Многогранная шайба конструкции землякова для установки на грани головки дополнительного болта

Изобретение относится к устройствам для стопорения крепежных элементов. Многогранная шайба для установки на грани головки дополнительного болта, предназначенного для стопорения первого болта, и прижатия нижней плоскостью к головке первого болта, установленного в отверстии корпуса, выполнена в виде пластины с нижней и верхней плоскостями, многогранной по наружному периметру и с шестью гранями по внутреннему отверстию. Расстояние между противоположными гранями внутреннего отверстия по нижней плоскости больше, чем расстояние между теми же гранями по верхней плоскости шайбы. В результате повышается надежность стопорения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, может быть использовано в комплекте со «стопорными болтами конструкции Землякова", в машиностроительных конструкциях, в приборах точной механики, а также в строительных конструкциях и в другой технике, работающей в условиях сильной и долговременной вибрации, например в локомотивной технике, в авиационной технике, в автомобильной и тракторной технике, в судостроительной технике, в шпало-рельсовых конструкциях, а также и в конструкциях, собираемых на космических орбитах.

Известно устройство, обеспечивающее фиксацию стопорящего элемента, размещенное в головке стопорного болта и выполненное в виде пружинной пластины, размещенной в головке болта с упором в стенки полости и в верхний торец винта (вариант 1 и 2) [1].

Недостатком известного устройства для фиксации стопорящего элемента в головке стопорного болта заключается в том, что в качестве стопорящего элемента в известном устройстве установлен установочный винт, не имеющий шестигранной головки. А фиксирование стопорного элемента от вывинчивания при вибрации осуществляется за счет упора головной части установочного винта в пластинчатую пружину. Однако пластинчатая пружина при больших пиковых нагрузках может прогнуться и таким образом не страхует винт от проворота на малый угол, что может ослабить созданный натяг в витках основной резьбы. Во втором варианте основным недостатком является селективный подбор фиксирующих стержней по диаметру, который при разном усилии затяжки винта может быть разным, что значительно усложняет монтаж.

Известен также «Болт для крепления в глухом отверстии» [2], содержащий головку с шестью гранями под ключ, резьбовой стержень с основной резьбой на наружной цилиндрической поверхности, сквозное осевое отверстие с дополнительной резьбой в которую ввинчен стопорящий болт, имеющий шестигранную головку. В шестигранной головке такого стопорного болта выполнено поперечное отверстие, в котором установлен пластически деформируемый фиксирующий элемент, концы которого размещены в поперечных пазах головки стопорного болта.

Недостатком этого известного устройства является то, что для фиксации стопорного болта в его головке необходимо сверлить поперечное отверстие для установки фиксирующего элемента.

Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются изобретения: «Стопорный болт Землякова для крепления в глухом отверстии» [3] и «Стопорный болт Землякова для сквозного резьбового отверстия» [4]. В аналогах [3] и [4] использован одинаковый способ фиксации дополнительного болта, поэтому в качестве прототипа принято изобретение «Стопорный болт Землякова для крепления в глухом отверстии» [3], в котором грани головки дополнительного болта охвачены гранями шестигранного отверстия многогранной шайбы, нижняя плоскость которой поджата к торцевой плоской поверхности шестигранной головки основного болта, а поверх граней головки основного болта и граней на наружном периметре многогранной шайбы установлена и жестко поджата термоусадочная трубка или колпачок.

Недостатком известного устройства-прототипа является то, что между гранями головки дополнительного болта и гранями шестигранного отверстия многогранной шайбы имеется зазор, необходимый для обычной установки, путем надевания, многогранной шайбы. Этот установочный зазор не может гарантировать надежного стопорения, а именно: при сильной и долговременной вибрации либо при пиковых вибрационных нагрузках может произойти микропроворот на выкручивание дополнительного болта на величину этого зазора, таким образом ослабнет величина созданного натяга в витках резьбы дополнительного болта и в целом стопорного болта в глухом или сквозном отверстии.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в том, чтобы повысить надежность стопорения как «Стопорного болта Землякова для крепления в глухом отверстии», так и «Стопорного болта Землякова для сквозного резьбового отверстия».

Это достигается тем, что многогранная шайба для установки на грани головки дополнительного болта, предназначенного для стопорения первого болта, и прижатия нижней плоскостью к головке первого болта, установленного в отверстии корпуса, выполненная в виде пластины с нижней и верхней плоскостями, многогранной по наружному периметру и с шестью гранями по внутреннему отверстию, отличается тем, что расстояние между противоположными гранями внутреннего отверстия по нижней плоскости больше, чем расстояние между теми же гранями по верхней плоскости шайбы. Шайба может быть выполнена из вязкопластичного материала, например из металла: алюминия, латуни, незакаленной стали, или пластиков: полипропилена, капролона, винипласта.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен чертеж уже установленного в глухое отверстие стопорного болта, застопоренного дополнительным болтом, над шестигранной головкой которого подготовлена для установки плоская многогранная шайба. На фиг.2 изображен осевой разрез плоской многогранной шайбы. На фиг.3 изображен вид плоской многогранной шайбы сверху.

Многогранная шайба имеет нижнюю плоскость 1 с размером между гранями β и верхнюю плоскость 2 с размером между гранями δ. Кроме того, ребро наружного диаметра шайбы имеет многогранную накатку или насечку 3, а ребро внутреннего отверстия имеет шестигранную форму 4.

Устройство работает следующим образом.

После стопорения стопорного болта 5 в глухом отверстии 6 с помощью дополнительного болта 7, имеющего шестигранную стандартную головку 8, на грани головки 8 устанавливают многогранную шайбу нижней плоскостью 1 так, чтобы размер β охватил грани головки 8. После этого к плоскости 2 шайбы прилагают усилие Р и с натягом (увеличивая размер δ) прижимают шайбу к головке болта 5. Затем, так же как в аналогах [3] и [4], поверх граней головки болта 5 и граней 3 шайбы устанавливают термоусадочную трубку или колпачок с последующим их прогревом и механической фиксацией относительно положения граней головки болта 5 и граней 3 шайбы.

Полезность изобретения заключается в том, что такое устройство шайбы позволяет быстро вести монтаж, обеспечивать надежную «механическую память» созданной величины натяга в витках основной резьбы болта 5 и в корпусе, где размещено глухое отверстие 6.

Источники информации

1. Патент России №1164477.

2. Патент России №2154203.

3. Патент России №2354861.

4. Патент России №2353832.

1. Многогранная шайба для установки на грани головки дополнительного болта, предназначенного для стопорения первого болта, и прижатия нижней плоскостью к головке первого болта, установленного в отверстии корпуса, выполненная в виде пластины с нижней и верхней плоскостями, многогранной по наружному периметру и с шестью гранями по внутреннему отверстию, отличающаяся тем, что расстояние между противоположными гранями внутреннего отверстия по нижней плоскости больше чем расстояние между теми же гранями по верхней плоскости шайбы.

2. Многогранная шайба по п.1, отличающаяся тем, что шайба может быть выполнена из вязкопластичного материала, например из металла: алюминия, латуни, незакаленной стали или пластика: полипропилена, капролона, винипласта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к созданию композиционных материалов. .

Изобретение относится к способу регулирования сжатия прижимным устройством, размещенным внутри рамы (1). .

Изобретение относится к области строительства и направленно на повышение несущей способности и упрощение изготовления тонкостенных стержневых конструкций с болтовыми соединениями на высокопрочных болтах.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено в верхнем строении пути с железобетонными шпалами для раздельного клеммно-болтового скрепления КБ-65.

Изобретение относится к общей конструкции верхнего строения пути. .

Шайба // 2144632
Изобретение относится к областям производства крепежных изделий и может быть использовано при сборке строительных машиностроительных и других видов металлоконструкций.

Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, например, прокатом, штамповкой, волочением, механической обработкой, экструзией или порошковой металлургией и может быть использовано при сборке строительных машиностроительных и других видов металлоконструкций.

Шайба // 2144630
Изобретение относится к областям производства изделий крепежа, например прокатом, штамповкой, волочением, механической обработкой, экструзией или порошковой металлургией, и может быть использовано при сборке строительных машиностроительных и других видов металлоконструкций.

Изобретение относится к производству изделий крепежа, может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций. .

Изобретение относится к области машиностроения, к резьбовым разъемным соединениям, применяемым в машинах и механизмах, конструкциям различных самостопорящих приспособлений и конструктивным элементам крепежных деталей, препятствующим самоотвинчиванию.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к стопорению резьбовых соединений и использованию таких резьбовых соединений в системах управления поверхностями управления самолетов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, использующих резьбовые соединения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей.

Изобретение относится к машиностроению, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузок. .
Наверх