Способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам получения износостойких покрытий из порошковых проволок методом электродуговой металлизации и может быть использовано для поверхностного упрочнения и восстановления изношенных деталей различных машин и механизмов, работающих в условиях трения. Способ включает нанесение покрытия электродуговой металлизацией и его последующую термообработку. Покрытие наносят с использованием порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и порошковой шихты следующего состава, мас.%: углерод 0,47-0,51, хром 2,0-4,0, оксид алюминия 10,0-15,0, железо остальное. Последующую термообработку покрытия осуществляют путем его нагрева под закалку при температуре 840°С с выдержкой 2-3 мин, закалки в индустриальном масле И-20 и последующего отпуска при температуре 250°С в течение 1 часа. Технический результат - повышение износостойкости газотермических покрытий из порошковых проволок. 1 ил., 4 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно способу получения износостойких покрытий из порошковых проволок методом электродуговой металлизации, и может быть использовано для поверхностного упрочнения и восстановления изношенных деталей различных машин и механизмов, работающих в условиях трения.

Обычно процесс напыления включает следующие операции: предварительная обработка поверхности основного металла; напыление; последующая обработка покрытия, включающая термообработку и уплотнительную обработку термическим или иным способом; чистовая отделка поверхности. Напыленные покрытия имеют сложную структуру, в которой слои напыленного материала чередуются с оксидными прослойками. Известно, что при напылении износостойких покрытий широко используют углеродистую и коррозионно-стойкую аустенитную стали, молибден, самофлюсующиеся сплавы и их смеси с порошками карбидов и оксидов с высокой твердостью, керамические материалы, включая оксид алюминия и оксид хрома. Высокие результаты износостойкости получены для напыленных плазменным способом покрытий из оксида алюминия и смеси оксида алюминия с диоксидом титана (2,5%) (Хасуи А, Моригаки О. Наплавка и напыление. / Пер. с японского В.Н.Попова, под редакцией B.C.Степина, М.: Машиностроение, 1985, с.170, 190, 192). Также известны способы повышения адгезии и когезии покрытий за счет нагревов (а.с. СССР №645984, С23С 7/00, 1977; заявка ФРГ №2360547, С23С 7/00, 1979; патент РФ №2177050, С23С 4/18, 2001). Недостатками данных решений являются изменения служебных свойств уплотнительных покрытий.

Задачей настоящего изобретения является повышение износостойкости покрытия, полученного методом электродуговой металлизации из порошковой проволоки и последующей дополнительной термообработки. Указанный технический результат достигается тем, что покрытия получают методом электродуговой металлизации из порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и порошковой шихты следующего состава, мас.%:

углерод 0,47-0,51; хром 2,0-4,0; оксид алюминия 10,0-15,0; железо остальное (табл.1) и затем нагревают под закалку при температуре 840°С с выдержкой 2-3 мин, закаляют в индустриальном масле И-20 и затем отпускают при температуре 250°С в течение 1 часа (табл.2).

Для этого был проведен сравнительный анализ химического состава газотермических покрытий (табл.3) и режимов термообработки покрытий из порошковых материалов (табл.4). Так как основа состава проволоки является Fe, получаемое покрытие из проволоки сформировано на основе Fe. Поэтому температура закалки определяется исходя из массовой доли углерода (≈0,4%) и соответствующего ей значения критической точки.

Соответствующая температура нагрева при закалке доэвтектоидных сталей (0,02-0,8% С) определяется следующим образом:

ТзакС3+(30-50°С);

Ас3 для 0,32-0,40% С=810°С (ACl=730°С) примерно 840÷860°С;

Ас3 для 0,37-0,45% С=800°С (ACl=725°С) примерно 830÷850°С.

Продолжительность нагрева и выдержки определяется размерами и конфигурацией деталей и способом их укладки в печи:

- общее время нагрева и изотермической выдержки составляет 1-1,5 мин на миллиметр наибольшего поперечного сечения,

- время выдержки обычно составляет 15-25% от времени нагрева.

Низкий отпуск проводят при нагреве до 250°С, после чего следует выдержка в течение 1…1,5 ч в зависимости от размеров детали и охлаждение. На основе анализа этих данных и размеров покрытий были разработаны режимы термообработки газотермических покрытий из порошковой проволоки для повышения их износостойкости (табл.2). Для выявления изменения характеристик изнашивания после термообработки покрытия были испытаны на износ. Испытания на износ термообработанных покрытий из порошковой проволоки были проведены на машине трения СМЦ-2; режимы испытаний: нагрузка 75 кг; частота вращения вала 5 об/с; трение сухое.

На фиг.1 приведены данные массового износа газотермических покрытий из порошковой проволоки разработки (исходные покрытия и после термообработки). Как видно из графиков, влияние термообработки наблюдается на обеих стадиях - приработки и установившегося износа. На стадии приработки происходит постепенное возрастание массового износа, тогда как для исходных покрытий наблюдается резкое увеличение массового износа в начальном участке изнашивания (фиг.1, а). Как видно из графиков, термическая обработка существенно (практически вдвое) снижает массовый износ в начальном участке на ≈40-50%. Далее изнашивание термически обработанных покрытий плавно переходит в режим установившегося износа. На этом участке, как видно из графиков на фиг.1, б, термическая обработка снижает массовый износ по сравнению с исходными покрытиями на ≈15-20%. Как выявлено из испытаний на износ, термическая обработка покрытий из порошковой проволоки разработки на стадии установившегося износа снижает интенсивность изнашивания. Для определения интенсивности изнашивания на стадии установившегося износа на графиках массового износа методом наименьших квадратов были проведены прямые линии (фиг.1, б), угловой коэффициент которых определял значение интенсивности изнашивания. Таким образом, заявляемое решение позволяет повысить износостойкость восстановленных покрытий на 15-20%.

Таблица 1
Материал Основные элементы
С Cr Al2O3 Fe
Проволока 0,47-0,51 2,0-4,0 10,0-15,0 Ост.
Таблица 2
Режимы термообработки газотермических покрытий из проволоки
Материал Толщина Температура нагрева Выдержка в печи Закалочная среда Низкий отпуск
Проволока до 0,5 мм 840°С 2-3 мин масло 250°С в течение 1 часа

Таблица 4
Режимы термообработки газотермических покрытий ПГСР-4
Материал Дисперсность Температура нагрева Выдержка в печи Закалочная среда Низкий отпуск
Покрытие ПГСР-4 60-110 мкм 840°С 35-40 мин масло 250-300°С в течение 1 часа

Способ получения газотермических покрытий из порошковых проволок, включающий нанесение покрытия электродуговой металлизацией и его последующую термообработку, отличающийся тем, что покрытие наносят электродуговой металлизацией с использованием порошковой проволоки, состоящей из стальной оболочки и порошковой шихты следующего состава, мас.%:

углерод 0,47-0,51
хром 2,0-4,0
оксид алюминия 10,0-15,0
железо остальное,

а последующую термообработку покрытия осуществляют путем его нагрева под закалку при температуре 840°С с выдержкой 2-3 мин, закалки в индустриальном масле И-20 и последующего отпуска при температуре 250°С в течение 1 ч.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способу восстановления изношенных поверхностей буксовых шеек осей колесных пар подвижного состава и путевых машин. .
Изобретение относится к области получения металлокерамического покрытия на деталях сложной конфигурации, выполненных из никелевых сплавов. .
Изобретение относится к бумагоделательному производству, в частности к способу нанесения коррозионно-стойкого покрытия на рабочую поверхность лощильных и крепирующих цилиндров, и может быть использовано при ремонте лощильных и крепирующих цилиндров без снятия их с рабочей позиции.
Изобретение относится к способу восстановления диаметрального размера сушильного цилиндра бумагоделательного оборудования и может найти использование в машиностроении при ремонте сушильных цилиндров без снятия их с рабочей позиции.
Изобретение относится к способам получения композиционных покрытий на основе алюминиевых сплавов и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к области упрочняюще-чистовой обработки деталей и может быть использовано в различных областях машиностроения для упрочнения поверхностей деталей.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к установке для нанесения газотермических покрытий, и может найти применение в различных отраслях машиностроения при подготовке поверхностей к напылению.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установке для напыления плазменных газотермических покрытий, и может быть использовано для нанесения металлических, металлокерамических и керамических покрытий напылением на поверхность при изготовлении и восстановлении деталей различной конфигурации.

Изобретение относится к получению покрытия и может быть использовано при нанесении пористых, морфологически значимых покрытий на изделия из медицинской техники. .

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при нагреве непрерывнолитых слябов из низколегированной стали под прокатку и последующей их прокатке.

Изобретение относится к газотермическому напылению полимерных покрытий на металлические и керамические изделия и конструкции. .
Изобретение относится к материалам для нанесения уплотнительного прирабатываемого покрытия на детали газотурбинных двигателей для повышения их КПД, в частности методом газопламенного напыления.

Изобретение относится к технологии ремонтного производства, в частности, к технологии восстановления шеек стальных коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к огнетеплозащитным покрытиям и может быть использовано в ракетной технике для нанесения на внутреннюю поверхность сопла ракетного двигателя.
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении роликов для агрегатов термической обработки тонколистового проката. .

Изобретение относится к технологии газотермического напыления, а именно к способам нанесения теплозащитного покрытия плазменным методом, и может быть использовано при производстве и ремонте двигателей летательных аппаратов, конструкций энергетики, а также в газовой, нефтяной, электронной промышленности.
Изобретение относится к способам получения композиционных покрытий на основе алюминиевых сплавов и может быть использовано в машиностроении и других отраслях промышленности.
Изобретение относится к способам обработки роликов листоправильных машин. .
Изобретение относится к композиционным составам порошкообразного материала для плазменного наплавления покрытий и может быть использовано в машиностроении для восстановления изношенных поверхностей деталей строительных и дорожных машин.

Изобретение относится к конвейерным роликам и роликам пода печи непрерывного отжига, предназначенным для обработки стального листа
Наверх