Способ обучения детей началам грамоты и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты. При обучении используют набор карточек с нанесенными на них мнемотехническими изображениями легко узнаваемых источников возникновения звуков. Изображения отражают нормативные фонетические свойства одновременно звуков и букв русского языка. Буквы на карточках отсутствуют. Для обозначения функциональной мягкости звуков карточки выполнены с совместимыми выступами и пазами. Карточки с изображениями, отражающие наиболее значимые для обучения постоянные свойства звуков русской речи, отмечены условными знаками, служащими для дифференциации закрепленных в языке фонетических свойств звуков и букв, таких как гласность, твердость, мягкость, йотированность. Упорядоченные и совмещенные выступами и пазами карточки в соответствии с порядком звуков или букв слова наглядно отражают значения и взаимосвязь фонетических признаков слова для его анализа, записи и прочтения. Техническим результатом является повышение наглядности изучаемого материала, развитие навыков образного и ассоциативного мышления, приобретение навыков грамотного письма и чтения. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты, письму и чтению, с использованием игровых методов, индивидуально и в учебных группах, а также в домашних условиях. Может использоваться в логопедической практике.

Известен способ обучения чтению Д.Б.Эльконина. Основу его методики составляет звукобуквенный анализ звучащих слов. Процесс обучения чтению основывается на освоении звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов:

первый этап - выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

второй этап - освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

третий этап - освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

Дети в процессе овладения навыком чтения вводятся в звуковую действительность, овладевают слоговым чтением, переходя от одного этапа обучения к другому; переход от слогового чтения к чтению целыми словами осуществляется за счет умения вычленять словесное ударение (Д.Б.Эльконин «Как учить детей читать». М., 1976) [1].

Основной недостаток данной методики состоит в том, что звуковой состав слова, анализ его фонем производится на слух с последующей фиксацией результатов абстрактной схемой звукового состава слова. Производить анализ звучащего слова на слух для детей является очень сложной операцией даже с помощью взрослого по причине возрастных особенностей развития психики. Дополнительной сложностью является здесь и необходимость удерживать весь анализ в памяти и в поле внимания по представлениям.

Известна система обучения чтению по кубикам Н.Зайцева (Зайцев Н.А. "Письмо, чтение, счет"; "Лань", Санкт-Петербург, 1997, с.16-20) [2].

Система обучения представлена на слоговых кубиках и таблицах, которые предназначены детям двух, трех лет и более старших возрастных групп, а также иностранцам, обучающимся русскому языку. Таким различным по возрасту и уровню знаний учащимся не может быть предложена одинаковая программа обучения. Зайцев берет за основу принцип обучения чтению по складам.

Однако склад может состоять из различного числа элементов /от одного до десяти/. Автор пособия не систематизирует слова, состоящие из складов, различных по степени сложности, что затрудняет процесс обучения дошкольников. Это нарушает принцип перехода от простого к сложному Представленные на таблицах и кубиках многочисленные слоги возможно запомнить только путем механического повторения, что делает процесс обучения однообразным.

Известен способ демонстрации морфологии языка в начальной стадии обучения, например, грамоте по патенту №2058597 на изобретение, кл. G09B 17/00, G09B 1/36, опубл. 20.04.1996 [3], заключающийся в том, что формируют слова и фразы последовательностью символов, соответствующих буквам, знакам препинания и цифрам, при этом символы формируют из отдельных объемных элементов. Символ выполняют цветным и формируют совмещением выступов одних объемно-цветовых элементов с соответствующими пазами других объемно-цветовых элементов в последовательности, соответствующей его графическому отображению при написании. Перед формированием слова и фразы и после него символы многократно и визуально тактильно воспринимают для распознавания и запоминания их образов.

Однако эффективность усвоения информации обучаемыми при реализации данного известного изобретения невысока, т.к. детей не учат анализировать звучащие слова, сам метод основан на заучивании и запоминании, что утомительно для детей 5-7 лет.

Известен способ обучения ребенка чтению по патенту №2256236 на изобретение, кл. G09B 17/00, G09B 19/00, опубл. 10.07.2005 [4], состоящий из нескольких этапов и включающий обучение буквам и звукам, навыкам складывания простых слов с представлением ребенку зрительных и звуковых демонстрационных приспособлений. На первом из этапов используют звуковые приспособления для приобретения навыка свободного понимания звучащей информации, на втором этапе звуковые приспособления используют в паре со зрительными, имеющими тождественную информацию, при этом обучающий указывающим средством отслеживает изображенную информацию синхронно ее звучанию для приобретения ребенком навыка зрительного отслеживания звучащего текста за указывающим средством обучающего. На третьем и последующих этапах при той же паре демонстрационных средств указывающее средство, удерживаемое ребенком, принудительно перемещается обучающим, а затем самостоятельно перемещается ребенком для приобретения навыка самостоятельного зрительного отслеживания изображенной информации синхронно звучащему тексту со скоростью 40-50 слов в минуту с постоянным увеличением скорости до 150-160 слов в минуту, после чего переходят к самостоятельному чтению изображенного текста.

Недостатком указанного способа является его сложность, а также то, что ребенок самостоятельно соотносит заученный текст с написанными словами, при этом обучают чтению путем повторного принуждаемого и утомительного упражнения. Учащиеся обучаются длительное время и усваивают знания медленно.

Известен способ обучения чтению, состоящий в том, что для обучения чтению исключают первоначальное выучивание букв как наименования этих букв, принятого в алфавитах, разрабатывают звуковую азбуку, в которой каждой букве алфавита соответствует звук с таким звучанием, какое необходимо при ее прочтении в составе слов, с учетом разницы звучания при различном сочетании букв в словах данного языка, для чего подбирают источники, издающие звуки, аналогичные каждой данной букве при ее прочтении в составе слов, идентифицируют каждой букве алфавита звук, издаваемый выбранным источником, заучивают необходимое звучание букв, обучают чтению на основе разработанной звуковой азбуки (заявка на изобретение №2007132054, кл. G09B 17/00, опубл. 27.02.2009) [5].

Недостатком данного способа является то, что в результате такого обучения ребенок не учится анализировать звучание слова и обозначать слова буквами в соответствии с нормами языка, а механически заучивает необходимое звучание букв, что не способствует развитию образного мышления ребенка и усвоению правил фонетического разбора слова. Кроме того, сам способ обучения чтению здесь не представлен.

По совокупности существенных признаков в качестве прототипа в отношении заявляемого способа принят способ обучения чтению Д.Б. Эльконина [1], в отношении устройства - устройство по заявке на изобретение №2007132054, кл. G09B 17/00, опубл. 27.02.2009) [5].

Техническим результатом, достигаемым заявляемым изобретением, является контролируемый процесс обучения грамоте как сознательное освоение ребенком действий со словом, ускорение обучения, снижение психоэмоциональных издержек обучения за счет упрощения и наглядности изучаемого материала, эффективность способа обучения грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста, развитие образного, ассоциативного мышления, приобретение ими навыков грамоты без специального заучивания большого объема каких-либо грамматических правил и/или информации.

В результате такого обучения способность правильно записывать и читать слова формируется даже у детей с недостатками в развитии познавательных и речевых функций, функции частично корректируются, способности развиваются, появляется интерес к русскому языку. Дети с нормальным развитием начинают читать с 5-10 занятия, обучение детей-иностранцев чтению на русском языке занимает столько же времени. Способ обучения максимально приближен к особенностям детского восприятия, построен на привычных для детей образах, учитывает их словарный запас.

Технический результат достигается за счет того, что способ обучения детей началам грамоты основан на звукобуквенном анализе звучащих слов, состоящий из трех взаимосвязанных этапов:

первый этап - выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

второй этап - освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

третий этап - освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения, отличающийся тем, что предварительно все этапы обучения отрабатывают на зрительно представленных аналогах слов, состоящих из условных изображений каждого звука слова с мнемотехническими рисунками легко узнаваемых ситуаций вызова звуков слова и условными знаками, обозначающими гласные звуки, йотированные гласные звуки, всегда мягкие и всегда твердые согласные звуки, причем условные изображения нанесены на карточки с выступами и вырезами для обозначения функциональной мягкости согласных звуков.

Способ обучения началам грамоты по п.1, отличающийся тем, что на предварительной стадии исключаются все действия с буквами.

Способ обучения началам грамоты по п.1, отличающийся тем, что выделение в слове фонем и ориентировка в фонемной структуре слова производится упорядочиванием условных изображений звуков до совпадения полученной комбинации со звучащим словом.

Способ обучения началам грамоты по п.1, отличающийся тем, что освоение системы гласных и согласных фонем производится с ориентировкой на их звучание в слове и условные знаки, нанесенные на карточках для соответствующих фонем.

Способ обучения началам грамоты по п.1, отличающийся тем, что освоение системы согласных фонем происходит с ориентировкой на условия появления функциональной мягкости согласных фонем при совпадении выреза согласного звука и выступа последующего йотированного гласного звука или мягкости (Ь).

Устройство, позволяющее осуществить заявляемый способ обучения, состоит из набора карточек с нанесенными на них мнемотехническими изображениями легко узнаваемых источников возникновения звуков, отличающееся тем, что на карточках отсутствуют буквы, при этом для обозначения функциональной мягкости звуков карточки выполнены с совместимыми выступами и пазами, при этом изображения отражают нормативные фонетические свойства одновременно звуков и букв русского языка, при этом карточки с изображениями, отражающие наиболее значимые для обучения постоянные свойства звуков русской речи, отмечены условными знаками, при этом условные знаки служат для дифференциации закрепленных в языке фонетических свойств звуков и букв, таких как гласность, твердость, мягкость, йотированность; при этом упорядоченные и совмещенные выступами и пазами карточки в соответствии с порядком звуков или букв слова наглядно отражают значения и взаимосвязь фонетических признаков слова для его анализа, записи и прочтения.

При этом набор состоит из 33 карточек;

при этом карточки выполнены со скругленными углами;

при этом условные знаки на карточках выполнены в виде цветных кружков и запятой.

Изобретение поясняется следующими графическими материалами:

фиг.1 - виды карточек;

фиг.2 - карточки с изображениями, обозначающими согласные звуки Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X и Ъ (твердость), не отмеченные условными знаками;

фиг.3 - карточки с изображениями, обозначающими гласные звуки А, О, У, Э, Ы, отмеченные условным знаком в виде красного кружка;

фиг.4 - карточки с изображениями, обозначающими звуки «И» и «Ь», отмеченные условным знаком в виде зеленого кружка;

фиг.5 - карточки с изображениями, обозначающими согласные звуки «Ч», «Щ», отмеченные зеленым кружком;

фиг.6 - карточки с изображениями, обозначающими звук «Й», отмеченные запятой зеленого цвета;

фиг.7 - карточки с изображениями, обозначающими йотированные гласные звуки ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, отмеченные запятой зеленого цвета;

фиг.8 - карточки с изображениями, обозначающими согласные звуки Ж, Ц, Ш, отмеченные синим кружком;

фиг.9 - пример составления слова из карточек с изображениями;

фиг.10 - пример воспроизведения слова и анализа звуков путем комбинации карточек;

фиг.11 - пример обозначения буквами или записи слова.

Заявляемый способ обучения детей началам грамоты осуществляется с помощью набора карточек (фиг.1). На карточках изображены легко узнаваемые ситуации вызова определенных звуков (источники возникновения звука). Поэтому изображения выполняют функцию своеобразных мнемотехнических средств, помогающих вспомнить, как те или иные звуки произносятся. Так, звуку «а» соответствует рисунок «девочка у доктора». Детям хорошо известно, что доктор, чтобы посмотреть горлышко, просит: «Открой рот и скажи «а-а-а»».

Для обозначения функциональной мягкости звуков карточки выполнены с совместимыми выступами и пазами, для возможности комбинирования совмещением выступов одних элементов с соответствующими пазами других элементов в позициях, опосредствующих произнесение и запись слова, с наглядным отражением значений и взаимосвязи фонетических признаков слова.

Для звуков А, О, У, Э, И, Й, Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ (твердость) карточки имеют форму прямоугольников без выступов и вырезов (фиг.1А).

Для йотированных гласных звуков ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, для звука И, для Ь (мягкость) карточки имеют выступ слева вверху (фиг.1Б).

Для звуков Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X карточки имеют вырез справа вверху по размерам выступов (фиг.1В).

Буквы на карточках не обозначают.

Наиболее значимые для обучения фигуры с изображениями, отражающими постоянные свойства звуков русской речи, отмечены условными знаками, выполненными в виде цветных кружков и запятой:

- изображения, обозначающие согласные звуки Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X и Ъ (твердость), не отмечены условными знаками (фиг.2);

- изображения, обозначающие гласные звуки А, О, У, Э, Ы, отмечены красным кружком, выполненным в правой верхней части фигур (фиг.3);

- изображения, обозначающие звуки «И» и «Ь», слева вверху на выступе отмечены зеленым кружком, обозначающим мягкость (фиг.4);

- изображения, обозначающие всегда мягкие согласные звуки «Ч», «Щ», справа вверху отмечены зеленым кружком (фиг.5);

- изображение, обозначающее звук «Й», справа вверху отмечено запятой зеленого цвета (фиг.6);

- изображения, обозначающие йотированные гласные звуки ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, отмечены запятой зеленого цвета, выполненной слева вверху на выступе (фиг.7);

- изображения, обозначающие всегда твердые согласные звуки Ж, Ц, Ш, справа вверху отмечены синим кружком (фиг.8).

Количество карточек в наборе равно 33.

Описание способа обучения началам грамоты.

Способ обучения началам грамоты проводят на основе звукобуквенного анализа звучащих слов, состоящий из трех взаимосвязанных этапов:

первый этап - выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

второй этап - освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

третий этап - освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

Предварительно все этапы обучения отрабатывают на зрительно представленных аналогах слов, состоящих из условных изображений каждого звука слова с мнемотехническими рисунками легко узнаваемых ситуаций вызова звуков слова и условными знаками, обозначающими гласные звуки, йотированные гласные звуки, всегда мягкие и всегда твердые согласные звуки. Условные изображения нанесены на карточки с выступами и вырезами для обозначения функциональной мягкости согласных звуков, описанные выше. Карточки выполняют функцию мнемотехнических средств, помогающих вспомнить, как те или иные звуки произносятся и обратить внимание на их фонетические свойства.

На предварительной стадии заявляемого способа исключают все действия с буквами. Выделение в слове фонем и ориентировку в фонемной структуре слова производят упорядочиванием условных изображений звуков до совпадения полученной комбинации со звучащим словом. Освоение системы гласных и согласных фонем производят с ориентировкой на их звучание в слове и условные знаки, нанесенные на карточках для соответствующих фонем. Освоение системы согласных фонем происходит с ориентировкой на условия появления функциональной мягкости согласных фонем при совпадении выреза согласного звука и выступа последующего йотированного гласного звука или мягкости (Ь).

Изображения помогают легко удерживать звуки слова в поле внимания, изучать их, упорядочивать, обозначать буквами и произносить слова.

Пример 1

Из алфавита звуков выбирают фигуры с изображениями звуков, образующих одно-двухсложное название, например слово «СОВА». Выбранные фигуры раскладывают в случайном порядке и демонстрируют ребенку (фиг.9).

У ребенка спрашивают: «Какую картинку мы подберем для звука «А»? Для звука «С»?» - и так для всех звуков. При затруднениях ребенку оказывают помощь. Затем с ребенком проводят беседу.

«Смотри, на этих карточках есть красные кружочки. Они означают, что звуки «А» и «О» можно долго петь голосом. Давай пропоем…

Поэтому эти звуки называются гласные. Звуки «В» и «С» нельзя петь.

Давай попробуем их пропеть....

Эти звуки называются согласными, потому что в словах они существуют вместе с гласными. Слов без гласных, поющих, не существует».

На следующем шаге ребенка просят показать, где карточка, обозначающая звук «О», «В» и другие. Спрашивают также, показывая: «Это для какого звука? А это для какого звука?»

После всего ребенку объясняют, что карточки можно расположить по-разному. Но только в одном случае они будут лежать так, как произносится название картинки.

Далее просят: «Попробуй расположить карточки в таком порядке, как ты говоришь слово «СОВА». Теперь веди пальцем под картинками и скажи это слово... Ты правильно сложил карточки?».

На занятиях изучают все необходимые свойства фонем и их функции в словах и слогах с использованием карточек. Затем карточки постепенно убирают, и анализ слов производят «на слух» по звучащему слову, например как описано в прототипе (метод Д.Б.Эльконина).

В результате такого обучения готовность правильно записывать и читать слова формируется даже у детей с недостатками в развитии познавательных и речевых функций. Функции частично корректируются, способности развиваются, появляется интерес к русскому языку.

Пример 2. Комбинации карточек функционального алфавита в опосредующих позициях звукового воспроизведения и записи слова.

2.1. Для воспроизведения слова и анализа звуков фигуры тесно сдвигают, их комбинируют в порядке следования звуков в слове совмещением выступов одних элементов с соответствующими пазами других элементов, при этом выступ с нанесенным на нем условным знаком в виде запятой или кружочка зеленого цвета, обозначающих мягкость, занимает паз фигуры с изображением, обозначающим согласный звук (фиг.10).

2.2. Для обозначения буквами и записи слова фигуры разводят, знак мягкости звука превращается в «Й» или «Ь» как признак букв (фиг.11).

Таким образом, изображения являются промежуточным звеном между звуками и буквами, между словом произносимым и написанным. Функция изображений - напоминание о звуке.

Пример 3. В случаях отставания в развитии детей карточки после изучения фонем не убирают, а под них подкладывают буквы, учат записывать и прочитывать слова. Карточки устраняют постепенно и используют до тех пор, пока они не перестанут быть нужными как выполняющие опосредующие функции.

Пример 4. Возможно обучение, когда все этапы осваивают не один за другим, а сразу при анализе первых же слов. То есть с самого начала обучения ребенок легко вовлекается в ситуацию анализа слова, обозначения его буквами и прочтения, что и обеспечивает конечный результат. Этот вариант наиболее продуктивен, когда ставится задача побыстрее научить ребенка читать. Дети с нормальным развитием начинают читать с 5-10 занятия.

Заявляемое изобретение может быть использовано для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты, письму и чтению индивидуально и в учебных группах, а также в домашних условиях. Может использоваться в логопедической практике.

Источники информации

1. Д.Б.Эльконин «Как учить детей читать». М., 1976 (Интернет-ресурс: http://www.pedlib.ru/Books/3/0157/3_0157-1.shtml) - наиболее близкий аналог.

2. Зайцев Н.А. "Письмо, чтение, счет"; "Лань", Санкт-Петербург, 1997.

3. Патент на изобретение №2058597, кл. G09B 17/00, G09B 1/36, опубл. 20.04.1996.

4. Патент на изобретение №2256236, кл. G09B 17/00, G09B 19/00, опубл. 10.07.2005.

5. Заявка на изобретение №2007132054, кл. G09B 17/00, опубл. 27.02.2009 - наиболее близкий аналог.

1. Способ обучения детей началам грамоты на основе звукобуквенного анализа звучащих слов, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: первый этап - выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка; второй этап - освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы; третий этап - освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения, отличающийся тем, что предварительно все этапы обучения отрабатывают на зрительно представленных аналогах слов, состоящих из условных изображений каждого звука слова с мнемотехническими рисунками легко узнаваемых ситуаций вызова звуков слова и условными знаками, обозначающими гласные звуки, йотированные гласные звуки, всегда мягкие и всегда твердые согласные звуки, причем условные изображения нанесены на карточки с выступами и вырезами для обозначения функциональной мягкости согласных звуков.

2. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что на предварительной стадии исключают все действия с буквами.

3. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что выделение в слове фонем и ориентировку в фонемной структуре слова производят упорядочиванием условных изображений звуков до совпадения полученной комбинации со звучащим словом.

4. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что освоение системы гласных и согласных фонем производят с ориентировкой на их звучание в слове и условные знаки, нанесенные на карточках для соответствующих фонем.

5. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что освоение системы согласных фонем осуществляют с ориентировкой на условия появления функциональной мягкости согласных фонем при совпадении выреза согласного звука и выступа последующего йотированного гласного звука или мягкости (b).

6. Устройство для обучения детей грамоте, состоящее из набора карточек с нанесенными на них мнемотехническими изображениями легко узнаваемых источников возникновения звуков, отличающееся тем, что для обозначения функциональной мягкости звуков карточки выполнены с совместимыми выступами и пазами, при этом изображения отражают нормативные фонетические свойства одновременно звуков и букв русского языка, карточки с изображениями, отражающие наиболее значимые для обучения постоянные свойства звуков русской речи, отмечены условными знаками, которые служат для дифференциации закрепленных в языке фонетических свойств звуков и букв, таких как гласность, твердость, мягкость, йотированность, при этом выступы и пазы выполнены с возможностью совмещения карточек в соответствии с порядком звуков или букв слова для наглядного отражения значения и взаимосвязи фонетических признаков слова при анализе, записи и прочтении слова, причем буквы на карточках отсутствуют.

7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что набор состоит из 33 карточек.

8. Устройство по п.6, отличающееся тем, что карточки выполнены со скругленными углами.

9. Устройство по п.6, отличающееся тем, что условные знаки на карточках выполнены в виде цветных кружков и запятой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области образования. .

Изобретение относится к средствам и приемам, способствующим коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для ускоренного обучения чтению. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в педагогике. .

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке. .
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения. .

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам. .

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов.

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму. .
Изобретение относится к средствам облучения и может быть использовано, например, при обучении грамоте в дошкольных детских учреждениях и самостоятельно, с помощью родителей.

Изобретение относится к области развивающих игр, направленных на обучение чтению. Буквы набора выполнены объемными. Толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, и обработка поверхности зависят от звучания звука, который они обозначают. Внутри всех согласных букв наполнитель помещается в гильзу, выполненную из твердого материала. Техническим результатом изобретения является обеспечение звукового анализа складов и слов при демонстрации эффекта сближения букв. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх