Универсальное транспортное устройство

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Универсальное транспортное устройство содержит легкую жесткую раму, на которой закреплены привод с коробкой отбора мощности, две подвески для закрепления на них съемных картриджей, рулевое управление поворота картриджей и места для размещения водителя и пассажиров. Коробка передач установлена под приводом. Подвески выполнены составными маятникового типа, у которых внизу имеются полые поворотные диски, соединенные с последними шарнирно. В верхней части подвесок жестко закреплены скобы для фиксации шарниров узла равных угловых скоростей, соединяющих привод с картриджами. Передняя подвеска, картриджи которой выполнены постоянно ведущими, снабжена блоком шестерен, сегментом и шарнирными выступами под картриджи. Задняя подвеска, картриджи которой выполнены или ведущими, или ведомыми, имеет выступы для крепления картриджей. Задняя подвеска дополнительно снабжена узлом раздельной передачи вращения от привода на задние картриджи, или на навесное оборудование, или тележку. Картриджы могут быть выполнены в виде гусениц, или лыж, или тележки, или поплавков с винтом. Достигается повышение проходимости универсального транспортного устройства. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Предлагаемое транспортное устройство относится к универсальным механизмам различного назначения, например, как всесезонный инвентарь для организации отдыха и развлечения, эксклюзивного проката людей разных возрастных категорий по различной поверхности, рабочим инструментом в фермерских хозяйствах, а также при перемещении людей по пересеченной местности: охотников, рыбаков, туристов, работников МЧС и т.д. На рынке имеется свободная ниша универсального легкого всесезонного вездехода, обладающего высокой проходимостью для индивидуального передвижении по различной местности. Такой вездеход должен обладать малым весом и компактными габаритами, быть приспособленным для круглогодичного передвижения по пересеченной местности в условиях сложного рельефа и стесненного пространства (тропы в лесу, кустарнике, среди камней, перемещение людей и грузов, а также выполнение сельскохозяйственных работ в труднодоступных местах). Область применения предлагаемого устройства может быть самой разнообразной: досуг, хобби и развлечения (охота, рыбалка, туризм, экскурсии в природных парках, выезды в лес и на природу), утилитарное использование в лесном и природном хозяйстве, природоохранными работниками, путешественниками и исследователями, патрулирование работниками спасательных и технических служб, пограничниками в удаленных труднодоступных районах и в фермерских хозяйствах.

Известно комбинированное транспортное устройство, содержащее трубчатую раму в виде двух раздвигающихся в продольном направлении частей и дополнительной штанги, закрепленной на передней части рамы, две пары колес со смещением в осевом направлении, регулируемые по высоте сиденье водителя, рулевую колонку с возможностью поворота одной пары колес, а привод расположен между колесами с узлом передачи усилия от привода на одну пару колес (см. авторское свидетельство СССР №1204463, Кл. В62К 13/00, 1984 г.).

Недостатком данного устройства является то, что это транспортное средство не является вездеходом и не может передвигаться по пересеченной местности. Кроме того, у него нет устройства для замены колес на другой вид ходовых элементов, что и делает его неприспособленным перемещаться по пересеченной местности.

Известно транспортное устройство в виде гусеничного мотоцикла, содержащее одноколейную мотоциклетную компоновку с трубчатой рамой, передней и задней подвеской. Передняя подвеска снабжена рулевым механизмом для обеспечения поворота переднего колеса в горизонтальной плоскости, а задняя подвеска снабжена тоже колесом, которое является ведущим с передачей на него крутящего момента от двигателя через коробку передач. Между передней и задней подвеской на раме закреплены сиденья водителя и пассажира. Задняя подвеска, по мере необходимости, комплектуется съемным гусеничным блоком. Блок содержит раму, жестко крепящуюся к задней подвеске мотоцикла через ось качения, гусеницу в виде бесконечной ленты, огибающую ступицу, и опорные катки, размещенные в нижней части рамы блока. Крутящий момент на гусеницу передается с двигателя внутреннего сгорания через коробку отбора мощности, уже имеющуюся на мотоцикле. устанавливаемую вместо заднего колеса. Наличие гусеничного блока позволяет обеспечить передвижение мотоцикла по пересеченной местности с поверхностью передвижения в виде грунта и снега. Для зимней эксплуатации в условиях глубокого и рыхлого снега предусмотрена замена передней гусеницы на лыжу, а в съемном блоке - гусеница увеличенной длины (см. патент РФ №2251509, кл. В62D 55/04, 2005 г.).

Недостатком этого вида транспортного средства является то, что хотя он и может перемещаться по пересеченной местности, но движется только по земле и снегу, т.е по жесткой поверхности, и не имеет возможности передвигаться по воде и болотистой местности. Кроме того, оно не может выполнять работы на непроходимых участках и перевозить людей и грузы в местах, где имеются водные участки.

Технической задачей предлагаемого транспортного устройства является устранение указанных недостатков и создание универсального легкого транспортного средства для перемещения как по жесткой пересеченной местности, так и по местам, где имеется водная преграда или зыбкая непроходимая местность.

Указанная техническая задача достигается тем, что в универсальном транспортном устройстве, содержащем легкую жесткую раму, на которой закреплены привод с коробкой отбора мощности, две подвески для закрепления на них съемных картриджей, рулевое управление поворота картриджей и места для размещения водителя и пассажиров, коробка отбора мощности установлена под приводом, подвески выполнены составными маятникового типа, внизу у которых имеются полые поворотные диски, соединенные с последними шарнирно, а в верхней части подвесок жестко закреплены скобы для фиксации шарниров узлов равных угловых скоростей, соединяющих коробку отбора мощности с картриджами, причем передняя из подвесок является постоянно ведущей, снабжена блоком шестерен, зубчатым сегментом и шарнирными выступами под картриджи, задняя подвеска может быть выполнена или ведущей, или ведомой, на ней имеются выступы для крепления картриджей и дополнительно снабжена узлом раздельной передачи вращения от привода на задние картриджи или на навесное оборудование.

На фиг.1 изображено схематично предлагаемое транспортное устройство.

На фиг 2 изображен съемный картридж в форме гусеницы.

На фиг 3 изображен съемный картридж в форме лыж.

На фиг.4 изображен съемный картридж в форме винтовой спирали.

На фиг.5 изображен съемный картридж в форме поплавков.

На фиг.6 изображено навесное оборудование в форме тележки.

На фиг 7 изображено навесное оборудование в форме плуга.

На фиг.8 изображено навесное оборудование в форме двухосной тележки.

Как показано на графической части, предлагаемое устройство содержит легкую раму 1, на которой впереди расположен руль 2, сиденье водителя 3 и сиденье пассажира 4. В середине рамы 1 закреплен привод в виде ДВС (двигатель внутреннего сгорания) 5, соединенный с коробкой отбора мощности 6. Руль 2 соединен с передней подвеской 7, которая является ведущей. Подвеска 7 выполнена маятникового типа снабжена зубчатым сегментом 8, блоком шестерен 9 и выступом 10 для установки картриджей 11. Блок 9 соединен с зубчатым сегментом 8 и передает силу перемещения от руля 2 на картриджи 11. Под сиденьем 4 расположена задняя подвеска 12 тоже маятникового типа и снабжена полыми поворотными дисками 13 с шарнирами 14, расположенными между рамой 1 и задними картриджами 15. Подвески 7 и 12 выполнены составными, у которых внизу расположены диски 13, а в верхней части жестко закреплены скобы 16 с шарнирами 21 узлов 18 равных угловых скоростей. Подвеска 12 выполнена ведомой, снабжена шарнирными выступами 17 для крепления картриджей 15. Рама 1 за задней подвеской 12 снабжена узлом 19 для соединения с дополнительным оборудованием или грузовой тележкой, в который входит съемный вал 22 со шлицевыми участками 23. На раме 1 выше картриджей 11 и 15 располагается съемный фартук 20, преимущественно надувного типа, закрепленный на боковых сторонах рамы 1 по мере необходимости, и нужен только для передвижения по глубоким водоемам. Вал 22 может попеременно соединять или картриджи 15, или навесное оборудование 24 через узел 25 разделения передачи крутящего момента от коробки отбора мощности 6. Передняя 7 и задняя 12 подвески располагаются в центре вращения поворотных дисков 10 и 13.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующем образом. В зависимости от характера местности, по которой необходимо передвигаться, на выступы 10 и 17 устанавливаются соответствующие картриджи 11 и 15. Так при движении по песку, по земле картриджи выполнены в виде гусениц, по снегу - в виде лыж и гусениц, по болотистой местности - в виде поплавков с винтом, а при передвижении по водоемам со значительной глубиной дна дополнительно устанавливается фартук 20.

После установки картриджей 11 и 15 и закрепления их на выступах 10 и 17 на сиденья 3 и 4 усаживаются пассажир и водитель и запускается ДВС 5. После запуска ДВС включается коробка 6 и усилие от двигателя 5 через узел 18 передается на блок 9, а от него приводятся во вращение передние картриджи 11. Как только начинают вращение картриджи 11, все транспортное средство приводится в движение, а направление его перемещения осуществляется рулем 2. Выравнивание скости движения картриджей 11 и 15 осуществляется за счет узлов 18.

При движении устройства передняя подвеска 7 постоянно соединена с коробкой 6, и крутящий момент от привода 5 передается на картриджи 11. В задней подвеске вал 22 повернут вниз и соединен с картриджами 15, и они также приводятся во вращение от привода 5.

При соединении с рамой 1 устройства навесного оборудования 24 вал 22 отсоединяется от картриджей 15, поворачивается вверх и соединяет коробку 6 с навесным оборудованием 24 (не показано)

Использование предлагаемого технического решения позволяет получить легкое транспортное устройство для перемещения по любой поверхности, перевозить людей и грузы, а так же производить работы, преимущественно сельскохозяйственного назначения. По сравнению с известными вездеходами предлагаемое устройство позволяет снизить вес и упростить конструкцию. Кроме того, за счет быстрого съема и замены разного вида картриджей на одной и той же раме без дополнительной доработки, в зависимости от условий эксплуатации, позволяет снизить количество транспортных средств, а само транспортное средство будет универсальным.

1. Универсальное транспортное устройство, содержащее легкую жесткую раму, на которой закреплены привод с коробкой отбора мощности, две подвески для закрепления на них съемных картриджей, места для размещения водителя и пассажиров и рулевое управление поворота картриджей, отличающееся тем, что коробка передач установлена под приводом, подвески выполнены составными маятникового типа, внизу у которых имеются полые поворотные диски, соединенные с подвесками шарнирно, а в верхней части подвесок жестко закреплены скобы для фиксации шарниров узла равных угловых скоростей, соединяющих привод с картриджами, причем передняя подвеска, картриджи которой выполнены постоянно ведущими, снабжена блоком шестерен, сегментом и шарнирными выступами под картриджи, задняя подвеска, картриджи которой выполнены или ведущими или ведомыми, имеет выступы для крепления картриджей и дополнительно снабжена узлом раздельной передачи вращения от привода на задние картриджи или на навесное оборудование, или тележку.

2. Универсальное транспортное устройство по п.1, отличающееся тем, что рама снабжена съемным фартуком, закрепляемым на боковых сторонах рамы.

3. Универсальное транспортное устройство по п.1, отличающееся тем, что привод выполнен в виде ДВС.

4. Универсальное транспортное устройство по п.1, отличающееся тем, что узел раздельной передачи выполнен в виде вала со шлицевыми концами.

5. Универсальное транспортное устройство по п.1, отличающееся тем, что узел раздельной передачи выполнен съемным и имеет возможность поворота в вертикальной плоскости.

6. Универсальное транспортное устройство по п.2, отличающееся тем, что фартук выполнен надувным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двухколесным мотоциклам. .

Изобретение относится к складным трехколесным транспортным средствам, снабженным электромотором. .

Изобретение относится к мотоциклам, в частности к рамам мотоциклов. .

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкции мотоциклов. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции мотоцикла, мопеда, мокика. .

Мотоцикл // 2111144
Изобретение относится к области техники для передвижения по дорогам, в частности к устройствам колесного транспорта, используемым в быту. .

Изобретение относится к велотехнике, в частности, к конструкциям привода ведущих колес мотоцикла и системам управления поворотом этих колес. .

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в производстве мототранспортных средств. .

Комбиход // 2347710
Изобретение относится к транспортным средствам. .

Комбиход // 2347709
Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть применено при перевозке людей и грузов по маршруту с благоприятными и с неблагоприятными для колесного хода условиями.

Вездеход // 2347708
Изобретение относится к тракторному и транспортному машиностроению и может найти применение в сельскохозяйственном производстве и в безрельсовых транспортных средствах.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ходам полугусеничным сменным, преимущественно для рисозерноуборочных или кормоуборочных комбайнов для повышения их проходимости в зонах с повышенным увлажнением почвы.

Изобретение относится к транспортной технике, к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно к снегоболотоходам. .

Изобретение относится к приспособлениям, повышающим проходимость транспортного средства, например автомобиля, при езде по бездорожью. .

Изобретение относится к приспособлениям, повышающим проходимость транспортного средства. .

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости. .

Изобретение относится к области колесной транспортной технике, в частности к мобильной робототехнике. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения
Наверх