Стопорное соединение и способ выполнения стопорного соединения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам осевой фиксации деталей в отверстиях. Стопорное соединение включает корпус с отверстием и кольцевой канавкой, снабженный радиальными пазами со стороны торца корпуса, равномерно расположенными относительно отверстия и выходящими в кольцевую канавку, а также стопорное кольцо с равномерно расположенными выступами, размещенное в кольцевой канавке корпуса. Диаметр основания выступов соответствует диаметру отверстия корпуса, ширина и количество выступов соответствуют ширине и количеству пазов корпуса. Стопорное кольцо со стороны торца снабжено корончатыми зубцами, отстоящими от наружного диаметра выступов на величину, превышающую глубину кольцевой канавки, отогнутыми внутрь пазов корпуса и выполненными со смещением их в окружном направлении относительно выступов стопорного кольца, не превышающим половины угла между соседними выступами. Ширина и количество корончатых зубцов соответствуют ширине и количеству пазов корпуса. Способ выполнения упомянутого стопорного соединения включает формирование в корпусе кольцевой канавки с выходящими в нее пазами, а также заведение стопорного кольца в корпус до попадания в кольцевую канавку. Заведение выступов стопорного кольца осуществляют через пазы корпуса, причем после попадания стопорного кольца в кольцевую канавку производят его поворот в окружном направлении внутри кольцевой канавки до совмещения корончатых зубцов с пазами корпуса, а затем отгибают корончатые зубцы в указанные пазы корпуса. В результате повышается надежность стопорного соединения. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам осевой фиксации деталей в отверстиях корпусов.

Из литературы [1] стр.487 известно стопорное соединение, включающее корпус с кольцевой канавкой, а также стопорное кольцо с равномерно расположенными выступами, размещенное в канавке корпуса.

Известен способ выполнения стопорного соединения, описанный в [1] стр.487, включающий заведение стопорного кольца в корпус до попадания в канавку.

Недостатком указанных устройства и способа является трудность демонтажа стопорного кольца.

Указанный недостаток частично устранен в стопорном соединении, описанном в [1] стр.481, - прототип, включающем корпус с отверстием и кольцевой канавкой, снабженный радиальными пазами со стороны торца корпуса, равномерно расположенными относительно отверстия и выходящими в кольцевую канавку, а также стопорное кольцо с равномерно расположенными выступами, размещенное в кольцевой канавке корпуса.

Указанный недостаток частично устранен в способе выполнения стопорного соединения, описанном в [1] стр.480-481, - прототип, включающем формирование в корпусе кольцевой канавки с выходящими в нее пазами, а также заведение стопорного кольца в корпус до попадания в канавку.

Недостатком указанных устройства и способа является малая стойкость стопорного кольца к ударным осевым нагрузкам и вибрации, т.к. для демонтажа стопорного кольца канавка должна быть неглубокой, а стопорное кольцо должно быть гибким.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности стопорного соединения путем обеспечения стойкости стопорного кольца к вибрации и ударным осевым нагрузкам.

Технический результат достигается тем, что в стопорном соединении, включающем корпус с отверстием и кольцевой канавкой, снабженный радиальными пазами со стороны торца корпуса, равномерно расположенными относительно отверстия и выходящими в кольцевую канавку, а также стопорное кольцо с равномерно расположенными выступами, размещенное в кольцевой канавке корпуса, в отличие от прототипа в нем диаметр основания выступов соответствует диаметру отверстия корпуса, ширина и количество выступов соответствуют ширине и количеству пазов корпуса, стопорное кольцо со стороны торца снабжено корончатыми зубцами, отстоящими от наружного диаметра выступов на величину, превышающую глубину кольцевой канавки, отогнутыми внутрь пазов корпуса и выполненными со смещением их в окружном направлении относительно выступов стопорного кольца, не превышающим половины угла между соседними выступами, причем ширина и количество корончатых зубцов соответствуют ширине и количеству пазов корпуса.

Технический результат достигается тем, что в предложенном способе выполнения стопорного соединения, охарактеризованного выше, включающем формирование в корпусе кольцевой канавки с выходящими в нее пазами, а также заведение стопорного кольца в корпус до попадания в канавку, в отличие от прототипа в нем заведение выступов стопорного кольца осуществляют через пазы корпуса, причем после попадания стопорного кольца в канавку производят его поворот в окружном направлении внутри канавки до совмещения корончатых зубцов с пазами корпуса, а затем отгибают корончатые зубцы в указанные пазы корпуса.

Выполнение отличительных признаков устройства и способа позволяет выполнять демонтаж стопорного кольца любой толщины из кольцевой канавки достаточной глубины, а также предохраняет стопорное кольцо от самопроизвольного смещения из канавки при воздействии осевых нагрузок и вибрации.

Выполнение указанных устройства и способа иллюстрируется с помощью графических материалов. На фиг.1 представлено стопорное соединение в разрезе, на фиг.2 представлен в масштабе общий вид стопорного кольца до установки в корпус, на фиг.3 представлен разрез стопорного кольца по В-В.

Стопорное соединение включает корпус 1 с отверстием 2, кольцевую канавку 3 и выходящие в нее радиальные пазы 4, а также стопорное кольцо 5 с выступами 6 и корончатыми зубцами 7. Стопорное кольцо 5 установлено в кольцевой канавке 3, причем корончатые зубцы 7 отогнуты в пазы 4. Стопорное кольцо 5 фиксирует вал 8 от осевого перемещения в корпусе 1. Пазы 4 выполнены со стороны торца корпуса 1 и равномерно расположены относительно отверстия 2.

Способ выполнения стопорного соединения заключается в следующем: на цилиндрической поверхности отверстия 2 корпуса 1 формируют кольцевую канавку 3 и радиальные равномерно расположенные относительно отверстия 2 пазы 4 со стороны торца корпуса 1, выходящие в канавку 3. Выступы 6 стопорного кольца 5 заводят в пазы 4 корпуса 1 до попадания в канавку 3, после этого производят поворот кольца 5 внутри канавки 3 в окружном направлении до совмещения корончатых зубцов 7 с пазами 4 корпуса 1, после чего отгибают корончатые зубцы 7 в указанные пазы 4.

Диаметр Dв выступов 6 выполняют большим диаметра Do отверстия 2 корпуса, но меньшим диаметра Dк канавки 3, при этом Dк-Dв=Δ, а диаметр (Do-Δ) основания выступов 6 выполняют соответствующим диаметру отверстия 2 корпуса 1, поэтому заведение выступов 6 стопорного кольца 5 в канавку 3 возможно только через пазы 4. Для того, чтобы стопорное кольцо 5 могло повернуться в окружном направлении, корончатые зубцы 7 на торце стопорного кольца 5 должны отстоять от наружного диаметра выступов 6 стопорного кольца 5 на величину, превышающую глубину канавки, т.е. L=Dв-Dз должно быть больше Dк-Do хотя бы на величину зазора Δ между канавкой 3 и стопорным кольцом 5. Для свободного заведения стопорного кольца 5 в канавку 3 ширина и количество выступов 6 соответствуют ширине и количеству пазов 4. Для обеспечения зацепления выступов 6 с кромкой канавки 3 производят поворот стопорного кольца в окружном направлении на угол α, равный половине угла между соседними пазами 4, соответствующего углу между соседними выступами 6, при этом корончатые зубцы 7 оказываются напротив пазов 4, т.к. смещены относительно выступов 6 на тот же угол α.

Выполнение отличительных признаков устройства и способа обеспечивает заведение стопорного кольца в кольцевую канавку корпуса, попадание выступов стопорного кольца в зацепление с кромкой канавки и фиксацию сцепленного положения посредством корончатых зубцов, отогнутых в пазы корпуса. Все это обеспечивает стойкость кольца к вибрации и ударным осевым нагрузкам, что повышает надежность стопорного соединения.

Литература

1. П.И.Орлов. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие. М.: Машиностроение, 1988.

1. Стопорное соединение, включающее корпус с отверстием и кольцевой канавкой, снабженный радиальными пазами со стороны торца корпуса, равномерно расположенными относительно отверстия и выходящими в кольцевую канавку, а также стопорное кольцо с равномерно расположенными выступами, размещенное в кольцевой канавке корпуса, отличающееся тем, что диаметр основания выступов соответствует диаметру отверстия корпуса, ширина и количество выступов соответствуют ширине и количеству пазов корпуса, стопорное кольцо со стороны торца снабжено корончатыми зубцами, отстоящими от наружного диаметра выступов на величину, превышающую глубину кольцевой канавки, отогнутыми внутрь пазов корпуса и выполненными со смещением их в окружном направлении относительно выступов стопорного кольца, не превышающим половины угла между соседними выступами, причем ширина и количество корончатых зубцов соответствуют ширине и количеству пазов корпуса.

2. Способ выполнения стопорного соединения, охарактеризованного в п.1, включающий формирование в корпусе кольцевой канавки с выходящими в нее пазами, а также заведение стопорного кольца в корпус до попадания в кольцевую канавку, характеризующийся тем, что заведение выступов стопорного кольца осуществляют через пазы корпуса, причем после попадания стопорного кольца в кольцевую канавку производят его поворот в окружном направлении внутри кольцевой канавки до совмещения корончатых зубцов с пазами корпуса, а затем отгибают корончатые зубцы в указанные пазы корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шлицевому профилю для соединения валов и ступиц. .

Изобретение относится к шарнирному соединению деталей. .

Изобретение относится к крепежным приспособлениям, а именно к устройствам для фиксации, преимущественно, деталей типа вал-втулка. .

Изобретение относится к технике приборо- и машиностроения и может быть использовано для фиксации цилиндрических и конических штифтов, соединяющих две детали относительно друг друга.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к разъемным бесшлицевым соединениям вала со ступицей, служащим для передачи крутящего момента без разрыва силового потока.

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для быстроразъемного соединения вертикальных валов различных устройств. .

Изобретение относится к области крепления валов двигателей на подшипниковых опорах, в частности для турбомашин. .

Изобретение относится к работающим в тяжелом режиме зубчатым передачам, которые используют в механизмах привода прокатных станов. .

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к сцепным устройствам. .

Изобретение относится к общему машиностроению Цель изобретения повышение технологичности и упрощение конструкции соединения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для осевой фиксации кольцевой детали на цапфе вала, и может быть использовано для установки внутреннего цилиндра гидравлического приспособления для съема подшипника прокатного валка.

Изобретение относится к машиностроению , а именно к способам стопорения полых штифтов. .

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для стопорения штифтов..Цель изобретения - повышение надежности при одновременном упрощении конструкции и снижении материалоемкости соединения.

Изобретение относится к автомобилестроению. .
Наверх