Система терморегулирования топлива и моторного масла в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к вспомогательным системам для термического воздействия на топливо и моторное масло при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в условиях повышенных и пониженных температур окружающей среды, и может быть использовано в стационарных и транспортных энергетических установках с двигателями внутреннего сгорания для облегчения запуска. Решение технической задачи достигается тем, что масляный картер соединен подводящим и отводящим трубопроводами с емкостью, содержащей термоаккумулирующий наномодифицированный материал и нагревательные элементы, при этом в подводящем трубопроводе имеется насос, а в отводящем трубопроводе клапан. Нагревательные элементы выполнены из термоэлектрических модулей, которые с одной стороны спаев прижаты к теплообменнику, соединенному подводящим и отводящим трубопроводом с теплообменником на топливной магистрали, а с другой стороны спаев - к радиатору с вентилятором, причем в подводящем трубопроводе имеется насос, а в отводящем трубопроводе клапан, при этом к теплообменнику с термоэлектрическим модулем через подводящий трубопровод с клапаном и отводящий трубопровод подключена емкость, содержащая термоаккумулирующий наномодифицированный материал, которая через входной и выходной трубопровод с клапанами подключена к теплообменнику на топливной магистрали, при этом термоэлектрические модули, клапаны и насосы подключены к электронной системе управления. Изобретение обеспечивает повышение энергетической эффективности средств, предназначенных для стабилизации теплофизического состояния топлива и моторного масла в зимнее и летнее время. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к вспомогательным системам для термического воздействия на топливо и моторное масло при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в условиях повышенных и пониженных температур окружающей среды, и может быть использовано в стационарных и транспортных энергетических установках с двигателями внутреннего сгорания для облегчения запуска.

Известна система подогрева дизельного топлива, которая содержит топливный бак с подогревателем, напорный топливопровод, погружной трубчатый электронагреватель топлива, который установлен в сетке топливозаборника и подключен к электронному устройству управления. Второй магистральный электронагреватель установлен в топливопроводе перед топливным фильтром тонкой очистки и подключен к электронному устройству управления, которое, в свою очередь, снабжено датчиком температуры. Третий трубчатый электроподогреватель для подогрева охлаждающей жидкости установлен в патрубке между двигателем и радиатором отопления салона и снабжен электропомпой с подключением к электронному устройству управления (см. Патент РФ №2177071 F02M 31/125, дата подачи заявки 1999.12.06).

Недостатком представленной системы является односторонняя приспособленность к нагреву без точного терморегулирования в условиях пониженных температур окружающей среды, а также то, что воздействие теплоты направлено исключительно на топливо, хотя моторное масло также требует предварительной тепловой подготовки.

Известен термоэлектрический охладитель жидкости, содержащий корпус с установленным в нем баком с заливными и сливными патрубками и термоэлементами, прижатыми холодными спаями к одной или нескольким поверхностям бака, а горячими спаями - к теплоотводящим радиаторам, отличающийся тем, что на внутренней поверхности бака дополнительно установлены радиаторы с вертикальными теплообменными ребрами, а теплоотводящие радиаторы горячих спаев термоэлементов с вертикально расположенными ребрами связаны с вентилятором, установленным в верхней части корпуса бака (см. Патент РФ №19876 F01P 3/00, дата подачи заявки 2001.04.23).

Недостатком изобретения является отсутствие системы управления, что снижает ее энергетическую эффективность, при использовании в топливной системе.

В качестве прототипа выбрано устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания, которое содержит основной саморегулируемый нагревательный элемент, установленный в поддоне картера, и дополнительные элементы, расположенные в полости между корпусами фильтрующего элемента. На топливопроводе терморезистор установлен в виде кабеля с контактом по его длине. На топливозаборной трубке терморезистор установлен по ее образующей поверхности с обеспечением возможности фиксации (см. Патент РФ №2267645 F02N 17/04, дата подачи заявки 2004.11.03).

Недостатком прототипа является то, что использование саморегулируемых нагревательных элементов приводит к снижению темпа нагрева, вызванного уменьшением температурного напора при приближении к значению точки переключения нагревателя, что приводит к большому разбросу температур, до которых нагревается топливо и моторное масло, а также появлению резких скачков силы тока при одновременном включении. Представленное устройство способно производить исключительно нагрев, в связи с чем применимо лишь в низкотемпературных условиях эксплуатации.

Техническая задача - повышение энергетической эффективности средств, предназначенных для стабилизации теплофизического состояния топлива и моторного масла в двигателях внутреннего сгорания в температурном диапазоне, включающем как экстремально высокие, так и низкие температуры окружающей среды.

Решение технической задачи достигается тем, что масляный картер соединен подводящим и отводящим трубопроводами с емкостью, содержащей термоаккумулирующий наномодифицированный материал и нагревательные элементы, при этом в подводящем трубопроводе имеется насос, а в отводящем трубопроводе клапан. Нагревательные элементы выполнены из термоэлектрических модулей, которые с одной стороны спаев прижаты к теплообменнику, соединенному подводящим и отводящим трубопроводом с теплообменником на топливной магистрали, а с другой стороны спаев - к радиатору с вентилятором, причем в подводящем трубопроводе имеется насос, а в отводящем трубопроводе клапан, при этом к теплообменнику с термоэлектрическим модулем через подводящий трубопровод с клапаном и отводящий трубопровод подключена емкость, содержащая термоаккумулирующий наномодифицированный материал, которая через входной и выходной трубопровод с клапанами подключена к теплообменнику на топливной магистрали, при этом термоэлектрические модули, клапаны и насосы подключены к электронной системе управления.

Описываемая система выполняет следующие функции: терморегулирование топлива и моторного масла в условиях повышенных или пониженных температур, а также нагрузок двигателя внутреннего сгорания; разогрев топлива и моторного масла перед пуском в условиях низких температур; поддержание температуры моторного масла при длительных стоянках; поддержание постоянной температуры топлива в баке с целью исключения конденсации влаги в условиях летней эксплуатации.

Система терморегулирования топлива и моторного масла в двигателях внутреннего сгорания (фиг.1) содержит термоэлектрический модуль 1, установленный в топливной магистрали после топливного фильтра 2; термоэлектрический модуль 3 - в топливной магистрали перед топливным фильтром 2; термоэлектрический модуль 4 - в топливном баке 5 на внешней его поверхности около заливной горловины; термоэлектрический модуль 6 - на днище масляного картера 7, а именно перед заборной трубкой масляного насоса; термоэлектрический модуль 8 - на торцевой поверхности термоаккумулирующей емкости 9, которая имеет свободную полость 10 и полость с перегородкой 11, заполненной наномодифицированным материалом, например низкоплавким парафином с добавлением 0,01…0,75% от общей массы нанотрубок (Таунита, имеющего диаметр 15-40 нм и длину 2 мкм), в то же время представленный материал размещен в пространственной оболочке, имеющей пористую структуру, например поролон. В трубопроводе 12 расположен насос 13, а в трубопроводе 14 клапан 15. В топливном контуре имеется топливный насос высокого давления 16, подкачивающий насос 17 и центральный магистральный трубопровод 18. Все перечисленные термоэлектрические модули подключаются к силовому блоку 19, который соединен с контроллером 20, а контроллер через аналого-цифровой преобразователь 21 подключен к датчикам температуры 22, 23, 24, 25 и 26.

Термоэлектрический модуль (фиг.2) состоит из элемента Пельтье 27, прижатого одной стороной своих спаев к теплообменнику 28, который трубопроводами 29 и 30 соединен с теплообменником 31 на топливной магистрали, в свою очередь, отводящий трубопровод 29 снабжен клапаном 32, а подводящий трубопровод 30 насосом 33. Теплота от другой стороны спаев отводится в окружающую среду вентилятором 34, размещенным на радиаторе 35. В теплообменном контуре циркулирует незамерзающая жидкость. Для аккумуляции термической энергии служит термоаккумулирующая емкость 36, заполненная наномодифицированным материалом и датчиком температуры 37. Вспомогательный теплообменный контур образован трубопроводами 38 и 39 (которые в пространстве емкости 36 имеют вид змеевика) и включает в себя клапаны 40 и 41, а также перекачивающий насос 42.

Система терморегулирования топлива и моторного масла работает следующим образом: от датчиков температуры 22, 23, 24, 25 и 26 поступают сигналы на аналого-цифровой преобразователь 21, который преобразует полученные показания и передает их контроллеру 20, в свою очередь, контроллер 20 через силовой блок 19 задает значение мощности электропитания на термоэлектрических модулях, а также включение-выключение насосов 13, 33 и 42 и соответственно клапанов 32, 40, 41 и 15. Установка трех термоэлектрических модулей 1, 3 и 4 в топливной системе и двух 6 и 8 для моторного масла позволяет гибко изменять мощность термоэлектрических модулей и адекватно подбирать режимы их работы под соответствующие температурные условия окружающей среды и нагрузку двигателя, что тем самым повышает их энергетический коэффициент полезного действия.

Работа отдельного термоэлектрического модуля осуществляется следующим образом.

В режиме терморегулирования без термоаккумулирующей емкости:

организуется теплообменный контур через теплообменники 28 и 31, при этом клапаны 40 и 41 закрыты, а 32 открыт, насос 33 включен.

Зарядка термоаккумулирующей емкости 36:

организуется теплообменный контур между теплообменником 28 и термоаккумулирующей емкостью 36, при этом клапаны 32, 40 и 41 закрыты, а насос 42 включен. О том, что заполняющий емкость 36 материал приобрел необходимое температурное состояние, сигнализирует датчик температуры 37.

При использовании термоаккумулирующей емкости 36:

организуются теплообменные контуры, как через емкость 36, так и через теплообменник 28 с теплообменником 31, при этом клапаны 32, 40 и 41 открыты, насосы 33 и 42 включены.

Для терморегулирования моторного масла используются термоэлектрические модули 6 и 8. Термоэлектрический модуль 6 является основным, а термоэлектрический модуль 8 используется для периодического накопления термической энергии в термоаккумулирующей емкости 9, а также перед пуском нагревает предварительно перекаченное в свободную полость 10 моторное масло.

При стоянке в условиях низких температур насос 13 перекачивает моторное масло в свободное пространство 10 теплоаккумулирующей емкости 9.

Представленные режимы осуществляются с помощью электронной системы управления в составе контроллера 20, силового блока 19 и аналого-цифрового преобразователя 21.

Перевод в режим охлаждения или нагрева производится при смене полярности питающего напряжения термоэлектрических модулей.

Испытания проведены в условиях низких температур (минус 20) для двигателя ЯМЗ-240. Результаты испытаний приведены в табл.1 для моторного масла и табл.2 для топлива.

Таблица 1
Энергетические параметры (моторное масло) Известное устройство Предлагаемая система
Время нагрева в условиях низких температур, мин 40 15
Затраты теплоты, кДж 2400 1200
Неравномерность температурного поля, % 40 15
Таблица 2
Энергетические параметры (Топливо) Известное устройство Предлагаемая система
Затраты теплоты за 1 час работы (30 мин - 100% и 30 мин - 25% нагрузка), кДж 720 470
Средняя погрешность относительно оптимального значения температуры (30°С), % 30 5

Из табл.1 следует, что предлагаемая система позволяет сократить время тепловой подготовки масла на 25 мин, а затраты теплоты в 2 раза, при этом неравномерность температурного поля составляет 15%, а у прототипа 40%.

Из табл.2 следует, что затраты теплоты на нагрев топлива сокращаются на 250 кДж, а погрешность регулирования температуры уменьшается с 30 до 5%.

Таким образом, применение термоаккумулирующих емкостей с наномодифированным материалом (наномодифицированный парафин имеет теплоемкость 320 кал на 100 г, по сравнению с обычным, имеющим 240 кал на 100 г), термической базы на основе термоэлектрических элементов Пельтье и управляющего контроллера в системе терморегулирования топлива и моторного масла, позволяет поддерживать оптимальную температуру, как топлива, так и моторного масла, что приводит к снижению энергетических затрат (табл.1 и табл.2). При этом термоэлектрические элементы Пельтье позволяют производить терморегулирование в условиях высоких температур окружающей среды (>30°С), осуществляя охлаждение.

Испытания показали улучшение энергоэкологических характеристик работы дизельного двигателя (ЯМЗ-240): снижение расхода топлива при пуске и прогреве на холостом ходе в условиях низких температур окружающей среды на 20% и в рабочем режиме на 15%, а также уровня токсичности отработанных газов на 30%. Снижение токсичности при повышенных температурах окружающей среды составляет 7%, а расхода топлива на 5%.

Это связано с зависимостью теплофизических параметров топлива и моторного масла от температурного режима. При этом оптимизация температурного режима для топлива и моторного масла приводит к улучшению прокачиваемости, последующей фильтрации и к более полному сгоранию для топлива и смазыванию узлов трения для моторного масла.

Предлагаемая система терморегулирования может быть использована как в летний, так и в зимний период эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

1. Система терморегулирования топлива и моторного масла в двигателях внутреннего сгорания, состоящая из нагревательных элементов, расположенных в масляном картере и топливоподающей системе, отличающаяся тем, что масляный картер соединен подводящим и отводящим трубопроводами с емкостью, содержащей термоаккумулирующий наномодифицированный материал и нагревательные элементы, при этом в подводящем трубопроводе имеется насос, а в отводящем трубопроводе клапан.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что нагревательные элементы выполнены из термоэлектрических модулей, которые с одной стороны спаев прижаты к теплообменнику, соединенному подводящим и отводящим трубопроводом с теплообменником на топливной магистрали, а с другой стороны спаев - к радиатору с вентилятором, причем в подводящем трубопроводе имеется насос, а в отводящем трубопроводе клапан, при этом к теплообменнику с термоэлектрическим модулем через подводящий трубопровод с клапаном и отводящий трубопровод подключена емкость, содержащая термоаккумулирующий наномодифицированный материал, которая через входной и выходной трубопровод с клапанами подключена к теплообменнику на топливной магистрали, при этом термоэлектрические модули, клапаны и насосы подключены к электронной системе управления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в системах питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с прямой подачей жидкого топлива в камеру сгорания и предназначено для подготовки топлива и подачи его в камеру сгорания в нужный временной промежуток.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам для приготовления топливовоздушной смеси и подачи ее в цилиндр. .

Изобретение относится к системам приготовления топливовоздушной смеси двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением и может быть использовано в автомобильных, тракторных, судовых, авиационных и стационарных ДВС.

Изобретение относится к машиностроению в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для облегчения запуска и эксплуатации дизельных двигателей. .

Изобретение относится к устройствам для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к подогревателям дизельного топлива. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам питания с подогревом для двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах топливоподачи дизелей. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для облегчения запуска и эксплуатации дизельных двигателей. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам для приготовления топливовоздушной смеси и подачи ее в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливной аппаратуре двигателей внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в системах для подготовки к запуску двигателей внутреннего сгорания. Система для поддержания готовности к запуску двигателя (7) внутреннего сгорания тепловоза содержит штатную систему (4) охлаждения двигателя (7) внутреннего сгорания, жидкостный подогреватель (1), подключенный к основной магистрали штатной системы (4) охлаждения, штатную топливную систему (18) двигателя внутреннего сгорания со штатным топливным баком (23) и штатным подкачивающим топливным насосом (19), дополнительный топливный бак (20), оснащенный переливным трубопроводом (21), сливным трубопроводом (22) с краном и трубопроводом, соединяющим дополнительный топливный бак (20) с жидкостным подогревателем (1). Имеются дополнительный топливный насос (17), установленный в штатной топливной системе (18) параллельно штатному подкачивающему топливному насосу (19), дополнительный масляный насос (11), подключенный параллельно штатному прокачивающему масляному насосу (43), устройство (15) подзарядки аккумуляторной батареи (16) тепловоза, поддерживающее ее в состоянии готовности к запуску двигателя внутреннего сгорания, и датчики (13) температуры теплоносителя охлаждения для контроля за работой системы, включенные в трубопровод (46) с наиболее низкой температурой теплоносителя системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Дополнительный топливный бак (20) системы включен в сливной трубопровод штатной топливной системы (18) для обеспечения его надежного заполнения дизельным топливом. Дополнительные циркуляционные водяные насосы (30) установлены на входных трубопроводах штатных жидкостных подогревателей (28) воздуха в кабинах (29) машиниста для обеспечения в них условий пуска двигателя (7) внутреннего сгорания. Питание жидкостного подогревателя (1), электромоторов циркуляционных (8), масляного (11) и топливного насосов (17), устройства (15) подзарядки аккумуляторной батареи (16) тепловоза и элементов управления системы (47) выполнено через отдельный шкаф (48) электрооборудования от внешнего источника энергии. Технический результат заключается в повышении надежности работы системы и в увеличении времени простоя неработающего двигателя в холодное время года в постоянной готовности к запуску. 1 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Подогреватель топлива, содержащий теплоизолированный корпус (1), в котором установлены позисторы (4) и токоподводящие элементы (2). Корпус (1) подогревателя выполнен в виде штуцера, позисторы (4) выполнены в форме сегмента окружности и закреплены в корпусе (1) перпендикулярно его оси по образующей спирали с равным шагом, а токоподводящие элементы (2) выполнены в виде токоподводящих пластин, с помощью которых позисторы (4) закреплены в корпусе (1). Технический результат заключается в эффективном нагреве вязкого топлива. 3 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Электрический подогреватель топлива, содержащий корпус, выполненный в форме болта с полостью в его стержне, входными и выходными отверстиями, турбулизатор, керамический нагревательный элемент, нихромовую спираль, последовательно соединенную с керамическим нагревательным элементом, и кожух. Внутренняя полость корпуса подогревателя топлива выполнена с винтовой канавкой, при этом турбулизатор топлива, расположенный во внутренней полости корпуса, выполнен в виде болта, содержащего направляющую часть и турбулизирующий элемент, выполненный в виде эллипса с винтовой канавкой, противоположно направленной относительно винтовой канавки корпуса. Технический результат заключается в повышении эффективности теплопередачи. 1 ил.

Изобретение относится к элементам системы питания дизельных двигателей транспортных средств и может быть использовано для облегчения запуска и работы двигателей на дизельном и биодизельном топливе зимой и в условиях низких температур. Предложен топливный бак, содержащий камеру нагрева 6, выполненную в виде усеченной пирамиды, открытой снизу и имеющей пластину 12 в форме многоугольника на верхнем основании. Боковые грани 8, 9, 10 и 11 пирамиды 6 выполнены в форме трапеций, выполненных из мелкоячеистых теплопроводящих сеток и закрепленных на каркасе 7 и пластине 12. В пластине 12 выполнено отверстие 13 для размещения приемного фильтра 3 внутри пирамиды 6. Под дном топливного бака 1 напротив пирамиды 6 установлен электрический нагреватель 5 для камеры нагрева. Технический результат заключается в повышении эффективности подогрева топлива в топливном баке, упрощении конструкции топливного бака и обеспечении условий его безопасной эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к военным гусеничным машинам, в частности к системам питания топливом силовых установок военных гусеничных машин. Устройство для обеспечения работоспособности системы питания топливом силовой установки военной гусеничной машины при отрицательных температурах окружающего воздуха содержит топливные баки, топливные фильтры грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающий насос, топливный насос высокого давления, топливные трубопроводы. В систему питания топливом дополнительно установлены блок контроля и выдачи команд, пульт управления, датчики температуры топлива в топливных баках, в топливных трубопроводах, подогреватели топлива в топливных фильтрах грубой и тонкой очистки, в топливных баках и в топливных трубопроводах. Блок контроля и выдачи команд соединен с пультом управления, датчиками температуры топлива и подогревателями топлива. Достигается повышение работоспособности системы подачи топлива при отрицательных температурах окружающего воздуха за счет непрерывной подачи дизельного топлива в цилиндры двигателя, путем установки в системе питания топливом подогревателей. 1 ил.
Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен электрический нагреватель дизельного топлива или моторного масла включающий: внешнюю оболочку (2), нагревательные стержни (1) и регулятор температуры (3). Каждый из нагревательных стержней (1) включает электродную часть, нагревательную часть и оболочку наружного покрытия, присоединен к монтажному концу регулятора температуры (3) с помощью электродной части и жестко присоединен к внешней оболочке (2) одним концом. Регулятор температуры (3) размещен внутри внешней оболочки (2), пустоты внешней оболочки (2) заполнены наливным герметиком, и отверстие (5) размещено на внешней оболочке (2) для закрепления нагревателя в установочном положении. Нагреватель имеет низкую цену, скомпонован в виде конструкции, безопасен, надежен и удобен в обслуживании. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложена электрически нагреваемая распылительная форсунка, содержащая керамический стержень, в котором предусмотрен проточный канал (2), имеющий по меньшей мере одно отверстие (3) для распыления текучей среды, причем указанный керамический стержень включает в себя внутренний керамический проводник (4) и внешний керамический проводник (5), между которыми размещен керамический изолятор (6), причем в указанном отверстии (3) внешний керамический нагревательный проводник (5) имеет каталитически активное покрытие (7). Технический результат заключается в упрощении конструкции форсунки и упрощении процесса её изготовления. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх