Гребная электрическая установка (варианты)

Изобретение относится к судовым двигательно-движительным установкам. Электрическая гребная установка содержит источник электропитания постоянного тока, гребной электродвигатель, редуктор, три управляемые разъединительные муфты, систему управления. Источник электропитания соединен с гребным электродвигателем переменного тока через статический преобразователь параметров электроэнергии. В режиме экономичного хода вал гребного электродвигателя напрямую соединен с валом гребного винта, для чего включают первую муфту и выключают вторую и третью муфты. Для реализации режима полного хода вал гребного электродвигателя соединяют с валом гребного винта через редуктор, для этого выключают первую муфту и включают вторую и третью. Вход системы управления подключен к задатчику частоты вращения вала гребного винта, а ее выходы подключены к статическому преобразователю параметров электроэнергии и к управляемым разъединительным муфтам. Во втором варианте исполнения в качестве гребного электродвигателя применен электродвигатель постоянного тока. Достигается снижение массогабаритных характеристик электроэнергетического оборудования гребной электрической установки. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к судовым малогабаритным гребным электрическим установкам, обеспечивающим экономичные режимы движения. Установка может быть применена на любых типах кораблей, судов и подводных аппаратов.

Известна гребная энергетическая установка (ГЭУ) (например, построенного в 2007 г. фрегата типа 45, ВМС Великобритании см. www.onr.navy.mil/t45), содержащая источник электроэнергии, питающий через преобразователь параметров электроэнергии гребной электродвигатель (ГЭД) большой мощности, вал которого соединен непосредственно с гребным валом, на котором закреплен гребной винт, обеспечивающая движение судна во всем диапазоне скоростей (так называемая ГЭУ с полным электродвижением). Максимальная частота вращения гребных винтов лежит обычно в диапазоне 100-250 об/мин, поэтому гребной электродвигатель должен быть низкооборотным и развивать большой момент.

Недостатком такой установки является большая масса и объем электроэнергетического оборудования, особенно ГЭД. Так, ГЭД мощностью 40 МВт при частоте вращения линии вала 150 об/мин имеет массу около 400 т и габариты: длина - 10 м при диаметре около 7 м. Преобразователь частоты напряжения на полную мощность также имеет довольно большую массу и объем (например, преобразователь мощностью 20000 кВт состоит из линейки электрошкафов высотой 2 м, глубиной 0,8 м и общей длиной 14 м). Массогабаритные характеристики оборудования ГЭУ в 1,5-2 раза хуже, чем у традиционной энергетической установки с механической передачей энергии от первичного двигателя (турбины, дизеля) на гребной вал через главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА).

Известна также ГЭУ с полным электродвижением (прототип) гребная установка буксира-толкателя «Клермонт», ВМС США (см. «Гребные электрические установки». - Л., «Судостроение», 1985 г.), где ГЭД приводит во вращение гребной винт через постоянно включенный понижающий редуктор. Высокооборотный гребной электродвигатель с редуктором имеет существенно лучшие массогабаритные характеристики, чем прямодействующий низкооборотный ГЭД той же мощности. Однако постоянно включенный редуктор снижает КПД энергетической установки и увеличивает ее виброактивность.

Задачей предлагаемого изобретения является улучшение энергетических характеристик гребной электрической установки, уменьшение массы и снижение ее виброактивности на частичных режимах работы.

Это достигается тем, что в известную гребную электрическую установку, содержащую гребной электродвигатель, вал которого соединен с валом гребного винта через редуктор, источник электроэнергии, соединенный с гребным электродвигателем через статический преобразователь параметров электроэнергии, по изобретению в нее введены три управляемые разъединительные муфты, система управления, задатчик частоты вращения гребного электродвигателя, выполненного в виде электродвигателя переменного тока, причем источник электроэнергии выполнен в виде источника электроэнергии постоянного тока (аккумулятор или топливный элемент), вал гребного электродвигателя соединен с валом гребного винта через первую управляемую разъединительную муфту, редуктор и вторую управляемую разъединительную муфту, при этом вал гребного винта проходит через вторую управляемую разъединительную муфту, полый выходной вал редуктора, полый входной вал редуктора и соединен с валом электродвигателя через третью управляемую разъединительную муфту, выходы системы управления подключены к входу статического преобразователя параметров электроэнергии и трем управляемым разъединительным муфтам, вход системы управления подключен к задатчику частоты вращения гребного электродвигателя, при этом гребной электродвигатель подключен к источнику постоянного тока через статический преобразователь параметров электроэнергии.

Во втором варианте исполнения устройство отличается тем, что в качестве гребного электродвигателя используется электродвигатель постоянного тока, а источник электроэнергии выполнен в виде источника электроэнергии постоянного тока, так же введены три управляемые разъединительные муфты, система управления, задатчик частоты вращения гребного электродвигателя, причем вал гребного электродвигателя соединен с валом гребного винта через первую управляемую разъединительную муфту, редуктор и вторую управляемую разъединительную муфту, при этом вал гребного винта проходит через вторую управляемую разъединительную муфту, полый выходной вал редуктора, полый входной вал редуктора и соединен с валом электродвигателя через третью управляемую разъединительную муфту, выходы системы управления подключены к трем управляемым разъединительным муфтам и к входу статического преобразователя параметров электроэнергии, выполненного в виде статического преобразователя постоянно - постоянного тока; вход системы управления подключен к задатчику частоты вращения гребного электродвигателя, при этом гребной электродвигатель подключен к источнику постоянного тока через статический преобразователь постоянно - постоянного тока.

Введение разъединительных муфт и системы управления позволяет разделить диапазон управления частотой вращения гребного винта на два поддиапазона:

- режим экономического хода (название условное), где частота вращения гребного винта выбирается в диапазоне от минимальной до частоты вращения, соответствующей экономическому (крейсерскому) ходу;

- режим полного хода (ПХ), где частота вращения гребного винта выбирается в диапазоне от экономического до полного хода судна.

В первом режиме гребной электродвигатель с помощью муфты напрямую соединяется с гребным валом без использования понижающего редуктора, что увеличивает коэффициент полезного действия ГЭУ и снижает вибрацию силовой установки. Регулирование частоты вращения ГЭД осуществляется с помощью преобразователя параметров электроэнергии.

Во втором режиме редуктор включен, однако в диапазоне хода от экономического до полного повышенная вибрация от редуктора не является определяющей, так как в этом диапазоне главным источником вибрации является гребной винт.

Гребной электродвигатель может быть электродвигателем переменного или постоянного тока. В зависимости от этого могут быть два варианта исполнения блок-схемы электрической гребной установки.

Сущность изобретения поясняется чертежом (см. Фиг.1), на котором приведена блок-схема предлагаемой электрической гребной установки по первому варианту исполнения.

Установка содержит гребной электродвигатель 1 переменного тока с валом 2, который соединен с линией вала 3 гребного винта 4 через разъединительную муфту 5. Гребной вал 3 через вторую разъединительную муфту 6, редуктор 7 и третью разъединительную муфту 8 соединен с валом 2 гребного электродвигателя 1. Гребной электродвигатель 1 подключен к источнику электропитания постоянного тока 9 через статический преобразователь параметров электроэнергии, выполненный в виде преобразователя постоянно - переменного тока 10 (например, автономный инвертор).

Включение либо муфты 5, либо одновременно двух муфт 6 и 8 производится системой управления 11, в зависимости от положения задатчика частоты вращения 12, подключенного к входу системы управления 11. Необходимая частота вращения ГЭД устанавливается с помощью статического преобразователя постоянно - переменного тока 10.

Входы трех управляемых разъединительных муфт 5, 6, 8 подключены к выходам системы управления 11.

Установка может работать в двух режимах: экономического (ЭХ) и полного хода (ПХ). В экономическом режиме муфта 5 включена, а муфты 6 и 8 отключены.

ГЭД 1 должен быть рассчитан на мощность, достаточную для непосредственного, без редуктора привода гребного вала 3 при скорости движения судна, близкой к экономическому ходу. Расчеты показывают, что в этом режиме мощность ГЭД 1 составляет примерно 10-13% от полной мощности. Это следует из кубической зависимости, связывающей мощность силовой установки и частоту вращения гребного винта. Масса и габариты ГЭД 1 в этом режиме в 2-3 раза меньше, чем у гребного двигателя, рассчитанного на движение судна полным ходом (при безредукторном подсоединении к линии гребного вала).

В режиме полного хода муфта 5 отключена, а муфты 6 и 8 включены. В этом режиме ГЭД 1 должен развивать максимальную мощность, хотя габариты и объем его остаются неизменными. Это достигается повышением частоты его вращения и обусловливается использованием следующих обстоятельств.

Активный объем D2iLi (Di - диаметр, Li - длина активного железа) ГЭД 1 выбирается из условия обеспечения мощности, необходимой для обеспечения экономического хода (ЭХ).

В режиме ПХ, благодаря применению редуктора, момент на валу ГЭД 1 (МГЭД ПХ) не изменяется и остается равным моменту в режиме ЭХ (МГЭД ЭХ), то есть

Коэффициент использования активного объема электрической машины, как известно ("Проектирование электрических машин"/ Под ред. М.Э. Копылова, 1980, стр.6), определяется равенством

где Р - мощность ГЭД 1,

n - частота вращения вала 2, 6 ГЭД 1.

Из условий (1) и

следует, что мощность ГЭД 1 линейно связана с частотой вращения при неизменном активном объеме электрической малины.

Таким образом, активный объем ГЭД 1, определяемый из условия обеспечения необходимой мощности в режиме ЭХ, не изменяется и в режиме ПХ (мощность увеличивается при соответствующем повышении частоты вращения n вала ГЭД). Это предопределяет возможность создания главной энергетической установки с одним двигателем при значительно меньшей массе и габаритах (в отличие от прототипа в системе полного электродвижения).

Гребная установка может быть выполнена с примененном ГЭД как переменного, так и постоянного тока, в связи с тем, что зависимости (1) - (3) справедливы и в том, и в другом случаях.

Передаточное отношение редуктора 7 выбирается из условия непрерывного перекрытия всего диапазона частот вращения гребного вала 3. Обычно частота вращения гребного винта 4 в режиме ПХ примерно в 2 раза выше максимальной частоты вращения гребного винта 4 (и вала 2 ГЭД) в режиме ЭХ

где - диапазон изменения частоты вращения ГЭД 1.

В связи с кубической зависимостью мощности от частоты вращения мощность ГЭД в режиме ПХ может быть определена

Так как мощность и частота вращения ГЭД при неизменном моменте на валу связаны линейно, максимальная частота вращения ГЭД в режиме ПХ должна быть

Учитывая, что частота вращения гребного вала при этом возрастает в 2 раза, передаточное число редуктора 7 должно быть i=4. Это легко выполняется в случае использования простого одноступенчатого редуктора.

Регулирование частоты вращения ГЭД 1 (и гребного вала 3) во всех режимах осуществляется посредством статического преобразователя постоянно - переменного тока 10, который рассчитывается на полную мощность.

При положении задатчика частоты вращения 12 гребного винта от минимального nмин до nЭХ с помощью системы управления 11 включаются муфта 5 и выключаются муфты 6 и 8. Система управления 11, изменяя выходную частоту статического преобразователя постоянно - переменного тока 10, обеспечивает необходимые параметры частоты и напряжения на его выходе. В этом режиме редуктор 7 не участвует в передаче крутящего момента от ГЭД 1 к гребному винту 4, что повышает экономичность силовой установки и снижает ее виброактивность.

При повышении заданных частот вращения гребного винта от nЭХ до nПХ с помощью системы управления 11 включаются муфты 6, 8 (муфта 5 отключается). В этом режиме момент от гребного электродвигателя 1 на гребной винт 4 передается через понижающий редуктор 7. Скорость вращения гребного электродвигателя резко возрастает, что ведет к повышению его мощности на валу при сохранении тех же массогабаритных характеристик.

Вариант 2 отличается от первого варианта гребной электрической установки тем, что в качестве гребного электродвигателя используется электродвигатель постоянного тока, а преобразователь параметров электроэнергии выполнен в виде преобразователя постоянно - постоянного тока. В этом случае блок-схема предлагаемой электрической гребной установки представлена на Фиг.2.

Установка содержит гребной электродвигатель 1 постоянного тока с валом 2, который соединен с линией вала 3 гребного винта 4 через разъединительную муфту 5. Гребной вал 3 через вторую разъединительную муфту 6, редуктор 7 и третью разъединительную муфту 8 соединен с валом 2 гребного электродвигателя 1. Гребной электродвигатель 1 подключен к источнику постоянного тока 9 через преобразователь параметров электроэнергии, выполненный в виде преобразователя постоянно - постоянного тока 10.

Включение либо муфты 5, либо одновременно двух муфт 6 и 8 производится системой управления 11, в зависимости от положения задатчика частоты вращения 12, подключенного к входу системы управления 11. Необходимая частота вращения ГЭД устанавливается с помощью преобразователя постоянно - постоянного тока 10. Входы трех управляемых разъединительных муфт 5, 6, 8 подключены к выходам системы управления 11.

Во всех вариантах установка может работать в двух режимах: экономического (ЭХ) и полного хода (ПХ). В экономическом режиме муфта 5 включена, а муфты 6 и 8 отключены.

Предлагаемая электрическая гребная установка по функциональным параметрам аналогична системе с полным электродвижением, обеспечивает все режимы скоростей хода судна от минимальной до ПХ с использованием единого электродвигателя.

Но при этом, в отличие от прототипа, как показала проработка вариантов ГЭУ судна, вес гребного электродвигателя снижен примерно в 2,5-3 раза.

Таким образом, в предлагаемом изобретении впервые показана возможность создания энергетической установки с полным электродвижением (то есть с единым главным электродвигателем), у которой масса и габариты значительно, в 2,5-3 раза, меньше, чем у известных установок с системой полного электродвижения.

1. Гребная электрическая установка, содержащая гребной электродвигатель, вал которого соединен с валом гребного винта через редуктор, источник электропитания, соединенный с гребным электродвигателем через статический преобразователь параметров электроэнергии, отличающаяся тем, что источник электропитания выполнен в виде источника постоянного тока, в установку введены три управляемые разъединительные муфты, система управления, задатчик частоты вращения гребного электродвигателя, причем вал гребного электродвигателя соединен с валом гребного винта через первую управляемую разъединительную муфту, редуктор и вторую управляемую разъединительную муфту, при этом вал гребного винта проходит через вторую управляемую разъединительную муфту, полый выходной вал редуктора, полый входной вал редуктора и соединен с валом электродвигателя через третью управляемую разъединительную муфту, выходы системы управления подключены к трем управляемым разъединительным муфтам и к входу статического преобразователя параметров электроэнергии, выполненного как статический преобразователь постоянно-переменного тока, а вход системы управления подключен к задатчику частоты вращения гребного электродвигателя, при этом гребной электродвигатель подключен к источнику электропитания постоянного тока через статический преобразователь постоянно-переменного тока.

2. Гребная электрическая установка, содержащая гребной электродвигатель, вал которого соединен с валом гребного винта через редуктор, источник электропитания, соединенный с гребным электродвигателем через статический преобразователь параметров электроэнергии, отличающаяся тем, что источник электропитания выполнен в виде источника постоянного тока, в качестве гребного электродвигателя используется электродвигатель постоянного тока, при этом в нее введены три управляемые разъединительные муфты, система управления и задатчик частоты вращения гребного электродвигателя, причем вал гребного электродвигателя соединен с валом гребного винта через первую управляемую разъединительную муфту, редуктор и вторую управляемую разъединительную муфту, вал гребного винта проходит через вторую управляемую разъединительную муфту, полый выходной вал редуктора, полый входной вал редуктора и соединен с валом электродвигателя через третью управляемую разъединительную муфту, выходы системы управления подключены к трем управляемым разъединительным муфтам и к входу статического преобразователя параметров электроэнергии, выполненного в виде статического преобразователя постоянно-постоянного тока, вход системы управления подключен к задатчику частоты вращения гребного электродвигателя, при этом гребной электродвигатель подключен к источнику постоянного тока через статический преобразователь постоянно-постоянного тока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судовым двигательно-движительным установкам. .

Изобретение относится к корабельным электроэнергетическим системам, в частности, дизель-электрических подводных лодок и подводных аппаратов с аккумуляторными батареями (АБ), являющимися единственными источниками электроэнергии в подводном положении, а также надводных кораблей с электродвижением, имеющим в качестве резервного (аварийного) источника электропитания АБ.

Изобретение относится к гидро- и аэродинамике объектов, находящихся и движущихся в пространстве, и может быть использовано в судостроении и ракетостроении. .

Изобретение относится к области судовой электротехники, в частности - к погружным электрическим машинам, которые могут быть использованы в составе гребной электрической установки (ГЭУ) подводных обитаемых и необитаемых малогабаритных объектов с неограниченной глубиной погружения, а также в качестве подруливающих устройств, активных рулей любых подводных и надводных объектов.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе гребного винта для надводных судов, в приводе гребного винта, представляющего собой пропульсивную установку, в модуле, содержащем пропульсивную установку и выполненном с возможностью разворота относительно корпуса судна.

Изобретение относится к судовым электрическим движителям. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания судовых силовых установок с синхронным электродвигателем. .

Изобретение относится к корабельной электротехнике и может быть использовано в составе электроэнергетической системы дизель-электрической подводной лодки. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций кормовых оконечностей судов с гребными электрическими установками, являясь применимым к судам различного назначения.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электростанции

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с преобразователями частоты и гребными электродвигателями

Изобретение относится к водному транспорту, а именно к способу управления судовой комбинированной энергетической установкой

Изобретение относится к области судовых энергетических установок

Изобретение относится к судостроению. Судовая валогенераторная установка, подключаемая к винту (4) гребному, имеет в своем составе двигатель (1) приводного вала, разъединительные муфты (2), (5), редуктор (3) и валогенератор (6) (электрическую машину с возбуждением от постоянных магнитов). Валогенератор (6) через первый датчик (7) тока, входной дроссель (8), преобразователь (9) частоты, выходной дроссель (10), LC-фильтр (11), второй датчик (12) тока, первый автоматический выключатель (13) подсоединен к шинам (14) судовых электропотребителей. Кроме того, шины (14) через второй автоматический выключатель (15) подключены к вспомогательному генератору (16) со своим приводным двигателем (17). Датчик (18) входного напряжения подключен к выходу валогенератора (6), а датчик (19) выходного напряжения - к шинам (14) через первый автоматический выключатель (13). Преобразователь (9) частоты имеет два встречно включенных обратимых выпрямителя (21) и (23) с векторным управлением, каждый из которых содержит свой контроллер (20) и (22). Между выпрямителями установлен конденсаторный накопитель (26) звена постоянного тока. Датчики тока и напряжения подсоединены к соответствующим контроллерам и обеспечивают обратную связь для управления параметрами цепей. Применение обратимого преобразователя с включенными встречно управляемыми выпрямителями с обратными связями по току и напряжению, а также применение коммутационных элементов позволяет работать установке как в обычном режиме для питания общесудовой сети, так и в обратимом двигательном режиме с использованием валогенератора при отказе основного. Схема позволяет осуществлять стабилизацию напряжения в звене постоянного тока и повышать качество энергии за счет компенсации статическим преобразователем реактивной мощности и симметрирования по модулю и фазе напряжения в судовой трехфазной сети. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электрической передаче мощности тягового транспортного средства. Электрическая передача содержит первичный тепловой двигатель, асинхронный генератор переменного тока с фазным ротором, тяговый асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором, обратимый статический преобразователь частоты. Первичный тепловой двигатель механически соединен с валом асинхронного генератора. Статорная обмотка асинхронного генератора подключена непосредственно к статорной обмотке тягового асинхронного электродвигателя. Роторная обмотка асинхронного генератора подключена к одному из входов обратимого статического преобразователя частоты. Другой вход обратимого статического преобразователя частоты подключен непосредственно к соединенным между собой статорным обмоткам асинхронного генератора и тягового асинхронного электродвигателя. Технический результат заключается в повышении энергетической эффективности и надежности электрической передачи мощности тягового транспортного средства на переменном токе. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к судовой электротехнике и может быть использовано в качестве электроэнергетической установки как на надводных, так и на подводных судах. Установка содержит: дизель-генератор, блок аккумуляторных батарей, генератор на топливных элементах, инвертор, преобразователь DC/DC, к выходам которых подключены общесудовые потребители и потребители собственных нужд генератора на топливных элементах, на переменном и постоянном токе, зарядное устройство, гребной электродвигатель, механически связанный с винтом, и блок автоматического управления и контроля. Судовая электроэнергетическая установка обеспечена преобразователем частоты, тремя датчиками напряжения, выпрямителем, двумя развязывающими диодами, замыкающим и переключающимися контактами и двумя развязывающимися диодами объединенными и подключенными к входам инвентора, согласующегося преобразователя DC/DC и зарядного устройства. Выход зарядного устройства через размыкающие переключающиеся контакты соединен с блоком аккумуляторных батарей, а выходы датчиков напряжения связаны с входами блока автоматического управления и контроля. Достигается повышение КПД и надежности судовой электроэнергетической установки, а также улучшение управляемости и маневренности судна . 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а конкретно - к забортным двигательно-движительным агрегатам. Судовая двигательно-движительная установка содержит: тепловой двигатель, первый вал, вариатор, второй вал, соединенный с гребным винтом, систему управления. В состав вариатора входит униполярный генератор, установленный на первом валу и электрически соединенный с униполярным двигателем, установленным на втором валу. Валы механически не связаны между собой и на них установлены, соответственно, первый и второй датчики скорости вращения. Система управления соединена с блоком управления скоростью вращения теплового двигателя, с датчиками скорости вращения и с обмотками возбуждения униполярного двигателя и униполярного генератора. Достигается повышение надежности и снижение потерь судовой двигательно-движительной установки; снижение массы, габаритов; снижение уровня электромагнитных помех при преобразовании энергии. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами. Судовая электроэнергетическая установка содержит первый тепловой двигатель, второй тепловой двигатель, валогенератор, генератор, первый, второй и третий валы, вариатор, который соединен с гребным винтом, систему управления, шины питания, датчики скорости вращения. В состав вариатора включены три униполярные машины, которые электрически соединены между собой. При этом ротор валогенератора закреплен на третьем валу, который выполнен полым и установлен коаксиально первому валу с помощью подшипников или электромагнитного подвеса. Также на всех трех валах установлены датчики скорости вращения, соединенные с системой управления, с которой также соединены управляющий вход пускового устройства, возбудитель валогенератора и обмотки возбуждения униполярных машин, а также входы управления разъединительных муфт, автоматических выключателей и блока управления скоростью вращения первого теплового двигателя. Достигается: питание судовых электропотребителей от валогенератора отдельно и совместно с генератором, работа валогенератора в двигательном режиме с постоянной частотой вращения и передачей механической энергии на винт, снижение уровня гармонических составляющих на шинах питания судовых электропотребителей, повышение надежности, снижение массы и габаритов. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх