Подшипник качения радиально-упорный

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. Подшипник качения радиально-упорный содержит тела качения - ролики (2), которые выполнены двухступенчатыми. Подшипник качения радиально-упорный содержит внутреннее двухбортовое кольцо (4) и наружное однобортовое кольцо (1) с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов (2), установленных в гнездах сепаратора (3), и равномерно расположенные в гнездах сепаратора (3). Ролики (2) выполнены двухступенчатыми. Большая ступень ролика (2) обкатывается только по дорожке качения наружного кольца (1), а меньшая ступень ролика (2) и два ее участка обкатываются по линии только по дорожке качения внутреннего кольца (4) с постоянной и одинаковой частотой вращения. По меньшей мере, одна дорожка качения кольца (4) выполнена с, по меньшей мере, одной проточкой для образования зазора с большей ступенью ролика (3), при этом большая ступень ролика выполнена сферической. Дорожка качения кольца (1) выполнена со сферическим участком. Кольцо (1) выполнено съемным, а сферический участок дорожки качения кольца (1) выполнен с переходом за ось симметрии сферы, например, на 2…3 мм. Технический результат: преобразование сферического однорядного подшипника качения в радиально-упорный со съемным наружным кольцом, допускающего перекос внутреннего кольца относительно наружного, без сокращения их срока службы, устранение проскальзывания тел качения относительно дорожек качения, увеличение долговечности подшипников. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности.

Известны радиально-упорные подшипники качения, содержащие наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде конических роликов, равномерно установленных в гнездах сепаратора.

Основным недостатком известных радиально-упорных подшипников является увеличенный нагрев тел качения в контакте с дорожкой качения наружного кольца подшипника. Это следует из того, что тела качения не могут одновременно обкатываться без скольжения по двум поверхностям внутреннего и наружного колец подшипника.

Кроме этого, контакт тел качения с дорожкой качения наружного кольца должен вращать его в противоположную сторону по отношению к направлению вращения вала. А, как правило, наружное кольцо подшипника установлено по тугой посадке - неподвижно.

Следует также отметить, что путь с трением скольжения тел качения к пути с трением качения относится как 15/1…60/1 и более.

А отношение трения скольжения тел качения к трению качения равно 500/1 и 10000/1. Вот почему греется подшипник качения, почему он требует большого количества смазки для охлаждения и для выноса из зоны качения продуктов износа от трения скольжения.

Известен подшипник качения - прототип (см. патент RU 2232926 С2 от 20.07.2004 г. Бюл. №20, Фиг.1 и 2), содержащий внутреннее и наружное кольца с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, тела качения - ролики выполнены двухступенчатыми, больший диаметр ступени, имеющей один участок, контактирует только с дорожкой качения наружного кольца подшипника, а меньший диаметр ступени, выполненной с двумя участками, контактирует только с дорожками качения его внутреннего кольца, с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника:

где d1m - диаметр дорожки качения внутреннего кольца подшипника;

Dwm1 - диаметр меньшей ступени ролика;

D1m - диаметр дорожки качения наружного кольца подшипника;

Dwm2 - диаметр большей ступени ролика,

а, по меньшей мере, одна дорожка качения внутреннего кольца подшипника выполнена с, по меньшей мере, одной проточкой для образования зазора с большим диаметром ступени ролика, при этом ступень тела качения - ролика с большим диаметром выполнена сферической или бочкообразной, а дорожка качения наружного кольца подшипника выполнена сферической.

Цель изобретения:

- преобразование известного сферического однорядного радиального подшипника качения в радиально-упорный со съемным наружным кольцом, допускающего перекос внутреннего кольца относительно наружного;

- устранить проскальзывание тел качения относительно дорожек качения;

- увеличить долговечность подшипника, например, в 10…15 раз;

- заполнить нишу еще одним подшипником качения, работающим и в экстремальных условиях при малом расходе смазки, безаварийно.

Поставленные цели и технический эффект изобретения достигаются за счет того, что наружное кольцо подшипника выполнено съемным, а сферический участок дорожки качения его выполнен с переходом за ось симметрии сферы, например, на 2…3 мм.

На фиг.1 изображен подшипник качения радиально-упорный роликовый однорядный. На фиг.2 дано продольное сечение подшипника, на котором стрелками показано направление вращения внутреннего кольца, роликов, направление перемещения комплекта роликов и сепаратора при защемленном наружном кольце подшипника. Точками показаны места контакта больших и меньших ступеней роликов с дорожками качения - наружного и внутреннего кольца. На фиг.3 приведено поперечное сечение наружного однобортового кольца подшипника.

Подшипник качения радиально-упорный состоит: из наружного однобортового кольца 1, роликов 2, сепаратора 3, выполненного из двух симметричных колец, внутреннего кольца 4, выполненного с двумя бортами и кольцевой проточкой для образования зазора с большими ступенями роликов, заклепок 5, служащих для сборки сепаратора вместе с двухступенчатыми роликами 2 на внутреннем кольце 4 подшипника.

Ролики 2 выполнены двухступенчатого типа, большая ступень ролика выполнена сферической и контактирует только с дорожкой качения наружного кольца 1. А два участка меньших ступеней роликов 2 цилиндрического типа контактируют по линии только с дорожкой качения внутреннего кольца 4 подшипника. При этом должно выполняться условие сборки подшипника:

где d1m - диаметр дорожки качения внутреннего кольца;

Dwm1 - диаметр меньших ступеней ролика;

D1m - диаметр дорожки качения наружного кольца;

Dwm2 - диаметр большей ступени ролика.

Подшипник качения радиально-упорный работает следующим образом. При вращении кольца 4 ролики 2 своими меньшими ступенями с Dwm1 обкатываются только по дорожке качения внутреннего кольца 4 по диаметру d1m. Меньшие ступени сообщают вращение большим ступеням ролика 2 с диаметром Dwm2, которые обкатываются только по дорожке качения наружного кольца с диаметром D1m. Комплект роликов 2 перемещается по кольцу вправо вместе с корпусом сепаратора 3. Вращение роликов 2 по дорожкам качения подшипника происходит с постоянной и одинаковой частотой вращения. Радиальная грузоподъемность, например, в 2…3 раза выше шариковых однорядных подшипников. А сепаратор делает ровно в два раза меньше оборотов по отношению к числу оборотов внутреннего кольца - по причине равенства окружных скоростей ролика 2 при обкатке по дорожкам качения подшипника. Борт внутреннего кольца 4 воспринимает осевую нагрузку от роликов 2, которая не превышает 5% от радиальной.

Радиально-упорный подшипник качения по требованию эксплуатационников разработан в качестве альтернативной замены стандартному однорядному подшипнику с коническими роликами, равными по габаритным параметрам стандартному.

Известные стандартные подшипники с коническими роликами и подклинивают, и греются до 700°С, и при реверсе выламывают перемычки сепараторов, и, как следствие, требуют частой замены. Имеют низкую долговечность, а разборка и сборка сопряжена с большой потерей времени.

Известно, что от 30 до 40% от числа всех техногенных катастроф приходится на стандартные подшипники качения.

В целях сохранения максимального пятна контакта больших ступеней роликов 2 с дорожкой качения сферического типа наружного кольца 1, сферический участок выполняют увеличенным - он переходит через ось симметрии сферы вправо, например, на 2…3 мм. При этом диаметр ⌀вн=⌀D1m, как, например, ⌀вн=140+0,005 мм, а диаметр сферы Ο⌀D1m выполняют с большим двойным допуском .

Наружное кольцо 1 становится съемным, что обеспечивает проведение сборки и разборки деталей подшипника, так как внутреннее кольцо 4 в сборе с роликами 2 и сепаратором 3 проходит через отверстие кольца 1 со стороны ⌀вн.

Съемное кольцо 1 позволяет при очередном техническом ремонте произвести сборку с поворотом внутреннего кольца 4 и роликов 2, и сепаратором 3 - на 180°, чем увеличить пробег подшипника, например, еще на 100000 км.

Предложенный подшипник качения допускает и перекос внутреннего кольца относительно наружного, например, от 30' до 1°30' без снижения частоты вращения и без сокращения их срока службы.

Сепаратор 3 может быть выполнен из латуни, например, Л63 или ЛС59-1, или быть выполненным из полиамида с различными наполнителями в зависимости от условий эксплуатации. Сепаратор стал более усиленным и надежность его возросла, как и долговечность подшипника возросла, например, в 10…15 раз.

Подшипник качения радиально-упорный имеет следующие преимущества по сравнению со стандартным подшипником с коническими роликами, он позволяет:

- провести преобразование сферического однорядного подшипника качения в радиально-упорный со съемным наружным кольцом, допускающего перекос внутреннего кольца относительно наружного, например, от 30' до 1°30' без снижения частоты вращения и без сокращения их срока службы;

- устранить проскальзывание тел качения при их обкатке по дорожкам качения наружного и внутреннего кольцам подшипника с постоянной и одинаковой частотой вращения за счет двухступенчатых роликов, выполненных сферическо-цилиндрического типа;

- увеличить долговечность подшипников, например, в 10…15 раз за счет усиленного сепаратора за счет победы над трением скольжения тел качения при контакте их с дорожками качения, при работе на трении качения, равного, например, 0,0003…0,00003;

- заполнить нишу еще одним подшипником качения, работающим и в экстремальных условиях при уменьшенном в пять раз количестве смазки - безаварийно, так как необходимость выноса продуктов скольжения от трения тел качения по дорожкам качения отпадает, отпадает также потребность в большом количестве смазки, необходимой на охлаждение подшипника;

- провести альтернативную замену существующих стандартных подшипников с коническими роликами в ступицах, коробках скоростей, дифференциалах, редукторах, …, так как имеет те же габаритные размеры.

Экономическая эффективность

Технический результат достигается за счет победы над трением скольжения, которая достигается условием сборки подшипника и особенностью его конструктивного исполнения.

Все усилия, упругие деформации, удары и торсионные моменты на полуосях, ступицах, валах, карданных валах - замыкаются и воспринимаются подшипниками качения. Стандартные подшипники с коническими роликами подклинивают или заклиниваются, так как угол конуса роликов - самотормозящий и составляет от 30' до 6°, а трение качения и скольжения вдоль образующей конуса ролика - различное. Подшипник превращается в муфту трения только от осевой нагрузки - ударной нагрузки и выполняет роль машины-трения.

На преодоление сопротивления трения скольжения в подшипниках «качения» привод затрачивает до 30% мощности.

Новый подшипник качения выступает за остановку тупикового пути развития стандартных подшипников «качения», по причине отсутствия теории качения для подшипников качения.

Новый подшипник качения при эксплуатации обеспечивает надежность и долговечность в 10…15 раз большую, только за счет устранения проскальзывания тел качения относительно дорожек качения, наличия съемного наружного кольца, обеспечивающего сборку и разборку за счет конструктивного исполнения и наличия трения качения, равного, например, 0,0003…0,00003.

Подшипник качения радиально-упорный, содержащий внутреннее двухбортовое кольцо и наружное однобортовое кольцо с дорожками качения, размещенные между ними тела качения, выполненные в виде роликов, установленных в гнездах сепаратора, тела качения - ролики выполнены двухступенчатыми, большая ступень ролика, имеющая один участок, контактирует только с дорожкой качения наружного однобортового кольца подшипника, а меньшая ступень ролика, выполненная с двумя участками, контактирует по линии только с дорожками качения его внутреннего двухбортового кольца с постоянной и одинаковой частотой вращения, при этом должно выполняться условие сборки подшипника:
,
где d1m - диаметр дорожки качения внутреннего двухбортового кольца подшипника;
Dwm1 - меньшая ступень ролика;
D1m - диаметр дорожки качения наружного однобортового кольца подшипника;
Dwm2 - большая ступень ролика,
а, по меньшей мере, одна дорожка качения внутреннего двухбортового кольца подшипника выполнена с, по меньшей мере, одной проточкой для образования зазора с большей ступенью ролика, при этом большая ступень ролика выполнена сферической, а дорожка качения наружного однобортового кольца подшипника выполнена со сферическим участком, отличающийся тем, что наружное однобортовое кольцо подшипника выполнено съемным, а сферический участок дорожки качения наружного однобортового кольца выполнен с переходом за ось симметрии сферы, например, на 2…3 мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам качения и скольжения различных механизмов и машин, а также к отдельным деталям машин - валикам, роликам, втулкам, осям и другим деталям.

Изобретение относится к отрасли машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных подшипниковых узлах, например в энергетическом, шахтном оборудовании, в машинах морских и речных судов, для восприятия больших осевых и радиальных нагрузок.

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в подшипниковых узлах. .

Изобретение относится к подшипникам качения и, главным образом, к подшипникам, используемым в области авиационной техники. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам передаточных механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях машин и механизмов. .

Изобретение относится к двухрядным радиально-упорным подшипникам качения, применяемых, в частности, в железнодорожных буксах. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом при высоких скоростях вращения. .

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к подшипникам качения, работающим в узлах машин и механизмов. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах с предварительным натягом. .
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в опорах валов и осей. .

Изобретение относится к опорно-поворотным устройствам с упругими роликами преимущественно для боевых гусеничных машин, поворотных пусковых установок и т.п., где требуется безлюфтовость.

Передача // 2126918
Изобретение относится к передаче, в частности к планетарной передаче с основным корпусом, с по меньшей мере одним выходом элементом, установленным с возможностью вращения, а также с кольцеобразным гнездом с рабочими поверхностями, выполненными в зоне выходного элемента для аналогичных цилиндру элементов качения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорно-поворотным устройствам (ОПУ) строительных и грузоподъемных машин. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорно-поворотным устройствам строительных и грузоподъемных машин. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях промышленности

Наверх