Способ диффузионного хромирования изделий из чугуна

Изобретение относится к металлургии, а именно к диффузионному хромированию чугуна, и может быть использовано в машиностроении для повышения износостойкости деталей машин из серого чугуна. Способ включает нагрев изделия в контакте с порошком оксида хрома до 1000-1100°С, выдержку при этой температуре 2-4 часа и охлаждение на воздухе. Обеспечивается более глубокий хромированный слой на поверхности чугуна, а также упрощается и удешевляется процесс хромирования. 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к металлургии, а именно к диффузионному хромированию металлов, в частности к диффузионному хромированию чугуна, и может быть использовано в машиностроении для повышения износостойкости деталей машин из серого чугуна.

За последние годы все более широко используют диффузионное насыщение поверхности сплавов различными металлами. Для твердого или парофазового метода используют твердые частицы (или порошки) хрома или феррохрома.

Перенос хрома к поверхности изделий осуществляется через хлоридную фазу, возникающую в результате взаимодействия хрома с хлористым аммонием (NH4Cl), или путем контактирования частиц хрома с поверхностью изделия (Металловедение и термическая обработка. Сб. статей. - М.: Металлургиздат, 1962. - 351 с.).

К основным недостаткам этого способа можно отнести: применение специальных печей; применение газообразных хлоридов; одновременное с хромом хлорирование железа; применение дорогого порошкообразного хрома или феррохрома, получение которых (обычно методом дробления кусков хрома или феррохрома) является трудоемкой операцией.

Известен способ диффузионного хромирования деталей из чугуна при следующем соотношении компонентов, масс.%: хром - 20-30; отход производства обогащения оловянных руд, содержащих турмалин и кварц, - 66-78; хлористый аммоний - 2-4, отличающийся тем, что, с целью повышения насыщающей способности при снижении температуры насыщения, он в качестве наполнителя содержит отход производства обогащения оловянных руд, содержащий турмалин и кварц (SU 1759954 А1, МПК С23С 10/32. Состав для диффузионного насыщения железоуглеродистых сплавов / В.П.Балов, Е.И.Белов, Д.С.Гузанов и Л.А.Сенотрусова. - Опубл. 07.09.92. Бюл. № 33).

Однако этот способ является трудоемким, имеет низкую производительность, требует специальных печей, обеспечивающих замкнутое пространство для восстановительной атмосферы, и характерен тем, что вместе с хромом хлорируется и железо, которое оседает на хроме и препятствует его полному восстановлению. Хромированный слой на чугуне, получаемый при диффузионном хромировании, составляет не более нескольких десятков микрометров (Т.Н.Дубинин. Диффузионное хромирование. - М.: Машиностроение, 1964. - 451 с.).

Для упрощения технологии поверхностного хромирования деталей машин из чугуна, повышения производительности и исключения необходимости применения газовой фазы, включающей хлориды, детали из чугуна в контакте с оксидом хрома Cr2O3 нагревают до температуры 1000-1100°С, выдерживают при этой температуре 2-4 часа, после чего извлекают из печи и охлаждают на воздухе.

В результате взаимодействия углерода чугуна с оксидом хрома происходит диффузия восстановленного хрома в железо и на поверхности изделия образуется твердый раствор хрома в α-железе и карбидная фаза.

Пример выполнения способа диффузионного хромирования серого чугуна с феррито-перлитной основой (твердость 140-160 НВ)

В качестве образца была взята цилиндрическая деталь диаметром 20 мм и высотой 20 мм из феррито-перлитного серого чугуна СЧ20 состава: 3,4% С; 2,2% Si; 0,6% Mn; ≤0,3% Р и ≤ 0,3% S, твердостью 140 НВ. Исходная структура чугуна - феррито (40-70%)-перлитная (60-30%) основа с равномерно распределенным пластинчатым графитом, завихренной формы длиной 30-120 мкм. Площадь, занятая графитом, составляет 8-12% (фиг.1).

Деталь была помещена в стальной контейнер объемом 0,5 дм3 в засыпке порошком оксида хрома Cr2O3, нагрета до температуры 1000-1100°С, выдержана при этой температуре 2-4 ч, после чего охлаждена на воздухе.

После такого диффузионного хромирования на поверхности детали был обнаружен слой высокопрочного хромистого чугуна с шаровидным графитом (фиг.2). Эксперименты показали, что глубина залегания высокопрочного хромистого чугуна (фиг.3) и его твердость зависят от температуры нагрева и времени выдержки при этой температуре (см. таблицу).

Таким образом, предложенный способ позволяет значительно упростить процесс диффузионного хромирования серого чугуна и повысить его производительность.

Таблица
Состав Содержание, мас.% Режим хромирования Толщина слоя, мкм Твердость, HRC Примечание
Т, °С τ, ч
Известный состав (аналог)
1 20Cr+78ОП+2NH4Cl 900 3 170 - Чугун СЧ00
2 25Cr+72ОП+3NH4Cl 900 3 190 - Чугун СЧ00
3 30Cr+66ОП+4NH4Cl 900 3 180 - Чугун СЧ00
Предлагаемый состав
4 100Cr2O3 1000 2 80 51-53 Чугун СЧ20
5 1000 4 220 53-54 Чугун СЧ20
6 1050 2 420 52-54 Чугун СЧ20
7 1050 4 740 53-55 Чугун СЧ20
8 1100 2 430 53-54 Чугун СЧ20
9 1100 4 820 54-55 Чугун СЧ20
10 1150 Чугун расплавился

Предлагаемый способ диффузионного хромирования чугуна значительно проще и дешевле известных способов, так как не требует:

- специальных печей, обеспечивающих замкнутое пространство для восстановительной атмосферы, и газообразных хлоридов;

- обеспечивает восстановление оксидов хрома;

- значительно увеличивает толщину хромированного слоя.

Способ диффузионного хромирования изделий из чугуна, отличающийся тем, что изделия нагревают в контакте с порошком оксида хрома до температуры 1000-1100°С, выдерживают при этой температуре 2-4 ч и охлаждают на воздухе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к химико-термической обработке металлов и сплавов и, в частности, может быть использовано в металлургической, машиностроительной и других отраслях народного хозяйства.

Изобретение относится к металлургии, а именно к химико-термической обработке, и может быть использовано для повышения предела выносливости изделий из углеродистых нелегированных сталей.

Изобретение относится к металлургии , а именно к химико-термической обработке, в частности к диффузионному хромированию в порошках, и может быть использовано в химической и металлургической промышленности.

Изобретение относится к металлургии, а именно к химико-термической обработке металлов и сплавов, и может быть использовано , в частности, для получения защитных покрытий на никелевых лентах конвейерных злект ропечей для термической обработки ферритов.

Изобретение относится к химико-термической обработке металлов и сплавов, в частности к диффузионному хромированию в порошках. .

Изобретение относится к химико-термической обработке металлов и сплавов, в частности к диффузионному хромированию в порошках. .

Изобретение относится к способу защиты детали от высокотемпературной коррозии
Изобретение относится к машиностроительному, металлургическому, транспортному и другим видам производств, где используются зубчатые передачи с чугунными зубчатыми колесами, и предназначено для восстановления изношенных слоев на рабочих поверхностях зубьев зубчатых колес
Изобретение относится к области получения защитных металлических покрытий на изделиях из стали, цветных металлов и их сплавов, нанесенных термодиффузионным методом. Способ получения покрытия на изделиях из низко- или высоколегированных сталей, или цветных металлов или их сплавов путем нанесения на них металлического покрытия термодиффузионным методом включает следующие последовательно осуществляемые стадии: загрузку обрабатываемых изделий в постоянно вращающийся контейнер с одновременно насыщающейся порошковой смесью на основе порошка хрома с примесью оксида цинка в виде образующегося по всему объему контейнера пылевого облака из указанной порошковой смеси, за счет трибостатического эффекта равномерное осаждение насыщающей порошковой смеси на всей поверхности изделия, при этом вышеуказанные загрузку и осаждение проводят в течение не более 15 минут при скорости вращения контейнера 7-10 об/мин, нагрев контейнера с изделием в диапазоне температур от 250 до 500°С при скорости нагрева 5-10°С/мин и скорости вращения контейнера 5-8 об/мин при длительности стадии нагрева не более 50 мин, выдержку не менее 5 мин при указанных температурных режимах и при скорости вращения контейнера 2-6 об/мин и принудительное охлаждение контейнера с изделием при увеличении скорости вращения контейнера до 7-10 об/мин и скорости снижения температуры 5-10°С/мин и при длительности стадии охлаждения не менее 60 мин с обеспечением получения покрытия с толщиной антикоррозийного слоя от 1,5 до 16,0 мкм, которую регулируют длительностью осуществления двух последних стадий. Обеспечивается получение на поверхности обрабатываемых изделий однородного по всей поверхности покрытия, имеющего хорошие эксплуатационные свойства, которые не нарушаются при хранении и транспортировке изделий. 6 з.п. ф-лы, 2 пр.
Наверх