Соединение обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах

Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтегазодобывающей промышленности, и может быть использовано для соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах. В соединении на внутренней поверхности эластичной втулки выполнена цилиндрическая резьба. Шаг цилиндрической резьбы во втулке выполнен равным шагу конической резьбы соединения. В выточке муфты на цилиндрической поверхности выполнена камера. Эластичная втулка установлена в камеру с возможностью совмещения цилиндрической резьбы во втулке с шагом конической резьбы на конце трубы при вращении муфты или трубы для свинчивания соединения и заполнения кольцевого зазора между поверхностью сбега конической резьбы на трубе и выточкой в муфте и зазоров между впадинами и вершинами при свинчивании резьбового соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с соединительной муфтой. Изобретение повышает надежность герметизации резьбовых соединений обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах. 4 ил.

 

Изобретение относится к области горного дела, в частности к нефтегазодобывающей промышленности, и может быть использовано для соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах.

Известны соединения, содержащие трубы обсадные или насосно-компрессорные с коническими резьбами на концах и муфты к ним с цилиндрическими выточками [ГОСТ 632-80, ГОСТ 633-80].

Недостатками известных соединений является ненадежность в процессе эксплуатации в нефтяных и газовых скважинах из-за негерметичности соединений в результате наличия зазоров в резьбовых соединениях ([2], [4], фиг.5), через которые выдавливается герметизирующая смазка, предохраняющая соединение от коррозии, при перепадах давлений между колоннами в процессе эксплуатации, что влечет к разгерметизации резьбовых соединений, к появлению гидравлических перетоков, к заполнению зазоров перекачиваемыми средами, к ускоренному процессу электрохимической коррозии резьбовых соединений, к снижению надежности эксплуатации скважины, к необоснованным материальным затратам, связанным с ликвидацией негерметичности колонн и аварий в скважинах.

Известно соединение обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах, содержащее соединительную муфту с конической резьбой, выточку на торце муфты, в которой расположена эластичная втулка с заходной фаской на внутренней поверхности [RU 2294477 С2].

Недостатками известного соединения являются ненадежность в процессе эксплуатации в нефтяных и газовых скважинах из-за разрушения эластичной втулки в процессе эксплуатации особенно при высоких давлениях МПа (кгс/см2) - 35 (350) и выше, а также неудобство замены эластичной втулки на устье скважины в полевых условиях.

Технической задачей изобретения является увеличение надежности герметизации резьбовых соединений обсадных колонн или насосно-компрессорных труб в нефтяных и газовых скважинах, многократности их использования (особенно важно в полевых условиях), сокращение материальных затрат, связанных с ликвидацией негерметичности резьбовых соединений в нефтегазовых или в нагнетательных скважинах, в обеспечении удобства обслуживания на устье скважины в полевых условиях и конкурентоспособности резьбовых соединений в целом.

Решение технической задачи достигается тем, что соединение обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах, содержащее соединительную муфту с конической резьбой, выточку на торце муфты, в которой расположена эластичная втулка с заходной фаской на внутренней поверхности, отличается тем, что на внутренней поверхности эластичной втулки выполнена цилиндрическая резьба, причем шаг цилиндрической резьбы во втулке равен шагу конической резьбы соединения, а в выточке муфты на цилиндрической поверхности выполнена камера, при этом эластичная втулка установлена в камеру с возможностью совмещения цилиндрической резьбы во втулке с шагом конической резьбы на конце трубы при вращении муфты или трубы для свинчивания соединения и заполнения кольцевого зазора между поверхностью сбега конической резьбы на трубе и выточкой в муфте и зазоров между впадинами и вершинами при свинчивании резьбового соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с соединительной муфтой.

На фиг.1 изображено соединение перед свинчиванием, например, в стационарных условиях.

На фиг.2 изображено соединение после свинчиванием в скважине.

На фиг.3 изображено соединение в увеличенном виде.

На фиг.4 изображена эластичная втулка, на внутренней поверхности которой выполнена цилиндрическая резьба.

Соединение обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах содержит:

трубу 1 с конической резьбой на концах (фиг.1, фиг.3);

соединительную муфту 2 с конической резьбой (фиг.1, фиг.3);

цилиндрическую выточку 3 в муфте 2 (фиг.1, фиг.3);

камеру 4 (фиг.1, фиг.3);

эластичную втулку 5 (фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4);

цилиндрическую резьбу 6, выполненную на внутреннем диаметре эластичной втулки 5, шаг которой равен шагу конической резьбы соединения (фиг.1, фиг.2, фиг.3, фиг.4);

зазоры 7 между впадинами и вершинами резьбового соединения (фиг.3);

кольцевой зазор 8 между поверхностью сбега конической резьбы на трубе 1 и цилиндрической выточкой 3 в муфте 2 после свинчивания соединения (фиг.1, фиг.2, фиг.3).

В статическом положении элементы соединения обсадной колонны или насосно-компрессорной трубы с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах взаимодействуют следующим образом.

В камеру 4, выполненную в выточке 3 на цилиндрической поверхности в соединительной муфте 2, устанавливают эластичную втулку 5, при этом совмещение выхода цилиндрической резьбы 6, выполненной на внутренней поверхности эластичной втулки, с заходом конической резьбы в соединительной муфте не обязательно, так как обеспечить совмещение выхода и захода для двух элементов резьбового соединения в полевых условиях практически сложно.

Грузоподъемным механизмом обсадную колонну или насосно-компрессорную трубу 1 через цилиндрическую резьбу 6 в эластичной втулке 5 устанавливают в соединительную муфту 2 с конической резьбой (фиг.1).

При этом на резьбовые поверхности муфты 2 и трубы 1 необходимо нанести герметизирующую смазку, предохраняющую одновременно резьбовое соединение от надиров и коррозии согласно ГОСТ 632-80 или ГОСТ 633-80 п.20.

Механизированным ключом трубу 1 ввинчивают в муфту 2 (фиг.2).

При этом крутящий момент при свинчивании резьб не должен превышать значений, предусмотренных, например, ТУ 26-02-652-75 или разработанного технологического регламента на предприятии.

В процессе свинчивания трубы 1 с соединительной муфтой 2 в результате взаимодействия цилиндрической резьбы 6 с резьбовой поверхностью вращающейся трубы 1 эластичная втулка 5 проворачивается в камере 4, цилиндрическая резьба 6 совмещается с конической резьбой на трубе 1, эластичная втулка одновременно с цилиндрической резьбой в результате воздействия конической поверхности трубы деформируются и заполняется кольцевой зазор 8 между поверхностью сбега конической резьбы и цилиндрической выточкой 3, герметизируя камеру 4.

В свою очередь, одновременно в результате деформации эластичной втулки 5 и цилиндрической резьбы 6 заполняются зазоры 7 между впадинами и вершинами резьбового соединения на выходе резьбы на поверхность цилиндрической выточки 3 в муфте 2, обеспечивая тем самым герметичность зазоров 7 (фиг.2, фиг.3).

В процессе эксплуатации в нефтегазовой или нагнетательной скважине при перепадах давлений в затрубном пространстве (между лифтом насосно-компрессорных труб и эксплуатационной колонной) деформированная эластичная втулка 5, ограниченная камерой 4 и резьбовым соединением цилиндрической резьбы 6 и с конической резьбой трубы 1, не выдавливается из кольцевого зазора 8 и тем самым исключается выдавливание смазки через зазоры 7 резьбовых соединений и нагнетания в зазоры соединений перекачиваемой или агрессивной среды, предохраняя соединение в скважине от процессов электрохимической коррозии, предотвращая разгерметизацию резьбовых соединений колонн в процессе эксплуатации.

Наличие на внутренней поверхности эластичной втулки 5 цилиндрической резьбы 6, шаг которой равен шагу конической резьбы соединения, обеспечивает надежность герметизации соединения, многократность свинчивания и развинчивания трубы и муфты как в полевых, так и в стационарных условиях (фиг.4).

При необходимости эластичная втулка 5 легко заменяется на устье скважины перед свинчиванием трубы и муфты 2.

Предложенное новое техническое решение соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах отличается от известных технических решений новизной, удобно при свинчивании и развинчивании труб с муфтами, например, на устье скважины, технологично в изготовлении, надежно в эксплуатации, конкурентоспособно, и его использование в производстве обеспечит технико-экономический эффект.

Источники информации

1. RU 2294477 С2, 25.02.2007 г.

2. ГОСТ 632-80. Трубы обсадные и муфты к ним.

3. US 4706997 А1, 1987 г.

4. ГОСТ 633-80. Трубы насосно-компрессорные и муфты к ним.

5. RU 2173764 С2, 20.09.2001 г.

6. RU 2178509 С2, 20.01.2002 г.

7. SU 966383 А, 15.10.1982 г.

8. SU 6550822 В2, 22.04.2003 г.

Соединение обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с конической резьбой на концах в нефтяных и газовых скважинах, содержащее соединительную муфту с конической резьбой, выточку на торце муфты, в которой расположена эластичная втулка с заходной фаской на внутренней поверхности, отличающееся тем, что на внутренней поверхности эластичной втулки выполнена цилиндрическая резьба, причем шаг цилиндрической резьбы во втулке равен шагу конической резьбы соединения, а в выточке муфты на цилиндрической поверхности выполнена камера, при этом эластичная втулка установлена в камеру с возможностью совмещения цилиндрической резьбы во втулке с шагом конической резьбы на конце трубы при вращении муфты или трубы для свинчивания соединения и заполнения кольцевого зазора между поверхностью сбега конической резьбы на трубе и выточкой в муфте и зазоров между впадинами и вершинами при свинчивании резьбового соединения обсадных колонн или насосно-компрессорных труб с соединительной муфтой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединениям труб. .

Изобретение относится к резьбовым соединениям для стальных труб. .

Изобретение относится к резьбовым соединительным элементам. .

Изобретение относится к области трубных соединений. .

Изобретение относится к резьбовым соединениям стальных труб. .

Изобретение относится к резьбовым соединениям для стальных труб. .

Изобретение относится к резьбовым соединениям. .

Изобретение относится к резьбовым соединениям труб

Изобретение относится к резьбовым соединениям

Изобретение относится к резьбовым соединениям

Изобретение относится к резьбовым соединениям труб
Изобретение относится к производству труб и может быть использовано для герметизации резьбовых соединений труб. В способе герметизации резьбовых соединений труб, включающем заполнение межрезьбового пространства герметизирующим материалом, перед нанесением герметизирующего покрытия проводят подготовку поверхности резьбового соединения путем пассивации металла. Пассивацию металла проводят в два этапа. На первом этапе - путем погружения в фосфатирующий раствор определенного состава. На втором этапе на высушенную после первого этапа поверхность изделия наносят распылением полимерный пассивирующий раствор. В качестве герметизирующего материала используют композицию сополимера тетрафторэтилена с гексафторпропиленом и графита с наполнителями. Изобретение повышает надежность герметизации резьбовых соединений. 1 з.п. ф-лы.

Группа изобретений относится к резьбовому соединению, которое включает первый и второй компоненты труб. Первый компонент включает охватываемый конец, предусматриваемый на его наружной периферической поверхности и содержащий резьбовую зону, уплотняющую поверхность, затем концевую поверхность, которая завершается опорной поверхностью, ориентированной радиально относительно оси вращения соединения. Второй компонент включает охватывающий конец, предусматриваемый на его внутренней периферической поверхности и содержащий резьбовую зону, уплотняющую поверхность, затем углубление, которое завершается на опорной поверхности, ориентированной радиально относительно оси вращения соединения. Резьбовая зона охватываемого конца ввинчивается в резьбовую зону охватывающего конца так, чтобы уплотняющие поверхности, как и опорные поверхности, находились в контактном взаимодействии, и пространство между концевой поверхностью и углублением определяло объем, который, по меньшей мере, частично заполнен наполнителем (М). Также описан способ изготовления указанного соединения. Технический результат заключается в повышении надежности соединения. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх