относится к обнаружению утечек, в частности к обнаружению утечек текучей среды в шланге. Заявленная группа изобретений содержит чувствительное устройство, обнаруживающее утечку, для секции шланга, секцию шланга и систему обнаружения утечек. При этом чувствительное устройство, обнаруживающее утечку, для секции шланга содержит датчик, содержащий оптическое волокно и выполненный для реагирования на присутствие текучей среды, защитный рукав, в котором заключен упомянутый датчик и который выполнен для расширения и сжатия, когда секция шланга расширяется и сжимается соответственно, и средство натяжения, соединяющее первый конец датчика с защитным рукавом, выполненное для приложения тягового усилия к датчику в защитном рукаве. Технический результат заключается в устранении вероятности проникновения воды и утечек текучей среды, транспортируемой по шлангу, а также в обеспечении как можно более быстрого обнаружения любых утечек и обнаружения местоположения и типа утечки. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации технологических трубопроводов нефтеперекачивающих станций. В способе гидравлических переиспытаний действующих технологических трубопроводов трубопроводы, работающие под давлением, периодически нагружают повышенным давлением воды и проводят наблюдения за отсутствием течи и/или разрывов металла и отсутствием падения давления ниже установленных пределов. При этом определяют интервал времени повторных испытаний участка трубопровода для заданного испытательного давления. Получают фактические данные по изменению давления на рассматриваемом участке трубопровода за год и определяют максимальное внутреннее давление по фактическим данным изменения давления. Определяют эквивалентное напряжение «отнулевого» цикла нагружения и количество циклов за год нагружения эквивалентным напряжением «отнулевого» цикла. Определяют начальные размеры дефектов трубопровода. После этого определяют конечные размеры расчетных дефектов как критические размеры дефектов при эксплуатации. Находят циклическую долговечность как количество циклов эквивалентного нагружения, за которое дефект вырастет при циклическом «отнулевом» эквивалентном нагружении от начальной глубины до конечной глубины. Интервал повторных испытаний участка трубопровода для заданного испытательного давления определяют при минимальном значении циклической долговечности из набора значений для всех расчетных дефектов. Техническим результатом изобретения является повышение надежности испытываемого участка трубопровода.

Изобретение относится к устройствам для поиска мест негерметичности изделий. Сущность: устройство включает контрольную течь (1) с линейной шкалой (7) и течеискатель (10) со щупом (9). Контрольная течь (1) и течеискатель (10) соединены с электронным устройством (5). На щуп (9) течеискателя (10) установлено приспособление (11) с чувствительным элементом, соединенное с электронным устройством (5). Электронное устройство (5) выполнено с возможностью определения и контроля скорости перемещения щупа (9). Технический результат: повышение вероятности обнаружения дефектов. 3 ил.
Наверх