Волновая зубчатая передача

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в составе изделий электронного машиностроения, в других отраслях промышленности, использующих волновые передачи с малыми габаритно-массовыми характеристиками, плавной и бесшумной работой. Волновая зубчатая передача содержит корпус (1), два жестких колеса (2, 3), гибкое колесо (4), генератор волн (5), ведущий (6) и выходной (7) валы. Жесткое колесо (2) неподвижно установлено в корпусе. Жесткое колесо (3) выполнено совместно с выходным валом (7). Гибкое колесо (4) выполнено из стального подкладного кольца (8), скрепленного с лентой, состоящей из несущего слоя - тонкой металлической цилиндрической оболочки (12) и эластичного связующего (15), и имеет два внешних зубчатых венца, которые посредством генератора входят в зацепления с венцами жестких колес. Генератор (5) выполнен дисковым, двухволновым. Изобретение позволяет повысить КПД, снизить требования к точности изготовления зубчатых зацеплений, уменьшить габаритно-массовые характеристики, плавность и бесшумность работы передачи, снизить динамические нагрузки за счет точного уравновешивания генератора волн. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в составе изделий электронного машиностроения, в других отраслях промышленности, использующих волновые передачи с малыми габаритно-массовыми характеристиками, плавной и бесшумной работой.

Наиболее близким по технической сути изобретением является волновая зубчатая передача, содержащая корпус, два жестких колеса, одно из которых неподвижно установлено в корпусе, а другое выполнено за одно с выходным валом, гибкое «короткое» [1] колесо с двумя внешними зубчатыми венцами, деформируемое одним двухволновым генератором [2, 1]; гибкое колесо выполнено монолитным из стали в виде тонкого кольца с мелкомодульными зубьями. Одно из существенных достоинств этой передачи - малые размеры в осевом направлении.

Известна аналогичная волновая зубчатая передача с тем отличием, что гибкое колесо выполнено за одно с наружным кольцом гибкого подшипника генератора волн [3].

Недостатками вышеуказанных передач являются: низкий КПД, высокое значение нижнего предела передаточных отношений, необходимость выполнения зубчатых зацеплений мелкомодульными с высокой точностью. Указанные недостатки преимущественно возникают из-за больших изгибных напряжений при деформировании гибкого колеса, выполненного в виде монолитного стального кольца с зубьями и обладающего высоким значением изгибной жесткости; наличие дополнительной беговой дорожки в гибком колесе, предложенном в изобретении [3], может способствовать большему напряженному состоянию такого гибкого колеса.

Известна волновая зубчатая передача, содержащая два зубчатых колеса, одно из которых неподвижное, гибкое колесо в виде замкнутой гибкой связи - трехрядной втулочно-роликовой цепи, дисковый волновой генератор [4]. Эта передача позволяет осуществлять малые передаточные отношения, может быть выполнена с крупным шагом. Недостатками такой передачи являются: присущие цепным передачам переменные мгновенные передаточные отношения и, следовательно, наличие динамических нагрузок, ограничение сроков службы по износу шарниров цепи, повышенные габаритно-массовые характеристики и шум при работе, необходимость применения натяжных устройств для цепи из-за ее вытяжки, неуравновешенность дискового генератора волн.

Известен волновой зубчатый редуктор, содержащий жесткое и гибкое колеса и дисковый генератор, выполненный в виде коленчатого вала с установленными на нем параллельно один другому тремя цилиндрическими дисками, два из которых являются рабочими, а третий - уравновешивающим. Недостатками такого выполнения дискового генератора волн являются: сложность конструктивного исполнения, повышенные инерционные и массово-габаритные характеристики из-за наличия дополнительного уравновешивающего диска, отсутствие регулировочных устройств для точной отстройки от дисбалансов.

Другой вид гибкой связи - ремень использован в изобретении волновой ременной передачи, содержащей ведомый шкив, гибкий ремень, на внешней поверхности ремня выполнены зубья, зацепляющиеся с зубчатым сектором, закрепленном в корпусе, посредством вращения волнового роликового генератора, установленного на ведущем валу [5, 6]. Эта передача выполнена с несоосными ведущим и ведомым валами и к предлагаемому изобретению имеет косвенное отношение, как решение с использованием в качестве гибкого элемента - ремня с внешними зубьями. Недостатки: отсутствие описания структуры ремня, нет решения о компенсации вытяжки ремня в процессе работы, ведомый шкив выполнен с гладким ободом, что требует поддержания при работе высокого значения натяжения ремня.

Технической задачей заявленного изобретения является: повышение КПД, плавности и бесшумности работы передачи, снижение нижнего предела передаточных отношений, габаритно-массовых характеристик и требований к точности изготовления зубчатых зацеплений, снижение динамических нагрузок за счет уравновешивания дискового генератора волн.

Эта задача решается за счет того, что в известной волновой зубчатой передаче, содержащей два жестких колеса с внутренними зубчатыми венцами, одно из которых неподвижно установлено в корпусе, а другое выполнено за одно с выходным валом, короткое гибкое колесо с двумя внешними зубчатыми венцами, деформируемое одним двухволновым генератором, согласно изобретению гибкое колесо сборное, повышенной гибкости, выполненное из стального подкладного кольца, скрепленного с лентой сложной структуры, состоящей из срединного несущего слоя - тонкой цилиндрической металлической упругой оболочки - и эластичного связующего; генератор выполнен дисковым, с уравновешивающими грузами и регулировочными прокладками.

Сборная конструкция гибкого колеса существенно снижает изгибную жесткость и напряжения в ее элементах, что позволяет использовать большие деформации, чем у монолитных стальных гибких колес, и, следовательно, снижать нижний предел передаточных отношений. Тонкая цилиндрическая металлическая оболочка, упругая и свободная от концентраторов напряжений, являясь несущим слоем гибкого колеса, позволяет избежать вытяжки ленты, характерной для гибкой связи. Подкладное стальное кольцо, скрепленное с лентой, например, с помощью вулканизации, предохраняет связующее ленты от раскатывания их дисками генератора, способствует повышению жесткости и сохранению формы свободных участков гибкого колеса под нагрузкой.

Связующее, выполненное из эластичного материала, например, из резины или синтетического эластомера, позволяет снизить требования к точности изготовления зубчатых соединений, выполнять зубья крупномодульными, способствует плавности и бесшумности работы передачи.

Нагрузочные способности волновой передачи с предложенным коротким гибким колесом (ПКГК) и волновой передачи с монолитным стальным коротким гибким колесом (МСКГК) соизмеримы при одинаковых делительных диаметрах dм и dп гибких колес.

Для сравнения можно воспользоваться известным волновым редуктором с МСКГК со следующими данными ([1], с.170, рис.11.7, табл.11.2): диаметр колеса dм=81,3 мм, момент на выходном валу Твых.м.=65 Нм, при передаточном числе iм=78.

Применим в качестве ленты в ПКГК стандартный отечественный зубчатый ремень [7] с диаметром dп=80 мм (модуль m=2 мм, число зубьев zp=40) и шириной bп=16 мм.

Допустимое значение момента Твых.п. волнового редуктора с ПКГК можно оценить по известной формуле [1], которую преобразуем к следующему виду

где - угол, определяющий размер зоны зацепления [1]; [pk]=2,5 МПа - допустимое контактное давление для поверхности зубьев отечественных зубчатых ремней [7]. При подстановке соответствующих данных в формулу (1) получим

Как видно Твых.п практически равен Твых.м..

Отметим, что в рассмотренном примере ПКГК, в отличие от МСКГК, крупномодульное (m>1 мм) позволяет реализовать в редукторе меньшее передаточное отношение (iп=zp/2=20, а iм=78) и, следовательно, более высокое значение КПД, так как с уменьшением i КПД волновой передачи существенно повышается [1].

Генератор волн в предлагаемом изобретении - дисковый, как обладающий минимальной инерционностью, кроме этого при больших деформациях гибкого колеса в случае установки кулачкового генератора элементы гибкого подшипника могут оказаться неработоспособными по критериям прочности и выносливости. Для уравновешивания дискового генератора волн установлены корректирующие грузы и регулировочные прокладки для точной отстройки от дисбалансов.

На фиг.1 приведена волновая зубчатая передача (разрез по продольной оси), содержащая корпус 1, два жестких колеса 2 и 3, гибкое колесо 4, деформируемое дисковым генератором волн 5, ведущий 6 и выходной 7 валы. Жесткие колеса с внутренними зубчатыми венцами b1 и b2, колесо 2 неподвижно установлено в корпусе 1, колесо 3 выполнено совместно с выходным валом 6. Гибкое колесо 4 сборное, повышенной гибкости выполнено из стального подкладного кольца 8, скрепленного с лентой сложной структуры, состоящей из несущего слоя - тонкой металлической цилиндрической оболочки 12 и эластичного связующего 15 с двумя внешними зубчатыми венцами g1 и g2, которые входят в зацепления с венцами b1 и b2. Дисковый генератор 5 двухволновой состоит из двух втулок 16, выполненных с эксцентриситетом и установленных на ведущем валу 7 с помощью шлицевого соединения, подшипников 17, посаженных с небольшим натягом на втулки 16 и дисков 18, установленных на подшипниках 17; на дисках 18 установлены уравновешивающие грузы 19 и регулировочные прокладки 20.

На фиг.2 приведена конструкция гибкого колеса. Гибкое колесо сборное, повышенной гибкости выполнено из стального подкладного кольца 8, скрепленного с лентой 9 сложной структуры, состоящей из несущего слоя - тонкой металлической цилиндрической оболочки 12 и эластичного связующего 15 с двумя внешними зубчатыми венцами g1 и g2.

Волновая зубчатая передача работает следующим образом: генератор волн 5(Н), деформируя гибкое колесо 4 вводит в зацепление ее венцы g1 и g2 с венцами b1 и b2 жестких колес 2 и 3. Из-за разных чисел зубьев и где U - число волн, в нашем случае U=2, а происходит поворот гибкого колеса 4 относительно неподвижного жесткого колеса 2, а из-за разницы чисел зубьев и где U=2, a - поворот жесткого колеса 3, выполненного за одно с выходным валом 6, относительно гибкого колеса 4 и преобразование движения между ведущим 7 и выходным 6 валами происходит в соответствии с общим передаточным отношением, равным

Передаточное отношение для волновых зубчатых передач с коротким металлическим гибким колесом находится в пределах =4000÷8000 при КПД <0,05 [1]. Для предлагаемой волновой зубчатой передачи передаточное отношение может быть реализовано существенно меньшим. Например, рассмотрим передачу с диаметром гибкого колеса dп 80 мм; для зацепления (g1 - b1) принимаем модуль m=2 мм и числа зубьев и а для зацепления (g2 - b2) модуль m=1,5 мм, и По формуле (2) получим

КПД волновой зубчатой передачи с таким оценивается равным 0,7 [1].

Как видно из сравнения, передаточное отношение предлагаемой волновой зубчатой передачи почти на 2 порядка меньше, чем у передачи со стальным гибким колесом, при этом с достаточно высоким значением КПД.

Таким образом, совокупность указанных преимуществ и существенных признаков позволяет получить заявленный технический результат - повышение КПД, снижение нижнего предела передаточных отношений и требований к точности изготовления зубчатых зацеплений, уменьшение габаритно-массовых характеристик, плавность и бесшумность работы передачи, снижение динамических нагрузок за счет точного уравновешивания дискового генератора волн.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. М.Н. Иванов. Волновые зубчатые передачи. - M.: Высшая школа, 1981.-184 с.

2. Патент США №2943513 - прототип.

3. Патент СССР №1772468.

4. Патент РФ №2203443.

5. Патент РФ №94003936.

6. Патент РФ №2108503.

7. С.Н. Кожевников, А.П. Погребняк. Конструирование и расчет механизмов с зубчатыми ременными передачами. Справочное пособие. - Киев.: Наукова Думка, 1984. - 112 с.

1. Волновая зубчатая передача, содержащая два жестких колеса с внутренними зубчатыми венцами, одно из которых неподвижно установлено в корпусе, а другое выполнено заодно с выходным валом, короткое гибкое колесо с двумя внешними зубчатыми венцами, двухволновой генератор, отличающаяся тем, что короткое гибкое колесо сборное выполнено из расположенного по внутреннему диаметру стального подкладного кольца, скрепленного с лентой, состоящей из срединного несущего слоя - тонкой цилиндрической металлической упругой оболочки и эластичного связующего.

2. Волновая зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что на дисках генератора волн установлены корректирующие грузы и регулировочные прокладки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству цепного привода или поворотному устройству для работающих с использованием цепной тяги добычных или транспортирующих устройств.

Изобретение относится к транспортному средству, такому как автомобиль, для приведения в действие рулевого управления. .

Изобретение относится к области машиностроения, точнее к зубчатым передачам, и может применяться во всех устройствах, предназначенных для сообщения вращательного движения, включая внешнее, внутреннее, реечное и червячное зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращения в одном направлении. .

Изобретение относится к зацеплению составных колес и может найти применение в цилиндрических и конических редукторах внешнего и внутреннего зацепления, а также в реечных передачах, обладающих высокой нагрузочной способностью.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам, используемым для машин и механизмов, приборов и аппаратов, в т.ч. .

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к конструкции цепных передач, и может быть использовано в приводах рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий, а также в других отраслях.

Изобретение относится к усовершенствованной входной планетарной ступени для крупной коробки передач, предназначенной для турбинного ветроэлектрического генератора с мощностью, равной 500 кВт и более.

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в любой его области с применением механических передач вращательного движения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с бесступенчатым регулированием скорости ведомого вала. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных сервисных устройствах мобильной и бытовой техники, станков и технологического оборудования.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мотор-редукторах со встроенными внутрь редуктора двигателем и имеющих преимущественно полимерные зубчатые колеса.

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано для поворота вращающейся оси на заданный угол. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к механическим передачам. .

Изобретение относится к областям машино- и приборостроения и может быть использовано при построении трансмиссий и зубчатых планетарных и дифференциальных передач.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ступени передачи исполнительного привода для сиденья транспортного средства. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач. .

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в которых находят применение приводы, конструктивно объединяющие двигатели вращения и редукторы, в частности мотор-редукторы с планетарными зубчатыми передачами
Наверх