Способ обучения по предмету "физическая культура" учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Изобретение относится к лечебной физкультуре, в частности к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме. Проводят анкетирование учащихся первого курса. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра. Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера. Учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материаловии. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию. Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов. Создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера. Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса. Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса. На практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК. Дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который они предъявляют на проверку 1 раз в месяц. Через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом. Способ позволяет выработать навык самостоятельных занятий физической культурой, умение использовать физическую активность для управления состоянием здоровья. 2 приложения.

 

Изобретение относится к лечебной физкультуре, а именно к обучению по предмету «Физическая культура» учащихся, имеющих хронические заболевания и отнесенных к специальной медицинской группе, в вузе, училище, техникуме.

Проблема здоровья студенческой молодежи с каждым годом становится актуальнее. По данным различных исследований около 50% юношей и девушек выходят из школы, имея по 2-3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми [В.А.Филиппович, Е.В.Панов. Физическая культура и спорт - как средство профилактики асоциальных проявлений: Тез. докл. междун. конф. - Красноярск, 2009. - Ч.2. - С.429-430].

Занятия физической культурой - важный, но мало используемый резерв укрепления здоровья учащихся, особенно тех, кто отнесен по состоянию здоровья к специальным группам. Группы лечебной физической культуры (ЛФК) - специальные группы, к ним относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и хронические заболевания. Они принимают пассивное участие в физкультурно-спортивной жизни: посещают спортивные мероприятия в качестве болельщиков, участвуют в психолого-педагогической работе, направленной на профилактику навыков ведения ЗОЖ, посещают группы ЛФК.

Авторы С.Ф.Цвек, B.C.Язловецкий. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. - Киев, - 1983 г. указывают на то, что в практике выбора медицинской группы существуют серьезные упущения врачей и специалистов, такие как перестраховка и запрет, при выборе медицинской группы. Эти упущения наносят серьезный ущерб делу оздоровления учащихся, перенесших заболевания. Учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и хронические заболевания, отнесенные к специальной медицинской группе, стараются под разными предлогами избежать посещения уроков физической культуры. Поэтому формированию мотивации к занятиям физической культурой учащихся вузов, отнесенных к специальной медицинской группе, необходимо уделять особое внимание.

Наиболее близкой является методика занятий с учащимися специальной медицинской группы. Она имеет свои особенности и зависит от ряда причин: диагноза перенесенного заболевания, стадии заболевания, индивидуальных особенностей организма учащегося: физического развития, уровня физической подготовленности, степени функциональных нарушений, пола, возраста и т.п. В основе методики лежат механизмы применения упражнений: общетонизирующие и специальные, оказывающих лечебное и профилактическое воздействие на организм. В режиме учебных занятий под руководством преподавателя, используя в организации занятий групповой метод, с количеством учащихся не более 15, решают основные задачи: а) укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию и закаливание организма; б) повышение умственной и физической работоспособности; в) формирование основных двигательных умений и навыков, необходимых для освоения будущей специальности; г) формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здорового образа жизни; и частные, которые зависят от заболевания. В основе решения задач лечебной физкультуры и обучения движениям лежат дидактические принципы: наглядности, сознательности и активности, доступности, систематичности и последовательности, учета возрастных индивидуальных особенностей, соблюдение которых обеспечивает выполнение поставленной цели, а значит улучшение здоровья учащихся.

Структура занятий лечебной физкультурой отличается от общепринятой и состоит из 4 частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной, каждая из которых содержит свои задачи, средства и методы. Превентивным средством лечебной физкультуры являются физические упражнения, которые условно делятся на группы по характеру оказания действия на организм на: 1) идеомоторные, 2) гимнастические, 3) упражнения с предметами, 4) игры, 5) спортивно-прикладные. Основные формы занятий лечебной физкультурой: утренняя гигиеническая гимнастика, занятия лечебной физкультурой в режиме учебной деятельности, самостоятельные занятия, лечебная ходьба, терренкур, спортивные упражнения и игры, массовые формы физкультурной работы. Учащиеся на занятии лечебной физкультурой находятся под наблюдением врача. Э.Г.Булич. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Учеб. пособ. для техникумов. - М.: Высш. шк., 1986. - 34-39, 75-77, 95-96, 106-109 с.

Недостатки способа заключаются в том, что у учащихся не формируется достаточной мотивации на необходимость занятиями ЛФК.

Не формируется установка на возможность оздоровления с помощью физических упражнений.

Не используются современные средства воздействия на личность учащегося и его стремление к работе с компьютерными технологиями.

Задача изобретения - повышение эффективности обучения по предмету «Физическая культура» студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, за счет повышения мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, стимулирования когнитивных функций и стремления к оздоровлению организма.

Поставленная задача решается способом обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, включающим занятия лечебной физкультурой (ЛФК).

Проводят анкетирование учащихся первого курса. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра. С каждым учащимся преподаватель проводит индивидуальную беседу по поводу его заболевания и предлагает ответить на вопросы анкеты «оценка мотивации к занятиям физической культурой».

Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера.

Учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материалов. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию.

Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов.

Создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера.

Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса.

Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса. На практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК. Дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который они предъявляют на проверку 1 раз в месяц.

Через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом.

Новизна способа:

- Проводят анкетирование учащихся первого курса, на основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра. С каждым учащимся преподаватель проводит индивидуальную беседу по поводу его заболевания и предлагает ответить на вопросы анкеты «оценка мотивации к занятиям физической культурой». Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, особенно в плане его состояния здоровья. Определить уровень мотивации к занятиям и наметить пути их усиления.

Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера. Важная роль отводится преподавателю, который полностью создает банк электронных учебных материалов по предмету «Физическая культура» по видам заболеваний, наиболее распространенных в среде учащихся, и заболеваний связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов. Материалы представлены в современном виде в компьютерном варианте, интересны для самостоятельной работы, хорошо воспринимаются учащимися. Вставки рекламного характера обращают внимание и побуждают в дальнейшем на необходимость занятий лечебной физической культурой.

- Учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материалов. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Форма подготовки, предоставления реферата и материала в электронном виде интересна для учащихся. Поиск в базе данных стимулирует ученика к углублению знаний в конкретной узкой области, по использованию физкультуры при своем заболевании.

- Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов. Предоставление информации в современном виде вызывает больший интерес у учащихся, что усиливает эффективность занятия и восприятия учащимися излагаемого в таком виде материала. Оформление материала усиливает визуальное восприятие, что улучшает его усвоение.

- Создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера. Важная роль отводится преподавателю, который полностью создает банк электронных учебных материалов. Графические учебные иллюстраций физических упражнений с текстовым сопровождением более наглядны и легче усваиваются и понимаются учащимися. Вставки рекламного характера повышают мотивацию к занятиям физической культурой за счет связывания здоровья с успехами в будущей профессии.

- Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса. Создаваемый комплекс учитывает три основных фактора, влияющих на состояние здоровья учащихся в процессе обучения. Способ предусматривает создание каждым учеником оригинального интеллектуального продукта в виде комплекса физических упражнений, адаптированного к его состоянию здоровья и интересам.

- Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса. Это повышает качество разработанного комплекса и самооценку учащегося от проделанной работы, которая будет использована другими учащимися, что является дополнительным побуждением хорошо выполнить эту работу, так как она будет оценена не только преподавателем, но и друзьями, и знакомыми.

- На практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК, дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который он предъявляет на проверку 1 раз в месяц. Обучение в группах по видам заболеваний позволяет учащимся увидеть разницу в состоянии здоровья и понять, что здоровье можно реально улучшить. Учащиеся в группах быстрее обучаются и в случае затруднения легче находят выход из сложившейся ситуации.

- Через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом. Сравнение результатов позволяет наглядно увидеть динамику показателей, которые напрямую зависят от воздействия физических упражнений на организм учащегося, которые разработал он сам и выполнял в назначенном режиме. Если не выполнял, то это становится очевидно из сравнения с показателями здоровья других учащихся группы. Это позволяет повлиять на мотивацию учащегося к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Предлагаемый способ позволяет:

1. Пользуясь банками электронных учебных материалов, учащийся получает комплекс знаний по своему заболеванию и в области укрепления своего здоровья средствами физической культуры. Получает знания в современном виде, за счет этого проявляет к ним больший интерес и лучше их усваивает, повышается удобство пользования банками данных.

2. У учащегося возникает желание применить полученные знания на практике.

3. За счет полученных знаний уменьшается уровень страха, тревоги перед болезнью.

4. Учащийся проявляет интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и начинает укреплять свое здоровье путем выполнения разработанных комплексов упражнений и рекомендаций по двигательному режиму, которые способствуют выработке навыка самостоятельных занятий физической культурой, умению использовать физическую активность для управления состоянием здоровья.

5. Пропагандирует занятия физической культурой в студенческой среде с помощью выполненных наглядных пособий, повышая уровень мотивационных установок на здоровый образ жизни.

6. Учащийся привыкает контролировать себя фиксированными записями в дневнике, что повышает его уровень самосознания в деле оздоровления самого себя.

7. Сравнение своих личных функциональных показателей с показателями других учащихся в группе побуждает к соперничеству и явно выявляет недостатки в занятиях.

Технический результат способа заключается в быстром приобретении учащимися высокого качества знаний и умений по предмету «Физическая культура» за счет проведения дополнительных теоретических занятий по изучению механизмов наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и описаний физических упражнений, показанных при них, и за счет составления каждым учащимся личностно-ориентированного индивидуального комплекса физических упражнений с использованием баз данных о своем заболевании и описаний физических упражнений. Улучшается самочувствие и здоровье учащихся, имеющих заболевания, по проведенным в конце учебного года функциональным пробам наблюдается прирост функциональных резервов организма.

Способ осуществляется следующим образом.

Проводят анкетирование учащихся первого курса. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы.

Подбирают функциональные пробы, включающие оценку функционального состояния организма в целом и оценку патологии в зависимости от заболевания, например: 1) при астме используют: измерение роста, веса, весо-ростового показателя, артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненного объема легких (ЖЕЛ), частоты дыхания (ЧД), пробы Штанге, пробы Руфье, пробы Генче;

2) при высокой степени миопии обеих глаз применяют - измерение роста, веса, весо-ростового показателя, артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), жизненного объема легких (ЖЕЛ), частоты дыхания (ЧД), пробы Штанге, пробы Руфье, пробы Генче, асимметрии зрения (A3), остроты зрения, которые проводят в начале учебного года и после каждого семестра.

С каждым учащимся преподаватель проводит индивидуальную беседу по поводу его заболевания и предлагает ответить на вопросы анкеты «оценка мотивации к занятиям физической культурой».

АНКЕТА «Оценка мотивации к занятиям физической культурой». Пожалуйста, выскажите свое отношение к занятиям физической культурой.

1. Я всегда посещаю урок физической культуры, т.к. это такая же дисциплина, как и остальные.

2. Мне нравятся уроки физической культуры, т.к. на них весело и свободно.

3. Мне нравится посещать спортивно-массовые мероприятия в институте.

4. Я люблю смотреть соревнования, но не участвовать в них.

5. Я посещаю в свободное время, но не постоянно другие спортивные клубы.

6. Занятия физической культурой помогают мне в быту.

7. Когда нет занятий, я нахожу себе сам двигательную активность.

8. Я хожу на занятия, чтобы в дальнейшем овладеть навыками самостоятельных занятий.

9. Для того чтобы я не пропускал занятия, меня кто-то должен контролировать.

10. Каникулы для меня время, когда я могу увеличить время для занятий физической культурой.

11. Заниматься сегодня физической культурой модно.

12. В спортивных клубах можно встретить интересных людей.

13. Если бы по физической культуре не было зачета, я бы пропускал занятия.

14. Мне нравится на уроках, т.к. там можно совершенствовать свои физические качества.

15. Я знаю функциональные показатели своего здоровья.

Спасибо за ответы!

Анкетирование показывает, что учащиеся имеют очень низкую мотивацию к занятиям физической культурой и не осознают последствия развития имеющихся у них заболеваний на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Проведенный анализ статистики и литературы за несколько лет способствовал выявлению основных критериев для создания банка электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний, имеющих ограничения в физической активности. Среди учащихся особенно часто встречаются заболевания: органов дыхания, органов зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы и т.п.

Для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по предмету Физическая культура по видам заболеваний, наиболее распространенных в среде учащихся, и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом (например, приложение 1). Банк электронных учебных материалов состоит из следующих разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры.

Например при заболеваниях органов дыхания. Заболевание: астма, бронхит, туберкулез, плеврит, пневмония и т.п. Основные симптомы заболевания при астме: одышка, влажные хрипы, приступы удушья, скопление мокроты и т.п. Анатомо-физиологическое строение организма с указание органов, поражающихся при астме: респираторный тракт, дыхательные пути, легкие, сердечно-сосудистая система.

Основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов: реакция антиген-антитело, возникающая в бронхо-легочной ткани, вызывает спазм гладкой мускулатуры мелких бронхов и бронхиол, а также отек их слизистой оболочки, выделение вязкого секрета в просвет бронхиол лежит в основе клинической картины этого заболевания, воспалительные процессы в миндалинах и носоглотке. Имеет аллергическую природу, на ее появление влияет наследственная предрасположенность к аллергическим состояниям, усугубляющее воздействие оказывают неблагоприятные внешние условия. Приступы отдышки нарушают функцию сердечно-сосудистой системы и вызывают синдром легочного сердца.

Рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом: выполнение дыхательных упражнений статического и динамического характера, гимнастические упражнения порядковые, строевые, упражнения на растягивания, оказывающее воздействие на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, предупреждение и ликвидацию застойных явлений в легких, что способствует нормализации дыхательного акта.

Вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, помещают после рекомендаций: «Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются оптимальным средством поддержания и укрепления здоровья», «В здоровом теле - здоровый дух», «Движение - жизнь», «Береги здоровье с молоду!», Здоровье - это функция успешной жизни, активной жизненной позиции человека во всем, в том числе и по отношению к самому здоровью. Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно дается «даром», «Сохранение здоровья, управление им в интересах жизненных достижений - личное дело каждого из нас» и т.п.

Банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера.

Учащемуся дают задание провести поиск информации по его заболеванию в банке электронных учебных материалов. По результатам поиска через месяц учащийся предоставляет материал в электронном виде, например, на лазерном диске или флеш-карте. Проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию.

Тест для определения глубины знаний по его заболеванию.

Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами ответов. Выберите свой вариант ответа и отметьте его крестиком.

1. Какое заболевание не относится к заболеваниям органов дыхания:

А) Пневмония; Б) Плеврит; В) Бронхиальная астма; Г) Гайморит;

2. В каких единицах измерения определяется жизненный объем легких (ЖЕЛ):

А) мл; Б) уд./мин; В) мл/кг; Г) м/с;

3. Гипоксия - это:

А) недостаток кислорода в крови; Б) недостаток кислорода в крови и накопление углекислого газа в организме;

4. Сколько мышц производящих вдох?

А) 6; Б) 4; В) 8; Г) 7;

5. Какой вес легкого:

А) 1 кг; Б) 0,5-0,6 кг; В) 0,9 кг; Г) 0,2 кг;

6.Какая поверхность легкого обращена к сердцу:

А) реберная; Б) медиальная; В) диафрагмальная;

Спасибо за работу!

Тест для определения глубины знаний по заболеванию миопия.

Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами ответов и отметьте его крестиком или напишите свой ответ.

1. Ненужное вычеркните:

А) глазное яблоко; Б) сетчатка; В) палочки и колбочки; Г) молоточек и наковальня; Д) хрусталик;

2. Что впервые было обнаружено у английского химика Дж. Дальтона?

А) миопия, Б) близорукость, Д) дальтонизм.

3. Чего много в роговице? И чего совсем нет?

А) нервных окончаний, Б) кровеносных сосудов,

4. Какое заболевание не относится к заболеваниям органов зрения:

А) близорукость, Б) дальнозоркость; В) катаракта; Г) глаукома; Д) отит;

5. Какое зрение обеспечивают Палочки, а какое Колбочки?

6. В какой единице измерения насчитываются Колбочки, а в какой Палочки?

Спасибо за работу!

По результатам тестирования аттестуют учащихся в первом семестре.

Проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала из банка в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений.

Для лучшего понимания и осознания проблемы студентам объясняют механизмы развития заболевания и возникновения патологического состояния. Например, алкоголь - похититель доверия, радости, смысла жизни. Злоупотребление алкоголем ведет к привыканию, привыкание - к потребности, потребности - к зависимости, т.е. к болезни. Алкоголизм - болезнь №3 после сердечно-сосудистых и онкологических недугов.

Прием алкоголя приводит к постепенному опустошению личности. Наибольшее изменение происходят в эмоциональной и волевой сферах. Люди, применяющие алкоголь, становятся эгоцентричными, неискренними, лживыми. Они утрачивают не только нравственное чутье, но и эстетические принципы, часто становятся нечистоплотными, запускают свои хозяйственные и профессиональные дела. Алкоголизм - болезнь страшная, потому что не передается ни вирусом, ни половым путем, а возникает исключительно благодаря вашим усилиям: стакан с водкой подносят, как ни странно, ко рту собственные руки. У каждого человека в крови растворен эндогенный этанол (ЭЭ). Уровень концентрации ЭЭ у каждого человека различен, но для каждого человека он имеет постоянную величину. Здоровье наше подчиняется законам гомеостаза (постоянство внутренней среды). Концентрация алкоголя в крови - один из факторов, поддерживающих это постоянство. Когда человек неумеренно пьет в течение нескольких лет, уровень ЭЭ у него в крови часто меняется, идет его разбалансировка. Когда уровень ЭЭ в крови падает до «нулевой отметки», может развиться «белая горячка» - алкогольный психоз, эпилептоидные припадки алкогольной природы. Страдают все органы, необходимо срочное лечение. Алкоголь - вор здоровья, семейного благополучия, работоспособности.

Наркомания - болезнь, которая развивается при употреблении наркотиков. Она заключается в том, что все физическое и душевное состояние человека, его самочувствие оказываются в постоянной зависимости от введения наркотика, его наличия или отсутствия в организме. Больной вынужден все время принимать наркотик, иначе ему становится очень плохо. Вся жизнь больного направляется на поиски, добычу наркотика. Начало обычно это случайно. Предложили попробовать - согласился. Но после нескольких употреблений наркотик оказалось, что настроение, душевный тонус зависят от того, введен наркотик или нет, на душе тоска, мрак, пустота. Все мысли только о том, где достать этот похититель здоровья, благополучия, жизни.

Употребление наркотиков ведет к привыканию, привыкание - к потребности, потребность - к зависимости, т.е. к болезни. Болезнь складывается из непреодолимого влечения к наркотикам, сформированной физической зависимости.

Каждый, даже случайный, единичный «опыт» чреват болезнью. Продолжительность жизни наркоманов, начавших прием ядовитого вещества в молодые годы, не превышает 30-40 лет, а от начала приема 5-7 лет. Иногда их жизнь обрывается в самом юном возрасте - от слишком большой дозы дурмана или несчастного случая во время нахождения под ложным «кайфом».

Прием наркотиков приводит к постепенному опустошению личности. Наибольшее изменение происходят в эмоциональной и волевой сферах. Люди, применяющие наркотик, становятся эгоцентричными, неискренними, лживыми. Они утрачивают не только нравственное чутье, но и эстетические принципы, часто становятся нечистоплотными, запускают свои хозяйственные и профессиональные дела.

Идет не просто пандемия (широко распространенная эпидемия), а настоящая генная мутация в широком масштабе. Мозг перестал воспринимать химические вещества, как инородные, и соответствующим образом реагировать сигналами опасности в виде болезней. Существует ген, который отвечает за инстинкт самосохранения. У наркоманов он дефективный. Дети человека, употреблявшего наркотик, имеют 50% шанс унаследовать этот ген.

Трудность лечения связана с особенностями клинических проявлений болезни, которые ассоциируются с чувством удовольствия на первых порах употребления наркотика и вызывают двойственное отношение пациента к своему страданию.

Никотин - маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом, на воздухе окрашивается в коричневый цвет, хорошо растворяется в воде, алкоголе. Никотин - нервный яд (никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после 1-й затяжки), действующий в первую очередь на ганглии (нервные узлы) вегетативной нервной системы, регулирующей в нашем организме деятельность внутренних органов и обмен веществ, а также на центральную нервную систему. После кратковременного возбуждения нервных центров никотин угнетает их. Смертельной дозой для человека является всего несколько сотых грамма никотина. Такое количество содержится в 20-25 папиросах. Не погибают курильщики потому, что эта доза принимается ими постепенно и со временем устойчивость к никотину повышается.

Курение табака является причиной многих тяжелых заболеваний. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 3-12 минут, смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. В России ежегодно умирают около 300 тыс. курильщиков и 4 млн в мире. Никотин оказывает пагубное действие на половую и детородную функции, на зрение и слух. Ядовитым соединением, входящим в состав табачного дыма, является окись углерода. Она вытесняет кислород из соединения с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, что препятствует нормальной доставке кислорода нуждающемуся в нем мозгу и другим органам. В результате этого у курильщиков развивается хроническое кислородное голодание, от чего страдает сердечно-сосудистая система. Табачный дым раздражает дыхательные пути, появляется кашель. Вначале кашель появляется утром - «утренний кашель курильщика», а позднее он беспокоит в течение всего дня и даже ночью. Бронхолегочная ткань не выдерживает паров кислот, кетонов, фенолов и других, раздражающих и загрязняющих легкие веществ, находящихся в табачном дыме в больших концентрациях. В результате этого развиваются различные болезни органов дыхания. Пассивное курение также очень вредно, его называют медленным самоубийством. В воздух попадает половина табачного дыма, плюс тот, что вдыхает курящий. Некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько и курильщик 1 сигареты.

Возникновение и развитие стресса зависит от различных стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. У студентов первого года обучения стресс-реакцию вызывают причины, связанные с адаптацией к новой форме учебной деятельности: различная новая информация, отсутствие контроля со стороны взрослых и самостоятельность принятия решений, сдача экзаменационной сессии, высокий уровень требований преподавателей высшей школы. При отсутствии навыков стресспреодалевающего поведения к концу пятого курса это может негативно сказаться на состоянии здоровья студентов (широкое распространение среди молодежи заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение вегетативной регуляции функций организма, расстройства центральной нервной системы, депрессии, тревожность, фобии) и снизит их конкурентоспособность на современном рынке труда. Студенты в будущем будут обеспечивать здоровье и интеллект нации в производственных условиях, организациях, учреждениях, в семье и обществе. Здоровье студентов - одна из важных проблем современного общества и самих студентов. Однако о здоровье они задумываются лишь тогда, когда появляются те или иные болезни.

Создают банк описания физических упражнений (например, приложение 2), показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из классифицированного набора физических упражнений в виде графических учебных иллюстраций, сформированного в локальный видеоряд физических упражнений с текстовым сопровождением. Например, при астме рекомендуют: дыхательные статические и динамические упражнения; гимнастические упражнения по анатомическому признаку: упражнения для мышц лица и шеи, плечевого пояса и верхних конечностей, мышц туловища, тазового пояса и нижних конечностей; по методической направленности: упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др.; по характеру мышечной деятельности циклические и ациклические: лечебная ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, метание мяча и др.; по использованию дополнительных средств: без предметов, с предметами, на снарядах, тренажерах.

При миопии высокой степени обеих глаз рекомендуют гимнастические упражнения по анатомическому признаку: упражнения для мышц лица и шеи, плечевого пояса и верхних конечностей, мышц туловища, тазового пояса и нижних конечностей; по методической направленности: упражнения на координацию, порядковые, подготовительные, на координацию, растягивание, равновесие, расслабление, др.; по характеру мышечной деятельности циклические и ациклические: лечебная ходьба, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, метание мяча и др.; по использованию дополнительных средств: без предметов; идеомоторные; с вставками рекламного характера, содержащими информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе.

Материал сопровождается с вставками рекламного характера, содержащими информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе:«Если будешь посещать оздоровительные группы, клубы, то можешь там найти компаньонов по бизнесу, получить информацию о новой интересной работ», «Плохое состояние здоровья снизит вашу конкурентоспособность на современном рынке труда». Такие вставки позволяют формировать смысловую установку на здоровый образ жизни и социальную компетентность, которые приведут в дальнейшем к успешности и безусловной конкурентоспособности на рынке труда, дадут большие возможности для карьерного роста в трудовой деятельности, помогут выстоять в трудной ситуации будущему молодому специалисту.

Вводят банк электронных учебных материалов по физическим упражнениям в память персонального компьютера.

Преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке данных и подготовить задание - выбрать физические упражнения, направленные на восстановление здоровья по основному заболеванию, по вредной привычке, существующей у учащихся, и профилактике стресса.

Преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует. Учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса.

Например: Комплекс №1 при заболевании астмой может включать следующие упражнения:

1. Стойка, ноги врозь. Медленное поднимание рук через стороны вверх-вдох, опускание рук - продолжительный выдох с произношением звука «Ш-ШШШ», 5-8 раз.

2. Стойка, ноги врозь, руки на грудной клетке, пальцы вдоль ребер. Отведение локтей назад - вдох, наклон вперед, ступенчатый выдох с произношением звуков» ЭХ -ЭХ». 30-60 сек.

3. Стойка, руки на пояс. Приседание - выдох, возвращение в исходное положение (ИП) вдох. 5-8 раз.

4. ИП сидя на стуле, руки на пояс. Наклоны туловища вперед - выдох; возвращение в ИП - вдох. 4-6 раз.

5. Стойка, ноги врозь, руки в замке. Упражнение «Дровосек. Руки вверх - вдох; наклон туловища, руки вперед, вниз, пронести между ног - выдох с произношением звуков У-УХХ-У-УХХ». 30-60 сек.

6. Стойка, руки на пояс. Наклоны туловища в стороны. Дыхание свободное.

7. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: на 2 шага - вдох, на 4 шага - выдох.

8. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом 30-60 сек.

9. 3ажав рукой один носовой ход, ритмично дышать через другой. 30-60 сек.

10. Ритмичное носовое дыхание под счет с удлинением фазы выдоха. Дышать через нос. 5-8 раз.

11. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот, имитирующим задувание свечи. 30-60 сек.

12. Медленный вдох через нос, выдох производится одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания на 4-8-12 сек, 5-8 раз.

13. Стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. Имитация бокса. 8-10 раз каждой рукой. Дыхание равномерное.

14. Стойка ноги врозь. Наклон туловища вперед - выдох, выпрямление туловища - вдох. 5-8 раз.

15. Имитация дыхания пловца. Короткий энергичный вдох через нос, удлиненный выдох через рот. 5-8 раз.

Комплекс №2 при заболевании миопии высокой степени обеих глаз.

1. Зажмуривание глаз на 3-5 сек.

2. Легкое быстрое моргание. 20-30 сек.

3. «Письмо носом». Закройте глаза и, используя нос как удлиненную ручку, пишите им что-нибудь в воздухе. Например: на заглавные буквы алфавита название городов. 30-40 сек.

4. Массаж глаз. Поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз: вибрация, нажим, массаж ладонью, легкое разминание. 5-8 раз.

5. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец на расстоянии 25-30 см от глаз. Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. 10-12 раз.

6. Сведение глаз. Следить за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение переносится по центру к переносице и по 10 раз перед каждым глазом.

7. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на ладонь или наручные часы. 15 раз.

8. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, руки вверх - вдох, следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить - выдох. 10-12 раз.

9. ИП сидя на стуле. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. 5-8 раз.

10. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки, расслабить глаза. 5-8 раз.

11. ИП сидя на стуле, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в ИП. 10-12 раз.

12. ИП то же. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. 5-8 раз.

13. Встать у стены комнаты и, не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол. Повторить в обратном порядке. 5-8 раз.

14. ИП то же. При неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа на лево и обратно. 10-12 раз.

15. Закрыть глаза и представить настенные часы с крупным циферблатом, но без стрелок. Начните водить зрачком по воображаемым диаметрам, соединяющим цифры 12-6, 1-7, 2-8, 3-9 и т.д. 20-30 сек.

Комплекс №3 - профилактика курения.

1. ИП стойка. Большим и указательным пальцами поочередно закрывают правую и левую ноздри. Продолжительность вдоха и выдоха 4-6 сек.

2. ИП то же. Во время вдоха указательными пальцами ведут по крыльям носа. Во время выдоха указательными пальцами производят постукивание по крыльям носа. Выдох продолжительный.

3. ИП то же. Кончиком языка давят на твердое небо. Вдох и выдох производится через нос.

4. ИП то же. Спокойный вдох. При выдохе постукивают по крыльям носа и произносят слоги: Ба-бо-бу.

5. Выдох совершать активно, более форсировано и до конца. Постепенно поступление воздуха во время вдоха сменяется его стремительным выведением при выдохе.

6. Вдох выполнять плавно и бесшумно. Для этого рекомендуют вдыхать без напряжения. В конце вдоха обязательно должна сохранятся возможность его некоторого продолжения.

7. Исключить излишнее напряжение дыхания во время его призвольного управления, оно не должно завершаться одышкой, состоянием дискомфорта и напряжения.

8. При выполнении дыхательных упражнений концентрировать внимание на области живота, грудной клетки, фаза вдоха и выдоха.

Комплекс №4 - антистрессовая пластическая гимнастика А.В.Попкова.

На практическом занятии учащиеся сформированных групп по видам заболеваний разучивают составленный комплекс упражнений. Этот комплекс учащиеся используют на занятиях ЛФК. Дополнительно учащемуся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который он предъявляет на проверку 1 раз в месяц.

Через семестр проводят контроль здоровья каждого учащегося сформированной группы, сравнивая их персональные показатели с показателями здоровья других учащихся.

Пример 1. Студентка Быкова Ирина, 18 лет. Диагноз: астма. Представила в деканат справку об освобождении от занятий физической культурой. После проведенной индивидуальной беседы со студенткой и анализа ее анкетных данных был составлен план работы с ней. Для контроля уровня здоровья разработаны и проведены функциональные пробы, с учетом ее заболевания (рост 165 см, вес 51250 граммов, весо-ростовой показатель 310,6, артериальное давление(АД)- 126/78, частота сердечных сокращений(ЧСС)- 83 уд./мин, жизненный объем легких(ЖЕЛ)- 1,9 мл/кг, частота дыхания(ЧД)- 13 раз, пробы: Штанге - 37,5 с, Руфье - 17,3 с, Генче - 30,4 с). У студентки нет мотивации для занятий ЛФК и сохранения своего здоровья. Данные занесены в личную карту студентки. Далее студентке И. было предложено выполнить следующее задание: в банке материалов по видам заболеваний ознакомиться с информацией, касающейся астмы, и дать характеристику заболеванию, по вредной привычке - курение и профилактике стресса. Выполнить работу по выбранной тематике было предложено в электронном виде. Студентка И. с заданием справилась успешно, представила на лазерном диске описание своего заболевания, а также заболеваний, связанных с курением и стрессом, с указанием возможности занятий физической культурой. После чего подтвердила глубину своих знаний, при самостоятельной подготовке, правильными ответами на предложенные вопросы тестов. Из 6 предложенных вопросов правильно ответила на 6. Из беседы со студенткой И. было выявлено, что в процессе выполнения теоретической работы студентка расширила свой диапазон знаний в области своего заболевания, так как дополнительно к предложенному банку электронных учебных материалов провела поиск в Интернете по поводу своего заболевания, укрепления своего здоровья средствами ЛФК, благодаря чему возникло желание применить эти знания на практике, а также ознакомилась с позитивной информацией в виде рекламных вставок о пользе занятий физическими упражнениями. Присутствовала на занятии о вреде пагубных привычек на организм человека, особенно курения, оказывающего усугубляющее действие при ее заболевании. Студентка составила комплекс физических упражнений при заболевании астмой, разучила с группой и провела презентацию наглядного пособия в виде листовки. Выполняла предложенный комплекс на занятиях ЛФК. При проверке дневника самоконтроля было отмечено, что студентка И. позитивно настроена на преодоление трудностей в борьбе со своим недугом, имеет хорошее самочувствие, что выражается в урежении приступов, уменьшении уровня страха, тревоги перед болезнью, осознала как ее заболевание может повлиять на ее карьеру и востребованность как специалиста в дальнейшем, что необходимо своевременно принимать меры по оздоровлению. Студентка проявляет интерес к самостоятельным занятиям ЛФК, что способствует укреплению ее здоровья, выработке навыка самостоятельных занятий физической культурой, умению использовать физическую активность для управления своим самочувствием и состоянием. В конце учебного года провели повторное функциональное тестирование, анализ которого показал прирост функциональных резервов организма по показателям проб: Штанге - 40,7 с, Руфье - 14,7 с, которые поднялись от неудовлетворительной к удовлетворительной оценке и следовательно показали улучшение здоровья студентки.

Пример 2. Хохлова Алина, 19 лет, Диагноз: миопия высокой степени обоих глаз. Представила в деканат справку об освобождении от занятий физической культурой. После проведенной индивидуальной беседы со студенткой и анализа ее анкетных данных был составлен план работы с ней. Для контроля уровня здоровья разработаны и проведены функциональные пробы с учетом ее заболевания: рост-161 см, вес-55,200 г, острота зрения: левого глаза-1,08 усл. ед., правого глаза-1,04 усл.ед, весо-ростовой показатель- 343,9, артериальное давление(АД)-118/71, частота сердечных сокращений(ЧСС)-81 уд./мин, жизненный объем легких(ЖЕЛ)- 2,2 мл/кг, астота дыхания(ЧД)-18 раз, пробы: Штанге - 48,6 с, Руфье - 19,8 с, Генче - 40,1 с; асимметрия зрения, сильно выраженное левшество. Данные занесены в личную карту студентки. Вредных привычек нет, испытывает стресс при сдаче экзаменов. Далее студентке А. было предложено выполнить следующее задание: в банке материалов по видам заболеваний ознакомиться с информацией, касающейся своего недуга, и дать характеристику заболеванию и профилактике стресса. Выполнить работу по выбранной тематике было предложено в электронном виде на лазерном диске. Студентка А. с заданием справилась успешно, после чего ответила на вопросы тестов. Из 6 предложенных ответила на 5. Из беседы со студенткой А. было выявлено, что с большей частью информации она ознакомилась впервые, много нового узнала об укреплении своего здоровья средствами ЛФК, благодаря чему возникло желание применить эти знания на практике. Присутствовала на занятии о вреде курения, алкоголя, наркомании, где также ознакомилась с позитивной информацией в виде рекламных роликов о пользе занятий физическими упражнениями и вреде пагубных привычек и стресса на организм человека. Студентка составила комплекс упражнений, направленный на профилактику стресса и комплекс физических упражнений при миопии высокой степени обоих глаз, разучила с группой и провела презентацию наглядного пособия. Выполняла этот комплекс на занятиях ЛФК в учебном учреждении. При проверке дневника самоконтроля было отмечено, что студентка А. с большим желанием настроена на преодоление трудностей в борьбе со своей болезнью. Студентка отмечает, что благодаря занятиям физическими упражнениями она легче переносит учебную нагрузку на зрительный анализатор, теперь стало возможным в моменты между лекциями снять напряжение с глаз доступными упражнениями. Нет того страха, тревоги перед недугом. Студентка А. проявляет интерес к самостоятельным занятиям ЛФК и обращается к преподавателю за консультацией. Дневник ведет регулярно. В конце учебного года проведено повторное функциональное тестирование, анализ которого показал прирост функциональных резервов организма по показателям ЖЕЛ - 3,2 мл/кг, проб: Штанге - 49,4 с, Руфье - 17,8 с, острота зрения левого глаза - 1,91усл.ед., правого гдаза - 1,06 усл.ед., что указывает на улучшение здоровья студентки.

Предлагаемый способ используется в НФИ КемГУ на кафедре физической культуры и спорта со студентами, по состоянию здоровья отнесенными к специальной медицинской группе с 2008 г.

1. При разработке реферата в электронном виде и работе с банками электронных учебных материалов студент получает знания в области укрепления своего здоровья средствами физической культуры.

2. Уменьшается уровень страха, тревоги перед болезнью.

3. Студент проявляет интерес к самостоятельным занятиям физической культурой. У студента возникает желание применить полученные знания на практике.

4. Применение знаний на практике путем выполнения разработанных комплексов упражнений и рекомендаций по двигательному режиму способствует выработке навыка самостоятельных занятий физической культурой, умению использовать физическую активность для управления состоянием здоровья.

5. Повышается уровень мотивационных установок на здоровый образ жизни, на карьерный рост в профессии в дальнейшем.

6. Расширяются физиологические резервы организма студента.

7. Студент привыкает контролировать уровень своего здоровья (2 раза в год тестирование, ежедневно дневник самоконтроля).

8. Пропагандирует занятия физической культурой в студенческой среде.

Способ обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, включающий занятия лечебной физкультурой (ЛФК), отличающийся тем, что проводят анкетирование учащихся первого курса, на основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель физической культуры формирует группы, подбирает функциональные пробы, которые проводит в начале учебного года и после каждого семестра, для изучения теории создают банк электронных учебных материалов по видам наиболее распространенных в среде учащихся заболеваний и заболеваний, связанных с курением, алкоголизмом, наркоманией, стрессом, состоящий из разделов: заболевание; основные симптомы заболевания; анатомо-физиологическое строение организма с указанием органов, поражающихся при заболевании; основные причины и механизмы развития заболевания, вызывающие патологию органов; рекомендации по применению лечебной физической культуры при патологии органов, направленные на улучшение состояния этих органов и организма в целом; вставки рекламного характера, содержащие позитивную информацию о пользе физической культуры, банк электронных учебных материалов вводят в память персонального компьютера; учащемуся дают задание провести поиск в банке электронных учебных материалов о своем заболевании, по результатам поиска через месяц учащийся предоставляет выполненное задание в электронном виде, например на лазерном диске или флеш-карте, проводят тестирование учащихся с оценкой знаний по его заболеванию, проводят теоретическое занятие с беседой о профилактике заболеваний и вредных привычек, на котором дают информацию о вреде табака, наркотиков, алкоголя, стресса, сопровождая ее показом на мониторе компьютера иллюстративного материала в виде рисунков и схем, изображающих организм человека, механизмы развития заболевания и оздоровительного действия физических упражнений из банка материалов в заданной педагогом последовательности; создают банк электронных учебных описаний физических упражнений, показанных при наиболее распространенных в среде учащихся заболеваниях, состоящий из: выстроенных в локальный видеоряд физических упражнений, выполненных в виде графических иллюстраций с текстовым сопровождением, со вставками рекламного характера, содержащего информацию о связи здоровья с успешностью в профессии и бизнесе, вводят его в память персонального компьютера; преподаватель физической культуры дает задание провести поиск в этом банке описаний и подготовить задание по выбору физических упражнений, направленных: на восстановление здоровья по основному заболеванию; вредной привычке, существующей у учащегося; профилактике стресса; преподаватель физической культуры оценивает их и корректирует; учащийся готовит реферат в виде наглядного пособия - листовки с описанием комплекса; на практическом занятии учащиеся сформированных групп разучивают составленный комплекс упражнений, который используют на занятиях ЛФК; дополнительно учащимся рекомендуют заниматься самостоятельно с ведением дневника, который они предъявляют на проверку 1 раз в месяц, через семестр проводят контроль здоровья учащихся в той же группе, сравнивая их персональные показатели здоровья друг с другом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, в частности терапии и кардиологии, и может быть использовано для диагностики тревожно-депрессивного расстройства, требующего фармакологической коррекции у пациента с ишемической болезнью сердца.

Изобретение относится к способам, вызывающим изменения психофизиологического состояния работающих при воздействии стрессогенных факторов производственной среды.

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки времени экстренной реакции человека на движущийся объект. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в психиатрии, психосоматической и профилактической медицине, психологии для оценки психофизического состояния индивида, группы индивидов с целью определения их эмоционального состояния, совместимости в семье, рабочем коллективе, сопряженности с товаром или услугой.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройству комплексного исследования состояния вегетативной нервной системы. .

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебной сексологии и судебной психиатрии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени реакции человека на движущийся объект. .
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано для определения пригодности спортсменов для занятий хоккеем. .
Изобретение относится к области медицины и социальной работы, а именно реабилитологии, курортологии, медико-социальной экспертизе, неврологии, организации здравоохранения, социальной психологии, и предназначено для оценки эффективности реабилитации лиц с инвалидностью старше 18 лет в реабилитационных отделениях учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения.

Изобретение относится к области психологии познавательных способностей, в частности к способам оценки психофизиологических причин разной эффективности мнемических способностей, и может быть использовано в психологической практике в плане профотбора и профориентации, а также в психологии труда для изучения мнемических способностей при различных функциональных состояниях (в условиях монотонии, стресса, утомления и т.п.)

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии

Изобретение относится к области психологии и психофизиологии и может быть использовано в судопроизводстве, в подборе кадров, проведении
Изобретение относится к медицине, в частности к гепатологии, а именно к вирусным гепатитам, и может быть использовано для прогнозирования прогрессирования течения вирусных гепатитов
Изобретение относится к педагогике, может быть использовано для определения уровня внимания учителей физической культуры и студентов факультетов физической культуры на уроке

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к области медицины, касается коррекции психоэмоциональных состояний и профилактики развития у людей аутоагрессивных реакций (в т.ч
Наверх