Демпфер крутильных колебаний малой жесткости с возможностью регулирования момента трения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Демпфер состоит из корпуса, наружной и внутренней ступиц, центральной винтовой пружины и многодискового фрикциона. Центральная винтовая пружина крепится одним концом к корпусу, а другим - к фланцу внутренней ступицы. Фрикцион состоит из дисков с наружными шлицами и дисков с внутренними шлицами, между которыми установлены фрикционные шайбы. Центральная винтовая пружина служит одновременно для передачи крутящего момента двигателя и сжатия дисков фрикциона. Достигается уменьшение амплитуды колебаний передаваемого момента. 2 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается демпферов крутильных колебаний для тяжелых автомобилей и тягачей, двигатели которых при пуске не отсоединяются от согласующего редуктора гидротрансформатора.

Известен упругофрикционный демпфер крутильных колебаний (Автомобиль МАЗ-537. - М.: Воениздат, 1971, рис.88, с.174), содержащий наружную обойму с фрикционными накладками, взаимодействующими с подпружиненными фрикционными колодками, внутреннюю обойму с вырезами, в которых тангенциально установлены пружины, обеспечивающие упругость демпфера.

Известен также демпфер крутильных колебаний (Юрковский И.М. и Толпыгин В.А. Автомобиль КАМАЗ. Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. - М.: ДОСААФ, 1975, рис.78, стр.150), содержащий упругий элемент, снижающий колебания передаваемого момента, и элемент трения, гасящий колебания при резонансах.

Недостатком указанных демпферов является их высокая окружная жесткость и, как результат, большие динамические нагрузки на деталях трансмиссии, приводящие к износу (питингу) зубьев шестерен агрегатов трансмиссии. Относительный угол поворота деталей до соприкосновения витков передающих крутящий момент тангенциально установленных пружин в существующих демпферах составляет 2…5°. Получить большой угол пружины не позволяют.

Для снижения жесткости демпфера предлагается устанавливать в нем центральную винтовую пружину, выполненную из прутка прямоугольного или круглого сечения. Угол закрутки такой пружины в десятки раз превышает угол относительного поворота деталей демпфера с тангенциально расположенными пружинами, что позволит соответственно уменьшить амплитуды колебания передаваемого момента. Для гашения колебаний в демпфере установлен многодисковый фрикцион.

На фиг.1 и 2 изображен предлагаемый демпфер крутильных колебаний, который состоит из корпуса 1, центральной винтовой пружины 2, ступицы наружной 3, ступицы внутренней 4, гайки 5, дисков 6 и 7, фрикционных шайб 8 многодискового фрикциона, пластин 9, болтов 10 и 11.

Центральная винтовая пружина 2 крепится с одной стороны к корпусу 1, с другой - к фланцу внутренней ступицы 3. Один конец пружины при закручивании болтов 10 пластиной 9 плотно прижимается в пазу корпуса 1. Другой конец таким же образом удерживается в пазу ступицы 3. Наружная и внутренняя ступицы соединены шлицами. Болтами 11 демпфер крепится к фланцу установленного на входном валу редуктора трансмиссии.

Центральная винтовая пружина устанавливается так, чтобы при передаче крутящего момента двигателя пружина закручивалась.

Служащий для гашения крутильных колебаний многодисковый фрикцион состоит из дисков 6 с наружными шлицами и дисков 7 с внутренними шлицами, а также фрикционных шайб 8, установленных между ними. Диски с наружными шлицами соединяются с шлицами на корпусе 1, диски с внутренними шлицами соединены с шлицами на внутренней ступице 4. При сборке демпфера диски с внутренними и наружными шлицами чередуются, и между ними устанавливаются фрикционные шайбы 8.

При закручивании гайки 5 пакет дисков сжимается той же пружиной, которая передает крутящий момент двигателя. Таким образом, одна пружина служит и для передачи крутящего момента двигателя и для создания момента трения. Гайкой 9 момент трения фрикциона может регулироваться без разборки демпфера. Собранный демпфер балансируется и болтами 11 крепится к фланцу на валу трансмиссии.

Демпфер работает следующим образом.

Крутящий момент двигателя через торсион подводится к внутренней ступице 4, а далее, к наружной ступице 3 демпфера. С наружной ступицей соединена пружина 2, которая передает крутящий момент на корпус 1, соединенный с фланцем на валу трансмиссии. Нагруженная крутящим моментом двигателя центральная винтовая пружина 2 закручивается, сжатые ею диски 6 и 7, а также фрикционные шайбы 8 поворачиваются относительно друг друга, создавая момент трения, который гасит крутильные колебания трансмиссии при резонансах.

Демпфер крутильных колебании малой жесткости с возможностью регулирования момента трения, состоящий из корпуса, наружной и внутренней ступиц, центральной винтовой пружины, которая крепится одним концом к корпусу, другим - к фланцу внутренней ступицы, а для гашения колебаний установлен многодисковый фрикцион, состоящий из дисков с наружными шлицами и дисков с внутренними шлицами, между которыми установлены фрикционные шайбы, отличающийся тем, что центральная винтовая пружина служит одновременно для передачи крутящего момента двигателя и сжатия дисков фрикциона.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам гашения угловых колебаний объектов. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным муфтам. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам. .

Изобретение относится к фрикционной муфте для распределительного устройства с корректирующей лентой. .

Изобретение относится к предохранительным муфтам. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором.

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях машин, где необходима защита механизмов от динамических нагрузок, вызванных крутильными колебаниями при измерении крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения между валами в условиях многократного реверсирования вращения. .

Изобретение относится к машиностроению , а именно к упругим муфтам приводных механизмов. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Наверх