Поворотное устройство лопаток направляющего аппарата осевого компрессора

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к авиационному двигателестроению, и может быть использовано в поворотных устройствах крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении износостойкости и термостойкости узла крепления верхней цапфы. Указанный технический результат достигается в поворотном устройстве лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащем корпус, в котором размещены верхние и нижние цапфы лопаток, причем наружная втулка верхней цапфы запрессована в корпусе, а внутренняя втулка с криволинейными крайними участками внешней контактной поверхности размещена в полости наружной втулки, выполненной из диоксида циркония. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к авиационному двигателестроению, и может быть использовано в поворотных устройствах крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора.

Известно поворотное устройство крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, в котором лопатки закреплены верхними цапфами в наружном корпусе, а внутренними цапфами через втулки в разъемном кольце (Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 третьей серии, Техническое описание, Пермь, 1986, с.45).

Недостатком данного устройства является повышенный износ сопрягаемых поверхностей цапф поворотных лопаток.

Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков является поворотное устройство крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащее корпус, в котором закреплены верхние цапфы поворотных лопаток и нижние цапфы с запрессованными втулками (патент РФ №2168656 по кл. F04D 29/60, 10.06.2001 г.).

Недостатком данного устройства является относительно низкая износостойкость поворотного узла крепления верхней цапфы при повышенных температурах.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении износостойкости и термостойкости узла крепления верхней цапфы.

Поставленная задача решается за счет того, что в поворотном устройстве крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащем корпус, в котором размещены верхние и нижние цапфы лопаток с поворотным узлом, и наружная втулка верхней цапфы запрессована в корпусе, а внутренняя размещена в полости наружной втулки, крайние участки внешней контактной поверхности внутренней втулки выполнены криволинейными, а наружная втулка выполнена из диоксида циркония.

На фиг.1 представлен общий вид поворотного устройства крепления лопаток направляющего аппарата осевого компрессора; на фиг.2 - вид А на фиг.1.

Поворотное устройство содержит корпус 1, в котором размещена верхняя цапфа 5 лопатки 2, внутреннюю втулку 3, размещенную с возможностью ее поворота в полости наружной втулки 4. Крайние участки внешней контактной поверхности втулки 3 выполнены криволинейными. Наружная втулка 4 выполнена из диоксида циркония.

Выполнение внешней поверхности внутренней втулки с криволинейными участками обеспечивает равномерное изнашивание контактной поверхности за счет равномерности контактного давления по длине цапфы, а выполнение наружной втулки из керамики в сочетании с контактирующей металлической втулкой повышает термостойкость и износостойкость поворотного устройства.

Низкая адгезия керамики в сочетании с металлом, являющимся пластичным материалом, усиливает эффект повышения износостойкости при повышении температуры, обеспечивает надежную работу направляющего аппарата осевого компрессора.

Поворотное устройство лопаток направляющего аппарата осевого компрессора, содержащее корпус, в котором размещены верхние и нижние цапфы лопаток, причем наружная втулка верхней цапфы запрессована в корпусе, а внутренняя втулка с криволинейными крайними участками внешней контактной поверхности размещена в полости наружной втулки, выполненной из диоксида циркония.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к механизму поворота лопаток вентилятора, и обеспечивает при своем использовании бесконтактность передачи усилия со статора на вращающуюся часть через воздушный зазор между статорами и роторами.

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов и обеспечивает при своей работе надежность и упрощение конструкции рабочего колеса осевого вентилятора путем снижения массивности и снижения центробежных и инерционных нагрузок, действующих на вал вращения рабочего колеса осевого вентилятора и его опорные подшипниковые узлы.

Изобретение относится к многоступенчатому компрессору для турбомашины, в частности для авиационного турбовинтового или турбореактивного двигателя, содержащему корпус с двойной стенкой, в котором внутренняя стенка выполнена из бандажей, окружающих соответствующие кольцевые ряды подвижных лопаток и кольцевые ряды спрямляющих лопаток статора, причем упомянутые бандажи присоединены к наружной стенке корпуса с помощью независимых средств для прикрепления, применение которых позволяет выполнять регулировку радиальных зазоров между наружными концами подвижных лопаток и бандажами внутренней стенки корпуса, независимо одной ступени сжатия от другой.

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов с механизмами поворота лопаток и направлено на повышение точности и надежности обеспечения заданных, в т.ч.

Изобретение относится к механизму управления углом установки (угловое положение) лопатки неподвижного лопаточного аппарата статора в турбореактивном двигателе, который может быть отрегулирован раздельно для упомянутых лопаток двух соседних ступеней, управляемых одним общим приводным средством.

Изобретение относится к осевому вентилятору, содержащему рабочее колесо и регулируемые лопатки, с признаками ограничительной части п.1 формулы и к способу монтажа лопаток.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к конструкции регулируемых направляющих аппаратов компрессоров газотурбинных двигателей. .

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов и направлено на повышение надежности осевых вентиляторов с поворотными на ходу лопатками рабочего колеса.

Изобретение относится к насосам и компрессорам необъемного вытеснения, а именно к регулируемым устройствам, направляющим текучую среду, для осевых компрессоров и вентиляторов.

Изобретение относится к вентиляторным аппаратам воздушного охлаждения переменной производительности, обеспечиваемой изменением угла наклона лопастей рабочего колеса осевого вентилятора при его остановке.

Изобретение относится к компрессорам необъемного вытеснения, а именно к регулируемым устройствам, направляющим текучую среду, для осевых компрессоров и вентиляторов газотурбинных двигателей, и позволяет предотвратить отцепление рычагов от кольца привода при любой деформации рычагов

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов и обеспечивает при его использовании повышение надежности, снижение стоимости осевых вентиляторов, регулируемых и реверсируемых на ходу изменением направления и частоты вращения рабочего колеса

Изобретение относится к устройству для измерения перестановочного хода гидравлического регулирующего устройства лопастей рабочего колеса осевого вентилятора и позволяет при его использовании обеспечить измерение перестановочного хода в регулирующем лопасти устройстве в ступичной камере осевого вентилятора

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов с механизмом поворота лопаток и обеспечивает при его использовании предотвращение перегрузок и сверхнормативного нагревания корпуса перестановочного узла при повороте лопаток на ходу рабочего колеса

Изобретение относится к устройствам рабочих колес вентиляторов, в частности для гидравлического регулирования лопаток рабочего колеса осевого вентилятора, и обеспечивает регулирование лопаток таким образом, чтобы даже в случае исчезновения напряжения можно было удержать лопатки в их последнем перед этим положении до того момента, когда после переключения питания сети другой управляющий блок возьмет на себя функцию регулирования положения лопаток

Изобретение относится к турбовинтовому двигателю с воздушными винтами изменяемого шага, в котором каждый воздушный винт содержит набор лопастей управляемого изменяемого шага

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов и обеспечивает при его использовании повышение ремонтопригодности и эксплуатационной экономичности осевых вентиляторов

Предложено устройство для изменения наклона лопасти импеллера/пропеллера. Оно содержит по меньшей мере один линейный приводной механизм. На неповоротном механическом элементе с первым участком установлен первый подшипник, а второй подшипник установлен на второй участок, обеспечивающий относительное осевое перемещение между этим первым подшипником и вторым подшипником. Первый подшипник установлен между опорной конструкцией поворотного вала и неповоротным механическим элементом, допуская относительный поворот между опорной конструкцией и по меньшей мере одним линейным приводным механизмом. Второй подшипник установлен между вторым участком и рычажным средством, имеющим точку вращения на опорной конструкции. Во время работы по меньшей мере одного линейного приводного механизма второй участок перемещается в осевом направлении, приводя к угловому перемещению рычажного средства, вызывающему изменение наклона лопасти, и во время работы по меньшей мере одного линейного приводного механизма возникает сила, которая воздействует на неповоротный элемент таким образом, что поворотный вал не подвержен действию этой силы. Кроме того, предложен вентилятор, содержащий это устройство. Изобретение направлено на упрощение конструкции устройства. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх