Закрытая электрическая машина с охлаждаемым жидкостью статором

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к системам охлаждения закрытых электрических машин с охлаждаемым жидкостью статором. Предлагаемая электрическая машина содержит статор (S), ротор (R) и закрытый корпус (К), который герметизирует ротор (R) относительно статора (S). Для эффективного охлаждения статор имеет жидкостное охлаждающее устройство с соответствующим контуром (SK) охлаждения статора, а закрытый корпус (К) образует часть наружной стенки замкнутого контура (SK) охлаждения. При этом согласно изобретению ротор (R) обтекается технологической средой, между технологической средой и охлаждающей жидкостью статора (S) в закрытом контуре (SK) охлаждения расположено компенсационное устройство (А) для выравнивания давления, имеющее электрическое регулирование для активного выравнивания давления, а охлаждающая жидкость жидкостного охлаждающего устройства является жидкостью, содержащей сложный эфир. Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в упрощении и повышении эффективности охлаждения закрытых электрических машин. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Данное изобретение относится к электрической машине, содержащей статор, ротор и закрытый корпус, который герметизирует ротор относительно статора.

Возникающее в обмотке электрических машин за счет потерь тепло необходимо отводить. Обычно это реализуется с помощью воздушного охлаждения.

В так называемых интегрированных машинах, т.е. рабочих и приводных машинах в корпусе, в котором пространство ротора и статора электрической приводной машины разделено закрытым корпусом, например трубой, охлаждение часто осуществляется с помощью технологической среды. Соответствующий электродвигатель с герметизирующим экраном в воздушном зазоре с разделительной пленочной трубой известен из публикации DE 10025190 А1. Служащий для центробежного насоса электродвигатель с герметизирующим экраном в воздушном зазоре снабжен разделительной трубой, которая разделяет выполненный в виде вращающегося в воде и соединенного без возможности проворачивания с валом двигателя ротора от соединенного без возможности проворачивания с корпусом двигателя статора. Разделительная труба выполнена из непроницаемой для жидкости пленки, и предусмотрены опорные элементы, которые удерживают и несут пленку.

Кроме того, в публикации DE 1528805 А раскрыт не содержащий сальникового ввода насос для высоких давлений, имеющий расположенный в герметичном корпусе электродвигатель с герметизирующим экраном в воздушном зазоре, в котором для выравнивания давления на разделительной трубе роторное пространство соединено с внутренним пространством пружинящего сильфона, на наружную сторону которого воздействует жидкостное наполнение в статорном пространстве. Пружинящий сильфон расположен внутри роторного корпуса в статорном пространстве. Через герметично закрываемое отверстие в статорное пространство заполняют жидкость, например изоляционное масло, которое окружает пружинящий сильфон. Машину можно охлаждать с помощью перекачиваемой жидкости, которая обтекает ротор в зазоре.

Кроме того, в публикации DE 1052541 А приведено описание закрытого асинхронного электродвигателя, который применяется в качестве подводного двигателя для привода насоса. Выступающие за торцевые концы статорного пакета части обмотки статора вместе с крепежным средством для подшипникового экрана заделаны в заливочную массу, например в литьевую смолу. На разделительной трубе в зоне ее торцевых концов в качестве уплотнительных элементов предусмотрены обеспечивающие жесткость фланцы, или кольца, или отбортованные края, которые также заделаны в заливочную массу.

Из публикации US 2285960 А известна динамоэлектрическая машина с ротором и закрытым относительно ротора статором. Статор охлаждается жидкостью в виде трансформаторного масла.

Аналогичная динамоэлектрическая машина известна из патента US 2381122 А.

Кроме того, в публикации DE 896086 С показана электрическая машина, в частности генератор с высокой скоростью вращения, содержащий отдельное, герметично закрытое пространство для статора и для ротора. Наряду с негорючим газом для охлаждения можно использовать также жидкое охлаждающее средство.

В публикациях US 2687695 A и US 3089969 A также раскрыты электрические машины, статоры которых закрыты и охлаждаются жидкостью. Для выравнивания давления в контуре охлаждения статора служит соответствующий выравнивающий резервуар.

Кроме того, в публикации WO 85/00475 показан охлаждаемый жидкостью синхронный электродвигатель с высокой скоростью вращения. Статор имеет канавки для элементов обмотки. В этих канавках размещены охлаждающие каналы.

Задачей данного изобретения является улучшение охлаждения закрытой электрической машины, так что такие машины могут работать также в диапазоне высоких скоростей вращения и с высокой мощностью.

Эта задача решена согласно изобретению с помощью электрической машины в соответствии с пунктом 1 формулы изобретения, содержащей статор, ротор и закрытый корпус, при этом статор имеет жидкостное охлаждающее устройство, с помощью которого обеспечивается возможность отвода тепла потерь статора, и при этом закрытый корпус образует часть наружной стенки замкнутого контура охлаждения в жидкостном охлаждающем устройстве.

Таким образом, обеспечивается возможность эффективного охлаждения статора, соответственно обмотки статора. Тем самым можно изготавливать машины с высокой скоростью вращения и большой мощностью в закрытом виде. В частности, можно реализовывать очень компактные статорные обмотки, которые невозможны при воздушном охлаждении.

Охлаждающая жидкость жидкостного охлаждающего устройства является содержащей сложный эфир жидкостью. Эта охлаждающая жидкость имеет требуемые диэлектрические свойства, так что могут быть реализованы также высоковольтные приводы.

Кроме того, ротор обтекается технологической средой, и между технологической средой и охлаждающей жидкостью статора в закрытом контуре охлаждения расположено компенсационное устройство для выравнивания давления. За счет выравнивания давления обеспечивается небольшая механическая нагрузка закрытого корпуса, соответственно трубы, что облегчает выбор материала относительно механических и электрических свойств.

Кроме того, компенсационное устройство имеет электрическое регулирование для активного выравнивания давления. За счет этого можно устранять проблемы герметизации, которые возникают иногда при чисто механических решениях выравнивания давления.

Кроме того, предпочтительно, когда лобовые части обмотки статора непосредственно обтекаются жидкостью жидкостного охлаждающего устройства. Для этого необходима охлаждающая жидкость с соответствующими диэлектрическими свойствами, которая обеспечивает эффективный отвод тепла от статора.

В соответствии с особым вариантом выполнения электрической машины согласно изобретению листовой пакет статора имеет осевые охлаждающие отверстия, которые являются частью замкнутого контура охлаждения. Тем самым можно также эффективно отводить тепло из пакета статора.

Кроме того, статор может иметь канавки для элементов обмотки, в которых расположены проходящие в осевом направлении охлаждающие каналы, которые также являются частью замкнутого контура охлаждения. Таким образом, достигается также эффективное охлаждение на поверхности статора в зоне обмоток.

Замкнутый контур охлаждения предпочтительно содержит противоточный охладитель для охлаждающей жидкости. Такой противоточный охладитель обеспечивает повышение коэффициента полезного действия охлаждения.

Кроме того, замкнутый контур охлаждения может содержать насос для поддержания охлаждающего потока. За счет этого также повышается производительность охлаждения.

Предпочтительное применение электрической машины согласно изобретению состоит в реализации в качестве компрессора для транспортировки технологической среды. В этом случае можно применять создаваемое в компрессоре давление одновременно также для нагнетания технологической среды через ротор.

Ниже приводится подробное пояснение изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено:

фиг.1 - блок-схема контуров охлаждения электрической машины согласно изобретению и

фиг.2 - разрез выполненного согласно изобретению компрессора.

Примеры выполнения, описание которых приводится ниже, являются предпочтительными вариантами выполнения данного изобретения.

На фиг.1 показана блок-схема контуров охлаждения закрытой электрической машины. Электродвигатель М электрической машины имеет ротор, который охлаждается с помощью контура RK охлаждения ротора, и статор, который охлаждается с помощью контура SK охлаждения статора. В зазоре между ротором и статором находится закрытый корпус К. Этот закрытый корпус К герметизирует контур RK охлаждения ротора от контура SK охлаждения статора. С помощью аккумулятора А осуществляется регулирование давления, соответственно выравнивание давления между контуром RK охлаждения ротора и контуром SK охлаждения статора.

В показанном примере контур SK охлаждения статора имеет для управления дополнительно клапан V. Кроме того, он имеет для улучшения охлаждения теплообменник WT в виде противоточного охладителя.

Конкретный пример выполнения показан на фиг.2. На чертеже показан разрез интегрированного компрессора. Он представляет электрическую машину, которая в герметичном корпусе G содержит электродвигатель М и компрессор КП. Корпус G образует вокруг статора S двигателя М статорное пространство SR. Для охлаждения статора это статорное пространство SR заполнено охлаждающей жидкостью, которая отвечает охлаждающим и диэлектрическим требованиям. Например, в качестве охлаждающей жидкости выбрана изоляционная жидкость, которая получена на основе сложного эфира или силиконового масла. Тем самым возможно непосредственное жидкостное охлаждение обмоток и, в частности, лобовых частей обмотки. Это охлаждение на основе текучей среды обеспечивает очень компактную обмотку статора.

В данном случае в листовом пакете статора для охлаждения предусмотрены охлаждающие отверстия КВ, через которые также проходит поток охлаждающей жидкости статорного пространства. Предусмотрено также не изображенное на чертеже охлаждение проводника в канавках листового пакета, для которого между элементами обмотки в каналах расположены осевые каналы охлаждения. Через эти каналы охлаждения также проходит поток охлаждающей жидкости. Таким образом, осуществляется непосредственное охлаждение зоны канавок, что способствует компактности машины за счет, например, отсутствия радиальных щелей охлаждения в листовом пакете.

Весь контур SK охлаждения статора обозначен на фиг.2 стрелками. Он проходит частично вне корпуса G, как это показано также на фиг.1. Там на чертеже показано также место теплообменника WT, который служит для противоточного охлаждения охлаждающей жидкости. На фиг.2 не изображены трубопроводы такой установленной системы охлаждения, соответственно насосов, которые поддерживают охлаждающий поток.

Статорное пространство SR отделено закрытым корпусом К, в данном случае трубой, от роторного пространства RR. Закрытый корпус проходит через зазор между ротором R и статором S. Между закрытым корпусом К и ротором R протекает поток RK охлаждения ротора в осевом направлении электрической машины. За счет разделения контуров охлаждения для ротора R и статора S можно применять не обработанную технологическую среду, которая транспортируется через компрессор КР, непосредственно для охлаждения ротора R.

Компрессор КР транспортирует технологическую среду от входного патрубка ES к выходному патрубку AS. При этом технологическая среда соответственно сжимается.

Компрессор КР служит для приведения в действие контура RK охлаждения ротора. Для этого технологическая среда покидает компрессорное пространство через фланец F1 и направляется через трубопровод на обращенной к электродвигателю торцевой стороне корпуса G через трубопровод к фланцу F2. Там она входит в корпус G и служит сначала для охлаждения расположенного там подшипника электродвигателя. Оттуда она проходит дальше к ротору, как это уже указывалось выше.

Часть технологической среды направляется от фланца F1 через трубопроводы на обращенной к компрессору торцевой стороне корпуса G к фланцу F3. Там эта часть охлаждающего потока входит снова в корпус G и служит там для охлаждения расположенного на стороне компрессора подшипника.

Выполнение компрессора в соответствии с примером, показанным на фиг.2, приводит к эффективному охлаждению как ротора, так и статора. Таким образом, компрессор можно выполнять для высоких скоростей вращения и высоких мощностей в мегаваттном диапазоне. Кроме того, за счет показанной на фиг.2 конструкции обеспечивается как для ротора, так и для статора простая в техническом обслуживании система охлаждения, что является предпосылкой, например, для применений под водой.

1. Электрическая машина, содержащая
статор (S),
ротор (R) и
закрытый корпус (K), который герметизирует ротор (R) относительно статора (S), при этом
статор (S) имеет жидкостное охлаждающее устройство, с помощью которого обеспечивается возможность отвода тепла потерь статора (S), при этом
закрытый корпус (K) образует часть наружной стенки замкнутого контура (SK) охлаждения в жидкостном охлаждающем устройстве,
отличающаяся тем, что
ротор (R) обтекается технологической средой и между технологической средой и охлаждающей жидкостью статора (S) в закрытом контуре (SK) охлаждения расположено компенсационное устройство (А) для выравнивания давления,
компенсационное устройство (А) имеет электрическое регулирование для активного выравнивания давления и
охлаждающая жидкость жидкостного охлаждающего устройства является содержащей сложный эфир жидкостью.

2. Электрическая машина по п.1, в которой лобовые части обмотки статора (S) непосредственно обтекаются жидкостью жидкостного охлаждающего устройства.

3. Электрическая машина по п.1 или 2, в которой листовой пакет статора (S) имеет осевые охлаждающие отверстия (KB), которые являются частью замкнутого контура (SK) охлаждения.

4. Электрическая машина по п.1, в которой статор (S) имеет канавки для элементов обмотки, в которых расположены проходящие в осевом направлении охлаждающие каналы, которые также являются частью замкнутого контура (SK) охлаждения.

5. Электрическая машина по п.1, в которой замкнутый контур (SK) охлаждения имеет противоточный охладитель (WT) для охлаждающей жидкости.

6. Электрическая машина по п.1, в которой замкнутый контур (SK) охлаждения содержит насос для поддержания охлаждающего потока.

7. Электрическая машина по 1, которая выполнена в виде компрессора (KР) для транспортировки технологической среды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается устройства гильзового разделения внутреннего пространства электрической машины, преимущественно вентильной или синхронной, на подпространства: статорное с жидкостным охлаждением и роторное.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается устройства гильзового разделения внутреннего пространства электрической машины, преимущественно вентильной или синхронной, на подпространства: статорное с жидкостным охлаждением и роторное.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к охлаждению электрических машин, и касается особенностей конструктивного выполнения их статора с жидкостным охлаждением.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к крупным электрическим машинам, например к турбогенераторам. .

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано при производстве погружных насосов, предназначенных для добычи нефти из глубинных скважин. .

Изобретение относится к области электромашиностроения. .

Изобретение относится к области электромашиностроения. .

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к вопросу охлаждения роторов электрических машин. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в погружном электродвигателе с защищенным статором. Техническим результатом является повышение прочности и коэффициента полезного действия. Электрическая машина имеет корпус (4) статора и окружающий ротор (2) электрической машины (1) пакет (11) обмотки, который расположен в корпусе (4) статора и имеет проходящую в осевом направлении зону (16) действия, которая предназначена для электродинамического взаимодействия пакета (11) обмотки с ротором (2), при этом корпус (4) статора на обращенной к ротору (2) стороне имеет окружной открытый зазор, который по своей осевой длине соответствует осевой длине зоны (16) действия пакета (11) обмотки и в котором установлена электрически непроводящая разделительная труба (19) электрической машины (1), которая относительно корпуса (4) статора герметизирована так, что пакет (11) обмотки герметично отделен от ротора (2), при этом разделительная труба (19) проходит в осевом направлении лишь в зоне (16) действия пакета (11) обмотки. 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например, в шпиндельных узлах металлорежущих станков с высокой частотой вращения. Технический результат заключается в повышении несущей способности и жёсткости подшипниковых узлов, повышении эффективности охлаждения обмотки и сердечника статора, а также улучшении массогабаритных показателей и повышении надёжности. Электрошпиндель отличается тем, что в полости корпуса соосно с полостью сердечника статора установлены цилиндрические втулки, выполненные из изоляционного материала, например стеклотекстолита, скрепленные своими торцами с торцами сердечника статора. В подшипниковых щитах электрошпинделя установлены, по крайней мере, два радиальных и один упорный магнитные подшипники. Торцы ротора жестко скреплены с торцевыми крышками, контактирующие поверхности торцевых щитов и цилиндрических втулок снабжены уплотнениями. Подшипниковый узел выполнен с возможностью магнитного поддержания ротора, для этого каждая торцевая крышка ротора выполнена из немагнитного материала и снабжена кольцевым выступом, обращенным к соответствующему торцевому щиту, выполненному из немагнитного материала, при этом на внутренней поверхности кольцевого выступа жестко закреплены друг за другом составные постоянные магниты. Торцевые щиты снабжены кольцеобразными выступами, при этом на их внешней поверхности жестко закреплены как минимум три кольцевых постоянных магнита. Кроме того, электрошпиндель снабжен осевым магнитным подшипником. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к щелевой трубе (39) и способу изготовления такой трубы. Гидравлическая машина и приводной мотор могут быть помещены в корпус, если в электромоторе между ротором и статором осуществляется разделение посредством трубчатой конструктивной части - так называемой щелевой трубы (39). Щелевая труба (39) должна быть достаточно большой, неэлектропроводной и стабильной. Для этого предлагается, чтобы она, по меньшей мере, частично состояла из керамического или стекловидного материала или состояла, по меньшей мере, частично из полимерной матрицы, которая усилена посредством волокон или изготавливается посредством следующих этапов: заполнение оболочки (капсулы) порошком; вакуумирование оболочки; прессование капсулы при температуре и под давлением, которое спекает порошковые частицы или сплавляет друг с другом, причем оболочка деформируется. Технический результат - обеспечение щелевой трубы, которая может выдерживать высокие разности давления. 9 з.п. ф-лы,1 ил.

Изобретение относится к устройствам и способам уплотнения камеры с одновременным сохранением целостности указанной камеры при воздействии на нее термического напряжения. Технический результат - повышение надёжности. Двигатель содержит корпус, имеющий полость, статор, выполненный с возможностью прикрепления к внутренней части указанной полости, упругую коническую часть, выполненную с возможностью прикрепления к первому концу корпуса, жесткую коническую часть, выполненную с возможностью прикрепления ко второму концу корпуса, неметаллическую часть, выполненную с возможностью прикрепления к упругой конической части и жесткой конической части, и ротор, расположенный внутри указанной полости и выполненный с возможностью вращения внутри статора. Указанные корпус, упругая коническая часть, жесткая коническая часть и неметаллическая часть образуют герметичную камеру, в которую заключен весь статор. При этом герметичная камера выполнена с возможностью удержания охлаждающей текучей среды, обеспечивающей охлаждение статора, а также с обеспечением предотвращения прохождения охлаждающей текучей среды к ротору. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.

Варианты выполнения изобретения, в целом, относятся к изолированным магнитным узлам, способам продувки зазора между изолирующей обоймой магнитного узла и частью машины, к роторным машинам и установкам по переработке нефти и газа. Изолированный магнитный узел содержит по меньшей мере один полюсный наконечник (61) и изолирующую обойму (3), при этом по меньшей мере одна часть обоймы (3) расположена смежно с по меньшей мере одним полюсным наконечником (61). В обойме (3) выполнена по меньшей мере одна выемка (5), расположенная рядом с по меньшей мере одной частью обоймы (3), для создания потока текучей среды. По меньшей мере одна выемка (5) имеет форму, способствующую протеканию текучей среды, и, предпочтительно, имеет скошенную впускную часть и/или скошенную выпускную часть. Часть полюсных наконечников (61) имеет первый размер, а другая часть полюсных наконечников (61) имеет второй размер, который больше, чем указанный первый размер. Также заявлен способ продувки зазора между изолирующей обоймой (3) упомянутого магнитного узла и частью машины, включающий этапы: обеспечение наличия в изолирующей обойме (3) одной или более выемок (5), расположенных смежно с зазором; обеспечение наличия перепада давления в одной или более выемках (5); создание потока текучей среды в одной или более выемках (5). Как правило, магнитный узел представляет собой магнитный подшипник. Технический результат: улучшение показателей в плане продувки газа в зазоре, а также охлаждения магнитных узлов. 5 н. и 16 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в обеспечении возможности электродвигателей любых типов и исполнения работать в различных средах, в любом пространственном положении. Самовентилируемый погружной электродвигатель отличается магнитным уплотнением вала, конструкцией колокола, в котором он расположен, и компенсатором давления, выполненным в виде цилиндра с кольцевой дифференциальной мембраной. В районе вентиляционных отверстий двигателя в колоколе выполнены соответственно всасывающие и нагнетательные вентиляционные отверстия с плотными захлопками с пневматическим приводом их закрытия и открытия от датчика затопления и от пневматических золотника и цилиндра. Мембрана компенсатора давления связана с плечом рычажного механизма, другое плечо которого одной стороной опирается на шток воздушного редуктора, подключенного к источнику сжатого воздуха, а противоположной стороной на шток клапана травления. Поступление жидкости в помещение, где размещается электродвигатель, приводит к разности внешнего давления и давления в полости колокола, что ведет к смещению мембраны, подаче или травлению воздуха из полости колокола, что восстанавливает равенство указанных давлений и предупреждает поступление воды в колокол и двигатель. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления двигателем с постоянными магнитами

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электромеханического преобразователя с жидкостным охлаждением, который предназначается преимущественно для низкооборотных устройств и может быть использован, например, в качестве электродвигателя в барабанных лебедках или мотор-колесах легких транспортных средств, в качестве электрогенератора в ветроэнергетических установках или в качестве стартер-генератора в бензо- и дизель-генераторных станциях, электромобилях с комбинированной энергоустановкой, в качестве синхронного компенсатора, двигателя для лифтов и в других устройствах, где требуются высокие удельные характеристики или расширенные функциональные возможности

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого применения
Наверх