Способ контроля экстремальной несоосности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве. Сущность: способ заключается в том, что на оси одного из валов с помощью конуса закрепляют измеритель, выполненный в виде источника света, снабженного линейками, пересекающимися под углом 90° на оси конуса и вала. На другом валу крепят экран, снабженный таким же измерителем и дополнительно снабженный линейкой, начало измерения которой ведется из точки пересечения линеек на экране и выполненной с возможностью поворота вокруг точки отсчета. Включают источник света и, поворачивая дополнительный измеритель на экране до совмещения с проекцией оси другого вала, измеряют расстояние между точками пересечения, и определяют экстремальную несоосность. Технический результат: независимость измерения от разности диаметров (радиусов) валов и исключение процесса поиска экстремальной несоосности. 1 ил.

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат.

Известен способ контроля соосности, например валов машин, заключающийся в измерении расстояния между их поверхностями с помощью измерителя, отличающийся тем, что вычисляют расстояние между поверхностями валов при их соосном расположении и корректируют показания измерителя на эту величину, поворачивают устройство на одном из валов, определяют горизонтальную, вертикальную и экстремальную несоосности и продолжают измерение несоосности валов (см. заявку №2003117347, 11.06.2003).

Недостатком известного способа является то, что он требует поиска экстремальной несоосности и коррекции полученного результата на величину разности радиусов.

Известен способ измерения несоосности валов, заключающийся в том, что устанавливают на одном из валов посредством штанги, стойки и зажимов подпружиненный Т-образный наконечник с возможностью контакта с другим валом, при этом Т-образный наконечник снабжен измерителем, например реохордом, который измеряет смещение вала в горизонтальной плоскости, которая соответствует горизонтальной несоосности, а при поворачивании зажима на валу измеряют вертикальную и экстремальную несоосность (патент № 2275588, G01B 5/25, опубл. 27.04.2006, бюл. №12).

К недостаткам известного способа следует отнести то, что для определения экстремальной несоосности требуется осуществлять поиск, т.е. осуществлять поворот устройства вокруг одного из валов, даже если установить три измерителя.

Целью изобретения является сохранить свойство независимости измерения от разности диаметров валов и исключить процесс поиска экстремальной несоосности, и/или измерение несоосности валов различной формы, например квадратных, треугольных резьбовых и т.д.

Поставленная цель достигается тем, что экстремальную несоосность измеряют непосредственно между осями (центрами) валов.

Это возможно для валов, которые проходили токарную обработку и имеют центр. В этом случае измеритель снабжен, например, конусами, один из которых закреплен на подвижной части (например, на подвижном штоке индикаторной головке под углом 90°), а другой - на корпусе или кронштейне, установленном на корпусе таким образом, чтобы при соосном положении конусов измеритель показывал нуль, при этом отсчет ведется между осями конусов.

Конусы измерителя могут быть расположены с одной стороны. Для измерения соосности отверстий вместо конусов могут быть установлены валики (калибры), закрепленные на измерителе по центру со скользящей посадкой.

На измерителе могут быть установлены различные сочетания насадок в зависимости от конструкции объекта измерения, например конус и втулка, или втулка и валик и т.д.

На чертеже изображена конструкция, например, штангенциркуля 1, предназначенного для измерения соосности валов 2 и 3, имеющих отверстия по центру 4 и 5, куда вставляются конусы 6 и 7, выполненные, например, из магнитного материала и расположенные на валиках с возможностью перемещения влево и вправо с целью введения конусов в отверстия 4 и 5 (валики не показаны). Конусы 6 и 7 могут не иметь валиков, но в этом случае кронштейн 8 устанавливают на каретке 9 с возможностью перемещения влево и вправо с целью введения конусов 6 и 7 в отверстия с возможностью скользящей посадки и исключения выпадения измерителя 1 в процессе измерения, например, для измерения соосности валов 2 и 3, выполненных не из магнитных материалов. По аналогии могут быть выполнены и индикаторные головки.

Процесс измерения осуществляют следующим образом. Измеритель 1, например, с конусами 6 и 7 подводят к отверстиям 4 и 5, которые за счет магнитных свойств втягиваются в отверстия 4 и 5 или путем перемещения кронштейна 8 вводятся в отверстия 4 и 5, когда валы расположены далеко друг от друга. Измеритель 1 покажет размер (величину) экстремальной несоосности. После этого полученный результат может быть скорректирован путем поворота валов при неподвижном измерителе, где к полученному результату может быть добавлена составляющая радиального биения за счет погнутости кончика валов 2 и 3, если она в процессе измерения случайно не совпала с направлением экстремальной несоосности. В процессе измерения измеритель может быть закреплен известным методом.

Операция коррекции экстремальной несоосности путем поворота валов агрегата при неподвижном устройстве может быть также использована в способе по заявкам №2003117347/28 «Способ контроля соосности валов машин» решение о выдаче 24 мая 2004 г., в устройстве по заявке №2003117348/28 «Устройство для контроля соосности» решение о выдаче 15 июля 2004 г., в способе по заявке №2003117346/28 «Способ измерения несоосности валов» решение о признании заявки, отозванной 28 июля 2004 г., и в способах по заявкам №2004120866/28, №2004120867/28 приоритет 9 июля 2004 г. «Способ измерения несоосности валов», где можно корректировать не только экстремальную несоосность, но и горизонтальную и вертикальную.

Таким образом, предлагаемый способ позволит измерить экстремальную несоосность, где процесс измерения не зависит от различных размеров диаметров и не требует операции коррекции полученного результата в зависимости от диаметров валов.

Кроме того, процесс измерения не требует поиска экстремальной несоосности как в процессе измерения, так и в процессе регулирования.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, может быть снабжено усилителем, выполненным по известной конструкции, например, в виде двух рычагов, соединенных шарнирно с соотношением длины концов в один или несколько порядков.

В этом случае два коротких конца по аналогии с измерителем устанавливаются на валики агрегатов, а измеритель измеряет расстояние между длинными концами. В полученном результате измерения переносят запятую на один или несколько знаков в зависимости от коэффициента усиления усилителя.

Способ измерения горизонтальной и вертикальной соосности по мнению заявителя может составить самостоятельный предмет изобретения и будет раскрыт в следующих заявках.

В качестве измерителя может быть использован источник света, закрепленный с помощью конуса на одном из валов и снабженный линейками, пересекающимися под углом 90° на оси конуса (а значит, и на оси вала), где точка пересечения является нулем (началом отсчета). На другом валу аналогичным образом крепится экран, снабженный таким же измерителем и дополнительно снабженный линейкой, начало отсчета которой ведется из точки пересечения линеек на экране и выполненной с возможностью поворота вокруг точки отсчета.

Процесс измерения осуществляют следующим образом. Закрепив экран на одном валу, а источник света с измерителями на другом валу, включают источник света. При этом на экране, имеющем точку пересечения измерителей, соответствующую положению оси этого вала спроектируется точка пересечения измерителей другого вала, соответствующая положению оси второго вала. Поворачивая дополнительный измеритель на экране до совмещения с проекцией оси другого вала (с точкой пересечения проекцией измерителей). Измерив расстояние между точками пересечения, определим экстремальную несоосность.

Недостатком такого устройства является то, что требуется поиск экстремальной несоосности, который может быть автоматизирован известными средствами.

Достоинством такого устройства является то, что оно позволит одновременно измерить экстремальную, горизонтальную и вертикальную несоосность.

Описанное устройство может иметь два источника питания, закрепленные на валах, и экран, установленный между ними, при этом дополнительная линейка установлена на одном из источников, как это было описано при расположении на экране. Такая конструкция позволит измерить несоосность, когда валы расположены, например, друг над другом. По мнению заявителя, метод измерения несоосности горизонтальной, вертикальной и экстремальной одновременно с любой стороны валов может составить самостоятельное изобретение и будет описан в следующей заявке.

Таким образом, измеряя расстояние между осями, будет измерена экстремальная несоосность, которая не зависит от формы вала и не требует коррекции при различных диаметрах валов либо дополнительно не требует поиска экстремальной несоосности в процессе ее непрерывного измерения в зависимости от конструкции устройства измерения.

В следующих заявках будет описан метод измерения горизонтальной, вертикальной и экстремальной несоосности, путем выделения из экстремальной несоосности ее компонентов: горизонтальной и вертикальной, что позволит осуществить процесс измерения в любом удобном месте вокруг валов, осуществляя измерение между осями. В другой заявке будет описан метод измерения несоосности валов, которые не имеют центровки и не представляется возможности установить измеритель с торца валов агрегата (например, в редукторе). По мнению заявителя, возможно измерить одновременно горизонтальную, вертикальную и экстремальную несоосность в любом удобном месте вокруг валов, где штанги устройства, на которых расположены измерители, могут быть не только ровными, но и криволинейными или зигзагообразными.

Вариант реализации предлагаемого способа с помощью источника света и экрана, на которых расположены линейки, пересекающиеся под углом 90° с началом отсчета в точке пересечения по существу является осью координат отградуированной в единицах измерения. Такая конструкция позволит измерить экстремальную несоосность, не выставляя линейки строго горизонтально и вертикально. Достаточно, чтобы линейки на экране (экрана и источника света) были расположены параллельно. Это можно достичь, поворачивая линейки, например, экрана до тех пор, пока на экране линейки экрана и источники света, пересекаясь, не образуют прямой угол, т.е. в образованном прямоугольнике противоположные стороны будут равны, что определяют с помощью линеек. Диагонали этого прямоугольника будут экстремальная несоосность, которая остается неизменной как бы мы не поворачивали экран и источник света, сохраняя выше описанное условие. А вот горизонтальная и вертикальная несоосность будет изменяться. Истинное их значение будет в данном случае только тогда, когда линейки будут расположены строго вертикально и горизонтально. Измерение экстремальной, вертикальной и горизонтальной несоосности будет описано в третьей заявке.

Способ измерения экстремальной несоосности валов, заключающийся в том, что на оси одного из валов с помощью конуса закрепляют измеритель, выполненный в виде источника света, снабженного линейками, пересекающимися под углом 90° на оси конуса и вала, а на другом валу крепят экран, снабженный таким же измерителем и дополнительно снабженный линейкой, начало измерения которой ведется из точки пересечения линеек на экране и выполненной с возможностью поворота вокруг точки отсчета, включают источник света и поворачивая дополнительный измеритель на экране до совмещения с проекцией оси другого вала измеряют расстояние между точками пересечения и определяют экстремальную несоосность.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области измерительной техники и используется для измерения рассогласования оси ствола и оси прицела. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования валов машин, содержащих муфты с длинной распорной частью. .

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно.

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов. .

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов. Способ включает в себя предварительную центровку, измерение текущих значений параметров центровки валов, окончательную центровку и крепление механизмов. При этом перед центровкой производят нагружение валов механизмов с помощью приспособления заданным изгибающим моментом и поперечной силой. Измеряют прогибы и углы поворота валов обоих механизмов. Снимают приспособление. Рассчитывают излом и смещение в соединении валов по зависимостям: где I - излом в соединении валов; S - смещение в соединении валов. По рассчитанным значениям изломов и смещений производят окончательную центровку механизмов. Технический результат - повышение точности контроля монтажных нагрузок и напряжений в валах и расширение технологических возможностей процессов центровки механизмов. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности. Вводят корректирующую величину, равную сумме радиусов валов (или вала-отверстия), известным способом, устанавливают измерительные ножки на максимально удаленные поверхности валов, например, в вертикальном положении и определяют вертикальную несоосность, поворачивают штангенциркуль между этими поверхностями, определяют экстремальную несоосность, а в горизонтальном положении - горизонтальную несоосность. Через заданное время работы механизма, а также через заданный пробег подвижного состава осуществляют повторные измерения несоосности в одном пространственном положении измеряемых поверхностей и по разнице первого и повторных замеров определяют суммарную величину износа отверстия, подшипника и вала. Технический результат заключается в упрощении процесса измерения несоосности и обеспечении возможности проведения измерений в труднодоступных местах. 3 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой. Устройство, расположенное на стойке (4), содержит место (31) с горизонтальной осью (X) для размещения вышеуказанного топливного стержня; средство (20) для измерения отклонения от параллельности и средство (22) для корректирования вышеуказанного отклонения. Устройство содержит средство (14) позиционирования устройства относительно топливного стержня, состоящее из двух параллельных опор, расположенных на расстоянии друга от друга, при этом каждая из них поддерживает конец вышеуказанного топливного стержня. Опоры выполнены в виде двух подковообразных частей (16.1. 16.2), внутренние концы которых предназначены для опирания на топливный стержень и отстоят друг от друга на заданном расстоянии так, чтобы обеспечить перекрывание опоры стойки, на которую опирается конец с верхней заглушкой топливного стержня, и которая имеет толщину, по существу, равную расстоянию между двумя подковообразными частями (16.1, 16.2). Также устройство содержит средство (32) для удерживания топливного стержня, выполненное с возможностью обеспечения вращения топливного стержня вокруг его продольной оси, которое расположено между средством (14) позиционирования и средствами измерения и корректирования. Средство (32) содержит нижний захват (34) и верхний захват (36), для захватывания топливного стержня, при этом нижний захват (34) образует базу для измерения отклонения от параллельности. Технический результат - обеспечение измерения отклонения от параллельности во время корректирования вышеуказанного отклонения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц. Способ монтажа зонального блока в отсеке судна включает выбор монтажных баз, установку блока на фундамент, измерение монтажных зазоров между присоединительными поверхностями блока и фундамента, перемещение и закрепление зонального блока по результатам измерений. При этом предварительно выполняют с помощью автоматизированной системы проектирования виртуальную 3D модель отсека судна и устанавливаемого в нем зонального блока, в качестве монтажных баз зонального блока и его виртуальной модели принимают опорные точки, являющиеся общими для фундамента отсека судна и установленного в нем зонального блока. Затем на принятых монтажных базах реального фундамента и зонального блока закрепляют не менее чем по три репера с одинаковыми пространственными координатами относительно отсека судна, после чего собирают блок и фундамент относительно установленных реперов и измеряют координаты фактического расположения их присоединительных поверхностей относительно этих реперов. После этого на основе выполненных измерений производят виртуальную установку зонального блока на фундамент совмещением их монтажных баз (опорных точек) и измеряют по виртуальной сборке полученные монтажные зазоры, сравнивают реальные монтажные зазоры и зазоры, измеренные по виртуальной сборке, и по их разности производят расчетные перемещения зонального блока на фундаменте помещения корпуса судна для установки его в проектное положение. Технический результат заключается в значительном снижении длительности и трудоемкости монтажа зонального блока или иных крупногабаритных блоков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано при финишной обработке и контроле параметров крупногабаритных зеркал телескопов. Способ осуществляют путем съема контактным линейным трехточечным сферометром геометрических характеристик поверхности по ее краю по нескольким диаметральным сечениям. Сферометр помещают последовательно вдоль радиального направления на одинаковом расстоянии от края детали в различных сечениях. По относительной разности в измеренных показаниях стрелки прогиба во взаимно противоположных направлениях определяют величину смещения оптической оси относительно геометрического центра зеркала. Сферометр содержит корпус, закрепленные в корпусе на одной линии две опоры по краям, измерительный датчик в центре и три упора. Один упор расположен сбоку датчика и два упора - на одном из торцев ниже корпуса горизонтально с возможностью их фиксации на боковой поверхности измеряемого зеркала. Технический результат - измерения децентрировки оптической оси асферической поверхности крупногабаритных оптических деталей диаметром более 200 мм с высокой точностью. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к методам измерения и регулирования несоосности вручную или автоматически известными методами. Сущность способа заключается в том, что проводят измерение несоосности, затем осуществляют повторное измерение несоосности, при этом устанавливают измерители параллельно, причем диапазон измерения каждого следующего измерителя равен максимальной ошибке предыдущего. Технический эффект заключается в том, что упрощается техническая реализация и повышается точность измерения или регулирования. При этом известные инвариантные системы регулирования или управления несоосностью будут точно или более точно приведены к нулю. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для проведения измерительного контроля соосности среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях. Устройство содержит два соосно расположенных вала (1) и (2), соединенных корпусом (3), в отверстии которого установлен двуплечий рычаг (6). Одно из плеч рычага (6) контактирует с плоским торцом плунжера (7), центрируемого втулками (8) и (9) в отверстии вала (2) при взаимодействии второго плеча рычага (6) с внутренней поверхностью вращения среднего из пяти контролируемых отверстий. На валах (1) и (2) установлены три центрирующих узла (10), (11), (12), измерительный узел (13) с индикатором (14). Каждый из центрирующих узлов (10), (11), (12) выполнен в виде цилиндрического ступенчатого корпуса (15). Измерительный узел (13), установленный с центрирующим узлом (12) на полом валу (2), выполнен в виде цилиндрического корпуса (31) с осевым отверстием и крышки (32), закрепленной на торце корпуса. Техническим результатом является обеспечение возможности контроля соосности с точностью в пределах допуска среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях относительно их общей оси, например, таких как опорные разъемные отверстия в блоке цилиндров двигателя. 7 ил.
Наверх