Стабилизатор снаряда

Изобретение относится к области военной техники, в частности к управляемым артиллерийским снарядам. Стабилизатор снаряда содержит корпус, лопасти с прорезями, закрепленные в корпусе на шарнирах симметрично относительно продольной оси снаряда, устройство раскрытия лопастей, выполненное в виде центральной пружины сжатия, размещенной враспор между лопастями и корпусом в прорезях, выполненных на нижних кромках всех лопастей. В корпусе, выше шарниров крепления лопастей и перпендикулярно боковой поверхности каждой из лопастей, выполнены по количеству лопастей отверстия. В них установлены подпружиненные цилиндрические фиксаторы. На наружной поверхности фиксаторов, обращенной к боковым поверхностям лопастей, образована коническая поверхность. В каждой из лопастей выполнены соответствующие конические отверстия с обеспечением контактирования с коническими поверхностями фиксаторов при раскрытом положении лопастей в направлении их раскрытия. Обеспечивается одновременное раскрытие лопастей с жесткой и однозначной их фиксацией на корпусе стабилизатора. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области военной техники, в частности к артиллерийским снарядам.

Известен артиллерийский снаряд с хвостовым стабилизатором (патент Германии № DE 19906969 А1 по классу МКИ 7 F42В 10/06, опубликован 19 февраля 1999 года). В задней по полету части снаряда расположено хвостовое оперение, состоящее из нескольких распределенных по периметру снаряда раскрывающихся стабилизаторов. В стволе орудия стабилизаторы прилегают к корпусу снаряда. После покидания снарядом ствола стабилизаторы, раскрываясь, поворачиваются назад. На стабилизаторах закреплены скользящие элементы, которыми стабилизаторы опираются на внутреннюю поверхность ствола при движении снаряда внутри ствола. На скользящих элементах предусмотрены изогнутые удлинения, профиль которых согласован с внутренней поверхностью ствола. Благодаря этому после раскрытия стабилизатора скользящие элементы легко сбрасываются.

Раскрытие лопастей стабилизатора снаряда происходит только под действием центробежных сил. При этом из-за разброса габаритно-массовых характеристик лопастей их раскрытие происходит неодновременно и неравномерно. Кроме того, из-за отсутствия фиксации в раскрытом положении возможны различные для каждой из лопастей отскоки от упоров в момент их раскрытия, что приведет к значительным возмущениям и колебаниям снаряда на начальном участке и негативно скажется на дальнейшем полете управляемого снаряда.

Известен также снаряд с устройством стабилизации на полете (патент США №3918664 по классу НКИ 244-3.28, опубликован 11 ноября 1975 года), который является прототипом предлагаемого изобретения. В хвостовой части снаряда укреплены симметрично относительно продольной оси снаряда два пера или более, раскрывающиеся на полете. Перья крепятся к корпусу снаряда на шарнирах, благодаря чему могут поворачиваться из сложенного положения в раскрытое. На корпусе снаряда, кроме того, устанавливаются пружины кручения, обеспечивающие перевод лопастей из сложенного положения в раскрытое и их фиксацию в раскрытом положении. Один конец пружины кручения упирается в корпус снаряда, а другой в перо. Ось крепления пружины смещена относительно оси крепления пера. На задней кромке пера имеется прорезь, в которую при раскрывании пера заходит изогнутый конец пружины, фиксирующий лопасть.

Каждая лопасть устройства стабилизации снабжена собственной пружиной кручения, которая имеет сложную конфигурацию с отогнутой центральной частью, охватывающей лопасть и в раскрытом положении заходящей в прорезь на задней кромке пера. Для симметричного воздействия пружины на лопасть и увеличения усилия нижние концы пружины закручены с обеих сторон лопасти и свободными концами упираются в корпус. Такие пружины сложно выполнить с минимально одинаковыми допусками и однозначным положением центрального изогнутого конца пружины в прорезе лопасти. Таким образом, пружины будут фиксировать перья лопастей относительно корпуса снаряда неоднозначно, что отрицательно скажется на аэродинамических характеристиках планера снаряда. Кроме того, надежность фиксации каждого пера определяется податливостью ее пружины, которая сама по себе не является жесткой конструкцией. Исходя из этого надежность фиксации лопастей в раскрытом положении вызывает некоторое сомнение.

Задачей предлагаемого изобретения является одновременное раскрытие лопастей с жесткой и однозначной их фиксацией на корпусе стабилизатора.

Это достигается тем, что в стабилизаторе снаряда, содержащем корпус, закрепленные в корпусе на шарнирах симметрично относительно продольной оси снаряда лопасти с прорезями, устройство раскрытия лопастей выполнено в виде центральной пружины сжатия, размещенной враспор между лопастями и корпусом в прорезях, выполненных на нижних кромках всех лопастей, при этом в корпусе, выше шарниров крепления лопастей и перпендикулярно боковой поверхности каждой из лопастей, выполнены по количеству лопастей отверстия, в которые установлены подпружиненные цилиндрические фиксаторы, причем на наружной поверхности фиксаторов, обращенной к боковым поверхностям лопастей, образована коническая поверхность, а в каждой из лопастей выполнены соответствующие конические отверстия с обеспечением контактирования с коническими поверхностями фиксаторов при раскрытом положении лопастей в направлении их раскрытия.

Техническая задача решается за счет использования в стабилизаторе единой для всех лопастей центральной пружины сжатия, обеспечивающей одновременное их выталкивание и введение фиксатора, обеспечивающего постоянное поджатие раскрытой лопасти к корпусу стабилизатора.

Центральная пружина сжатия, установленная в прорезях всех лопастей, выполненных на нижних кромках, враспор между лопастями и корпусом, одновременно сообщает всем лопастям одинаковый импульс на раскрытие, устраняя их неравномерное раскрытие.

Размещенные в отверстиях корпуса, выполненных выше шарниров крепления лопастей, подпружиненные цилиндрические фиксаторы с рабочей конической поверхностью, обращенной к боковым поверхностям лопастей, жестко и однозначно фиксируют на корпусе стабилизатора раскрытое оперение, что ведет к стабильности аэродинамических параметров снаряда. Кроме того, за счет контактирования рабочей поверхности фиксаторов с внутренней поверхностью конических отверстий лопастей в направлении их раскрытия осуществляется постоянное поджатие раскрытой лопасти к корпусу стабилизатора.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен общий вид стабилизатора снаряда, на фиг.2 показано сечение стабилизатора по узлу фиксации лопасти в раскрытом положении. Штрих-пунктиром условно показано положение раскрытых лопастей стабилизатора.

Стабилизатор снаряда содержит корпус 1, лопасти 2, закрепленные на корпусе 1 симметрично относительно продольной оси с помощью осей 3. На нижней кромке лопастей 2 выполнены фигурные прорези 4, в которых, враспор между корпусом 1 и сложенными лопастями 2, размещена центральная пружина сжатия 5. В корпусе 1, выше осей 3 и перпендикулярно боковой поверхности каждой из лопастей, выполнены отверстия 6, причем количество этих отверстий соответствует количеству лопастей. В отверстия 6 установлены подпружиненные цилиндрические фиксаторы 7. На наружной поверхности фиксаторов 7, обращенной к боковым поверхностям лопастей 2, образована коническая поверхность 8, а в каждой из лопастей 2 выполнено соответствующее сквозное коническое отверстие 9.

При вылете из ствола артиллерийского орудия лопасти 2 стабилизатора под действием центральной пружины сжатия 5, центробежных сил и набегающего потока раскрываются, проворачиваясь на осях 3. При этом сквозное коническое отверстие 9 каждой из лопастей 2 совмещается с соответствующим отверстием 6 корпуса 1 и фиксатор 7, перемещаясь под действием собственной пружины в направлении лопасти 2, заходит своей конической поверхностью 8 в коническое отверстие 9 лопасти 2. Пружина фиксатора 7 обеспечивает при этом постоянное поджатие фиксатора к лопасти 2.

Координаты конических отверстий 9 в лопасти и отверстий 6 под фиксатор в корпусе заданы относительно оси 3 поворота лопасти таким образом, что при их совмещении образуется некоторый эксцентриситет 10 между осями этих отверстий. За счет этого фиксатор 7 своей конической поверхностью 8 контактирует с внутренней поверхностью конического отверстия 9 лопасти лишь частично. Причем этот контакт осуществляется в направлении движения лопасти 2 на раскрытие и обеспечивает поджатие раскрытой лопасти к корпусу стабилизатора, исключая возможные при раскрытии отскоки и препятствуя несанкционированному складыванию оперения.

Таким образом, использование в стабилизаторе единой для всех лопастей центральной выталкивающей пружины и введение фиксатора, обеспечивающего постоянное поджатие раскрытой лопасти к корпусу стабилизатора, позволяет осуществить одновременное раскрытие лопастей, а также жестко и однозначно фиксировать их в раскрытом положении на корпусе стабилизатора.

Стабилизатор снаряда, содержащий корпус, закрепленные в корпусе на шарнирах симметрично относительно продольной оси снаряда лопасти с прорезями и устройство раскрытия лопастей, отличающийся тем, что устройство раскрытия лопастей выполнено в виде центральной пружины сжатия, размещенной враспор между лопастями и корпусом в прорезях, выполненных на нижних кромках всех лопастей, при этом в корпусе, выше шарниров крепления лопастей и перпендикулярно боковой поверхности каждой из лопастей выполнены по количеству лопастей отверстия, в которые установлены подпружиненные цилиндрические фиксаторы, причем на наружной поверхности фиксаторов, обращенной к боковым поверхностям лопастей, образована коническая поверхность, а в каждой из лопастей выполнены соответствующие конические отверстия с обеспечением контактирования с коническими поверхностями фиксаторов при раскрытом положении лопастей в направлении их раскрытия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к аэродинамическим стабилизаторам, и может быть использовано при разработке реактивных снарядов систем залпового огня.

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано при разработке вращающихся ракет реактивных систем залпового огня. .

Изобретение относится к боеприпасам для гладкоствольного оружия. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в малогабаритных управляемых и неуправляемых ракетах, особенно гиперзвуковых. .

Изобретение относится к боеприпасам для баллистического оружия, в частности к конструкции снарядов для гладкоствольного огнестрельного оружия. .

Снаряд // 2219478
Изобретение относится к боеприпасам гладкоствольной артиллерии, а более конкретно к снарядам с приспособлениями для осевой стабилизации полета вращением, создаваемым под действием газов сгорающего метательного заряда.

Ракета // 2183816
Изобретение относится к области ракетной техники. .

Изобретение относится к реактивным снарядам залпового огня. .

Изобретение относится к летательным аппаратам, находящимся в области сильных ветровых возмущений. .

Изобретение относится к средствам управления артиллерийскими снарядами, в частности к их стабилизаторам

Ракета // 2407664
Изобретение относится к космонавтике

Ракета // 2407679
Изобретение относится к космической промышленности и служит для полета в космосе

Ракета // 2412087
Изобретение относится к космонавтике и предназначено для полета в космосе

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к тактическим управляемым ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений

Изобретение относится к авиационной и космической технике и может быть использовано в спускаемых летательных аппаратах (ЛА). Устройство управления спускаемым ЛА содержит в хвостовой части ЛА две пары, попарно симметрично расположенных в горизонтальной и вертикальной плоскостях, аналогичных аэродинамических поворачиваемых элементов, приводы вращения аэродинамических элементов (АЭ). Плоскости симметрии АЭ смещены относительно продольной плоскости ЛА. АЭ выполнены в виде части цилиндра, полученного отсечением выступающих за боковую поверхность ЛА частей. Приводы вращения АЭ расположены в одной плоскости, перпендикулярной продольной плоскости ЛА. Изобретение позволяет повысить характеристики устройства управления, обеспечить пространственное управление маневром ЛА. 3 ил.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к управляемым артиллерийским снарядам. Стабилизатор снаряда содержит корпус, закрепленные в корпусе на осях лопасти и механизм стопорения. Механизм стопорения включает корпус, переднюю крышку, инерционный груз со сквозным отверстием, в котором установлен центральный винт, закрепленный со стороны передней крышки гайкой, и возвратные пружины, размещенные в глухих отверстиях инерционного груза враспор между инерционным грузом и шляпкой центрального винта. На переднем торце шляпки центрального винта установлена кольцевая прокладка из легкодеформируемого материала с цилиндрическими пазами на боковой поверхности, в которых расположены возвратные пружины, упирающиеся в передний торец шляпки центрального винта. Гайка выполнена с наружным диаметром, величина которого исключает прогиб крышки от воздействия силы, передающейся на гайку при ударе инерционного груза в шляпку центрального винта, и высотой, при которой опорная площадь гайки рассчитана таким образом, чтобы сила, передающаяся через гайку на крышку при ударе, не превышала предела текучести материала крышки. Повышается надежность функционирования стабилизатора при воздействии интенсивных ствольных перегрузок. 3 ил.

Изобретение относится к области управляемых ракет, а именно к складным аэродинамическим рулям беспилотных летательных аппаратов. Складной аэродинамический руль беспилотного летательного аппарата состоит из корневой части, складывающейся части, подпружиненных стопоров и оси складывания с пружиной. Складывающаяся часть руля содержит консоль с выполненным отверстием. На концах консоли внутренняя поверхность выполнена в виде конусов, а торцы консоли имеют направляющие фаски. Достигается оптимизация габаритных характеристик аэродинамических рулей в сложенном положении при обеспечении усилия раскладывания в условиях мощного набегающего потока и повышение надежности. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к реактивным снарядам реактивных систем залпового огня. В сверхзвуковом реактивном снаряде рули размещены на заостренной носовой части корпуса на расстоянии от переднего торца снаряда, выбираемом в пределах значений, рассчитываемых по формуле: , при этом каждый из них снабжен аэродинамическим обтекателем, выполненным в виде тела вращения, выступающего за переднюю кромку руля на величину (0,10-0,25)ар. Продольная ось обтекателя смещена от корневой хорды на расстояние (0,15-0,35)bp. Дугообразные лопасти стабилизатора смещены от донного среза реактивного двигателя в сторону носовой части корпуса на (0,3…0,6)d и закреплены на осях, параллельных продольной оси корпуса снаряда, при этом дугообразные лопасти стабилизатора ориентированы выпуклыми поверхностями в направлении по часовой стрелке на виде сзади, где Lp - расстояние от носовой части до середины корневой хорды рулей; Lц.м - расстояние от носовой части снаряда до его центра масс после выгорания топлива реактивного двигателя; L - длина снаряда; Lстаб - расстояние от носовой части снаряда до середины корневой хорды лопастей стабилизатора; - относительная площадь проекций 2-х лопастей стабилизатора; Sстаб - площадь проекций 2-х лопастей стабилизатора; - площадь миделевого сечения реактивного снаряда; d - калибр снаряда; к=(8-16)[1+0,1(n-3)] - коэффициент, учитывающий количество лопастей стабилизатора; nлоп=3-6 - количество лопастей стабилизатора; - относительная площадь 2-х рулей; Sp - площадь проекций 2-х противоположных рулей; bp - размах одного руля; ар - длина корневой хорды руля. Изобретение позволяет создать сверхзвуковой реактивный снаряд с увеличенной дальностью стрельбы за счет рационального выбора соотношений геометрических параметров планера и обеспечения максимального аэродинамического качества, повышенной боевой эффективностью за счет снижения разброса аэробаллистических характеристик, повышенной точностью стрельбы. 1 ил.
Наверх