Бипланетарный вариатор

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, в частности в автомобиле. Вариатор содержит корпус, ведущий вал, сдвоенный эпицикл (3). Приемная часть эпицикла (3) содержит рабочий контур в виде эпитрохоиды (4), очерченной вершинами трехуглового ротора (5). В нем соосно расположен кривошип (6), выполненный эксцентрично по отношений к единому с ним солнечному шипу (7), ось которого совпадает с центром сдвоенного эпицикла (3). Радиусы солнечного шипа (7) и кривошипа (6) соотносятся как 2:3. Эксцентриситет равен половине радиуса солнечного шипа (7). Боковая поверхность трехуглового ротора (5) содержит штифт (8), с которым совмещается радиальная кулиса (9) ведущего водила (10), соосного с солнечным шипом (7). Вторая часть эпицикла (3) является зубчатым венцом внутреннего зацепления, содержащим группу сателлитов, связанных посредством центральной шестерни с солнечным шипом (7) и объединенных нагрузочным водилом. Изобретение позволяет упростить конструкцию, повысить надежность, долговечность и экономичность вариатора. 2 ил.

 

Известна пятиступенчатая коробка ZF 5HP-24, которая устанавливается на легковом автомобиле BMW седьмой серии предыдущего поколения и на Jaguar XJ, как "автомат", "великий и ужасный", как "государство в государстве" (см., например, журнал "Авторевю", №8 /264/, 2002, стр.56-57). Сложность данного "автомата" объясняется наличием таких вспомогательных устройств и агрегатов, как гидротрансформатор, гидромуфта, гидроблок управления, дополнительные планетарные ряды, устройства для блокировки элементов планетарной передачи между собой или на корпус, тормозные устройства.

Задачей заявляемого технического решения является устранение перечисленных вспомогательных устройств с сохранением всех преимуществ "автомата" без малейшего ущерба для него.

Решение поставленной задачи достигается тем, что "корона" бипланетарного вариатора, включающего центральное колесо внутреннего зацепления, водило, сателлиты, центральную шестерню, представляет собой сдвоенный эпицикл, приемная часть которого содержит рабочий контур в виде эпитрохоиды, очерченной вершинами трехуглового ротора с расположенным в нем соосно кривошипом, выполненным эксцентрично по отношению к единому с ним солнечному шипу, ось которого совпадает с центром "короны", причем радиусы солнечного шипа и кривошипа соотносятся как 2:3, эксцентриситет составляет половину радиуса солнечного шипа, боковая поверхность трехуглового ротора содержит штифт для совмещения с радиальной кулисой ведущего водила, соосного с солнечным шипом, а вторая часть "короны" является зубчатым венцом внутреннего зацепления, содержащим группу сателлитов, связанных, посредством центральной шестерни, с солнечным шипом и объединенных нагрузочным водилом.

Новизна изобретения состоит в том, что планетарный механизм в предлагаемом бипланетарном исполнении является вариатором, реализующим абсолютно все рабочие режимы прототипа без вспомогательных устройств и без разрыва потока мощности при их превращениях.

По данным патентной и научно-технической информации заявленная конструкция не обнаружена, что позволяет судить об изобретательском уровне предлагаемого решения.

Промышленная применимость обусловлена существенным упрощением, повышением надежности, долговечности и экономичности прототипа.

На чертежах представлена принципиальная схема бипланетарного вариатора, который устроен следующим образом.

В корпусе 1, посредством ведущего вала 2, установлен бипланетарный вариатор, "корона" которого представляет собой сдвоенный эпицикл 3. Приемная часть эпицикла 3 содержит рабочий контур в виде эпитрохоиды 4, очерченной вершинами трехуглового ротора 5 (Фиг.1). В нем соосно расположен кривошип 6, выполненный эксцентрично по отношение к единому с ним солнечному шипу 7, ось которого совпадает с центром "короны". Радиусы солнечного шипа 7 и кривошипа 6 соотносятся как 2:3. Эксцентриситет равен половине радиуса солнечного шипа 7. Боковая поверхность трехуглового ротора 5 содержит штифт 8, с которым совмещается радиальная кулиса 9 ведущего водила 10, соосного с солнечным шипом 7. Вторая часть "короны" является зубчатым венцом внутреннего зацепления 11, содержащим группу сателлитов 12 (Фиг.2), связанных, посредством центральной шестерни 13, с солнечным шипом 7 и объединенных нагрузочным водилом 14. Подвижные соединения ротора 5 с эпициклом 3 и кривошипом 6 могут быть выполнены посредством шариков или роликов, исключающих трение скольжения в бипланетарном вариаторе вообще.

Работает бипланетарный вариатор следующим образом. При вращении водила 10 в указанном направлении (Фиг.1) ротор 5 приходит во вращательно-переносное (планетарное) движение. Поворачиваясь на 60 градусов, левая вершина ротора 5 набегает на верхнюю ветвь эпитрохоиды 4, одновременно осаживая центр кривошипа 6 (ротора 5) вниз по дуге в 180 градусов, опирающейся на диаметр окружности, равный двум эксцентриситетам. Правая же вершина ротора 5, оказавшись в нижнем положении, симметричном исходному верхнему относительно горизонтальной оси вариатора, в свою очередь, при дальнейшем повороте ротора 5 на 60 градусов, набегает на нижнюю ветвь эпитрохоиды 4, тем самым вытесняя центр кривошипа 6 вверх, завершая полный его и солнечного шипа 7 оборот. Следовательно, повороту ротора 5 на 120 градусов соответствует один оборот солнечного шипа 7 (центральной шестерни 13), а одному обороту ротора 5 соответствуют три оборота солнечного шипа 7 (центральной шестерни 13). Bсе сказанное справедливо при неподвижном эпицикле 3. Однако, при условии неизменной частоты вращения ротора 5, нагрузочное водило 14, в зависимости от внешнего сопротивления, меняет свои обороты. Значительная нагрузка и замедленное вращение нагрузочного водила 14 (Фиг.2) влечет за собой увеличение встречной, по отношений к ротору 5, частоты вращения эпицикла 3. А так как частота вращения кривошипа 6 (солнечного шина 7) зависит от относительной скорости вращения эпицикла 3 и ротора 5, то малейшее замедление вращения нагрузочного водила 14 мгновенно сопровождается увеличением частоты вращения центральной шестерни 13. При снижении сопротивления нагрузочное водило 14 набирает обороты, одновременно эпицикл 3 свои встречные ротору обороты теряет, вплоть до остановки. При дальнейшем уменьшении нагрузочного сопротивления эпициклу 3 легче вращаться вместе с ротором 5, чем преодолевать сопротивление встречного ему вращения. Это - прямая, или близкая к ней, передача. Итак, при изменении внешнего сопротивления нагрузочное водило 14 изменяет свои обороты, эпицикл вращается быстрее или медленнее, что приводит, соответственно, к увеличению или уменьшению оборотов солнечного шипа 7 (центральной шестерни 13), т.е. к поддержанию баланса между сопротивлением и необходимым крутящим моментом, в чем и проявляется его трансформация. При набегании вершин ротора 5 на суживающиеся ветви эпицикла 3 проявляется эффект клина, когда радиальное усилие на кривошип 6 превосходит усилие вращения водила 10 в 4-5 раз, что способствует увеличение крутящего момента. Таким образом, решается вопрос значительного упрощения, повышения надежности, долговечности и экономичности "автомата".

Для реализации изобретения необходимы следующие технологии и оборудование: литейное производство корпусных заготовок, штамповочное оборудование. Станки: вертикально- и горизонтально-фрезерные с ЧПУ, токарные, сверлильные, зубонарезные, шлифовальные.

Бипланетарный вариатор, включающий центральное колесо внутреннего зацепления - "корону", водило, сателлиты, центральную шестерню, отличающийся тем, что "корона" представляет собой сдвоенный эпицикл, приемная часть которого содержит рабочий контур в виде эпитрохоиды, очерченной вершинами трехуглового ротора с расположенным в нем соосно кривошипом, выполненным эксцентрично по отношению к единому с ним солнечному шипу, ось которого совпадает с центром "короны", причем радиусы солнечного шипа и кривошипа соотносятся как 2:3, эксцентриситет составляет половину радиуса солнечного шипа, боковая поверхность трехуглового ротора содержит штифт для совмещения с радиальной кулисой ведущего водила, соосного с солнечным шипом, а вторая часть "короны" является зубчатым венцом внутреннего зацепления, содержащим группу сателлитов, связанных посредством центральной шестерни с солнечным шипом и объединенных нагрузочным водилом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано в качестве способа и устройства для непрерывного изменения скорости вращения выходного вала в зависимости от переменного момента сопротивления на нем при постоянных параметрах входной мощности.

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в транспортном машиностроении, в станкостроении в качестве бесступенчатой коробки передач.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в конструкциях коробок передач автомобилей. .

Изобретение относится к устройствам для бесступенчатого преобразования вращательного движения и крутящего момента. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях различных видов транспортных средств. .

Изобретение относится к зубчатым передачам и может найти применение в силовых приводах технологических машин с большим значением передаточного отношения при повышенной частоте вращения входного вала, например, таких как автоматические тележки, приводы штабилеров.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к механизмам зубчатых бесступенчатых передач и может быть использовано в транспортном машиностроении, станкостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах и машинах для бесступенчатого преобразования вращательного движения в заданном диапазоне угловой скорости ведомого вала

Изобретение относится к устройствам для бесступенчатой передачи крутящего момента

Изобретение относится к зубчатым передачам и может найти применение в силовых приводах технологических машин, к которым предъявляются требования большого передаточного отношения, и повышенной частоте вращения входного вала. Планетарный зубчатый редуктор включает три периферийных вала (6, 7, 8) с цилиндрическими шестернями, кинематически связанных с входным валом (24), комбинированное колесо внутреннего зацепления (14) и дифференциал. Дифференциал расположен внутри комбинированного колеса (14), один венец (12) которого образует внутреннее зацепление с цилиндрическими шестернями (9, 10, 11) периферийных валов, второй венец (13) образует внутреннее зацепление с сателлитами дифференциала. Оси периферийных валов параллельны оси центрального выходного вала и равноудалены от нее. Шестерни (15, 16, 17) периферийных валов находятся в зацеплении с цилиндрическим зубчатым колесом (18), имеющим общую ступицу с цилиндрическим колесом (19) дифференциала. Изобретение позволяет исключить центробежные силы, получить любое значение передаточного отношения редуктора и уменьшить его габариты. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к бесступенчатым передачам. Бесступенчатая передача с тремя шестернями содержит внутреннее основание и внешнее основание, которые имеют возможность вращения относительно общей оси. На внутреннем основании закреплен выходной вал на одной оси с осью вращения оснований. Выходной вал имеет возможность вращения относительно оснований и содержит выходную шестерню. На внутреннем основании закреплены шестерни, имеющие возможность вращения и имеющие зубчатое зацепление с выходной шестерней. На внешнем основании установлены шестерни с возможностью вращения и перемещения вдоль внешнего основания. Шестерни на внешнем основании имеют зубчатое зацепление с шестернями на внутреннем основании. Вращающий момент прилагают к входному валу, соединенному с внутренним основанием. Достигается упрощение конструкции. 7 ил.
Наверх