Способ обучения арифметике детей дошкольного возраста

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для обучения арифметике детей дошкольного возраста. На первом этапе обучения блок учебного материала представляют в виде нарисованных предметов счетного материала в виде схематических рисунков, на которых счетные элементы расположены по заданной схеме. На каждом последующем рисунке с возрастанием на единицу в интервале от 1 до 10, затем с возрастанием на десять в интервале от 10 до 100 и далее каждый раз с возрастанием на порядок. На втором этапе обучения используют пакеты скрепленных с возможностью перелистывания прозрачных листов. На каждом листе в одном пакете изображен один счетный элемент, в другом - на порядок выше по десять счетных элементов, пространственно смещенных относительно изображенных на предыдущем прозрачном листе. Блок учебного материала может быть выполнен в виде карточек или кубиков. Пакеты могут быть скреплены с возможностью перелистывания прозрачных листов. В качестве нарисованных на блоках учебного материала счетных элементов используют точки или любые черно-белые или цветные рисунки предметов. Техническим результатом изобретения является упрощение процесса обучения, повышение скорости восприятия учебного материала. 4 з.п. ф-лы, 20 ил.

 

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для обучения арифметике детей дошкольного возраста.

Известен способ формирования начальных математических навыков у детей дошкольного возраста (Гриневич Г.Д., Водоп'янов Ю.М. Формування математичних уявлень у дiтей дошкiльного вiку. К.: Вища школа, 1975), согласно которому в процессе обучения арифметике формируют понятия про числа и умение решать арифметические задачи в пределах 10.

Недостатками этого способа является то, что при обучении числам первого десятка основное внимание уделяется их механическому запоминанию, а также низкий уровень активности детей при обучении, что увеличивает время обучения.

Наиболее близким, принятым за прототип, является способ обучения арифметике детей дошкольного возраста (см. патент Украины №14224, МПК G09B 19/02, опубл. 15.05.2006 г.), согласно которому осуществляют обучение с элементами игры, при этом учебный материал вводят блоками, причем первый блок включает две единицы счетного материала, а каждый последующий блок счетного материала последовательно расширяют на одну единицу счетного материала до десяти единиц счетного материала, при этом каждый блок счетного материала используют в три этапа: на первом этапе педагог вводит начальную математическую информацию в виде зрительно-слуховых образов и дает детям арифметические задания, на втором этапе дети придумывают задания для других, на третьем этапе педагог при решении задания, которое придумали дети на втором этапе, создает "ситуацию ошибки", которую находит и исправляет ребенок, переход к каждому последующему этапу осуществляют после усвоения ребенком задания предыдущего этапа, кроме того, на первом этапе зрительно-слуховые образы формируют в четыре приема: сначала в виде реальных предметов счетного материала, далее в виде нарисованных предметов счетного материала, потом счетными приспособлениями, заменяющими реальные предметы и в конце - в виде воображаемых предметов счетного материала.

Недостатками этого способа является его сложность и многоэтапность, а также невозможность проверки качества усвоения изучаемого материала, необходимость его многократного многовариантного заучивания.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в упрощении процесса обучения, возможности осуществлять проверку достоверности воспринятой информации, контроля ее усвоения и осуществлении процесса обучения без заучивания, с меньшим количеством выполняемых упражнений и, как следствие, повышается скорость и эффективность обучения.

Поставленная задача достигается тем, что в способе обучения арифметике детей дошкольного возраста, согласно которому учебный материал вводят блоками поэтапно, переход к каждому последующему этапу осуществляют после усвоения ребенком задания предыдущего этапа, при этом на первом этапе формируют блок учебного материала в виде нарисованных предметов счетного материала, согласно изобретению используемый на первом этапе блок учебного материала в виде нарисованных предметов счетного материала представляют в виде схематических рисунков, на которых счетные элементы расположены по заданной схеме, на каждом последующем рисунке с возрастанием на единицу в интервале от 1 до 10, затем с возрастанием на десять в интервале от 10 до 100 и далее каждый раз с возрастанием на порядок, которые ребенок запоминает как схематические рисунки, каждый из которых соответствует определенному числу, на втором этапе производят действия, сложение или вычитание чисел, при этом используют пакеты скрепленных с возможностью перелистывания прозрачных листов, на каждом из которых в одном пакете изображен один счетный элемент, в другом - на порядок выше по десять счетных элементов, пространственно смещенных относительно изображенных на предыдущем прозрачном листе таким образом, что при последовательном совмещении или убирании прозрачных листов в зависимости от производимого арифметического действия, сложения или вычитания, они образуют схему расположения счетных элементов, аналогичную той, которую ребенок запомнил на блоке учебного материала, используемом на первом этапе; при этом на первом этапе используют блок учебного материала в виде карточек или кубиков; на втором этапе после освоения арифметических действий от 1 до 10 и на порядок выше от 10 до 100, пакеты скрепленных с возможностью перелистывания прозрачных листов, на каждом из которых в одном пакете изображен один счетный элемент, в другом пакете - на порядок выше по десять счетных элементов, используют одновременно и обучают ребенка вычислениям внутри интервала цифр от 1 до 100 с учетом производимого арифметического действия; в качестве нарисованных на блоке учебного материала счетных элементов используют точки или любые черно-белые или цветные рисунки предметов; на третьем этапе изучают состав чисел, при этом используют пакеты скрепленных между собой с возможностью перелистывания и совмещения друг с другом прозрачных листов, количество которых в каждом пакете соответствует количеству составляющих данного числа, начиная с цифры 2, счетные элементы в которых расположены по схеме, используемой на первом этапе обучения, при этом на первом прозрачном листе изображены счетные элементы одного цвета, количество которых соответствует изучаемому числу, на последующих прозрачных листах - счетные элементы другого цвета по одному в каждом листе, смещенные таким образом, что при наложении прозрачных листов друг на друга разноцветные элементы замещают друг друга, а между упомянутыми пакетами проложен непрозрачный лист

Благодаря тому, что на первом этапе у ребенка уже сформированы зрительные образы счетных элементов, которые ребенок запоминает как схематические рисунки, на втором этапе он уже не задумываясь в соответствии с усвоенными схематическими рисунками последовательно совмещает или убирает прозрачные листы в зависимости от производимого арифметического действия, сложения или вычитания. Это значительно упрощает и ускоряет процесс обучения арифметике, поскольку позволяет увидеть производимое действие в заданных пределах, освоить принцип сложения (прикладывание) и вычитания (убирание) прозрачных листов и сразу увидеть и проконтролировать правильность полученного результата, поскольку в этом случае он будет соответствовать схеме, усвоенной на первом этапе. Причем предложенный прием обучения позволяет после освоения счетных элементов от 1 до 10 плавно перейти к счету на порядок выше, а при одновременном использовании планшетов со счетными элементами от 1 до 10 и со счетными элементами от 10 до 100, призводить действия и внутри интервала от 1 до 100 и т.д. Чтобы ребенку было интереснее обучаться арифметике, счетные элементы могут бать выполнены как в виде простейших геометрических фигур, так и в виде изображения цветочков, игрушек и т.п. Кроме того, возможно использование предложенного способа обучения и для усвоения арифметики в части состава чисел и разложения их на составляющие, что очень развивает мышление ребенка, в этом случае при изучении состава чисел на третьем этапе используют пакет скрепленных между собой с возможностью перелистывания и совмещения друг с другом прозрачных листов, количество которых соответствует количеству составляющих данного числа, начиная с цифры 2, при этом на первом прозрачном листе изображены счетные элементы одного цвета, количество которых соответствует изучаемому числу, на втором и последующих прозрачных листах - счетные элементы другого цвета по одному в каждом листе, смещенные таким образом, что при наложении прозрачных листов друг на друга разноцветные элементы замещают друг друга, а между упомянутыми пакетами проложен непрозрачный лист.

Предлагаемый способ проиллюстрирован чертежами, где на фиг.1-20 представлены схематические рисунки в соответствии с первым этапом обучения.

Примеры реализации предлагаемого способа.

На первом этапе обучаемые используют блок учебного материала в виде нарисованных предметов счетного материала, который представляет собой схематические рисунки, на которых счетные элементы расположены по определенной схеме, на каждом последующем рисунке с возрастанием на единицу от 1 до 10, затем - с возрастанием на десятки, от 10 до 100 (фиг.1-20), и т.д., которые ребенок, используя зрительную память, запоминает как схематические рисунки, соответствующие определенному числу, на втором этапе обучаемые производят действия, сложение или вычитание чисел, при этом используют пакеты скрепленных с возможностью перелистывания прозрачных листов, на каждом из которых в одном пакете изображен один счетный элемент, в другом пакете - на порядок выше по десять счетных элементов, пространственно смещенных относительно изображенного(ых) на предыдущем прозрачном листе таким образом, что при последовательном совмещении или убирании прозрачных листов в зависимости от производимого арифметического действия, сложения или вычитания, они образуют схему расположения счетных элементов, аналогичную той, которую ребенок запомнил на блоке учебного материала, используемом на первом этапе. Например, обучаемому показывают прозрачный лист с одной точкой, добавляют последующий лист с нанесенной на нем одной точкой, однако смещенной относительно предыдущей в соответствии с изображенными на блоках учебного материала счетными элементами, если мы прибавляем 1, то получаем цифру 2, учитель называет произведенное действие «+1», если отнимаем 1, то убираем лист и произносим «-1», при производимом действии ребенок видит получаемый ответ в соответствии с той схемой (фиг.1), которую он выучил на первом этапе.

Аналогично учитель может показывать, а ребенок производить вычисления любых чисел, в том числе и на порядок выше, прикладывая или убирая определенное число листов, которые соответствуют количеству прибавляемых или отнимаемых счетных элементов, в соответствии с конкретным примером - точек.

При оптимальних вариантах реализации предлагаемого способа в качестве блоков учебного материала используемых на первом этапе используют карточки или кубики, на которых изображены счетные элементы, соответствующие цифрам от 1 до 10 (фиг.1-10), после освоения которых - на порядок выше: от 10 до 100 (фиг.11-20), и т.д.; после освоения арифметических действий от 1 до 10 и на порядок выше от 10 до 100 пакеты, скрепленные между собой с возможностью перелистывания и совмещения друг с другом прозрачных листов, соответствующие этим счетным элементам, используют одновременно и обучают ребенка вычислениям внутри интервала цифр от 1 до 100; в качестве изображенных на блоках учебного материала счетных элементов используют точки или любые черно-белые или цветные рисунки предметов; для изучения состава чисел на третьем этапе используют такие пакеты, первый пакет состоит: из первого прозрачного листа, на котором размещены два счетных элемента одного цвета (эквивалент цифры 2, в соответствии со схемой расположения счетных элементов первого этапа по п.1 формулы изобретения, например 2 красных точки, на следующем прозрачном листе нанесен один счетный элемент, например 1 точка другого цвета, например синего, при накладывании листов синяя точка накладывается на одну красную и видно, что 2 состоит из 1 и 1, потом проложен непрозрачный лист. Во втором пакете: на первом прозрачном листе размещено 3 счетных элемента - 3 точки красного цвета, за ним 2 прозрачных листа, на каждом из которых нанесена точка синего цвета со смещением, чтобы при накладывании каждой последующей точки 1 замещалась синей, таким образом, при наложении 1 видно, что 3 состоит из 2 красных и 1 синей точки, при наложении следующего листа видно, что 3 состоит из 1 красной и 2 синих. В третьем пакете на первом прозрачном листе - четыре счетных элемента, например, изображено 4 точки красного цвета, при накладывании следующего листа одну из красных точек замещает синяя и видно, что 4 состоит из 1 синей и 3 красных точек, потом накладываем следующий лист еще одна синяя точка замещает красную и видно, что 4 состоит из двух красных и двух синих точек и прикладываем последний лист, теперь 3 красные точки замещены тремя синими и осталась одна красная и видно, что 4 состоит из 1 красной и 3 синих точек. В четвертом пакете: на первом прозрачном листе размещено 5 красных точек, на следущем прозрачном листе 1 синяя, при совмещении видно, что 5 состоит из 1 синей точки и оставшихся 4 красных, прикладываем еще 1 прозрачный лист с одной синей 1 точкой, 2 красные точки совмещаются с 2 синими точками и видно, что 5 состоит из 3 красных и 2 синих точек. В последующих пакетах изучается аналогично состав чисел 6, 7, 8, 9 и т.д., между упомянутыми пакетами проложен непрозрачный лист. Преимущество третьего этапа данного способа в том, что он позволяет видеть состав числа и легко воспроизводить его по памяти.

1. Способ обучения арифметике детей дошкольного возраста, согласно которому учебный материал вводят блоками поэтапно, переход к каждому последующему этапу осуществляют после усвоения ребенком задания предыдущего этапа, при этом на первом этапе формируют блок учебного материала в виде нарисованных предметов счетного материала, отличающийся тем, что используемый на первом этапе блок учебного материала в виде нарисованных предметов счетного материала представляют в виде схематических рисунков, на которых счетные элементы расположены по заданной схеме, на каждом последующем рисунке с возрастанием на единицу в интервале от 1 до 10, затем с возрастанием на десять в интервале от 10 до 100 и далее каждый раз с возрастанием на порядок, которые ребенок запоминает как схематические рисунки, каждый из которых соответствует определенному числу, на втором этапе производят действия, сложение или вычитание чисел, при этом используют пакеты скрепленных с возможностью перелистывания прозрачных листов, на каждом из которых в одном пакете изображен один счетный элемент, в другом - на порядок выше по десять счетных элементов, пространственно смещенных относительно изображенных на предыдущем прозрачном листе таким образом, что при последовательном совмещении или убирании прозрачных листов в зависимости от производимого арифметического действия, сложения или вычитания, они образуют схему расположения счетных элементов аналогичную той, которую ребенок запомнил на блоках учебного материала, используемых на первом этапе.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на первом этапе используют блок учебного материала в виде карточек или кубиков.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что на втором этапе после освоения арифметических действий от 1 до 10 и на порядок выше от 10 до 100, пакеты скрепленных с возможностью перелистывания прозрачных листов, на каждом из которых в одном пакете изображен один счетный элемент, в другом пакете - на порядок выше по десять счетных элементов, используют одновременно и обучают ребенка вычислениям внутри интервала цифр от 1 до 100 с учетом производимого арифметического действия.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве нарисованных на блоках учебного материала счетных элементов используют точки или любые черно-белые или цветные рисунки предметов.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что на третьем этапе изучают состав чисел, при этом используют пакеты скрепленных между собой с возможностью перелистывания и совмещения друг с другом прозрачных листов, количество которых в каждом пакете соответствует количеству составляющих данного числа, начиная с цифры 2, счетные элементы в которых расположены по схеме используемой на первом этапе обучения, при этом на первом прозрачном листе изображены счетные элементы одного цвета, количество которых соответствует изучаемому числу, на последующих прозрачных листах - счетные элементы другого цвета по одному в каждом листе, смещенные таким образом, что при наложении прозрачных листов друг на друга разноцветные элементы замещают друг друга, а между упомянутыми пакетами проложен непрозрачный лист.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средству и способу обучения, а именно обучению математике в школе. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения устному счету в математике. .
Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для развития мышления и навыков счета. .

Изобретение относится к средствам обучения, в частности к средствам обучения, использующим счеты. .

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для обучения навыкам вычислений. .

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для -обучения сложению в курсе начальной школы. .

Изобретение относится к учебным пособиям, помогающим устному счету

Изобретение относится к наглядным учебным и игровым пособиям. От двух до трех блоков поворотных относительно оси элементов соединены между собой. На поворотных элементах размещены визуальные элементы, комбинации которых формируют единые смысловые изображения. В сложенном состоянии блоков каждый из не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнен перекрывающим сверху край поворотного элемента второго блока. Разные из не менее чем двух поворотных элементов первого блока выполнены перекрывающими края разных поворотных элементов второго блока. В интервале между нижними и верхними из перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока, включая верхние из них, каждый поворотный элемент, перекрывающий сверху край поворотного элемента другого из данных двух блоков, является элементом первого блока. Как минимум по одному из перекрывающих поворотных элементов первого блока и перекрываемых поворотных элементов второго блока являются внутренними поворотными элементами своих блоков. Техническим результатом изобретения является возможность исключения экспонирования комбинаций визуальных элементов, составляющих смысловые изображения, экспонирование которых нежелательно и/или подлежит запрету. 13 ил.
Наверх