Судно для сбора нефти с поверхности водоема

Изобретение относится к области судостроения. Судно для сбора нефти с поверхности водоема содержит боновое заграждение, отсек для приема нефтесодержащей воды, приемные окна, выполненные в бортах указанного отсека. В проеме окон установлены верхняя и нижняя камеры, имеющие деформируемые вертикальные стенки и жесткие горизонтальные стенки. Нижняя стенка верхней камеры выполнена с наклонными в поперечной плоскости судна каналами. Внешняя продольная кромка верхней стенки нижней камеры выполнена ступенчатой формы. В верхней и нижней камерах создается давление выше атмосферного, благодаря чему нижняя и верхняя стенки указанных камер могут перемещаться по направлению друг к другу. Достигается неизменное расположение на уровне воды щелевидного просвета между горизонтальными стенками камер при изменении осадки судна. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Предполагаемое изобретение относится к области судостроения, в частности к нефтесборным судам.

Известно судно для борьбы с разлитой нефтью (см. патент RU № 1369668, кл. В63В 35/32, 1988), содержащее в корпусе по каждому борту продольный канал с приемным (входным) и выходным отверстиями в борту. Нефтесодержащая вода с помощью бонового заграждения подводится к приемному отверстию канала, которое расположено в кормовой оконечности судна. Выброс очищенной воды из канала производится в носовой части корпуса в направлении кормы судна (в сторону приемного отверстия). Выходящему потоку с помощью винтов, размещенных в канале, сообщается дополнительная скорость; за пределами судна этот поток ускоряет подтекание нефтесодержащей воды к приемному отверстию, т.е. осуществляется «подгон» нефтесодержащей воды и за счет этого повышается производительность судна по сбору нефти.

На рассмотренном судне вследствие того, что выходящий поток поступает в большую массу забортной воды, эффективность предложенной схемы «подгона» нефтесодержащей воды будет незначительной.

Наиболее близким по конструктивной схеме к заявленному техническому решению является «нефтемусоросборное судно» (см. авт. свид. SU № 1204477, кл. В63В 35/32). В соответствии с изобретением на двухкорпусном судне «подгон» нефтесодержащей воды к приемным окнам осуществляется в три этапа: с помощью жидкости, подаваемой в захваты; с помощью поворотных струйных подгонных устройств, а также путем подачи жидкости в специальные направляющие насадки. На этом судне между корпусами, напротив приемных окон, установлено перемещаемое по высоте окна приемное устройство, содержащее горизонтальную стенку и вертикальные фартуки, отходящие от этой стенки вниз. Горизонтальная стенка приемного устройства отсекает поверхностный слой воды с загрязнениями, а фартук исключает (не допускает) попадание воды в отсек через ту часть приемного окна, которая оказывается ниже уровня горизонтальной стенки. При такой конструкции приемного устройства через приемные окна в отсек поступает жидкая смесь с повышенным содержанием нефти.

Применение на судне-прототипе конструктивных решений с целью увеличения скорости приема нефтесодержащей воды и отбора (отделения) верхнего слоя такой воды позволяет повысить эффективность применения нефтесборного судна. В то же время такое конструктивное решение является весьма сложным.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в разработке конструкции, повышающей эффективность работы нефтесборного судна за счет увеличения скорости забора нефтесодержащей воды и повышения концентрации в ней нефти.

Поставленная задача достигается тем, что судно для сбора нефти с поверхности воды, снабженное боновыми заграждениями, имеющее отсек для приема нефтесодержащей воды и приемные окна в бортах этого отсека, снабжено приемным комплексом, включающим верхнюю и нижнюю камеры, которые размещены в проеме окна и закреплены относительно борта с возможностью деформации их по высоте. Камеры выполнены с жесткими горизонтальными и деформируемыми вертикальными стенками, причем в нижней стенке верхней камеры выполнены наклонные в поперечной плоскости судна каналы, а внешняя продольная кромка верхней стенки нижней камеры выполнена ступенчатой формы. Кроме того, приемный комплекс содержит импеллер*) (*) Импеллер - (англ. impeller) рабочее колесо, крыльчатка. Англо-русский политехнический словарь. М.: Физматгиз. - 1962. - 664 с.(см. с.271)), который создает в отсеке для приема нефтесодержащей воды давление газа ниже атмосферного, а в объеме верхней камеры - давление выше атмосферного.

Предполагаемое изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен вид сверху на судно с открытыми приемными окнами в бортах и боновыми заграждениями в рабочем положении.

На фиг.2 показан вид сбоку кормовой части судна без бонового заграждения при открытом приемном окне и размещенными в нем камерами приемного комплекса.

На фиг.3 дан разрез по А-А фиг.2 с обрывом вблизи диаметральной плоскости (ДП) судна.

На фиг.4 представлен разрез по Б-Б фиг.3 с показом фрагмента двойного борта в месте расположения приемного окна и размещения камер приемного комплекса между бортами.

На фиг.5 дана схема поступления нефтесодержащей воды из водоема в приемный отсек корпуса через горизонтальный просвет между камерами приемного комплекса.

Судно 1 для сбора нефти с поверхности воды снабжено боновым заграждением 2, носовая оконечность которого удерживается штангой 3, а кормовая оконечность закреплена на корпусе судна 1 шарнирно непосредственно за кормовой кромкой приемного окна 4. Поскольку судно 1 принимает на борт нефтесодержащую воду наливом, борт выполняется двойным и включает наружный борт 5 и внутренний борт 6 (фиг.3). В соответствии с этим приемное окно 4 по ширине судна 1 имеет размер двойного борта. Приемное окно 4 снабжено крышкой 7, которая закреплена шарнирно на наружном борту 5 и имеет вертикальную ось вращения.

В кормовой части корпуса судна 1 располагается приемный отсек 8, в который через приемные окна 4 поступает нефтесодержащая вода из водоема.

В объеме приемного окна 4 установлены верхняя камера 9 и нижняя камера 10 (фиг.3). Камеры 9 и 10 имеют жесткие верхнюю и нижнюю стенки (горизонтальные стенки) и деформируемые, например гармошечного типа, боковые (вертикальные) стенки. Смещение горизонтальных стенок камер 9 и 10 по длине и ширине судна 1 ограничено, например, конструкциями борта, образующими окно 4, в объем которого камеры 9 и 10 закладываются (запасовываются) (см. фиг.4). Верхняя стенка камеры 9 и нижняя стенка камеры 10 жестко крепятся к корпусу судна 1. Такая установка камер 9 и 10 позволяет перемещать по высоте окна 4 верхнюю стенку 11 камеры 10 и нижнюю стенку 12 камеры 9. При этом одновременно изменяется высота вертикальных стенок камер 9 и 10, а также объем камер.

Судно 1 снабжено импеллером 13, например вентилятором, у которого входное отверстие соединено с верхней частью объема приемного отсека 8, а выходное отверстие соединено с объемом верхней камеры 9 (фиг.3). Импеллер 13 засасывает газ из объема приемного отсека 8 и создает в нем давление ниже атмосферного; одновременно импеллер 13 подает газ в объем камеры 9 и создает в нем давление выше атмосферного.

В нижней стенке 12 камеры 9 выполнены наклонные в поперечной плоскости корпуса судна 1 каналы 14, предназначенные для подачи газа из объема камеры 9 в просвет (промежуток) между стенками 11 и 12 (фиг.5).

Внешняя продольная (вдоль судна 1) кромка стенки 11 камеры 10 выполнена ступенчатой формы по толщине стенки 11 (фиг.5). Ступенчатая форма кромки стенки 11 позволяет уменьшить (по сравнению с отвесной формой) гидравлическое сопротивление, создаваемое стенкой при ее обтекании жидкостью. Известно, что ступенчатая форма кромки, которая «встречает» натекающий на стенку (или втекающий в трубу) поток, приводит к образованию вихря в зоне ступенчатого уступа (фиг.5). Вихрь способствует плавному, безотрывному натеканию жидкости на поверхность стенки; в результате, как свидетельствует эксперимент*) (*) см. пункт 15 на стр.95 книги: Идельчик И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.: «Машиностроение», 1975, - 559 с.) гидравлическое сопротивление, создаваемое стенкой, снижается.

Перемещение стенки 12 камеры 9 по высоте окна 4 осуществляется, например, следующим образом. Повышение уровня положения стенки 12 достигается с помощью троса 15, закрепленного на стенке 12, и механизма его привода 16 (фиг.2). Понижение уровня положения стенки 12 достигается путем создания в камере 9 давления газа выше атмосферного с помощью специального воздухонагнетателя (условно не показан) и стравливания троса 15. Аналогичная система, включающая воздухонагнетатель и тросовую тягу с ее приводом (система условно не показана), применяется для изменения уровня положения стенки 11 камеры 10.

Судно 1 используется следующим образом. До введения судна 1 в работу приемные окна 4 закрыты крышками 7, стенки 11 и 12 прижаты друг к другу и камеры 9 и 10 перекрывают просвет окна 4, боновое заграждение 2 поднято из воды.

По прибытии судна 1 в район сбора нефти боновое заграждение 2 с использованием штанг 3 опускается на воду и крепится со стороны бортов.

В камерах 9 и 10 с использованием воздухонагнетателя (условно не показан) создается давление воздуха, превышающее атмосферное. Затем с помощью троса 15 и механизма его привода 16 стенка 12 устанавливается с некоторым возвышением относительно уровня поверхности плавающего в водоеме слоя нефти. С использованием аналогичной системы (воздухонагнетатель и тросовая тяга с приводом; система условно не показана) стенка 11 камеры 10 устанавливается на уровне ниже уровня поверхности воды в водоеме. В результате такой установки стенок 11 и 12 между ними возникает щелевидный горизонтальный просвет, соответствующий по высоте расположению верхнего слоя воды и плавающего слоя нефти.

Затем поворотом крышки 7 открывается окно 4 и запускается импеллер 13, который забирает газ из отсека 8 и подает его в объем камеры 9. Из камеры 9 через наклонные каналы 14 в стенке 12 газ натекает на поверхность слоя нефти и вместе с нефтью поступает в отсек 8.

В процессе протекания нефтесодержащей воды через приемное окно 4 стенка 12 с каналами 14 играет роль «подгонного» устройства, которое увеличивает скорость протекания жидкости через приемное окно 4 (фиг.5). Увеличение скорости течения жидкости через окно 4 происходит также вследствие образования вихря на ступенчатой кромке стенки 11.

По мере накопления нефтесодержащей воды в отсеке 8 осадка судна 1 увеличивается и одновременно при неизменном положении стенок 11 и 12 по высоте борта нарушается целесообразный (наиболее эффективный) режим забора нефтесодержащей воды. Предлагаемое техническое решение позволяет регулировать высоту камер 9 и 10 в процессе работы судна 1 и тем самым поддерживать наиболее эффективное положение щелевидного просвета между стенками 11 и 12 относительно поверхности забортной воды. Одновременно может быть изменена и высота просвета между стенками 11 и 12. После завершения работ по сбору нефти с поверхности водоема судно 1 выводится из рабочего режима (приводится в состояние «по-походному»). Для этого боновое заграждение 2 отсоединяется от бортов и размещается на месте его хранения, например на палубе судна 1. Прекращается работа импеллера 13 и с использованием системы, включающей воздухонагнетатель и тросовую тягу (условно не показана), запирается просвет между стенками 11 и 12. В заключение окно 4 закрывается крышкой 7.

Предложенное техническое решение позволяет увеличить скорость «поглощения» судном 1 нефтесодержащей воды и отбирать наиболее насыщенный нефтью ее верхний слой. За счет этого повышается производительность судна 1 по сбору разлитой нефти.

1. Судно для сбора нефти с поверхности водоема, содержащее боновое заграждение, отсек корпуса для приема нефтесодержащей воды и приемные окна, выполненные в бортах этого отсека, отличающееся тем, что в проеме окна установлены верхняя и нижняя камеры, закрепленные относительно борта с возможностью деформации их по высоте и имеющие жесткие горизонтальные и деформируемые вертикальные стенки, причем в нижней стенке верхней камеры выполнены наклонные в поперечной плоскости судна каналы, а внешняя продольная кромка верхней стенки нижней камеры выполнена ступенчатой формы.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что в объеме отсека для нефтесодержащей воды создается давление газа ниже атмосферного, а в объеме верхней камеры создается давление газа выше атмосферного.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к технологии удаления нефтепродуктов с поверхности акваторий рек и морей. .

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для очистки водоемов от нефти и нефтепродуктов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для сбора нефти с поверхности воды. .

Изобретение относится к вопросам эксплуатации судов, в частности к способам повышения экологической безопасности судов. .

Изобретение относится к системе управляемых плавающих отсасывающих устройств для сбора меньшей по плотности жидкости, плавающей на поверхности другой жидкости, в основном воды.

Изобретение относится к природоохранным средствам и может быть использовано для очистки акваторий от разлившейся нефти в результате аварий танкеров и других нефтесодержащих объектов.

Изобретение относится к охране окружающей среды, а именно к охране водных поверхностей открытых и заросших водоемов, посредством очистки от нефтянных и других несмешивающихся с водой загрязнений в виде пленок и пятен.

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим очистку поверхности водоема от нефтешлама

Изобретение относится к области защиты окружающей среды и предназначено для очистки болот от разлитой нефти и нефтепродуктов

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам для сбора загрязнения с поверхности воды

Изобретение относится к механической очистке воды от нефтепродуктов

Изобретение относится к области борьбы с разливами нефти и к способу сдерживания разливов нефти

Изобретение относится к области ликвидации аварийных разливов нефти в морях и океанах

Изобретения относятся к бону для борьбы с нефтью, к способу сбора нефти на загрязненной нефтью области берега, к устройству и способу для отделения нефти от ледяных блоков и к судам для борьбы с нефтью. Судно соединено с боном и/или с устройством для отделения нефти. Бон содержит удлиненную часть и установленные в соединении с ней понтонный элемент и множество поворотных перемещающих элементов, снабженных вращающимися лопастными элементами. Устройство для отделения нефти от ледяных блоков содержит корпус, разделительную решетку, опорную часть для изменения высоты подъема и угла разделительной решетки относительно уровня поверхности воды водной системы. Разделительная решетка предназначена для проталкивания ледяных блоков под поверхность воды водной системы. Опорная часть шарнирно соединена с разделительной решеткой и корпусом. Способ сбора нефти на загрязненной нефтью области берега заключается в направлении судна для борьбы с нефтью, оборудованного боном, в место непосредственной близости к берегу, в расположении бона так, что он проходит к области берега, загрязненной нефтью, и в перемещении нефти из области берега в воду в результате вращения лопастных элементов перемещающих элементов. Способ отделения нефти от ледяных блоков заключается в проталкивании ледяных блоков посредством разделительной решетки, расположенной выше ледяных блоков и содержащей направляющие рельсы, в управлении высотой подъема и углом разделительной решетки относительно уровня поверхности воды водной системы до требуемой величины посредством перемещения опорной части, шарнирно установленной на решетке и на корпусе, и в направлении нефти и воды из водной системы в грузовой отсек через входное отверстие, расположенное частично ниже поверхности воды водной системы. Достигается повышение качества сбора нефти. 7 н. и 21 з.п. ф-лы, 6 ил.

Устройство включает комплект нефтезадерживающих бонов, соединенных с образованием длинной линии нефтезадерживающих бонов. Линия нефтезадерживающих бонов содержит на расстоянии друг от друга несколько якорных узлов для закрепления якорем нефтезадерживающего бона на морском дне. Между якорными узлами и в соединении с нефтезадерживающим боном имеется станция сбора нефти для сбора нефти, направляемой бонами, с поверхности воды. Устройство включает также ряд транспортных блоков, в которых нефтезадерживающие боны, соответствующие станции сбора нефти и оборудование для установки на якорь плотно упакованы и соединены друг с другом с образованием непосредственно развертываемого объединенного комплекта. Способ сбора нефти с поверхности воды заключается в установке плавающего нефтезадерживающего бона в воде по существу в перпендикулярном направлении по отношению к направлению движения нефти. Нефтезадерживающий бон закрепляют якорем на дне моря, посредством ряда якорных узлов, на расстоянии друг от друга, причем это расстояние явно меньше, чем длина нефтезадерживающих бонов между ними. Нефтезадерживающие боны между двумя пунктами закрепления организуют в форме буквы V, направленной от приближающегося нефтяного пятна. Станцию сбора нефти прикрепляют к углу V-образного нефтезадерживающего бона. Собранную в углу V-образного бона нефть поднимают с поверхности воды на станцию сбора нефти. Плавающие нефтезадерживающие боны, соответствующие станции сбора нефти и оборудование для установки на якорь плотно упаковывают и соединяют друг с другом в транспортном блоке или кассете для хранения с образованием непосредственно развертываемого объединенного комплекта перед установкой плавающего нефтезадерживающего бона в воду с указанного транспортного блока или кассеты для хранения. Обеспечивается возможность быстрого и эффективного сбора и удаления нефти с поверхности воды. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

Способ нанесения диспергирующего вещества или других веществ на поверхность воды предусматривает систему, образованную шлангом (1) и насадками для разбрызгивания. Шланг (1) или комплект шлангов поднимается у обоих концов, при этом один конец шланга (1) или комплекта шлангов базируется на рабочем узле (6), а другой конец шланга (1) или комплекта шлангов соединен с параваном (9), который буксируют или соединяют с рабочим узлом (6). Способ осуществляется с помощью устройства для нанесения диспергирующего вещества или других веществ на поверхность воды. Устройство содержит систему, включающую шланг (1) или комплект шлангов, который снабжен насадками для разбрызгивания, распределенными по длине шланга (1) или комплекта шлангов, а также средства (3, 10) для подъема шланга (1) или комплекта шлангов у обоих концов и буксировочное или соединяющее средства для буксировки или соединения паравана (9) при помощи или к рабочему узлу (6). Подъемное средство (3) одного конца шланга (1) или комплекта шлангов базируется на рабочем узле (6). Подъемное средство (10) другого конца шланга (1) или комплекта шлангов базируется на параване (9). Изобретение обеспечивает широкозахватное нанесение диспергирующего вещества или других веществ на поверхность воды. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх