Шестеренный насос с принудительной смазкой подшипников скольжения

Изобретение относится к области гидроприводов строительных, дорожных и других гидрофицированных машин. Шестеренный насос состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерен, установленных на опорах скольжения. Во впадинах зубьев шестерен выполнено одно или несколько радиальных каналов, на выходном участке которых установлен обратный клапан. Радиальные каналы сообщаются через осевой канал с каналами, выполненными в цапфах. На внешних торцах опор скольжения и цапф установлены самоподжимающиеся манжетные уплотнения. Изобретение направлено на обеспечение принудительной подачи и удерживание рабочей жидкости в зоне трения подшипников скольжения. 4 ил.

 

Изобретение относится к области гидроприводов строительных, дорожных и других гидрофицированных машин.

Известны шестеренные насосы типа НШ с качающим узлом в виде двух прямозубых цилиндрических колес с внешним зацеплением, в некоторых случаях с косозубыми и шевронными цилиндрическими колесами, с числом зубьев от 8 до 16. Ведущие и ведомые шестерни имеют одинаковое число зубьев и помещены в корпусе с входным и выходным отверстиями, для забора и нагнетания рабочей жидкости [US 1379248 А, 24.05.1921, F04C 29/02; SU 275750 A, 22.10.1970, F04C 2/04].

Недостатками известных шестеренных насосов являются неудовлетворительное количество рабочей жидкости в зоне трения подшипников скольжения и, как следствие, их интенсивный износ с задирами на поверхностях трения. Шестеренная машина имеет наиболее близкие по формулировке признаки «в шестернях выполнены каналы, соединяющие межзубовые впадины с противолежащими поверхностями цапф» [SU 275750 А].

Недостатками предложенного решения являются: масло, подаваемое по каналам а и б, в зоне всасывания, под воздействием центробежного эффекта и перепада давлений не обеспечит ожидаемого эффекта; масло из диаметральных зазоров в подшипниках скольжения вытекает (вытесняется) при вращении цапф; в справочниках конструктора рекомендуется для подшипников скольжения с гидродинамическим способом смазки масло подавать в зону наименьшего давления, т.е. в наибольший зазор. Перечисленные недостатки не дают должного результата, из-за того что жидкость подается под давлением через отверстия в межзубовом пространстве при прохождении зоны нагнетания, а при прохождении в зону всасывания появится отток под воздействием разряжения в этой зоне и под действием центробежных сил от вращения. Известно, что смазывающая жидкость в подшипниках с гидродинамическим способом смазки вытесняется и вытекает через торцы втулки и цапфы, а это требует дополнительного ввода смазки в диаметральный зазор пары трения.

Задачей, решаемой изобретением, является принудительная подача и удерживание рабочей жидкости в зоне трения подшипников скольжения.

Технический результат достигается тем, что в шестеренном насосе, состоящем из корпуса, ведущей и ведомой шестерен, установленных на опорах скольжения, согласно изобретению во впадинах зубьев шестерен выполнено одно или несколько радиальных каналов, на выходном участке канала установлен обратный клапан, радиальные каналы сообщаются через осевой канал с каналами, выполненными в цапфах, а на внешних торцах опор скольжения и цапф установлены самоподжимающиеся манжетные уплотнения.

Сущность изобретения поясняется чертежами: фиг.1 изображен продольный разрез, на фиг.2 изображен поперечный разрез насоса, на фиг.3 изображено самоподжимающееся манжетное уплотнение, на фиг.4 изображены обратные клапаны.

Шестеренный насос состоит из корпуса 1, ведущей шестерни 2, ведомой шестерни 4 и прижимных втулок 3, 15, являющихся опорами скольжения. Каналы 5, 6 во впадине между двумя зубьями закрыты обратными клапанами 13, 14, а по радиальным каналам 7, 8, в цапфах шестерен, подается смазка в зону трения втулка-цапфа с меньшим давлением. Все каналы (7, 8, 13, 14) соединены между собой каналами 9 и 10, заглушенными пробками 11, 12, для образования замкнутой полости под масло. А для предотвращения вытекания жидкости по внешним торцам втулок установлены самоподжимающиеся манжеты 16.

Предлагаемое устройство работает следующим образом: при вращении ведущей шестерни 2 через зацепление приводится ведомая шестерня 4. При входе в зацепление зубьев, между которыми есть каналы 5 и 6 с обратными клапанами 13 и 14, рабочая жидкость, под давлением, попадает в каналы 7 и 8, а затем подается в зоны низкого давления подшипников скольжения. Поданная в зазор жидкость, удерживается в подшипниках скольжения обратными клапанами 13 и 14, а также самоподжимающимися манжетными уплотнениями 16, фиг.3, препятствующими торцевому выдавливанию смазки поджимающимся давлением Рп смазки.

Преимуществом такой конструкции является наличие постоянного объема смазывающей жидкости в зазоре между цапфой и втулкой подшипников скольжения, как следствие, обеспечение постоянного гидродинамического масляного клина в зоне трения-скольжения, увеличение общего коэффициента полезного действия и повышение работоспособности шестеренного насоса.

Шестеренный насос, состоящий из корпуса, ведущей и ведомой шестерен, установленных на опорах скольжения, отличающийся тем, что во впадинах зубьев шестерен выполнены один или несколько радиальных каналов, на выходном участке установлен обратный клапан, радиальные каналы сообщаются через осевой канал с каналами, выполненными в цапфах, а на внешних торцах опор скольжения и цапф установлены самоподжимающиеся манжетные уплотнения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лопастному насосу. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным вакуумным насосам для автомобильных двигателей. .

Изобретение относится к винтовым насосам для перекачки газожидкостных сред, например продукции нефтяных скважин. .

Изобретение относится к компрессорному оборудованию и может быть использовано в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической промышленности для перекачивания газов.

Изобретение относится к области гидравлических машин, а именно к шестеренным насосам внутреннего зацепления, применяемым в гидравлических системах станков и других машин.

Изобретение относится к технологическим методам предотвращения потерь углеводородов на нефтегазодобывающем промысле. .

Изобретение относится к вакуумному и компрессорному машиностроению и может быть использовано в насосах и установках для откачки воздуха и газов. .

Изобретение относится к объемному насосу роторного типа. .

Изобретение относится к электрическому погружному винтовому насосу (ВН), в частности к электропроводной и направляющей жидкость системе для подвесного электрического погружного ВН.

Изобретение относится к одновинтовому насосу. .

Изобретение относится к винтовому насосу. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве компрессора, гидронасоса, пневмо- и гидродвигателя, двигателя внешнего сгорания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к одновинтовым насосам, и может быть использовано в конструкциях одновинтовых насосов, предназначенных для перекачивания различных составов в строительной, нефтехимической, пищевой и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к винтовым героторным гидравлическим насосам. .

Изобретение относится к шестеренным насосам, в частности к шестеренным насосам с гидравлической компенсацией торцевых зазоров. .

Изобретение относится к области шестеренного гидромашиностроения и может быть применено в конструкциях насосов, гидромоторов и делителей потока для разгрузки корпуса от осевой деформации, вызванной давлением нагнетания, подведенным к манжетам, установленным в компенсаторах и прижимающим их к торцам шестерен с опорой на подшипники и далее на дно корпуса и крышку или на обе крышки при исполнении корпуса без дна.

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может применяться в конструкциях шестеренных насосов. .

Изобретение относится к насосам объемного типа, а более конкретно к корпусным многоступенчатым насосам, предназначенным для перекачивания газов, жидкостей и мультифазных смесей, не обладающих смазывающими свойствами, с высоким содержанием механических примесей и/или имеющих высокую вязкость, например, пластовых жидкостей нефтяных месторождений

Изобретение относится к области гидроприводов строительных, дорожных и других гидрофицированных машин

Наверх